Ребенок в семье
Оценка 4.6

Ребенок в семье

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
29.04.2019
Ребенок в семье
Урок - игра по обществознанию в 5 классе. Цели: рассмотреть особенности положения ребенка в семье на различных исторических этапах; развивать учебно-исследовательские умения учащихся. Планируемые результаты: работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, диагностика и само¬диагностика, игровая деятельность, мини¬дискуссия, проектная деятельность.
ребенок в семье и школе.docx
Ребенок в семье Цели:  рассмотреть   особенности   положения   ребенка   в   семье   на   различных исторических этапах; развивать учебно­исследо­ вательские умения учащихся. Планируемые результаты: Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, диагностика   и   самодиагностика,   игровая   деятельность,   минидискуссия,   проектная деятельность Формируемые УУД: метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки  учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные:  находить   и   формулировать   учебную   проблему,   составлять   план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждение в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме;  личностные:  Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание активной и созидательной позиции для участия в общественной и государственной жизни страны; ответственности за свои решения Основные понятия: «детство». Оборудование: учебник, дополнительный материал, чистые листы, фломастеры. План изучения нового материала 1.Что такое детство? 2. Отношение к детям в разные исторические эпохи. 3.Воспитание детей у разных народов. 4. Воспитание в разные исторические периоды. I. Организационный момент Х о д   у р о к а Добрый   день,   мои   юные   обществоведы.   Вы   ознакомились   с   общей   картиной современного общества, его экономикой, социальным устройством, политикой и правом, культурой.   Далее   нам   предстоит   обратиться   к   проблемам,   связанным   с   положением ребенка в обществе, и прежде всего с положением его в семье и школе. II. Проверка знаний Учащиеся   презентуют   результаты   мини­исследования,   выполненного   в   рамках практикума.   Первоначально   презентацию   можно   организовать   в   группах,   дав   каждому ученику возможность высказаться. Группа определяет результаты исследования, которые будут представлены классу. III. Изучение новой темы Учитель, организует учащихся в группы и предлагает им дать определение понятию «детство». Через   2   минуты   после   начала   работы   лист   каждой   группы   заберите   и   передайте соседям. Делайте это через каждый равный промежуток времени. В результате каждый раз группа будет вынуждена дописать то, что было начато другими, вносить свои мысли и ассоциации. После того как круг замкнется, и работы придут к тем группам, которые начали их делать, предложите обсудить получившееся и попробовать пояснить, как все элементы связаны с понятием «детство». Таким образом в ходе занятия будет получено несколько разных определений одного понятия. IV.Презентация результатов групповой работы Представитель каждой группы дает определение понятия «детство». V.Слово учителя Детство   ­   период   от   рождения   до   11   лет,   в   течение   которого   ребенок   растет   и развивается физически, формируется его характер. В настоящее время в психологии и других науках имеется несколько видов возрастной периодизации. Мы рассмотрим эле­ мент периодизации Д.Б. Эльконина, где он содержательно раскрыл ведущие деятельности, характерные для разных периодов детского возраста. В период младенчества (от рождения до 1 года) это непосредствен но­эмоциональное общение   со   взрослыми,   на   фоне   и   внутри   которого   формируются   ориентированные действия. В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) ­ предметноорудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами. В дошкольном возрасте (4­7 лет) ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой   форме   (ролевая   игра).   Главное   ее   значение   состоит   в   том,   что   ребенок моделирует в ней отношения между людьми. В младшем школьном возрасте (7­11 лет) ведущей деятельностью является обучение, в ходе   которого   происходит   интенсивное   формирование   интеллектуальных   и познавательных сил ребенка. В   подростковом   возрасте   (12­16   лет)   ведущей   деятельностью   является   общение, заключающееся   в   построении   отношений   с   товарищами   на   основе   морально­этических норм. VI. Работа с учебником Учитель   предлагает   сравнить   его   рассказ   о   периодизации   детства   с   периодизацией детского возраста в учебнике на с. 160 и сделать выводы. VII. Работа в группах Группа 1 1.