Урок-обобщение на тему: «Обособление определений и обстоятельств»8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Обособление определений и обстоятельств». Тип урока: Систематизация и обобщение изученного. Цели: 1.Наблюдение за употреблением обособленных членов предложения в художественной речи. 2. Собрать материал к сочинению «Береги и сохраняй родную природу». 3. Совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся 4. На примерах текстов способствовать воспитанию бережного отношения к природе. Эпиграф к уроку Красота спасет мир Ф.Достоевский.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Урок русского языка в 8 классе Тема: «Обособление определений и обстоятельств». Тип урока: Систематизация и обобщение изученного. Цели: 1.Наблюдение за употреблением обособленных членов предложения в художественной речи. 2. Собрать материал к сочинению «Береги и сохраняй родную природу». 3. Совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся 4. На примерах текстов способствовать воспитанию бережного отношения к природе. Эпиграф к уроку Красота спасет мир Ф.Достоевский. I. Организационный момент. Тема высказывания: береги и охраняй родную природу. Оформление записей в тетрадях Работа на уроке проходит в группах (6 групп, каждая группа имеет текст с заданием). II. Практическая работа по теме урока. 1) Словарь Ожегова. Значение слова «красота». 2) Работа с эпиграфом. Учитель: Что в вашем представлении связывается со словом «красота»? Что  вам вспоминается? (слайд №1) Может быть, весь белый, запорошенный снегом лес, простор вспаханных полей, убегающих за  горизонт, стайка синиц, проворных, быстрых, деловитых, доверчиво слетевшихся на твой подоконник  утром и на весь день подаривших тебе ощущение радости? А может быть, лицо человека, его глаза, улыбка, поступок товарища, достойный уважения? Или встреча с искусством – картиной художника, стихотворением, музыкой? На уроке каждый найдет для себя ответ. Ведь нет такого человека, который бы не сказал другому: «Посмотри, как это красиво». Какова будет тема высказывания на уроке? И что бы вы ни связывали с понятием «красота», надо беречь и любить прекрасное, работать для него, создавать вокруг себя. Послушайте пример гуманного отношения к природе как живому существу человека с большой буквы.  (на парте лежат карточки с текстами) 1 группа: 3) Текст «Береза». Чтение текста консультантом. Защита работы 1 группы.Береза. Рядом с березой, высокой, сучковатой, сделали автобусную остановку, и люди, ожидая транспорт,  вешали на дерево тяжелые сетки с продуктами, сумки, рюкзаки. Когда внизу сучки пообломали, кто­то  вбил в ствол дюжину гвоздей и забил костыль, ржавый, с рваными краями. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. Оно ссутулилось и в  разгар лета, сухое и горбатое, стояло над дорогой. Мимо шел человек в комбинезоне. Увидев березу,  остановился, приложил ухо к стволу, послушал и ушел. Вернулся он с топором. Огородил дерево мелким частоколом, а на израненный ствол табличку  повесил: «Гвозди не бить. Живая». Задания: ­ Найти предложения с обособленными членами.  ­ Объяснить знаки препинания.  ­ Объяснить грамматическое значение суффиксов деепричастий. ­ Выписать выделенное предложение. ­ Перестроить предложения, заменив деепричастный оборот однородными членами.  ­ Определить идею текста. Учитель: Мы все должны так относиться к природе, чтобы не перестали в России шуметь березовые  рощи. А бывали ли вы когда­нибудь в березовой роще? 2 группа: Картина Куинджи «Березовая роща»(слайд №2) Задания: ­ Написать мини­сочинение по картине, употребив предложения с обособленными членами ­ Объяснить знаки препинания. Учитель: Березами можно любоваться бесконечно. Трудно даже сказать, когда они красивее, зимой  или летом, весной или осенью. Свет, излучаемый березой, может согреть озябшую душу. Вот почему  нет для россиянина более прекрасного и любимого дерева, чем белоствольная березка.  Наши предки­славяне складывали о ней песни, дети, играя, водили хороводы.  С тех самых пор береза остается символом России, ее чистоты. В ней красота земли русской, а  красота сама по себе – богатство.  По сей день сочиняют о ней песни, складывают стихи. 3 группа: С. Есенин. «Береза».(слайд №3) Белая береза  Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки  В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом,  Обсыпает ветки Новым серебром. Задания: 1) Выразительное чтение стихотворения. 2)Определить идею стихотворения. 3) Найти предложения с обособленными членами  4Сделать синтаксический разбор предложения. Составить схему. А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.4 Учитель: Природа беззащитна перед людьми. Перед злыми людьми она беззащитна вдвойне. Не  проходите мимо черствости и жестокости, боритесь с равнодушием. Считайте святым делом охрану  природы. Сохраняйте и умножайте богатства Родины. Защищайте зеленого друга. 