Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: – развитие умений составлять устный рассказ на лингвистическую тему об имени существительном по изученным признакам; – закрепление умений находить имена существительные в тексте, разграничивать омонимичные слова-имена существительные, опираясь на контекст и словарные статьи, определять изученные признаки имён существительных как части речи. П – повышенный уровень М – максимальный уровень
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur72_+.doc
Русский язык ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ Урок 72 (65). Тема: Урок­обобщение. Что мы знаем об именах существительных Цель:    –  развитие   умений   составлять   устный   рассказ   на   лингвистическую   тему   об   имени   существительном   по   изученным признакам;   –  закрепление   умений   находить   имена   существительные   в   тексте,   разграничивать   омонимичные   слова­имена существительные, опираясь на контекст и словарные статьи, определять изученные признаки имён существительных как части речи. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4   Языковая разминка. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. © ООО «Баласс», 2013 1Упр. 229. Отгадывание загадок (устно). Ответы на вопросы: 1) Из ноготков на пальцах ребёнка. 2) Лук со стрелами (оружие). 3) Кистью винограда. 4) Скрипичным ключом, а также тем, что бьёт из­под земли. – Какие слова повторяются в вопросах и ответах? – К какой части речи они относятся? Докажите. –  Одинаковые это слова или разные? Своё мнение обоснуйте. (Разные, обозначают разные предметы.) –  Попробуйте   загадать   свою   загадку.   Какие   слова   можно   для   этого взять? (Баранка, стрелка, лисичка.) 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   1  3  3  – На основе языковой разминки предположите, чем будем заниматься на уроке. –  Как можно использовать одинаковые слова с разными значениями в речи? Учитель добавляет:  –  А также в процессе этой работы будем повторять всё, что узнали об имени существительном. План. Учитель вместе с детьми составляет план. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, © ООО «Баласс», 2013 2IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  планировали свою деятельность.) 1  3  5  3   1. Словарная работа. Проводится по трём вариантам. I вариант работает со словом шофёр; II вариант – тарелка; III вариант – баранка. По плану: 1) Выяснение лексического значения слова по толковому словарю. 2) Запись слова в транскрипции, подчёркивание в слове орфограммы. 3)   Запись   предложения   с   данным   словом.   («Куртка   шофёра   пахнет бензином». (Дж. Родари); «Эй вы, глупые тарелки, что вы скачете, как белки?» (К. Чуковский); «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку».) По ходу проверки ученики записывают слова другого варианта, запоминают написание буквы гласного в корне. 2. Обобщение изученного. Развитие умений. 1. Беседа об имени существительном. –  Представьте,   что   вы   получили   заказ   –   выполнить   портрет   Имени Существительного.   Кого   бы   вы   изобразили?   Как?   (Предположения детей.) Какая профессия могла бы быть у Имени Существительного? (Диктор, фокусник, волшебник.) Почему? – Как бы вы по­своему назвали эту часть речи? 2.  Упр. 225 – развивается умение отличать разные значения слова Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2013 3перо, опираясь на текст и на словарную статью, находить в тексте одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Ученики читают задание по «шагам» и выполняют его. Методическая рекомендация:  следует обратить внимание детей на две словарные статьи к слову перо. Первая показывает, что у слова перо  несколько значений, вторая – что есть ещё одно слово  перо, в значении   которого   нет   ничего   общего   со   словом  перо  в   первой словарной статье. Именно поэтому в словаре две словарные статьи к слову  перо  (понятие   «омонимы»   вводится   только   на   повышенном уровне). 3. Упр. 226. Рассказ о слове перо по плану. 1) Лексическое значение. (Можно прочитать или пересказать статьи из толкового словаря.) 2) Состав слова: пер о ; окончание – ­о, основа пер­, состоит из корня. Однокоренные слова пёрышко, перьевая (подушка). 3) неодушевлённое. 4) Звуко­буквенный анализ и запись: перо – 4 б. [п'иэро‘] – 4 зв. 5) В слове есть орфограмма – проверяемая буква безударного гласного в корне слова. Проверочное слово – перья. Запись: перо – перья. 4.  Упр.   227   –   развитие   умений   работать   с   омонимами,   отличать омонимы от других слов. Продолжение   лексической   работы. стихотворения. –  Похожи   чем­то   ключ   для   отпирания   и   запирания   замка   и   родник? (Нет.)  Что?  перо  –   имя   существительное,   обозначает   предмет,   Вопросы   после   чтения © ООО «Баласс», 2013 4– Значит, в одной или в разных словарных статьях будет дано толкование значений этого слова? (В разных.) Проверим это. Найдите слово ключ в толковом словаре в конце учебника. 5. Упр. 228. Выполняется аналогично упр. 226. 6. Дополнительно: упражнение «Найди имя существительное». На   доске   вывешивается   картина.   Нужно   найти   на   картине предметы и записать их названия в тетрадь. Кто больше? – Выберите одно из записанных слов. Что вы могли бы рассказать о нём?  Ученики рассказывают о слове, стараясь не заглядывать в план. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) IV. Итог урока. 4  4 – Что нового узнали об имени существительном, об употреблении слов этой части речи в тексте? © ООО «Баласс», 2013 5– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1) Упр. 5, с. 20. 2) Нарисовать портрет Имени Существительного. Деятельность учеников:  Определять грамматические признаки имён существительных.  Определять начальную форму имени существительного.  Наблюдать за использованием имён существительных в речи. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также