Прочитать с. 161­162: «Отношение к детям в разные исторические эпохи». 2. Составить план для устного рассказа. 3. Составить 3 вопроса для одноклассников. Группа 2 1. Прочитать с. 162­163: «Воспитание детей у разных народов». 2. Составить план для устного рассказа. 3. Составить 3 вопроса для одноклассников. Группа 3 1.Прочитать с. 163­164: «Воспитание в разные исторические периоды». 2. Составить план для устного рассказа. 3. Составить 3 вопроса для одноклассников. VIII. Подведение итогов урока Представители от каждой группы демонстрируют результаты самостоятельной работы: с помощью плана рассказывают о прочитанном материале и задают классу составленные  вопросы.  Домашнее задание Прочитать с. 159­164. Задания на с. 164. Взаимоотношения детей и родителей Цели:  рассмотреть   особенности   взаимоотношений   детей   и   родителей;   развивать учебно­исследовательские умения учащихся, критическое мышление. Планируемые результаты: Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, диагностика   и   самодиагностика,   игровая   деятельность,   минидискуссия,   проектная деятельность Формируемые УУД: метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки  учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные:  находить   и   формулировать   учебную   проблему,   составлять   план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждение в форме связи простых суждений об изучаем;  личностные:  Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание активной и созидательной позиции для участия   в   общественной   и   государственной   жизни   страны;   ответственности   за   свои решения Основные понятия: «воспитание». Оборудование: учебник, дополнительный материал. План изучения нового материала 1.Родители и дети. 2. Взаимоотношения детей и родителей. Ход у р о к а I. Организационный момент Учитель   начинает   урок   с   изучения   с   учащимися   таблицы   «Соотношение   влияния родителей и сверстников на подростков» (с. 170 учебника). Возможные выводы: 1.Роль родителей значительно преобладает: в выборе одежды для посещения школы; при покупке одежды; регламентации времени; предпочтений в еде; распределении денег; в организации свободного времени; в манерах речи; в нормах поведения; в посещении церкви; мнении о людях; советах по личным проблемам. 2. Роль   родителей   имеет   незначительное   преобладание:   в   выборе   телепередач;   в спортивных предпочтениях; в выборе прически. 3. Преобладает мнение сверстников: в выборе музыки; в выборе книг или журналов. Таким образом, родители оказывают огромное влияние на становление своих детей, и очень важно, чтобы отношения между детьми и их родителями складывались позитивно. II. Проверка домашнего задания ­ Что такое детство? Чем дети отличаются от взрослых? ­ Какие интересные факты характеризуют отношение к детям в разные исторические эпохи? ­ Как вы понимаете, что такое родительский деспотизм? Как вы к нему относитесь? ­ Чем жизнь современного ребенка отличается от жизни детей в другие эпохи? ­ Как воспитывают детей в Японии? Как вы относитесь к данному типу воспитания? ­ Как воспитывают детей в Англии? Как вы относитесь к наказанию детей? ­ В чем особенность средневекового воспитания? Как оно изменилось к началу XVIII в.? III.Изучение новой темы 1.Слово учителя. ­ Личность ребенка формируют родители. Они помогают ребенку усвоить правила поведения   в   обществе,   учат   общению   и   взаимодействию   с   людьми,   состраданию, милосердию и другим общечеловеческим ценностям. От взаимоотношения ребенка с родителями во многом зависит, каким он вырастет, как будет строить отношения с окружающими. 2. Работа с иллюстрацией на с. 168. Учитель предлагает дать название предложенному сюжету. Прием «Корзина идей». Предложенные   идеи   складываются   в   нарисованную   на   доске   корзину.   Выбираются наиболее удачные варианты названия сюжета. IV.Практическая работа 1. Учитель предлагает учащимся изучить в парах дополнительный источник: «Заповеди по воспитанию родителей» и выполнить задания к нему. ­ Какое мнение сложилось у вас о предложенных заповедях? ­ Какие заповеди вы могли бы использовать в отношении ваших родителей? ­ Проанализируйте последствия предложенных заповедей. ­ В чем, на ваш взгляд, заключается проблема «отцов и детей»? 