Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина- Россия".Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ
Задачи урока:
• направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект федерации», «патриот»
• используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию
• способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства
• способствовать формированию коммуникативных умений
Урок Наша Родина-Россия.docx
Тема: Наша Родина Россия.
Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством
Российской Федерации, субъектами РФ
Задачи урока:
направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект
федерации», «патриот»
используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить
нужную информацию
способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко
географический образ страны, образ социальнополитического устройства
способствовать формированию коммуникативных умений
Оборудование: презентация, карточки со словами, фонограмма «Звуки птиц», карта
России, буклеты, листы самооценки,
Ход урока:
I. Организационный этап
II. Мотивационно – целевой этап:
Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой – надел халат
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод. Один – кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим милей весна.
А Родина – Россия –
У нас у всех одна. (В.Степанов)
В чем смысл стихотворения? Какие картины возникли перед вами при их прослушивании?
(ответы детей – все это о России, родине)
Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою
родину.
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)
Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и
каковы будут цели урока? Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия)
Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это наша
Родина. Давайте уточним тему (Наша Родина Россия) (учитель записывает на доске
продолжение названия темы)
Предположите, о чем пойдет речь на уроке. Как вы думаете, на какие вопросы нам
предстоит ответить?
Откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. Листы самооценки.
План урока:1. Российская Федерация 2. Русский язык – государственный 3. Что значит
быть патриотом?
Ребята, у вас на столах лежат листочки с проблемным вопросом, на который мы
постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее
патриотом?»
III. Основной этап
Что же такое для человека Родина?
Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет; дом, где
родился; место, где жили его предки)
Правильно, все это и есть родина, то есть родное место. Понятие «Родина», от какого слова оно произошло?
Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.
(ответы детей слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает
группу людей, объединённых кровным родством)
Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые, как вы считаете,
относятся к понятию Родина, а для нас родина – это? Россия, в одну колонку, а слова,
относящиеся к чужбине – в другую колонку. (на столе лежат карточки, дети выбирают и
приклеивают на доске в две колонки).
Запись в тетрадях Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша
страна в прошлом?(ответы детей Восточные славяне, Русь, Российская империя,
Российская республика, РСФСР, СССР)
Как называется наше государство сейчас с 1991 года – Российская Федерация
Лист оценки.
Работа с учебником – с. 92. Что такое федерация– найдите определение в словаре:
Федерация происходит от латинского, и означает союз, объединение, запишите в тетрадь.
А теперь найдите определение в словаре: федерация – это союзное государство,
составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные
образования (области, округа, республики).
Работа с картой с. 9495
Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на
карте?
Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа,
автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.
Работа со словарем – найдите определение «субъект»
Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в составе федерации –
коррекция – повтор определения, запоминание
Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской
Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)
Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют
равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права
субъектов РФ и зачитаем их: 1.Право иметь свою территорию.
2.Право иметь свои органы власти и управления.
3.Право иметь свой герб и флаг.
4.Право обучать детей на родном языке.
Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах. Лист оценки.
Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)
(включить фонограмму –Звуки природы соловей)
Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 9495 учебника
и карту на доске:
1. Укажите границы Российской Федерации.
2. Найдите столицу России.
3. Найдите и назовите 3 республик.
4. Найдите и назовите 3 краев.
5. Найдите и назовите 5 областей.
6. Найдите и назовите 3автономных округа.
7. Назовите субъект, в котором проживаем мы.
И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты
федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию, и прикрепите на
доске. Самооценка.
Проверка – лишнее слово «район» Небольшая административнотерриториальная единица
внутри области или внутри крупного города.
Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)
Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100
народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и
многонациональное, т.е. в его составе много различных национальностей.
Работа со словарем: Национальность – принадлежность человека к тому или иному
народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения,
запоминание
Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы,
алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне. Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка) Самооценка
2) Итак, Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя
культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой
национальности, проживающие на территории нашей страны, будут разговаривать только
на своем, национальном языке.
Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не
смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)
Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является
русский язык – он государственный язык РФ.
Работа с учеником: с. 93, прочитать
Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть
малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны
уважения. Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам черта патриота.
3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки
именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.
Работа в тетради: Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу.
Патриотизм – любовь к Родине, своему народу коррекция – повтор определения,
запоминание ( Самооценка)
Перед вами книги, буклеты, документы, посмотрите, и ответьте на вопрос: Что их
связывает с понятиями «патриот» и «патриотизм»? (ответы детей)
А теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: «Почему недостаточно
только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
IV. Закрепление изученного материала:
Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях, живущих
здесь. Поэтому, я думаю, вы справитесь с нашим последним заданием.
Кроссворд «Наша Родина», отгадываем, записываем и проверяем – работа в группах Лист
оценки.
V. Подведение итогов. Этап рефлексии
О чем шла речь на уроке? (ответы детей объясняли смысл понятия «субъект РФ»,
характеризовали особенности России как многонационального государства, объясняли
значение русского языка как государственного)
Что мы делали на уроке? (ответы детей определили тему и цели урока; работали с
документами; играли в игру «Ассоциации»; делали вывод; систематизировали изученный
материал; разгадывали кроссворд, проводили взаимопроверку) Ребята, у вас на столе карточки, выберите для себя одну и продолжите
фразу:
Мне было скучно, потому что…
Мне не все понравилось на уроке….
Мне было интересно на уроке, потому что….
Лист самооценки.
Домашнее задание: п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику,
живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери
фотографии твоих любимых родных мест.
Урок "Наша Родина- Россия"
Урок "Наша Родина- Россия"
Урок "Наша Родина- Россия"
Урок "Наша Родина- Россия"
Урок "Наша Родина- Россия"
Урок "Наша Родина- Россия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.