Как человек оценивает себя и других
Оценка 4.6

Как человек оценивает себя и других

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
29.04.2019
Как человек оценивает себя и других
Тип урока - анализ. Цель урока:познакомить учащихся с ролью и значением самооценки в процессе формирования личности подростка; объяснить взаимозависимость самооценки и поведения подростка; рассказать о факторах, влияющих на формирование той или иной самооценки, познакомить с понятиями и терминами: самооценка, мораль, самовоспитание.
5 кл общество.docx
Как человек оценивает себя и других Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью и значением самооценки в процессе формирования   личности   подростка;   объяснить   взаимозависимость   самооценки   и поведения подростка; рассказать о факторах, влияющих на формирование той или иной самооценки;   познакомить   с   понятиями   и   терминами:  самооценка,   мораль, самовоспитание. Планируемые результаты: учащиеся научатся давать характеристику самооценки подростка;   анализировать   факторы,   влияющие   на   самооценку   подростка;   объяснять поведение людей с точки зрения обшествознания и психологии; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся высказывать суждения на обществоведческие темы; участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные за­ дания; применять навыки работы в группе. Формируемые УУД: метапредметные:  воспринимать текст  с  учетом поставленной учебной   задачи,   находить   в   тексте   инфор   мациР’   необходимую   для   ее   решения; самостоятельно   находить   и   фор1ИУлиРовать  учебную   проблему,   составлять   план выполнения работа выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; личностные:  формирование   навыков   самоанализа   и   саМ°контРоля’   понимание   сути вопроса: «Человек существует в оцеИке Других людей?» Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом д ля работы в гРУппах>  мультимедийная презентация. flirt урока: анализ. Х о д   у р о к а I Организационный момент II мотивационно­целевой этап равви Леви пришел подросток и горестно застонал: «Равви! Почему меня викто не любит,   особенно   девушки?»   И   равви   ответил   ему:   «Потому   что   ть1   сам  никого   не любишь, особенно себя». Допросы к классу ^ В чем смысл притчи? ^ Какое отношение она имеет к нашему уроку? (Ответы учеников.) Тема нашего урока: «Как человек оценивает себя и других». ­ Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке. На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.) IТлан урока \. Как мы оцениваем других людей. 2. Самооценка. 3. Как влияют на оценку себя и других представления о добре и зле. HI ^ведение в новый материал И вновь сегодня мы будем говорить о загадках человека. Часто людй страдают от непонимания   со   стороны   окружающих,   от   смя­  теНця   чувств,   противоречивости намерений,   интересов,   устремляй.   Да,   мир   людей   сложен,   противоречив,   полон ежедневных, ежечасных перемен. Но он открыт для понимания. Быть поня­ ты„1 ­ самое первое,   что   желает   человек.   Почему   нас   не   понимают  таК  часто?   Как   решить   эту загадку? Сегодняшнее занятие и ставит св0ей целью разобраться в этом вопросе. I.работа по теме урока 1. Как мы оцениваем других людей ­ Скажите, как часто и каким образом вы оцениваете окружающих людей и самих  себя? (Ответы учеников.) Задание:  разделившись  на творческие группы, придумайте и разыграйте сценки, которые демонстрируют то, как мы постоянно оцениваем людей и как нас постоянно оценивают они. (Проверка и анализ выполнения задания.) — Как вы думаете, с годами человек более склонен к оцениванию или этот процесс  ему надоедает? — И кто более склонен к оцениванию? При ответе вспомните ваших родных, близких и окружающих людей, имеющих жизненный опыт. (Ответы учеников.) Итак, мы пришли к следующим выводам. 1. У людей оценивание совершается автоматически. 2. Чем дольше живет человек, тем больше приходится ему совершать оцениваний. 3. Чем более сложным видом деятельности занимается человек, тем больше и  сложнее у него процесс оценивания. 4. Жизнь в обществе пронизана миллионами оценок. 5. По результатам оценивания окружающие выстраивают с вами соответствующие  отношения. 