2.Учитель предлагает учащимся изучить отрывки из дореволюционной книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений» с пропущенными словами и фразами. Учащиеся должны вписать пропущенную информацию. Группа 1: «Обязанности относительно родителей и родных» К отцу и матери мы обязаны питать самую нежную, самую искреннюю ...  (любовь)  и глубочайшее ... (уважение) с самого ... (раннего детства), в продолжение всей жизни мы  (беспрекословно   подчиняться)  их   воле   и   строго   исполнять   все   ... должны   ... (нравственные)  правила; всегда должны уважать их ...  (советы)  и вечно сохранять в сердце ... (благодарность)  за все, что сделали они для нас. Пусть будут родители наши лучшими ... (друзьями), ... (советниками)  и ... (руководителями)  в продолжение всей нашей жизни. Мы должны уважать ... (их мнения), даже тогда, когда они не ... (сходны с нашими). Мы должны искренно любить ... (нашу семью); если кого­нибудь из ее членов постигнет несчастье, мы ... (обязаны поспешить на помощь). Группа 2: «Обязанности относительно ближних» Старайтесь развивать в себе чувства ... (великодушия) и ... (благодарности). Мы не  должны делать ... (зла), даже нашим врагам. Не должно ... (оскорблять) ближних ни ...  (словами), ни ... (действиями). Прямодушие и искренность ­ ... (добродетели),  присущие сердцам благородным.... (Ложь) унизительна, это подруга плутовства. Не  должно без нужды говорить дурно о ... (своих ближних). Будьте ... (вежливы) и ...  (приветливы) со всеми, но никому не надо ... (льстить), говорите ... (правду), но  сдержанно. (Сострадание)   одно   из   прекраснейших   человеческих   качеств:   будьте   добры   и   ... (человеколюбивы)   к   себе   подобным;   соболезнуйте   их   горестям   и   страданиям;   если можете, защищайте их против ... (несправедливостей). Сознание, что вы исполнили ... {свой долг) и были полезны вашим ближним, доставит вам большое ... {внутреннее удовольствие), так как мы не созданы жить ... {только для самих себя). V. Подведение итогов урока Учитель предлагает учащимся обсудить полученные результаты, заслушав ответы 2­3 учеников. Составить «Современные обязанности относительно родных и близких» в парах. Презентация результатов работы. Домашнее задание Прочитать с. 166­171. Задания 1­5, с. 171. Дополнительный материал Заповеди по воспитанию родителей 1. Проявляй внимание. Интересуйся, как самочувствие, как дела на работе и т. п. Чем ты старше, тем острее родители переживают твой действительный или мнимый отход от семьи. Они боятся стать тебе ненужными. Честное слово, как юная девушка о любимом, они волнуются: а вдруг ты их больше не любишь? И порой их мелочные придирки и навязчивые вопросы только средство обратить на себя твое просвещенное внимание. Уделяй беседе с мамой­папой полчаса в день. Они станут воспринимать тебя как источник тепла. А внимательному, заботливому человеку труднее в чем­ либо отказать. Так что твои усилия не пропадут зря. 2. Иногда   расспрашивай   близких   о  прошлом.   Беседуй  с  бабушкой  о  ее   героической молодости. Люди очень благодарны тем, с кем они могут отправиться в обратное путешествие во времени. Кроме того, ты можешь узнать много неожиданного для себя. С удивлением откроешь, что и у твоих близких были похожие проблемы. Может быть, их опыт станет тебе подспорьем в трудной ситуации. 3. Создавай атмосферу доверия. Рассказывай о себе. Безусловно, ты имеешь право на личную жизнь. Вовсе необязательно выкладывать все, как под пыткой. Но если ты будешь молчать, как партизан на допросе, родители могут вообразить, что ты куда более страшный грешник, чем на самом деле. Если ты будешь изо дня в день хранить гробовое молчание просто потому, что тебе неохота лишний раз открыть рот перед отсталыми обитателями общей жилплощади, эти отсталые обитатели подумают, что ты скрываешь от них нечто ужасное. И постараются ограничить твою свободу. А ведь ты этого не хочешь? 4. Помогай   родителям   формировать   их   родительский   образ   как   образ   реального воспитателя, с которым можно посоветоваться, которому можно доверять и т. п. Для этого подсовывай им современную литературу о воспитании подростков, особенно американских авторов. Там много пишется о свободе, о самовоспитании, о праве личности на самоопределение. 5. Доказывай,   что  та   «не  один   такой».   Пусть  мама   и  папа   смотрят   вместе   с   тобой молодежные передачи, читают журналы для подростков, музыкальные дайджесты, слушают современную музыку. 