Урок на тему: "".Разнообразие растений
Оценка 4.9

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Оценка 4.9
Документация
docx
экология
6 кл
01.11.2018
Урок на тему: "".Разнообразие растений
в данном уроке представлены растительный мир Республики Башкортостан и рассматриваются природные зоны: лесостепь, степь, лес, и горная зона. В каждой природной зоне расписаны растения и деревья, произрастающие в данной природной зоне. Рассказывается о характеристике растений, условиях произрастания. Дано практическое задание в конце урока. урок снабжен презентацией.о растительном мире Республики Башкортостан
урок разнообразие растений.docx
Тема занятия: " Разнообразие растений." Цель   занятия   ­ Республики Башкортостан.   сформировать   представление   о   растительном   мире Задачи: Образовательные   ­   познакомить   учащихся   с   основными   типами растительности и причинами разнообразия растительных сообществ.  Развивающие   ­       развивать   навыки   работы   с   дополнительным   материалом, учебником, картой растительности.  Воспитательные   ­   отношения к растительному миру.    воспитание   экологического   сознания,   бережного Оборудование:   карточки с заданиями для каждой группы, мультимедийная установка.  Методы: Объяснительно ­ иллюстративный, проблемное изложение, частично – поисковый, исследовательский.  Тип урока: изучение нового материала.    План­конспект  I. Организационный момент.   II. Изучение нового материала.      На экране появляется ряд рисунков растений. (слайд 1)   * Какова тема нашего урока? ("Разнообразие растений")    * Обратите внимание на растения. Что вы можете о них сказать? (они все разные, хотя и состоят практически из одинаковых органов)    Сегодня   на   занятии   мы   рассмотрим   разнообразие   растительного   мира Республики Башкортостан и выясним, почему в пределах нашей Республики произрастают такие разные растения? (постановка проблемного вопроса, который будет решаться по ходу урока). 1.   РАСТИТЕЛЬНОСТЬ   –   ОДИН   ИЗ   ВАЖНЕЙШИХ   КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ.   (объяснение с элементами беседы, характеристика схемы)    орешник,        бересклет, множество   лесов,  Растительность – один из важнейших компонентов природы. На территории Республики   Башкортостан   преимущественно широколиственных.   В   них   растут   дуб,   липа,   осина.   В   подлеске распространены рябина. Хвойные   леса,   занимающие   меньшую   площадь   по   сравнению   с широколиственными, распространены в горных районах  Республики. В них растут главным образом пихты и ели, а из трав – брусника, черника и др. таежные растения. Значительная часть сосновых лесов была вырублена и в итоге вытеснена мелколиственными лесами березы бородавчатой. В поймах рек   имеются   леса,   образованные   тополями,   ивами,   липами,   но   их экологический баланс полностью или частично нарушен.    На состав и обилие растительных организмов сильно влияет деятельность человека.   В   результате   некоторые   виды   растений   резко   сократили   свою численность, а некоторые даже совсем истреблены.  Растения   играют   очень   важную   роль   в   природе   и   для   человека (характеристика схемы). (<Рисунок1>) (слайд 3)   Объясните каждое значение растительности.  В   пределах   нашей   Республики   выделяют   следующие   растительные сообщества: леса, лесостепи, степи, горно­лесная зона. (слайд 4)   2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ.  (практическая   работа   ­   заполнение   таблицы,   в   случае   если   учащиеся затрудняются   ответить   на   вопросы   проблемного   характера,   проводится эвристическая беседа).    С   различными   типами   растительных   сообществ   учащиеся   знакомятся, работая в группах. Учащиеся   делятся на группы по 2­3 человека. Каждая группа   получает   одно   растительное   сообщество,   с   которым   она   будет работать и инструктивную карту с вопросами. (Приложение 1) На работу отводится 5 – 7 минут, затем группы делают отчёт о выполненной работе. Все слушают и заполняют сводную таблицу. (Приложение 2)    Каждая группа загадывает загадку другим группам. Отгадав её, учащиеся узнают   название   природной   зоны   и   растительного   сообщества,   с   которым будет работать каждая группа.   