2. Самооценка Людьми владеют два разнонаправленных, даже противоположных стремления: • интерес к внешнему миру и к окружающим людям; • пристальное вглядывание в себя — в мир своих мыслей, чувств, переживаний. Интерес   человека   к   своему   Я   —   к   своим   особенностям,   возможностям, способностям — в каждом возрасте проявляется по­разному, на каждой ступени жизни обогащается   новым   содержанием.   «Я   сам!»   —   говорит   трехлетний   малыш.   И   это значит, что он выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличие очевидно, иначе быть  I ie  может, но для малыша это заметный шаг в развитии. «Кто я?», «Какой я?», «Что я могу» — спрашивает себя подросток; и это уже иная форма и иной уровень развития самосознания. Самосознание  —   это   сложный   психический   процесс,   особая   форма   сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено с амо на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он и познающий, и познаваемый. Важной   стороной   самосознания   и   показателем   достаточно   высокого   уровня   его развития является формирование такого его компонента, как самооценка. Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей,  способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка   имеет  ряд   измерений:   она   может   быть   правильной   или   ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Иногда в литературе используются и другие термины для самооценки: • высокая; • средняя; • заниженная. Чтобы выполнить следующее задание, разделитесь на две группы. Задание   для   первой   группы:  нарисуйте   портрет   человека   с   завышенной самооценкой. Задание   для   второй   группы:  нарисуйте   портрет   человека   с   заниженной самооценкой. (Проверка выполнения задания и составление схемы.) Портрет человека с завышенной самооценкой Портрет человека с заниженной самооценкой — Как вы думаете, что способствует высокой, а что — низкой самооценке  подростка? (Ответы учеников.) А теперь определим уровень вашей самооценки. Тест «Самооценка» Подумайте над предлагаемыми ниже утверждениями и укажите по 4­балльной шкале свое отношение к ним: • очень часто — 4 балла; • часто — 3 балла; • иногда — 2 балла; • редко — 1 балл; • никогда — 0 баллов. 1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня. 2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу. 3. Я беспокоюсь о своем будущем. 4. Многие меня ненавидят. 5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие. 6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние. 7. Я боюсь выглядеть глупцом. 8. Внешний вид других куда лучше, чем мой. 9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми. 10. Я часто допускаю ошибки. 11. Как жаль, что я не умею как следует говорить с людьми. 12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе. 13.Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще. 14. Я слишком скромен (скромна). 15. Моя жизнь бесполезна. 16. Многие неправильного мнения обо мне. 17. Мне не с кем поделиться своими мыслями. 18. Люди ждут от меня очень многого. 19. Люди не особенно интересуются моими достижениями. 20. Я слегка смущаюсь. 21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня. 22. Я не чувствую себя в безопасности. 23. Я часто волнуюсь напрасно. 24.Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди. 25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной. 26. Я чувствую себя скованным (скованной). 27. Я уверен(а),что люди почти все принимают легче, чем я. 28.Мне кажется, что со мной должна случиться какая­нибудь неприятность. 29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне. 30. Как жаль, что я не так общителен (общительна). 31.В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен(а) в своей правоте. 32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность. Результаты тестирования • 0—25 баллов — вы в основном уверены в своих действиях. • 26—45 баллов — средний уровень самооценки. • От 46 баллов и выше — низкий уровень самооценки. Как   правило,  уровень   самооценки   у   вас   заниженный   или   завышенный.  Повысить самооценку   вполне   реально,   хотя   это   часто   довольно   медленный   процесс.   