6. Если хочешь узнать реакцию близких на какое­то ваше решение и боишься, что она будет резко отрицательной, избери метод косвенной консультации. Расскажи о своем друге или подруге, что попали в трудную ситуацию. Попроси совета. Скорректируй свое поведение согласно услышанному. Это поможет избежать крупного скандала. Учти, родители гораздо легче отнесутся к проблемам твоих друзей, чем к твоим. С ними они готовы будут вспомнить, что «сами были молодыми», что «на ошибках учатся» и т. д. За чужого не так больно и не так стыдно, как за своего. Так что при случае можно привлечь   своих   родителей   к   действительным   проблемам   твоих   друзей.   Увидишь,   как пригодится их опыт, их знание жизни. И в то же время они будут наивно горды доверием молодежи. Привыкнув выступать в роли «всепонимающего Будды» для друзей дочери или сына, в трудный момент они будут готовы пойти навстречу и тебе. Не выходить же из образа! Ребенок в школе Цели: рассмотреть особенности взаимоотношений ребенка в школе; развивать учебно­ исследовательские   умения   учащихся   в   групповой   и   индивидуальной   деятельности; формировать умения партнерского взаимодействия. Планируемые результаты: Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, диагностика   и   самодиагностика,   игровая   деятельность,   минидискуссия,   проектная деятельность Формируемые УУД: метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки  учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные:  находить   и   формулировать   учебную   проблему,   составлять   план выполнения работы. Познавательные: уметь строить рассуждение в форме связи простых суждений об изучаем;  личностные:  Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание активной и созидательной позиции для участия   в   общественной   и   государственной   жизни   страны;   ответственности   за   свои решения Основные понятия: «риторика», «философия». Оборудование: учебник, чистые листы бумаги, фломастеры, бинт. План изучения нового материала 1.История школьного обучения. 2. Современная школа. Х о д   у р о к а I. Организационный момент Учитель   зачитывает   интересный   факт   (с.   173   учебника).   Ученики   должны сформулировать тему урока «Ребенок в школе». ­ Может ли современный мир обойтись без школы? ­ Для чего нужна школа лично вам? ­ Какие эмоции вы испытываете, когда слышите слово «школа»? II. Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания осуществляется в парной работе по заданиям учебника, с. 171. Один ученик выступает в роли учителя, другой ­ ученика. Учитель выборочно контролирует происходящий процесс. III. Изучение новой темы Учитель   предлагает   учащимся   изучить   текст   с.   172­175,   заполнить   таблицу   с пометками: Знал Новое Не понял Обсуждение заполненной таблицы в группах. IV.Лекция Современная школа В Российской Федерации существует 11­летнее общее образование. Оно включает три ступени: начальное общее образование С1—4 классы), основное общее образование (5­9 классы), среднее образование (10­11 классы). Государство   обеспечивает   общедоступность   и   бесплатность   получения   гражданами России общего среднего 11­летнего образования. Современная школа ­ это большой коллектив людей: учащихся, учителей, родителей, объединенных важным государственным делом ­ образованием детей, подготовкой их к жизни в обществе, к выбору профессии, к трудовой деятельности. В каждой школе есть главный закон, который регламентирует деятельность всех участников образовательного процесса, речь идет об Уставе школы. Современный школьник изучает разные предметы: русский и родной язык, математику, биологию, химию, историю, обществознание, литературу и др. Разносторонние знания помогают стать образованным человеком. Участие в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах открывает путь в высшие учебные заведения, в науку. В   школе   формируются   черты   характера,   волевые   качества,   складывается   школьная дружба.   Но   школа   является   и   источником   множества   проблем.   Неудачи   в   учебе,   в установлении контактов с одноклассниками являются, пожалуй, главными из них. V. Практическая деятельность Учитель предлагает выполнить ряд заданий, каждое из которых имеет определенную цель,   но   в   целом   все   они   направлены   на   воспитание   у   детей   таких   качеств,   как товарищество,   самокритичность,   требовательность   к   себе,   сопереживание,   взаимо­ понимание. Задание 1. Изучи правила хорошего слушателя. С чем ты не согласен? Как стать хорошим слушателем (Из книги Т. Т. Бегенчева и др. «Азбука гражданского образования») 1.