4 группа: Работа с текстом. «Ёлочку спасли» (слайд №4) ­ Чтение текста. Механизаторы возвращались с работы в деревню поздним осенним вечером. Было тихо, так тихо, что  отчетливо слышалось, как сорвавшийся с березы лист, падая, тревожно шелестел о другие листья. Первым шагал мой хороший знакомый Василий Березин, внук деда Степана, Василий – коренастый,  сильный человек с загорелым лицом и белесыми бровями. Лучший пахарь. На широкой ладони Василия покачивалась… крошечная ёлочка. У необычной путешественницы был по­ детски удивленный вид: куда несут? зачем несут?.. и что будет теперь со мной? Василий, увидев удивление на моем лице, пояснил: ­ Из­под самых гусениц трактора взял. Еще бы маленько – и­и… Из семечка выросла… Красивая, как,  как скажи, юная балерина. ­ Похожа. ­ Вот и я говорю… ­ Куда же ты её теперь? ­ В своем палисаднике посажу. Будут с моим Виталием одногодки, ­ улыбнулся Василий. Задания: ­ Вспомните определение художественного образа. ­ Найдите художественный образ в тексте. Какую мысль автор хотел донести до вашего сознания? ­ Слова на какую орфограмму часто встречаются в тексте? ­ Подберите синоним к слову «юная».  ­ Почему в тексте автор именно это слово употребил? ­ Найдите предложения с обособленными членами Учитель: А как часто мы вмешиваемся в природу, наносим ей большой вред своим грубым  вмешательством.5 группа: Работа с текстом.(слайд №5) ­ Чтение текста. На опушке леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких упругих стеблях тянулись к  утреннему солнцу изящные, сверкающие золотом миниатюрные розы. Они и сами были крохотным  подобием солнца – такие лучистые, радостные, до яркого блеска умытые росой. И название у этих  милых цветков под стать их красоте: купальницы, купавки. Разбежались купавки по росистой траве,  как беспечные, шаловливые дети. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли, впитывая  глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски. Короткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения! Но вот на опушке с веселой стайкой купавок, согревавших этот уголок земли своей солнечной улыбкой, пришли из поселка две дебелые дачницы, бодрые и деловитые. Не спеша прошлись по полянке и в  считанные минуты обобрали ее дочиста, выдрав едва ли не с корнем все до единой купавки. И  оборвалась, едва начавшись, сказка, сотканная из лесной свежести и теплых солнечных лучей. И  больше их тут не будет никогда, потому что без цветов нет семян и нет продолжения жизни. Так на малом клочке земли, подходя от нечего делать, убили красоту. Задания: ­ Определить стиль речи. Доказать. ­ Как можно озаглавить текст? ­ Какими синонимами можно заменить слова: «миниатюрные», «дивные», «юные»? ­ В каком значении даны слова: бодрые, деловитые? ­ Найти слова, употребленные в переносном значении. ­ Объяснить. ­ Какие растения нашего края занесены в «Красную книгу»? Учитель: Нужно разумно собирать дары природы, и тогда ваши ноги не перестанут бегать по зеленому лугу. А как удивительно хорошо бродить по полям, лесам, купаться в море, реке. Смотришь на цветок – радуешься общению с природой. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, рыб,  зверей, птиц становится все меньше и меньше. Нарушено равновесие в природе. И если мы не  остановимся, то через какие­то 10­20 лет нам грозит экологическая катастрофа.  Нужно не только любоваться природой, но и активно бороться за ее сохранение. Большая работа  ведется по предотвращению экологической катастрофы не только в нашей стране, но и в масштабах  всей планеты. Друзья, спасите наш Байкал и красавицу Волгу, боритесь за чистоту воздуха в атмосфере, берегите  леса, легкие планеты, сохраняйте уникальные виды животных, которым грозит исчезновение. Нельзя  причинять даже маленький вред ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди,  которые выбрасывают на улицу кошек и собак, тем самым обрекая их жизнь на мучения. Проявите милосердие к обездоленным животным, помогите им выжить. Пусть примером для вас  служит отношение поэта С.Есенина к животным. Вспомните его строки: И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове. 6 группа: Эта тема звучит и у Северянина «В парке плакала девочка».(слайд №6) Задание: ­ Чтение текста. Игорь Северянин. «В парке плакала девочка».В парке плакала девочка: «Посмотрите­ка, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…» И отец призадумался, потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости. Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости. ­ Найдите предложение с обособленными членами ­ Найдите слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами. ­ Почему автор употребил слово «дочери» вместо «доченьке»? ­ Подберите антоним к слову «грядущее». ­ Проверка индивидуальной работы. ­ Составьте предложения на тему «Забота о меньших братьях», употребив обособленные члены  предложения. ­ А был ли в вашей жизни подобный случай? ­ Проверка работы. Учитель: Ваша доброта по отношению к меньшим братьям вернется вам добротой всей природы,  потому что в природе все взаимосвязано. Она мудро устроена. Я хочу закончить наш урок чтением письма Горького к сыну: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою,  остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде оставлял после себя только хорошее, легка и приятна была бы твоя  жизнь. Ты чувствовал себя нужным людям, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять».(слайд №7) Подведение итогов урока. Д/З. Систематизировать материал к сочинению «Береги и охраняй родную природу». III. Рефлексия Выскажите свое отношение к уроку, закончив следующие предложения: На этом уроке меня порадовало... Я похвалил бы себя за... Сегодня мне удалось... Было интересно... Было трудно... Я понял, что... меня удивило... Мне понравилось... Мне не понравилось... Сегодня я понял, что... пригодится мне в дальнейшей жизни.

Посмотрите также