Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"
Оценка 4.8

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика +1
6 кл
31.03.2017
Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"
Обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Имя числительное", умение отличать их от других частей речи, правильно употреблять в речи, ставить в нужную форму, определять морфологические признаки. Закрепить разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные). Познакомить с происхождением некоторых числительных, а также с пословицами и фразеологизмами, в которых употребляются числительные.Конспект
Имя числительное отк.урок.doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области Открытый урок в 6 классе по теме «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» Подготовила учитель:  Баландина Мария Георгиевна 2017 год Урок ­ обобщение по теме " Имя числительное" Планируемые результаты обучения:  Познавательные УУД:  умение грамотно строить устное монологическое высказывание; развитие умения переводить информацию из одной формы в   осознание другую,   упорядочивать   её,   строить   алгоритм   рассуждения,   значимости теоретических знаний для грамотной речи; реализация принципа связи теории и практики. Коммуникативные  УУД:  развитие   умения  слушать,  понимать,  выделять главное, формулировать свои мысли; совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Регулятивные УУД:   формирование положительной  мотивации, развитие умения   анализировать   собственную   работу,   определять   цель   учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать результаты деятельности,  Личностные УУД: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оформление:  карта­схема   маршрута   путешествия  (изображение   на   доске   или   плакат станции:   "Одиночка",   "Сто",   "Этимологическая",   "Грамотейкино", "Фразеологическая"); раздаточный материал для выполнения заданий на уроке; карточка с домашним заданием; письмо от существительного тьма. Ход урока: I. Организационный момент.  Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Страну Чисел, где во всех заданиях употребляется имя числительное. Итак, начнем путешествие, а для начала запишите число. II. Вступительное слово учителя. Как обойтись бы без числа Наука целая могла? Расчёт во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен. Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают   нашу   жизнь   интереснее.   Согласитесь,   что   мы   часто   задаём   себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры. Например,   сколько   нужно   съедать   детёнышу   синего   кита   материнского молока   в   день,   чтобы   быть   здоровым   и   сильным?   Всего­то   580   литров! Впечатляет? Ещё бы! С помощью цифр мы знаем, сколько деток родилось в нашей     области   за   определённый   срок,   кто   победил   в   олимпиаде   и   какое количество баллов он при этом набрал, какую отметку мы получили за урок  и многое­многое другое. Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Учащиеся формулируют тему занятия) Сегодня   мы   отправимся   путешествовать   в   Страну   Чисел,   где   живут   уже знакомые нам имена числительные. Но попасть туда не так­то просто. Однако мы познакомились с этой частью речи, её морфологическими признаками и особенностями правописания. Вы готовы? Тогда в путь! III.   ­   Для   того   чтобы   попасть   в   наш   волшебный   корабль,   мы   должны приобрести билеты. I ученик ­ 936 рублей 15 копеек; II ученик ­ 715 рублей 94 копейки; III ученик ­ 501 рубль 11 копеек. Упражнение 1.  Составить и записать в тетрадь предложение, используя одно   из   предлагаемых  выражений,   цифры   записать   словами.   (1   ученик работает у доски).  Я купил билет за …  Я приобрёл билет стоимостью…                Цена моего билета …  ­ Ну вот, билеты куплены, и мы отправляемся в путь. ­   Внимание!   С  первого  причала   отправляется   корабль   в   Страну   Чисел. Счастливого пути! Какое   числительное   прозвучало   в   этом   сообщении?   Назовите   его грамматические признаки (простое порядковое числительное в форме род. падежа, ед. числа, муж. рода). ­ Чтобы не скучать во время путешествия, давайте поиграем. Кто быстрее, чётче, чище произнесёт скороговорку, в которой есть числительное. Упражнение 2.  