Дайте сказать другому 2. Сделайте так, чтобы говорящий почувствовал себя комфортно. 3. Продемонстрируйте свое желание слушать говорящего. 4. Ликвидируйте источники, отвлекающие внимание. 5. Взгляните на проблему глазами говорящего. 6. Будьте терпеливы. 7. Признавайте наличие эмоций, но не позволяйте им руководить вами. 8. Спокойно реагируйте на критику и контраргументы. 9. Реагируйте на то, что вы слышите. 10.Сконцентрируйтесь на том, что вам говорит собеседник. 11. Слушайте, чтобы понять. 12. Задавайте вопросы. Задание 2. Игра «Сиамские близнецы». Цели и задачи: развитие терпения, необходимого при любом тесном сотрудничестве; знакомство с правилами взаимодействия в паре, группе. Оборудование:  каждой   паре   понадобится   одна   упаковка   перевязочного   бинта   или очень мягкий и тонкий платок, большой лист бумаги, восковые мелки. Ход игры ­ Я  хочу предложить игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете объяснить мне, что означает слово «сотрудничать»? ­ Вы можете привести конкретные примеры, когда вы с кем­ то сотрудничали? ­ Разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные будут  наблюдать. В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Наблюдатели «вприглядку»   учатся,   и   пока   другие   играют,   могут   подготовиться   к   собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных. Предложите учащимся сесть за стол как можно ближе к своему партнеру. Положите перед ними большой лист бумаги и предложите им нарисовать картину с привязанными друг к другу руками (предварительно обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась привязана к левой руке ребенка, сидящего справа; дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками). Устанавливается   правило:   рисовать   можно   только   привязанной   рукой.   Можно разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину рисовать. Картина может быть с каким­то   понятным   изображением   или   просто   с   несколькими   красивыми   линиями   и формами. Остальные дети, которые пока не рисуют, должны внимательно смотреть и слушать. Они могут поучиться у выполняющих задание ребят тому, как можно взаимодействовать. Дайте   парам   примерно   5­6   минут   на   каждую   картину   и   предложите   рисовать следующей группе. ­ Вам удалось сотрудничество с партнером? ­ Как вы распределили между собой роли? ­ В чем вы испытывали затруднения? Что необходимо для хорошего сотрудничества? ­ Задание 3. Игра «Рисунок в два этапа». Цель игры: помочь учащимся научиться взаимодействовать друг с другом. Оборудование: каждой паре детей нужен большой лист бумаги и фломастер. Ход игры Разбейтесь на пары и сядьте на пол. Положите лист ватмана между собой и возьмите по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и, не отрывая руки, закройте глаза. В течение двух минут «пропутешествуйте» своим фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисуйте во все стороны, пока вам   не   покажется,   что   вы   побывали   во   всех   уголках   ватмана.   Откройте   глаза   и попробуйте дорисовать картину из того, что нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом. На   выполнение   задания   отведено   10   минут.   Каждая   пара   презентует   свой   рисунок классу. ­ Понравилось ли вам рисовать с закрытыми глазами? ­ Каким образом вы находили общий язык с партнером, когда ваши глаза были  закрыты? ­ Как осуществлялось сотрудничество с партнером? Задание 4. «Письмо другу». Предложите   учащимся   написать   небольшое   поздравительное   письмо   своему   другу. Спросите предварительно, о чем надо обязательно написать в таком письме. В группах или индивидуально необходимо написать те идеи, которые будут отражены в таком письме. Затем   необходимо   написать   вариант   (или   несколько   вариантов)   короткого поздравительного письма другу. Для сравнения представьте образец, по которому рекомендовали писать такие письма 100 лет назад: Милый товарищ и друг___/ Желаю тебе всего того, чего ты сам себе желаешь. Будь счастлив, помни о любящих тебя друзьях. Краткость письма не позволяет мне высказать все то, что чувствую, и я поневоле должен ограничиться только общими местами; но тем не менее я не имею оснований предположить, чтобы ты усомнился в моей к тебе привязанности и любви, которые навсегда остаются неизменными. Твой друг_____ Предложите сравнить свой вариант с образцом XIX в. Домашнее задание Прочитать   с.   172­178.   