Урок обобщения по теме "Происхождение человека"
Оценка 4.8

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
11 кл
27.03.2017
Урок обобщения по теме "Происхождение человека"
Урок обобщения по теме "происхождение человека" предполагает обобщить, углубить, систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; стадиях эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза. На уроке присутствуют учащиеся – представители различных лабораторий, предварительно изучившие проблему происхождения человека, и сегодня мы вместе постараемся решить поставленные перед нами задачи – ответить на вопрос: откуда появился человек разумный.
открытый урок.doc
Тема урока: «Происхождение человека»     (Обобщение) Свет будет пролит на  происхождение человека  и его историю.  Ч. Дарвин. Цели урока:  Обобщить, углубить, систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; стадиях эволюции  человека; роли биологических и социальных факторов на разных  стадиях антропогенеза. Тип урока:  обобщение и систематизация знаний и способов  деятельности. Методы: репродуктивные, частично – поисковые. Вид урока: семинар­практикум. Оборудование: компьютерная презентация урока, проектор,  коллекция «Каменные и бронзовые орудия труда древних людей». Форма организации деятельности учащихся: групповая. Класс разделён на лаборатории: Анатомы, Эмбриологи,  Палеонтологи, Цитогенетики. Учитель:  Сегодня   мы   с   вами   проводим   обобщающий   урок   по   теме «Происхождение человека» Перед нами стоят задачи: обобщить, углубить, систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; стадиях (этапах) эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза. На   уроке   присутствуют   учащиеся   –   представители   различных лабораторий, предварительно изучившие проблему происхождения человека, и сегодня мы вместе постараемся решить поставленные перед нами задачи – ответить на вопрос: откуда появился человек разумный. В настоящее время человечество перешагнуло 6­ти миллиардный рубеж. Хочу предложить вам сравнительную оценку времени, в течение которого человек живет на Земле, и продолжительность некоторых важных периодов в истории Земли. Если принять возраст нашей планеты равным одному году, то в таком календаре один день составляет 12,3 млн. лет, а один час – 525 тыс. лет. Тогда история Земли и человечества может быть представлена в виде следующей таблицы 1 января 28 марта 12 декабря 31 декабря 1.00 17.30 18.16 23.54 Образование Земли (возраст вселенной – немногим более трех лет) Появление первых бактерий Время расцвета динозавров Появление предка обезьяны и человека Появление Люси и ее собратьев – австралопитеков Появление первых людей Появление неандертальцев 23.59.46 Возникновение христианства 24.00 Человек шагнул на Луну По этой шкале – человек появился меньше чем за 6 часов до наступления Нового года, а средняя продолжительность жизни человека в наше время – полсекунды. Как говорил персидский философ и поэт О. Хайям: Я пришел – не прибавилась небу краса, Я ушел – так же будут цвести небеса… Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? Это   один   из   вопросов,   на   котором   обнажаются   противоречия непримиримых противников – науки и религии. Многие века и тысячелетия загадка происхождения человека решалась просто – это чудо! Более   того,   как   одно   из   самых   замечательных   чудес,   совершенных богами, ибо человек – «венец творения». Сказку о чудесном сотворении человека преподносят Библия и Коран. В Библии – это Адам, созданный из праха земного, и его жена – Ева, столь же чудесным   образом   из   его   ребра.   Коран   повествует,   что   после   сотворении Земли и Небес Аллах решил установить на Земле своего наместника, то есть человека. «Мы создали их (людей) из пристающей глины.»(сура 31, аят 11). Учёным,   конечно,   давно   было   ясно,   что   человек   на   Земле   появился   не чудесным образом, а в результате очень длительного развития живой природы. Но это утверждение, без доказательств, имело ту же цену, что и вера многих народов в то, что некоторые животные – их прямые родственники. Жители Таймырского полуострова думали, что животные совсем не отличаются от людей;   они   считали,   что   медведь   и   волк   когда­то   были   людьми,   а   затем превратились   в   животных.   Обитатели   острова   Калимантан   верили,   что орангутанг   были   когда­то   людьми.   И   таких   примеров   множество.   