Однако сознательные попытки в формировании самооценки могут быть полезны практически каждому. Задание:  работая   с   текстом   рубрики   «Дополнительное   чтение»   на   с.   29   §   4 учебника, докажите правомерность высказывания: «Все люди разные», употребляя и характеризуя новые понятия «способность», «талант», «гениальность». (Проверка выполнения задания.) Самооценка должна быть критичной, но не следует сводить ее к самоуничижению. Следует научиться объективно оценивать себя. А это значит, что необходимо видеть свои сильные и слабые стороны. Если какие­то качества вас не устраивают, следует работать над собой, т. е. заниматься самовоспитанием. 12 советов, которые могут помочь повысить самооценку 1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего­то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много противников, которых вы не можете превзойти. 2. Прекратите ругать и порицать себя.  Вы не сможете развить высокий уровень самооценки,   если   повторяете   негативные   высказывания   в   отношении   себя   и   своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, отношениях или любых других аспектах   вашей   жизни,   избегайте   самоуничижительных   комментариев.   Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе. 3.Принимайте все комплименты и поздравления с ответным «спасибо».  Когда вы отвечаете на комплимент чем­то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент   и   одновременно   посылаете   себе   сообщение   о   том,   что   недостойны похвалы,   формируя   заниженную   самооценку.   Поэтому   принимайте   похвалу,   не принижая свои достоинства. 4.Используйте утверждения для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком­нибудь часто используемом предмете, например пластиковой карточке или кошельке, утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная де­ вушка и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем как лечь спать и после того как проснетесь. 5. Используйте семинары, книги, аудио­ и видеозаписи, посвященные повышению самооценки.  Любая   информация   влияет   па   ваше   поведение.   Если   вы   смотрите негативные   телевизионные   программы  или   читаете   в   газетах   криминальную хронику, скорее всего, ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимисти­ ческую   сторону.   Точно   так   же,   если   вы   будете   читать   книги   или   слушать программы,   позитивные   по   своей   природе  и   способные   повысить  самооценку,  вы будете приобретать качества от них. 6.Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе тодьми, готовыми вас   поддержать.  Когда   вы   окружены   негатив­   пыми   людьми,   которые   постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка растет. 7.Составьте   список   ваших   прошлых   достижений.  Он   не   должен   обязательно состоять   из   чего­то   монументального.   Список   может   включать   небольшие   победы, например:   научились   кататься   па   сноуборде,   получили   водительские   права,   начали регулярно посещать спортзал и т. д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда­то испытали. 8. Составьте список ваших положительных качеств.  Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и предыдущий, важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите. Начните больше давать другим.  Речь идет не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде   поступков,   которыми   вы   можете   помочь   другим,   или   позитивного   поощрения других. Когда делаете что­то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются. 9. Старайтесь   заниматься   тем,   что   вам   нравится.  Трудно   испытывать   в отношении себя позитивные чувства, если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка повышается, когда вы заняты работой или какой­либо другой активной   деятельностью,   которая   приносит   вам   удовольствие   и   дает   возможность почувствовать себя более ценным. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким­то своим увлечениям, которые приносят вам радость. 10. Будьте   верны   себе.  Живите   своей   собственной   жизнью.  Вы   никогда   не будете себя уважать, если не будете жить так, как вы хотите. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка. 11. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и отклонять возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы   чувствуете   более   приятные   ощущения   в   отношении   самого   себя.   