Загадки (слайд 5)  Что за зона у природы, Между степью и лесами? Где растёт овес, гречиха, Лён и рожь под небесами; И участки разнотравья,  Разделённые природой, Между лесополосами Стали полем и дорогой? Где природные ландшафты Пашут трактора в зацеп? Как зовётся область дети? Подскажите ...(Лесостепь) (лесостепь)   Золото, платина и серебро ­   Много богатств России дано.  Но без этого чуда природы  Остановятся наши заводы.  И без этого вида сырья  Не видать нам тетрадей, друзья!  (лес)   Долго меня человек изменял:  Почву богатую сохой ковырял,  Сеял пшеницу, овёс молотил, Сочной травой животных кормил.  (степь)  И горы и лес можно встретить здесь Они повсюду окружают,  Скажите, ребята, кто о них знает?  (горно­лесная зона)   Работа в группах.   Группа №1. Лесостепь (слайд 6 ­ 7)  Используя   карту   “Природные   зоны”,   определите,   где   в   Республике Башкортостан    преобладает   лесостепная  растительность   и  каковы   условия формирования растительного сообщества лесостепи?  Назовите растения лесостепи, и какие приспособления они имеют к условиям своего обитания? (листья, корни, форма, однолетние, многолетние).  Входя в лес, мы поднимаем голову и едва можем увидеть макушки деревьев. Но, в природе есть “лес по колено или по щиколотку”. Что это за лес?   Эвристическая беседа.    Что подразумевается под выражением “лес по колено или по щиколотку”? (низкие деревья).  Почему деревья низкие? (недостаточно тепла для роста).  Почему деревья высокие? (Больше сил у дерева из­за питания корней. Два рядом стоящих дерева могут по разному питаться. К кому ближе грунтовые воды, то и в плюсе. Некоторым нужно больше света, они тянутся наверх, а другие менее требовательны).  Что можно определить по кольцам в стволе дерева? (Возраст) Что защищает внутреннюю часть дерева? (Кора) Растет ли дерево зимой? (Нет, оно замирает) Заполнение таблицы в рабочей тетради. (слайд 15)   Группа №2. ЛЕС (слайд 9 ­ 10)    Используя   карту   “Природные   зоны”,   определите   ареал   распространения лесной растительности.  Каковы условия формирования лесной растительности?  Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах, и какие приспособления имеют растения лесов?  Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий хвойных лесов?  Эвристическая беседа.    Какие   леса   произрастают   южнее,   а   какие   севернее?   (южнее   – широколиственные, а севернее – хвойные леса).  Какие леса получают больше тепла? (широколиственные).  Т. О., какими условиями произрастания будут отличаться широколиственные и хвойные леса? (теплом и влагой).  Заполнение таблицы в рабочей тетради. (слайд 15)   Физминутка.   Группа №3. СТЕПЬ (слайд 11 ­ 12)    Используя   карту   “Природные   зоны”,   определите   ареал   распространения степной растительности.  Каковы условия формирования растений степей?  Назовите растения степи, и какие приспособления имеют растения степи к условиям среды?  Почему степи зеленеют лишь ранней весной и в них не растут деревья?  Отсутствие   древесной   растительности   в   степи   объясняется   недостаточным увлажнением. Эвристическая беседа.    Почему   в   степи   недостаточное   увлажнение?   (выпадает   мало   осадков,   а испаряемость высокая).  Что необходимо растениям для роста кроме влаги? (тепло).  Заполнение таблицы в рабочей тетради. (слайд 15)   Группа №4. Горно­лесная зона (слайд 13 ­ 14)    Используя   карту   “Природные   зоны”,   определите   ареал   распространения горно­лесной  растительности.  Каковы условия формирования горно­лесной растительности?  Назовите   растения   горно­лесного   сообщества,   и   какие   они   имеют приспособления к условиям своего обитания?  Эвристическая беседа.   В какой сезон происходит интенсивный рост деревьев? (в теплый сезон года, благоприятный для роста).  Какое время в горах благоприятно для растений? (время дождей).   Заполнение таблицы в рабочей тетради. (слайд 15)  1.Лесостепь   Растительность   представлена   небольшими   участками широколиственных лесов, лугов и степей. В зоне широколиственных лесов РБ северной   части   Предуралья   распространены   неморальные   виды   растений: дуб , липа , клён и т.д  Тёплое лето, зима от снежной умеренно – холодной до суровой, 2. Лес .   