Уже приведенные доказывают, что люди с давних пор догадывались о единстве и неразрывной связи человека и всего окружающего мира живой природы. Об   этой   связи   расскажут   представители   лаборатории   анатомов: (выступление учащихся) Учащийся   Анатом:  По   современным   научным   данным   естествознания человек относится к:  ­ Царству животных; ­ типу Хордовые; ­ подтипу Позвоночные; ­ классу Млекопитающие; ­ подклассу Плацентарные; ­ к отряду Приматы; ­ к семейству Гоминиды; ­ к роду Человек; ­ к виду Человек разумный. Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов,   что   и   организм   любого   другого   животного   существа,   т.е.   из углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством   и функционированием клеток, тканей и систем органов. Организм   человека   обладает   четырьмя   важнейшими   особенностями, сочетание которых присуще только ему, ­ это прямостоячий скелет, движение руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг. Прямостоячий   скелет   позволяет   нам,   в   отличие   от   других   животных, передвигаться   на   двух   ногах.   Не   испытывая   потребности   опираться   на передние   конечности,   мы   пользуемся   гибкими   и   чуткими   пальцами   рук. Чтобы исследовать поверхность предметов  (рис 1­4). Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, ­ при помощи лишь движения глаз. По   сравнению   с   другими   животными,   головной   мозг   человека   очень крупный относительно размеров тела. Благодаря   ему   человек   обладает   великолепными   способностями   к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук. Учащийся Анатом: Доказательства родства с животными. В   сходстве   строения   тела   человека   и   некоторых   современных   и вымерших животных лежит ключ к решению вопроса об их общих предках. Тело ранних червеобразных предках человека приобрело двустороннюю симметрию: каждая сторона представляла зеркальное отражение другой. Это облегчало продвижение вперед, поворот в ту или иную сторону и сохранение правильного курса движения. Парность наших конечностей, ушей и ноздрей является следствием такого строения тела. А. Череп, челюсти и зубы. Наш   череп,   челюсти   и   зубы   имеют   разные   и   сложное   происхождение (обратимся к рисунку) – рассказ по рисунку 5­8. Б. Кожа. Наша   кожа   водонепроницаема,  как   и   рептилий,   но   от   роговой   чешуи, которой были покрыты тела пресмыкающихся, у нас остались только ногти – уплощенные   щитки   на   пальцах   рук   и   ног,   развивающиеся   из   когтей. (обращение к рисунку 9) Способствующие цепи капиллярные линии на пальцах рук и ног остались у нас от жестких подушечек, помогавших нашим предкам ходить и лазать (обращение к рисунку 10) В. Нервы и органы чувств У нас, как у ранних позвоночных, основные органы чувств сосредоточены в голове – бывшем передним конце тела. У человека, как у рыб, эти органы обеспечивают восприятие сигналов из внешней   среды,   механическим   или электромагнитным   воздействием.   Так,   вкусовые   сосочки   языка   человека различают   вещества,   растворенные   в   воде,   влажные   носовые   мембраны   – запахи (обращение к рисунку 11).   обусловленные   химическим, Г. Головной мозг. Головной   мозг,   в   качестве   координирующего   центра,   появился   уже   у таких примитивных животных, как плоские черви, а у ранних рыб мозг, как у нас, состоял из трех основных частей: задней, средней, передней. У   млекопитающих   мозг   становится   значительно   более   крупным   и сложным. Функция координации деятельности органов чувств передалась в переднюю часть из которой развился крупный, обладающий многочисленными извилинами отдел головного мозга, управляющий процессами запоминания и обучения.   Огромные   большие   полушария   головного   мозга   человека   – местопребывание разума – превосходят своими размерами остальные части мозга и обусловили изменения строения черепа (обращение к рис.12) Еще   одним   прямым   доказательством   происхождения   человека   от животных являются рудименты и атавизмы. К органам, утратившим свое первоначальное значение относятся складка в углу глаз, редкие нежные волосы по всему телу, копчик, аппендикс, зубы 3­х родов(рисунок 14); к атавизмам (рисунок 13)– многососковость, волосатость, хвост. От животных человек отличается – прямохождением, строением черепа, большим   объемом   головного   мозга,   членораздельной   речью,   абстрактным мышлением, способностью изготавливать и использовать орудия труда. Данные сравнительной эмбриологии. Наука эмбриология так же располагает данными. Учащийся Эмбриолог:  Сходство человеческого эмбриона с эмбрионами других   животных   является   убедительным   доказательством   в   пользу эволюционного родства. Развитие зародыша человека, как и любого другого животного начинается с зиготы; затем образуется 2 слоя клеток – эктодерма (внешний) и энтодерма (внутренний),   подобные   двум   слоям   клеток   таких   примитивных беспозвоночных, как медузы. Затем,   как   у   всех   животных,   кроме   губок   и   кишнчно­полостных, образуются третий зародышевый слой – мезодерма (рисунок 15). В результате на стадии гаструляции образуется трехслойный (как у всех высших позвоночных) зародыш. Из этих трех слоев клеток развиваются все органы   тела.   