Когда   же   вы медлите с действиями  из­за страха или какого­то другого беспокойства, вы будете чувствовать   только   расстройство   и   грустные   ощущения,   что,   конечно,   приведет   к снижению самооценки. 3. Как влияют на оценку себя и других представления о добре и зле В притче про двух друзей, идущих по пустыне, говорится о том, что они поспорили и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти, увидели оазис и решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и друг его спас. Когда он пришел в себя, написал на камне: «Сегодня мой самый пучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощечину и спас жизнь своему другу, спросил: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: «Когда кто­либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы   ветры   могли   стереть   это.   Но   когда   кто­либо   делает   что­либо   хорошее,   мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это». Научитесьписать обиды на песке и гравировать радости на камне. Оставьте немного времени для жизни... И пусть будет вам легко и светло... Вопросы к классу ­ Как вы поняли смысл притчи? ­ Какое отношение она имеет к изучаемому вопросу? (Ответы учеников.) Взрослея, человек все больше оценивает свои поступки с точки зрения морали. Задание:  работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!», лайте определение термина «мораль». ­ Найдите в данном определении ключевое слово. (Проверка выполнения задания.) Какую   же   роль   играет   мораль   в   жизни   общества?   Попробуем   ответить   на   этот вопрос,   выполнив   следующее   творческое   задание.   Придумайте   короткую   сказку, которая начиналась бы сле­ чующим образом: «В некотором царстве, в тридевятом государ­   (   I   не   обидели   люди   Мораль.   И   ушла   она   навсегда   из   сказочного королевства...» (Проверка выполнения задания.) II. Подведение итогов урока ­ Как вы понимаете фразу: «Человек существует в оценке других людей»? ­ Объясните смысл понятия «самооценка». ­ Почему так важно, оценивая себя в сравнении с другими людьми, критически и  объективно относиться к себе? ­ Как влияют моральные нормы, представления о добре и зле на нашу оценку  других людей? ­ Многие ученые считают, что для достижения успеха в каком­либо деле лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. А как вы думаете? Обоснуйте свою точку зрения. (Проверка выполнения задания.) Домашнее задание Прочитать § 4, с. 27—33 учебника Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями Цели   и   задачи:  познакомить   учащихся   с   проблемами   людей   с   ограниченными возможностями   и   особыми   потребностями;   выяснить,   почему   люди   становятся инвалидами и в какой помощи они нуждаются; объяснить необходимость изменения модели поведения общества по отношению к людям с ограниченными возможностями; познакомить с понятиями и терминами: инвалид, инвалидность. Планируемые   результаты:  учащиеся   научатся   характеризовать   возможности людей   с   ограниченными   возможностями;   смогут   выработать   линию   поведения   по отношению   к   ним;   овладеют   принципом   работы   с   учебником,   в   тексте   которого встречаются   схемы,   дополнительный   текст   и   вопросы;   научатся   участвовать   в эвристической беседе, дискуссии; работать с дополнительным материалом, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе. Формируемые УУД: метапредметные:  управлять своим поведением, оценивать свои   действия;   осознавать   самого   себя   как   движущую   силу   своего   поведения, формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; произвольно и осознанно   владеть   общим   приемом   решения   проблем­   пых   ситуаций;  личностные: формирование   познавательного   интереса   к   изучению   нового;   осознание   того,   что, «помогая слепым людям, мы действительно прозреваем сами». Оборудование:  учебник,   пакет   с   рабочим   материалом   для   работы   в   группах, мультимедийная презентация. Тип урока: проблемный. Х о д   у р о к а !. Организационный момент II. Мотивационно­целевой этап На   Трафальгарской   площади   в   Лондоне   стоит   памятник.   