Подготовится   к   сочинению   по   теме   «Хороню   учиться   ­   это значит...». Друзья и ровесники Цели: рассмотреть особенности дружбы; развивать учебноисследовательские умения  учащихся, критическое мышление. Основные понятия: «дружба», «верность»,  «предательство». Оборудование: учебник, дополнительный материал. Планируемые результаты: Работа с текстом учебника, составление таблицы, схем, диагностика   и   самодиагностика,   игровая   деятельность,   минидискуссия,   проектная деятельность Формируемые УУД: метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки  учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения  работы. Познавательные: уметь строит! рассуждение в форме связи простых суждений об  изучаемой проблеме ;  личностные:  Формирование и развитие творческих способностей через активные формы   деятельности.   Воспитание   активной   и   созидательной   позиции   для   участия   в общественной и государственной жизни страны; ответственности за свои решения План изучения нового материала 1.Что такое дружба? 2. Отношения дружбы. I. Организационный момент «Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, страдания делит пополам» Х о д   у р о к а (Д. Аддисон). II. Актуализация знаний «Дружба ­ зеркало, в котором человек видит себя» (В. Гроссман). Учитель предлагает  написать сочинение  на тему «Хорошо учиться ­ это значит...». Учитель пишет свое сочинение. Дети по желанию представляют результаты деятельности. Учитель предлагает свою версию. III.Изучение новой темы Дружеские отношения играют важную роль на всех этапах жизни человека. Детская и подростковая дружба имеет свои особенности и накладывает отпечаток на всю жизнь. Дружба  ­   это   отношения   между   людьми,   основанные   на   взаимной   привязанности, духовной близости, общности интересов. IV.Работа с источником Группа 1. Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Непрерывно   говорите   о   себе   самом.   Если   у   вас   появляется   какая­то   мысль   в   тот   же момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он закончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивая его пустую болтовню? Сразу вмешайтесь и прервите его на середине фразы. Вы знаете таких людей? Скучные люди ­ вот они кто, люди, находящиеся в упоении от собственной персоны, опьяненные сознанием собственной важности. Поэтому   если   вы   стремитесь   быть   хорошим   собеседником,   будьте   внимательным слушателем. Задавайте вопросы, на которые другому человеку приятно будет отвечать. Поощряйте его к тому, чтобы он рассказывал о себе и своих достижениях. Помните, что человека, с которым вы разговариваете, в сто раз больше интересует он сам, его нужды и его проблемы, чем вы и ваши проблемы. Его зубная боль имеет для него большее значение, чем голод в Китае, от которого умирает миллион людей. Подумайте об этом, когда вы вступите в беседу. Итак, если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило:  Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе. ­ О каких двух стратегиях беседы говорит автор? ­ С какими из мыслей автора вы бы не согласились? ­ Всегда ли уместно в разговоре придерживаться данных советов? Группа 2. Правила, которых следует придерживаться в разговоре (из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?») 1.Необходимо вести разговор вежливо и ровным голосом. 2. Должно быть желание разговаривать. 3. Следует смотреть в глаза собеседнику 4. Не рекомендуется во время разговора кривить рот, морщить лоб и нос. 5. Не надо перебивать или прерывать собеседника. 6. Не следует излишне увлекаться жестикуляцией. 7. Не   засоряйте   свою   речь   словами­паразитами   («того»,   «как   бы»,   «значит»,   «так сказать» и т. п.). 8.Не следует излишне усложнять свою речь, используя иностранные слова или научные термины. 9. Старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов. 10. Интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека. ­ Каких правил вы придерживаетесь? ­ Какие правила вам сложно выполнять и почему? ­ Предложите свои правила, которых необходимо придерживаться в разговоре. Домашнее задание Повторить темы «Духовная сфера общества», «Ребенок в обществе». Повторительно­обобщающий урок по темам «Духовная сфера общества», «Ребенок в обществе» Цели: обобщить и повторить знания учащихся по темам «Духовная сфера общества», «Ребенок в обществе». Планируемые результаты: В игровой форме обобщить и повторить знания Формируемые   УУД:   метапредметные:  Коммуникативные:  учиться   критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения   отклонений   от   эталона   и   внесения   необходимых   коррективов. Познавательные:  произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих задач;  личностные:  Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за свои решения Оборудование: тест. Х о д   у р о к а I. Организационный момент Добрый день, дорогие ученики. Мы изучили одну из интереснейших тем нашего курса, пришло время ее повторить. Вам   предстоит   выполнить   тест,   который   состоит   из   заданий   трех   уровней:   задания уровня А ­ это задания с выбором ответа; задания уровня В ­ это задания с кратким ответом; задания уровня С ­ задания со свободным развернутым ответом. II. Выполнение теста Уровень А А1. К духовным ценностям относятся: 1)микроскоп; 2) компьютер; 3) научное открытие; 4) телевидение. А2. Система образования регулируется: государством; 1) 2) обществом; 3)социальной группой; 4) отдельными людьми. АЗ. К мировым религиям не относится: 1)христианство; 2) буддизм; 3) иудаизм; 4) ислам. А4. Способность личности к моральному самоконтролю называется: 1)совестью; 2) убеждением; 3)талантом; 4) этикетом; А5. Нормы морали охраняются: 1) 2) обществом; 3) церковью; 4) политическими партиями. государством; А6. Верны ли следующие суждения о самообразовании? А. Самообразование необходимо для успешного обучения. Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры. 1)верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны. А7. Что не относится к общественным наукам? 1)экономика; 2) химия; 3) философия; 4) культурология. А8. Какое понятие не относится к теме «Мораль»? 1)безнравственный поступок; 2) моральный поступок; 3) идеал; 4) нравственные ценности. А9. К средствам массовой информации относится: 1)литература; 2) театр; 3) 4) живопись. А10. Фундаментом духовной жизни общества является: 1)познание; 2) искусство; 3) наука; 4) культура. Уровень В В1.   Какому   понятию   соответствует   определение   «Отношения   между   людьми, телевидение; основанные на взаимной привычке, духовной близости, общности интересов ­ это...»? В2.   Вставь   пропущенное   слово:   «Одно   из   неоценимых   качеств   дружбы   ­   умение хранить...»? ВЗ. Закончи фразу: «Учебный процесс дополняют новейшие...». В4. Установи соответствие: Деятельность Создание художественных  1. образов 2.Выдвижение гипотез 3.Эксперимент Сфера  деятельности А. Наука Б.  Искусство В5. К моральным нормам относятся: 1)уважение к другим народам; 2) верховенство закона; 3)преданность и любовь к Родине; 4) бережное отношение к природе; 5)талант; 6) любовь к искусству; 7)честное исполнение долга. Уровень С С1. Как вы понимаете, что такое «верность», «предательство»? С2. Как вы понимаете  пословицы: «Старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? СЗ. Напиши рассуждение на тему «Современная школа ­ достижения и проблемы». Ответы Уровень А А1 А2 АЗ А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 3 1 3 2 3 1 2 3 3 1 Уровень В В1. Дружба. В2. Тайну. ВЗ. Технологии. В4. 1Б, 2А, ЗА, 4Б, 5А. В5. 1,3,4, 7. Повторительно­обобщающий урок по теме «Ребенок в обществе» Цель: формировать у учащихся умение договариваться; учить терпимому отношению к другим взглядам и мнениям; показать важное значение договора в жизни свободного общества, важность правил в жизни общества и необходимость их соблюдения. Х о д   у р о к а Ситуация.  Представители двух планет одновременно открыли в космосе еще одну населенную живыми существами территорию. Они сделали это одновременно, но планеты находятся на разном расстоянии от новой ­ одна является ближайшим соседом, а другая ­ довольно далеко. Формируются 3 группы. 1. Местные   жители  (они   могут   подразделяться   на   непримиримых   фанатиков   и разумных).   Аборигены   находятся   на   более   низкой   стадии   технического   развития,   чем пришельцы,   поэтому  вести   успешные   боевые   действия   местные   жители   не   смогут.  