Скороговорки. Охарактеризуйте  грамматические  признаки числительных,   использованных   в   скороговорках.   Спишите,   вставляя пропущенные буквы. Научитесь быстро, чётко и внятно читать вслух одну из скороговорок.  Тридцать три к..рабля л..вировали, л..вировали, да не выл..вировали.  Шес(?)надцать шли мышей и шесть нашли гр..шей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.   По с..меро в сани уселися сами. ­ А вот и первая бухта ­ "Одиночка".  Какое числительное поучаствовало в образовании этого слова? (Один)  Кто знает о том, как образовалось числительное один? Числительное   один   произошло   от   общеславянской   формы   единъ.   Едъ   ­ усилительная частица, инъ ­ один, некоторый, какой­то (иной, инородцы, иностранцы). Старое слово инъ ­ источник образования в русском языке слов со значением единичности (гражданин, татарин). ­ На следующей станции нас встречает числительное, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное "спряталось»   в   этом   стихотворении"   и   как   называется   следующая   бухта? (Учитель читает стихотворение) У про100го 100рожа ­   Непро100рный дом:  Ча100 в нём 100ножка  Бродит под 100лом.  Дорожит 100ножка  Чи100тою ног  И 100личной ваксой  Чистит 100 сапог.  Вме100 двух непро100  Вычистить все 100,  Сразу 100лько обуви  Не носил никто!  У про100й 100ножки  100тоит по100ять  И у той 100ножки  Опыт перенять!!! ­ Кто догадался как называется бухта?(«СТО») ­   А   ведь   не   только   числительное   сто   умеет   прятаться   в   словах.   Давайте попробуем " расшифровать" подобную запись. Упражнение 3.  Расшифруйте и запишите текст. Подумайте, что для этого нужно сделать. Вскоре   7я   о5   сядет   за   100л,   блистающий   чи100тою.   Сес3цы­40и     е2 ухи3лись   пре2варительно   приготовить   обед,   отыскать   вме100   осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. ­ Отправляемся дальше. Мы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Сейчас мы будем отгадывать загадки (устно). 1) Этот год живёт всех дольше,  И часов и дней в нём больше.  Все мы ждём его прихода  Только раз в четыре года. (Високосный год) 2) Ежегодно приходит к нам в гости:  Один седой, другой молодой,  Третий скачет,  А четвёртый плачет. (Времена года) 3) На первую ступеньку   Встал парень молодой,  К двенадцатой ступеньке  Пришёл старик седой. (Год) 4) Братьев этих ровно семь.  Вам они известны всем.  Каждую неделю кругом Ходят братья друг за другом.  Попрощается последний ­  Появляется передний. (Дни недели) 5)Две курносые подружки  Не отстали друг от дружки.  Обе по снегу бегут,  Обе песенки поют,   Обе ленты на снегу  Оставляют на бегу. (Лыжи) ­   Ребята,   как   вы   думаете,   что   общего   у   всех   загадок?   Назовите,   какие числительные вам встретились?  ­   А   вот   и   следующая   бухта   ­  "Этимологическая".  Пока   наш   поезд приближается к перрону, мы вспомним, что изучает этимология. Мы   уже   узнали,   как   произошло   числительное   один.   Но   есть   ещё   немало интересного, о чём может поведать эта замечательная наука. ­ Ребята, а кто знает, как образовалось числительное девяносто?  Происхождение числительного девяносто не совсем ясно, до сих пор оно окутано   загадкой.   Есть   лишь   ряд   предположений   о   возникновении   его названия. Наиболее убедительным представляется предположение, что оно   возникло   из   словосочетания   девять   до   съта.   Известно,   что   это числительное   имеет   восточнославянское   происхождение.   Но   ни   у западных, ни у южных славян его нет. ­ А теперь ребята, давайте попробуем просклонять числительное девяносто (пожалуйста,   ребята   обратите   внимание,   что   числительное   сорок, девяносто и сто имеют две формы. Им.п. и В.п. – девяносто, а Р.п., Д.п, Т.п., П.п. – девяноста.) Пока мы слушали этот увлекательный рассказ, нам передали письмо. Давайте его прочитаем. Здравствуйте, уважаемая Мария Георгиевна  и ребята­шестиклассники. Пишет вам Тьма. Я в отчаянии! Очень прошу вас помочь мне разобраться в сложном для меня вопросе. Жила   я,   не   тужила,   как   могла,   служила.   