Мраморная   статуя прекрасной женщины, которая ждет ребенка. Греческий профиль, точеные черты лица. У скульптуры нет рук и вместо ног — беспомощные культи. И это не прихоть ваятеля —   его   модель,   известная   художница   Элисон   Лэппер,   ­   жертва   лекарства,   которое превратило ее в инвалида. Она рисует, участвует в политической жизни, занимается благотворительностью, одна растит девятилетнего сына. И памятник, по замыслу самой Элисон   и   скульптора   Марка   Квинна,   —   дань   уважения   мужеству,   силе   моли   и неограниченным   достижениям   людей   с   ограниченными   мозможностями.   Подобная скульптура   свидетельствует   об   увауважительном   отношении   общества   к   людям, которые отличаются от нас с вами. А вот на наших улицах мы не увидим подобных 11амятников, да и таких людей видим не очень часто. Тема   нашего   урока:   «Люди   с   ограниченными   возможностями   а   особыми потребностями». — Предположите, какие вопросы мы будем обсуждать. (Ответы учеников.) План урока 1. Инвалиды. 2. Причины инвалидности. 3. Помощь людям с ограниченными возможностями. 4. Выдающиеся достижения. I. Введение в новый материал Не   секрет,   что   говорить   о   таких   людях   в   нашем   обществе  110  принято.   Но рассуждать на эту тему не только можно, но и необходимо. i;iii:  ■ Проблемный вопрос.  В Древней Спарте был негуманный обы­   больных и хилых   младенцев   скидывали   с   Тайгетской   скалы.   До   сих   пор   за   спиной «колясочников», слепых с тростями или даунят» в больших очках порой слышится шепот: «А вот живи мы в Спарте... Государство тратит огромные деньги на обучение, печение и содержание теоретически бесполезных членов обще­ е гва. Сами подумайте, что может инвалид?» Можно ли так рассуждать обществу? Что может инвалид? II. Работа по теме урока I. Инвалиды «Я   больна   и   очень   одинока.   Диагноз   —   церебральный   паралич.   Мои   “ноги”   — инвалидная коляска. Вряд ли я когда­нибудь буду, I ак нее, полноценной...» — написала 14­летняя Наташа Искакова и журнал «Пионер» в 1985 г. К сожалению, она неодинока. Задание: познакомьтесь с приведенными фактами и прокомментируйте их. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн теповек с нарушениями психического и физического развития. I го составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них око­ |Н I200 млн детей с  ограниченными возможностями). Более того, и пашей стране, как и во всем мире,  наблюдается тенденция роста пн та детей­инвалидов. В России детская инвалидность за по­ | тедпее десятилетие увеличилась в два раза. В 1995 г. в органах 11>циальной  защиты населения состояло на учете свыше 453 тыс детей­инвалидов. Ежегодно в стране рождается около 30 тыс. детей с врожденными наследственными заболеваниями. (Проверка выполнения задания.) Обратимся   к   рубрике   «Советуем   запомнить!»   на   с.   33   §   5   учебника.   Дайте определение термина «инвалид». (Проверка выполнения задания.) — Виноваты ли инвалиды в том, что родились или стали такими? Как думаете вы? (Обмен мнениями учеников.) Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции выражает отношение общества к инвалиду как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями»   при   традиционном   подходе   ярко   выражает   искаженное   видение социальной   сущности   ребенка.   Проблема   инвалидности   не   ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей. 2. Причины инвалидности — Что такое инвалидность? Познакомьтесь с определением термина «инвалидность» в рубрике «Советуем запомнить!» на с. 34 § 5 учебника. Задание: объединившись в небольшие творческие группы, определите: 1. Причины инвалидности. 2.Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни. (Проверка выполнения задания и составление схемы.) Инвалидность — это любое ограничение или отсутствие способности осуществлять  какую­либо деятельность в таких рамках, Причины инвалидности: • врожденное состояние; • наследственность; • трагическая случайность; Необходимо обеспечить  понимание и равноправие для  людей с ограниченными  возможностями 3 декабря — Международный  день людей с ограниченными  возможностями здоровья • несоблюдение техники  безопасности; Инвалиды  —   такие   же люди,   как   и   все,   хотя   и   со своими особенностями • травматизм; • ошибки медиков; • вредные привычки которые считаются нормальными для человека Необходимо, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали  совместно с обычными людьми 3. Помощь людям с ограниченными возможностями Итак,   мы   выяснили,   что   люди   с   ограниченными   возможностями   испытывают множество трудностей в бытовом плане, психологическом, медицинском и социальном. В мире действуют международные документы, защищающие права инвалидов. Задание:  познакомьтесь   с   международными   и   отечественными   документами   в защиту прав инвалидов. Дополнительный материал В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в тексте которой говорится о необходимости н максимальной степени способствовать   осуществлению   прав   таких   инвалидов,   их   права   на   надлежащее медицинское   обслуживание   и   лечение,   а   также   прав   на   образование,   обучение, восстановление трудоспособно­ п и и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право  продуктивно трудиться и3и   заниматься   каким­либо   другим   полезным   делом   в   полную   меру   своих возможностей,  с   чем   связано   право   на   материальное   обеспечение   и   удо­ плетворительный жизненный уровень. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла закон о правах ре­ оеика. В нем закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии: • вести   полноценную   и   достойную   жизнь   в   условиях,   которые   позволяют   им сохранить   достоинство,   чувство   уверенности   в   себе   и   облегчают   их   активное участие в жизни общества; • на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно   с   учетом   финансовых   ресурсов   родителей   или   других   лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью получения эффективного доступа к услугам   в   области   образования,   профессиональной   подготовки,   медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа   к   средствам   отдыха,   что   должно   способствовать   по   возможности наиболее   полному   вовлечению   ребенка   в   социальную   жизнь   и   развитию   его личности, включая культурное и духовное развитие. Важное значение для детей­инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей   умственно   отсталый   человек   должен   жить   и   своей   семье   или   с приемными родителями  и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше  не отличались от условий обычной жизни. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (статья   12)   зафиксировано   право   каждого   инвалида   (как   взрослого,   так   и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Кто   должен   способствовать   преодолению   трудностей   людей   с   ограниченными возможностями? (Проверка выполнения задания.) Понятно, что государство обязано помогать таким людям. А мы с вами можем помочь им? Проще всего сказать: мы еще маленькие. Но так ли это? Совсем недавно я узнала об удивительном юноше. Зовут его Михаил Самарский. Но мне хочется называть его иначе: Михаил Александрович Самарский. К 14 годам он уже проявил себя как талантливый  молодой писатель, но не только это удивляет и восхищает в нем. Он основал благотворительный фонд «Живые сердца» и помогает слепым людям в нашей стране. Задание:  познакомьтесь   с   дополнительным   материалом   и   задумайтесь   над прочитанным. Дополнительный материал С чего все началось «У   нас   “мертвые”   глаза,   но   живые   сердца!»   Впервые   я   услышал   эту   фразу   в двенадцать лет. Произнес ее слепой мальчик, с которым мы случайно познакомились в парке. Его рассказы о своей жизни настолько потрясли меня, что я решил примерить на себя   «одежды»   этого   парня   и   прочувствовать   всю   ту   душевную   боль,   которую   он испытывает ежедневно, ежечасно. Дождавшись летних каникул, я решил на несколько дней «умертвить» свои глаза. В результате прожил трое суток со светонепроницаемой повязкой на глазах. Никаких исключений — 72 часа жил жизнью слепого человека. Принимал пищу, гулял по двору, играл с собакой, обычные книги заменил на аудио, слушал телевизор. Не  стану кривить  душой — было  страшно. Иногда  было  просто невыносимо. В первый же день (да что там день — в первый же час) хотелось