Урок "Наша Родина- Россия"
Оценка 4.7

Урок "Наша Родина- Россия"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
14.04.2019
Урок "Наша Родина- Россия"
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина- Россия".Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ Задачи урока: • направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект федерации», «патриот» • используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию • способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства • способствовать формированию коммуникативных умений
Урок Наша Родина-Россия.docx
Тема: Наша Родина­ Россия. Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством  Российской Федерации, субъектами РФ Задачи урока:      направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект  федерации», «патриот» используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить  нужную информацию способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко­ географический образ страны, образ социально­политического устройства способствовать формированию коммуникативных умений Оборудование: презентация, карточки со словами, фонограмма «Звуки птиц», карта  России, буклеты, листы самооценки, Ход урока: I. Организационный этап  II. Мотивационно – целевой этап:  ­ Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы Живут в России разные Народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один – черкеску носит, Другой – надел халат Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один – кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним – милее осень, Другим  ­ милей весна. А Родина – Россия – У нас  у всех одна.        (В.Степанов) ­ В чем смысл стихотворения? Какие картины возникли перед вами при их прослушивании?   (ответы детей – все это о России, родине) Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою  родину. ­ Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России) ­ Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и  каковы будут цели урока? Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия) ­ Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это  наша  Родина.  Давайте уточним тему (Наша Родина ­ Россия) (учитель записывает на доске  продолжение названия темы) ­ Предположите, о чем пойдет речь на уроке.­ Как вы думаете, на какие вопросы нам  предстоит ответить? ­ Откройте свои тетради, запишите число и  тему сегодняшнего урока. Листы самооценки. План урока:1. Российская Федерация  2. Русский язык – государственный  3. Что значит  быть патриотом? ­ Ребята, у вас на столах лежат листочки с проблемным вопросом, на который мы  постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.                                                           «Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее  патриотом?» III. Основной этап ­  Что же такое для человека Родина?     ­ Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет;  дом, где  родился;  место, где жили его предки) ­ Правильно,  все это и есть родина, то есть родное место. ­ Понятие «Родина», от какого слова  оно произошло? ­ Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.  (ответы детей ­ слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает  группу людей, объединённых кровным родством) ­ Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые, как вы считаете,  относятся к понятию Родина, а для нас родина – это? Россия, в одну колонку, а слова,  относящиеся к чужбине – в другую колонку. (на столе лежат карточки, дети выбирают и  приклеивают на доске в две колонки). Запись в тетрадях ­  Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека. 1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша  страна в прошлом?(ответы детей ­ Восточные славяне, Русь, Российская империя,  Российская республика, РСФСР, СССР) ­ Как называется наше государство сейчас ­ с 1991 года – Российская Федерация                   Лист оценки. Работа с учебником – с. 92.  Что такое федерация– найдите определение в словаре:  Федерация ­ происходит от латинского, и означает  союз, объединение, запишите в тетрадь. А теперь найдите определение в словаре: федерация – это союзное государство,  составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные  образования (области, округа, республики). Работа с картой с. 94­95 ­ Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?  ­ Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа,  автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации. Работа со словарем – найдите определение «субъект» Работа в тетради: субъект РФ  – это государственное образование в составе федерации –  коррекция – повтор определения, запоминание ­ Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты  Российской  Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей) ­Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют  равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права  субъектов РФ и зачитаем их: 1.Право иметь свою территорию. 2.Право иметь свои органы власти и управления. 3.Право иметь свой герб и флаг. 4.Право обучать детей на родном языке. ­ Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.  Лист оценки. ­ Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка) (включить фонограмму –Звуки природы ­соловей)  ­ Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94­95 учебника  и карту на доске: 1. Укажите границы Российской Федерации. 2. Найдите столицу России. 3. Найдите и назовите 3 республик. 4. Найдите и назовите 3 краев. 5. Найдите и назовите 5 областей. 6. Найдите и назовите 3автономных округа. 7. Назовите субъект, в котором проживаем мы. ­ И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты  федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию,  и прикрепите на  доске. Самооценка. Проверка – лишнее слово «район» ­ Небольшая административно­территориальная единица внутри области или внутри крупного города. ­ Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет) ­ Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100  народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и  многонациональное, т.е.  в его составе много различных национальностей.  Работа со словарем: Национальность – принадлежность  человека к тому или иному  народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения,  запоминание ­ Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы,  алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне. ­ Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка) Самооценка 2) Итак,  Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя  культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой  национальности, проживающие на территории нашей страны,  будут разговаривать только  на своем, национальном языке.   ­ Как вы думаете,  сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не  смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга) ­ Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является  русский язык – он государственный язык РФ.  Работа с учеником: с. 93, прочитать ­  Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть  малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны  уважения.  Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам  ­ черта патриота.  3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки  именовали соотечественников, людей имевших одну Родину. Работа в тетради: Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу.  Патриотизм – любовь к Родине, своему народу ­ коррекция – повтор определения,  запоминание  ( Самооценка) Перед вами книги, буклеты, документы, посмотрите, и ответьте на вопрос: Что их  связывает с понятиями «патриот» и «патриотизм»? (ответы детей) А теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: «Почему недостаточно  только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?» IV. Закрепление изученного материала: ­ Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях, живущих  здесь. Поэтому, я думаю, вы  справитесь с нашим  последним заданием.  Кроссворд «Наша Родина», отгадываем, записываем и проверяем – работа в группах  Лист  оценки. V. Подведение итогов. Этап рефлексии ­ О чем шла речь на уроке? (ответы детей ­ объясняли смысл понятия «субъект РФ»,  характеризовали особенности России как многонационального государства, объясняли  значение русского языка как государственного)  ­ Что мы делали на уроке? (ответы детей ­ определили тему и цели урока; работали с  документами; играли в игру «Ассоциации»; делали вывод; систематизировали изученный  материал; разгадывали кроссворд, проводили  взаимопроверку) ­ Ребята, у вас на столе карточки, выберите для себя одну и продолжите фразу: Мне было скучно, потому что… Мне не все понравилось на уроке…. Мне было интересно на уроке, потому что…. Лист самооценки.  Домашнее задание: п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику,  живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери  фотографии твоих любимых родных мест.

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"

Урок "Наша Родина- Россия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2019