Честно   выполняла   свои обязанности на работе в предложении. Как­то раз услышала я, что на площади тьма народу. Помчалась узнать, в чём дело. Прихожу на площадь, а там люди гулянье устроили, поют, веселятся.   И  никакой  тьмы!  "Ну,  ­  думаю,  ­  ошибочка  вышла".   Сижу, смотрю   программу   "Вести",   чаёк   попиваю,   что   новенького   в   стране происходит,   интересуюсь.   Вот   председатель   сельскохозяйственного товарищества   интервью   даёт   и   говорит:   "Одолела   нас   саранча!   Тьма­ тьмущая налетела!" Я даже поперхнулась от возмущения. Я же никуда не летала! Задумалась я. Может, люди что­то путают? Помогите мне, пожалуйста, во всём разобраться, а я в долгу не останусь. С уважением Тьма. ­ Я думаю, что мы можем всё объяснить и успокоить Тьму. Давайте, послушаем историю происхождения слова тьма. Так   что   же   это   за   часть   речи?   Существительное   или   числительное? Конечно,   существительное.   Но   в   древнерусском   языке   это   слово   было: числительным и имело значение "десять тысяч". Этим словом обычно обозначалось   количество,   не   поддающееся   счёту.   Отсюда   ­   тьма­ тьмущая и тьма народу. ­ Отправляемся дальше, а в пути вспомним, какие слова в старину обозначали длину. Словарная   работа:  аршин,   верста,   дюйм,   фут,   сажень,   вершок,   пядь, локоть. ­   Где   же   теперь   мы   употребляем   эти   слова?  (В   пословицах,   поговорках, фразеологизмах) Упражнение   4.  Подумайте,   какие   слова,   обозначающие   старинную   меру длины, пропущены в данных фразеологизмах (устно). Как (аршин) проглотил; мерить на свой (аршин); от горшка два (вершка); за семь (вёрст) киселя хлебать; коломенская (верста); косая (сажень) в   количественные   и   порядковые   числительные   с плечах; семи (пядей) во лбу. Игра.  Сопоставьте   соответствующими им немецкими числительными. ­ Наш корабль прибыл в бухту "Грамотейкино". Интересно, что за грамотеи здесь живут, умеют ли они употреблять имена числительные в речи. Сейчас мы это узнаем! Ай­яй­яй! Упражнение 5. (Один учащийся работает у доски) Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок, исправьте ошибки.  1) Сестёр у Пети две, и все две окончили школу с золотой медалью. 2) Четверо студенток получают повышенную стипендию. 3) Договор подписан обоими сторонами. 4) У меня есть двое попугаев. 5) Мы ехали пятеро дней. 6) Обоим спортсменкам не повезло в финале. 7) Нас семь в одной квартире ­ вот так и живём. 8) И левый и правый глаз стали плохо видеть. ­ Всё исправили. Молодцы! Продолжаем путешествие! В дороге ребята, мы выполним ещё одно очень интересное задание. Задание. Вставить вместо пропусков нужные слова, в состав которых входят имена числительные (разложить заранее каждому ученику). 1) Заблудиться в … соснах. (запутаться в чем –то простом и несложном) 2) Согнуться в … погибели.(очень низко сгибаться) 3) … за всех и все за … .  4) Сидеть в … стенах.  5) Лить слёзы в … ручья.(горько и долго плакать)  6) Знать как свои …пальцев.(знать кого­то или что­то очень хорошо)  7) На все … стороны.  8) От горшка … вершка.  9) … лишний. 10) Опять … .  11) … сапога пара. Как вы думаете, как называется наша бухта?   ­ Мы так увлечённо работали, что не заметили, как корабль вошёл в бухту "Фразеологическая".  Прислушайтесь,   уже   повторяет   объявление   о прибытии нашего корабля. ­ Наше путешествие подходит к концу, но самые интересные приключения впереди.  IV.   ­  специальным пропуском.   Вот   и   Страна   Чисел!   Но   попасть   туда   вы   сможете   только   со ­ Ребята, запишите зашифрованную пословицу (ребус) Молодцы, вот мы и в Стране Чисел! V. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу. Несмотря на то, что тема   уже   изучена,   я   думаю,   что   вы   открыли   имя   числительное   с   новой стороны.  Что нового на уроке вы сегодня узнали об имени числительном?   Где в нашей жизни мы встречаемся с именами числительными? Какой вид работы сегодня понравился больше всех и почему?) Домашнее задание: написать сочинение на тему «В СТРАНЕ ЧИСЕЛ».

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"

Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе "Имя числительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017