сорвать повязку и больше никогда не проводить таких экспериментов. Скажу честно, я и сам не знаю, как мне удалось выдержать эти три «черных» дня. И все же до конца зрячему человеку это не прочувствовать. Ведь я же знал, что пройдет день, другой, третий и я снова увижу маму, синее небо, зеленую траву, розовые вечерние облака. Однажды мне вдруг пришла мысль: «А вдруг это навсегда?» Внутри все оборвалось. В последнюю ночь я долго не мог уснуть, мне хотелось не просто расплакаться, а разрыдаться. Не знаю, что это было — то ли провидение, то ли просто так совпало, но, когда я снял повязку и поднял глаза к небу, там сияла радуга. Я очень люблю смотреть на радугу и всегда огорчаюсь, когда она исчезает. Но в тот день я почему­то   радости   не   испытал.   Первое,   что   мне   подумалось:   мой   друг   никогда   не увидит этой красоты. И тогда я дал себе слово: «Сколько буду жить на этом свете, столько буду помогать слепым людям!» Чем школьник может помочь незрячим? Я стал собирать материал, познакомился с  инструкторами собак­поводырей, стал переписываться с незрячими людьми, в конце  концов написал книгу о слепом мальчике и его друге, лабрадоре­поводыре Трисоне.  Обычную книгу в столице можно приобрести в книжном магазине «Москва». Незрячим  людям высылаю книгу по электронной почте бесплатно. Я получаю десятки, сотни писем со словами благодарности от незрячих  читателей. Приведу небольшой отрывок из одного письма. «Добрый  вечер,   Михаил!  Благодарю за  интереснейшую  книгу  “Радуга  для друга ”, которую вы мне сегодня переслали и которую я прочитал на одном дыхании. У меня сложилось впечатление, что вы очень глубоко знакомы I жизнью незрячих, и напрашивается один вывод, что вы знаете проблемы /и■ рячих не понаслышке: возможно, у вас имеются проблемы со зрением, либо г нас есть незрячие знакомые. Прошу не обижаться на мое такое мнение. I с ш возможно, вышлите мне, пожалуйста, еще ваши книги, если  нетрудно, те. Буду вам за это чрезмерно благодарен и с нетерпением буду ждать все шипи книги. С наилучшими пожеланиями ваш незрячий читатель Ш.Я.». Но, к большому сожалению, не все имеют специальные компью­ н рпые программы для чтения электронных книг, не каждый умеет чи­ I  а  iT.ua  шрифте Брайля. Очень многие слепые люди просят организовать выпуск аудиокниг. У них это единственная возможность приобщиться I к пассической и современной литературе. Кто поможет им, кроме нас, сегодня зрячих? Давайте сделаем шаг навстречу этим людям.   Призываю   всех   неравнодушных   людей   помочь  и  организации   выпуска аудиокниг. Речь идет не только о моих произве­ ii­ii иях, это могут быть разные авторы, которые   дадут   разрешение   на   изгнию  своих   книг   для   специализированных   школ   и библиотек. 11 рошу всех наших актеров, певцов, дикторов, теле­ и радиоведущих, шч­х звезд принять участие в программе «Живые сердца», прочитать хотя Оы по 1—2 главы из книг. Найдите время, приезжайте на студию, запи­ 1И и ге своим голосом текст. Вы не представляете, какую радость подарите I и >дям, знающих вас только по вашим голосам! 11оверьте, они такие же, как и мы! Среди незрячих много творческих июлей — поэты, композиторы, певцы, изобретатели и даже художники, II в >ртсмены.  Они, так  же  как   и мы,  любят,  радуются,  огорчаются, состра­  г|ки ­ словом, глаза у них «мертвые», но сердца живые! < Ьпдадим им частичку своего сердца!Давайте сложим из этих частичек радугу и подарим ее слепым людям! С уважением и надеждой, Миша Самарский Бопросы к классу Что заставило Мишу действовать? Почему он дал себе такую клятву? Что он сумел сделать? К чему призывает Миша? (Ответы учеников.) Задание: работая в группах, разработайте мини­проекты по геме «Как мы можем  помочь инвалидам». Свой проект вам | к­дует презентовать. (Работа в группах и презентация проектов.) 4. Выдающиеся достижения Давайте вернемся к вопросу, который был задан в начале уро­ I л В Древней Спарте был негуманный обычай: больных и хилых младенцев скидывали с Тайгетской скалы. До сих пор за спиной «колясочников», слепых с тростями или «даунят» в больших очках   порой   слышится   шепот:   «А   вот   живи   мы   в   Спарте...   