Их общество построено на традициях и обычаях, у них есть старейшины и жрецы, вождь и дружинники. В ходе обсуждения ситуации в группе могут возникнуть следующие подходы: вести войну со всеми пришельцами, даже если она приведет к уничтожению всех мирных жителей; попытаться договориться с одной из сторон и воевать против другой ­ тогда в любом   случае   пришельцев   будет   уже   меньше;   начать   политику   лавирования   и стравливания   пришельцев   между   собой,   чтобы   они   истребили   друг   друга;   попытаться установить   мирные   отношения,   выяснить   интересы   сторон   и   найти   общие   точки соприкосновения; продать часть своей планеты в обмен на определенные блага для своего народа. Ближние соседи (мирные жители и военные отряды). Они находятся на более высоком уровне   технического   развития,   расстояние   позволяет   добраться   до   новой   планеты   не только единичным отрядам специально подготовленных военных, но и простым мирным жителям. Поэтому численность пришельцев достаточно велика. На их планете существует проблема   перенаселенности,   а   здесь   аборигены   занимают   лишь   небольшую   часть имеющейся   территории.   Возможные   позиции:   аборигены   должны   уступить   часть территории, им и так достаточно, пусть живут по своим законам, но не вмешиваются в жизнь поселенцев; лучше истребить всех местных жителей, потому что они дикари и не дадут спокойно жить пришельцам, тем более сделать это будет не очень сложно; наладить дружеские   отношения   с   аборигенами   и   пришельцами   с   дальней   планеты;   натравить аборигенов на дальних пришельцев и сполна воспользоваться результатами. 2. Дальние пришельцы  (представлены завоевателями­воен­ ными). Их цивилизация является самой передовой, но представителей на этой планете не так много, и боевые действия могут быть неудачными. Кроме того, завоеватели не собираются вести серьезное хозяйство, так как планета расположена слишком далеко. Возможные позиции: оставить эту планету и не сотрудничать ни с кем; покорить всех и показать свою силу, так как планета может пригодиться для дальнейших испытаний; защитить аборигенов от соседей и сохранить их культуру; попробовать договориться. Учащиеся могут также придумать строй государств, которые они представляют (в первую   очередь   это   касается   пришельцев),   и   от   этого   будет   зависеть   их   поведение   и выбранная   стратегия   в   данной   ситуации.   Важно   рассмотреть   выбор   стратегии   каждой группы.   Возможно,   первоначально   группы   выберут   свою   стратегию   после   небольшого обсуждения, а затем вернутся к этому вопросу после того, как узнают позиции других групп. При этом с игровой точки зрения важно не давать группам возможности соотносить свои   позиции   друг   с   другом.   Скорее   всего,   решения   групп   будут   негативно восприниматься другими сторонами (можно спрашивать их мнение после высказывания позиции одной группы). Если   все   стороны   (или   одна   из   них)   выберут   путь   войны   или   конфликта,   то преподаватель должен продолжить ситуацию, сказать, что долгие войны и противостояние не привели к решению вопроса, и тогда нужно провести большой конгресс и выработать общие   правила   (законы).   Группы   предлагают   по   3   закона,   затем   обсуждают   плюсы   и минусы каждого и проводят голосование. Закон становится общим только при согласии всех трех групп. Предварительно   стоит   обсудить  важные   вопросы.   Какой   язык  следует использовать при встрече? Какие наказания предусматриваются за нарушения законов? Кто должен совершать правосудие? Если   группы   сумеют   выработать   совместные   правила   и   законы,  то   в дальнейшем можно предлагать ситуации с их нарушением. Например, аборигены во время охоты случайно наносят ущерб посевам (им было необходимо добыть пропитание, иначе грозила   гибель   от   голода),   оскорбление   местного   бога   пришельцами   (в   виде   грубого высказывания,   осквернения   культового   места),   убийство   (военные   с   дальней   планеты убили   представителя   другой   стороны,   приняв   его   за   шпиона,   когда   тот   заблудился   и случайно попал в зону военного объекта). Данное   занятие   позволит   сформировать   обстановку   заинтересованности   учащихся   в изучении курса, а также даст им возможность сделать первые шаги по пути совместной работы для решения поставленной задачи или проблемной ситуации. Вместе с тем, могут возникнуть сложности ­ подобная игра требует много времени; при достаточно высоком уровне   конфликтности   в   классе   может   возникнуть   тупиковая   ситуация;   учащимся   не­ обходимо творчески относиться к своей роли, иначе игра будет скучной и формальной; не должно быть давления авторитета отдельных людей, иначе решение будет принято без учета общих настроений.

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье

Ребенок в семье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019