пихта, избыточное увлажнение, многолетняя мерзлота. берёза, клён, лиственница, дуб, медуница, кислица. Деревья сбрасывают листву. Лиственница сбрасывает хвою на зиму, корни её в поверхностном слое почвы.  Сосна,   ель,   3. Степь. Холодная   зима,   тёплое   лето,   увлажнение   недостаточное.   Сон­ трава, типчак, ковыль­волосатик, тимьян ползучий. 4. Горно­лесная зона. С  подъемом здесь становится холоднее. На больших высотах земная поверхность отдает окружающему пространству много тепла, «поставляемого»   ей   солнцем.   Происходит   это   потому,   что   воздух   вверху разрежен,   и,   хотя   здесь   он   больше   пропускает   солнечных   лучей,   чем   у подножия   гор,   все   же   потери   тепла   земной   поверхностью   с   высотой возрастают в еще большей степени.  Мы   рассмотрели   растительный   мир   основных   природных   зон   Республики Башкортостан   .  В   основных   природных   зонах   господствует   зональный   тип растительности.    Зональный тип растительности – это тип растительности, который образует сплошной   покров   в   пределах   равнинной   части   природной   зоны  (например: лесной, степной тип растительности). (слайд 16)  Какой   природный   фактор   является   решающим   в   формировании   и распределении зональных типов растительности Республики Башкортостан? (климат).  Если природная зона будет сочетать в себе типы растительности соседних основных зон то, как она называется? (переходная)  Какие переходные зоны есть в Республике Башкортостан? Из каких типов растительности  состоит каждая из них? (переходными природными  зонами являются   лесостепь.   В   них   сочетаются   типы   растительности   соседних основных зон).  В   каждой   зоне   наряду   с   зональным   типом   растительности   встречаются   и другие типы растительности. Это азональные растительные сообщества.    Азональный тип растительности – это тип растительности, не образующий сплошного покрова в пределах равнинной части природных зон (например: растения лугов, болот, древесные формы растений в поймах рек безлесных природных зон).   Это луга и болота. Их можно встретить в нескольких природных зонах, среди других растительных сообществ. Создаётся сложная мозаика растительного покрова.   Так   в   лесной   зоне   кроме   хвойных   лесов,   распространены   леса мелколиственные, болота и луга. Чем вы объясните мозаичность растительного покрова?    Какие   факторы   ещё   будут   влиять   на   размещение   растительности   по территории?    Пестрота растительных группировок определяется тем, что на размещение растительности по территории влияет не только климат, но и рельеф, и состав поверхностных   отложений,   и   особенности   почв,   и   глубина   залегания грунтовых вод, и деятельность человека.   Т. О. На разнообразие растительного мира повлияли следующие факторы:   (слайд 16)   ­ географическое положение;   ­ климатические условия территории (тепло и влага);   ­ рельеф и состав поверхностных отложений;   ­ глубина залегания грунтовых вод;   ­ особенности почв;   ­ деятельность человека.   III. Закрепление изученного материала. (слайд 17)  1.Обширный природный комплекс находится между двумя промежуточными зонами:полупустыней   и   лесостепью.   он   представляет   собой   огромную равнину,   сплошь   покрытую   мелкими   кустарниками   и   травами.   О   какой природной зоне идет речь?  (степь)  2. Найди лишнее растение и подчеркни его.   Сосна, дуб, берёза, ковыль .   3. Найди пару (пару соедините стрелкой).    Горно­лесная зона   Ковыль          Степь         Лен   уральский Лес           Ель 4. Закончи предложение.    Решающим   фактором,  который   влияет   на  формирование   и   распределение зональных типов растительности является ­ климат.   5. Вставьте пропуск.   Отсутствие деревьев в степи объясняется недостаточным количеством Влаги  IV. Подведение итогов занятия. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  "Детский экологически центр" городского округа город Стерлитамак РБ Конспект занятия  "Разнообразие растений"                подготовила: Кунакбаева Л.В.,                             педагог дополнительного образования.

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений

Урок на тему: "".Разнообразие растений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2018