Государство   тратит огромные деньги на обучение, лечение и содержание теоретически бесполезных членов общества. Сами подумайте, что может инвалид?» Прочитав текст п. 4 § 5 учебника и дополнительный материал, ответьте на  поставленный вопрос. Дополнительный материал Что может инвалид? Практически что угодно — при правильной реабилитации и минимальной  поддержке! • Управлять самолетом без ног, как легендарный Маресьев, американский ас Дэвид Бишоп и советский истребитель Леонид Белоусов. • Играть джаз, как слепой Рэй Чарльз, рок, как слепой Джефф Хили. • Сочинять музыку, как немой композитор Хикари Оэ. • Писагь   книги,   как   парализованный   Алан   Маршалл,   глухая   Ааек­   сандра Бруштейн,   прикованный   к   постели   Николай   Островский   или   аутистка   Донна Уильямс. • Стать   профессором   экономики,   как   аутист   Вернон   Смит,   или   президентом компании, как аутистка Сара Миллер. • Работать моделью, а потом выйти замуж за самого знаменитого из ливерпульской четверки, как одноногая Хизер Миллз. • Управлять   государством,   как   Франклин   Делано   Рузвельт.   Способность передвигаться он потерял в двадцать восемь лет, президентом стал в тридцать девять и, единственный в истории США, четырежды переизбирался на этот пост. • Спортивные   достижения   людей   с   ограниченными   возможностями   потрясают воображение. Даже на Олимпийских играх они способны выступать на равных, а зачастую   и   превзойти   людей   с   неограниченными   возможностями.  На   одной   из первых   Олимпиад   в   1904   г.   три   золотые   медали   завоевал   одноногий   гимнаст Джордж   Эванс.   В   1948   г.   золотую   медаль   получил   однорукий   венгр   Кароль Такаш. В 1952 и 1956 гг. серебряным призером в конном спорте становилась Лиз Хартль — наездница с парализованными ногами. В 1960 г. первое место в беге на 5000 м выиграл спортсмен с парализованной рукой Мюррей Халберг. В 2008 г. 16­ е место среди пловчих заняла одноногая Натали дю Туа. И конечно, все помнят, что один из самых сильных людей планеты — бывший «колясочник» Валентин Дикуль. Синдром Дауна — диагноз давно уже нарицательный. Но, увы, не немногие в курсе, что это нарушение вовсе не обязательно сопровождается глубокой недостаточностью интеллекта. Среди «даунов» встречаются люди не глупее нас с вами. Они работают на компьютерах, играют на музыкальных инструментах, рисуют и успешно продают свои рабо­   гы,   сочиняют   стихи,   пишут   книги,   переводят   с   русского   на   английский   и   с английского на японский. В Москве уже много лет успешно работает и выезжает с гастролями «Театр Простодушных», в котором все актеры «особые». Надо заметить, у тамошних солисток такой послужной список работ в сериалах, кино и на сцене, что им позавидует не одна «неограниченная» актриса. Один из ведущих ученых­физиков XXI в. не способен пошевелить даже пальцем, а говорит   только   при   помощи   специального   аппарата.   Стивен   Хокинг   страдает амиотрофическим склерозом, первые признаки болезни проявились, когда ему было около   двадцати   лет.   Он   закончил   Оксфорд,   женился,   стал   отцом   троих   детей, профессором Кембриджа и ярчайшей звездой на небосклоне современной науки. В 2007 г.   он   на   специальном   самолете   «вылетал»   в   невесомость.   А   нам   вместе   с   нашими «неограниченными» возможностями остается только читать о полете в журналах. (Проверка выполнения задания.) — Как вы считаете, в чем причина достижений людей с ограниченными  возможностями? Подведение итогов урока (Выслушиваются версии учеников и подводятся итоги изучения вопроса.) III. Как вы понимаете слова Анны Самарской, соучредителя фонда  «Живые сердца»: «Однажды я поняла, что, помогая слепым людям, мы действительно прозреваем сами. Когда общаешься со слепым человеком, свои проблемы кажутся настолько ничтож­ ными, что о них даже не хочется говорить...»? (Ответы учеников.) Не   надо   жалеть   этих   людей.   Они   не   нуждаются   в   жалости.   Им  надо  только немножечко помочь. Начните с малого — улыбнитесь нм, поздоровайтесь или помогите перейти улицу. Домашнее задание 1.Прочитать § 5, с. 33­40 учебника. Выполнить задания рубрики «Практикум».

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других

Как человек оценивает себя и других
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019