За   период   между   четвертой   и   шестой   неделями   развития человеческий эмбрион превращается из рыбоподобного организма в организм, неотличимый от зародыша обезьяны. В двухмесячном возрасте зародыш уже, без   всякого   сомнения,   является   крошечным   человеческим   существом (рисунок 16, 17).  Русский   ученый   Карл   Бэр   (1792­1876)   обнаружил   поразительное сходство   зародышей   различных   позвоночных.   Он   писал:   «Зародыши млекопитающих, птиц, ящериц и змей в высшей степени сходны между собой на самых ранних стадиях, как в целом, так и по способу развития отдельных частей. У меня в спирту сохраняются два маленьких зародыша, которые я забыл пометить, и теперь я совершенно не в состоянии сказать, какому классу они принадлежат. Может быть, это ящерицы, может быть – маленькие птицы, а может быть – и очень маленькие млекопитающие, до того велико сходство в устройстве  головы и туловища у этих животных. Конечностей, впрочем, у этих   зародышей   еще   нет.   Но   если   бы   даже   они   и   были   на   самых   ранних стадиях своего развития, то и тогда мы ничего не узнали бы, потому что ноги ящериц   и   млекопитающих,   крылья   и   ноги   птицы,   а   так   же   руки   и   ноги человека развиваются из одной и той же формы»( рис. 18). По мере развития сходство между зародышами ослабевает и начинают все более четко проявляться черты тех классов, к которым они принадлежат. У ящерицы, у кролика и человека зарастают жаберные карманы, у зародыша человека   особенно   сильно   развивается   головной   отдел,   включающий   мозг, формируются   пятипалые   конечности,   у   зародыша   рыбы   –   плавники. Изложенные   факты   говорят   о   происхождении   всех   хордовых   от   одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей. Учитель: В пользу эволюции человека говорят и цитогенетики. Учащийся   Цитогенетик:  Диплоидное   число   хромосом   у   всех   крупных человекообразных   обезьян   равно   48.   У   человека   диплоидный   набор представлен   46   хромосомами.   Два   плеча   второй   хромосомы   человека соответствуют двум разным хромосомам обезьян. (12­й и 13­й у шимпанзе, 13­ й и 14­й у гориллы и орангутанга) (рис. 19). Вторая   хромосома   человека   возникла   в   ходе   эволюции   в   результате слияния   двух   негомологичных   хромосом,   имевшихся   у   общего   предка человека и человекообразных обезьян и сохранившихся у последних  вплоть до   настоящего   времени.   Другие   различия   кариотипов   касаются   структуры отдельных   хромосом   и   обусловлены   главным   образом   произошедшим инверсиями их участков. Данные   молекулярной   биологии.  Последовательности   аминокислот многих гомологичных белков человека и шимпанзе сходны более чем на 99%. Следствием   этого   являются   близость   группы   крови,   взаимозаменяемость многих белков (например, гормонов), сходные заболевания. Важным   открытием   в   области   молекулярной   биологии   явилось установление постоянства скорости эволюции некоторых белков. Говоря об эволюции белка, подразумевают замены одних нуклеотидов на другие в гене, кодирующем   этот   белок.   Скорость   эволюции   белка   выражается   в   числе нуклеотидных   замен,   происходящих   за   единицу   времени   (млн.   лет).   Если функция белка является очень специфичной и давно сложившейся, то такой белок   эволюционирует   в   разных   филогенетических   линиях   организмов приблизительно   с   постоянной   скоростью.   Этот   факт   позволяет   оценить степень   родства,   а   так   же   установить   последовательность   и   время дивергенции биологических видов. Примером таких белков служат белки – α ­ и  ­цепи гемоглобина. Сравнение переносчики электронов митохондриях,  генов  глобинов   человекообразных   обезьян   и  человека   выявило   наибольшее различие (3,5%) между ДНК орангутана, с одной стороны, и ДНК гориллы, шимпанзе   и   человека   –   с   другой.   Несколько   меньше   е   различие   (1,8%) установлено   для   генов   глобинов   гориллы   в   сравнении   с   генами   глобинов шимпанзе   и   человека.   Наименьшее   различие   в   указанных   генах   (1,6%) обнаружено у человека и шимпанзе (рисунок 20). β   По   результатам   сравнения   глобиновых   генов   построено филогенетическое   древо   гоминоидов.   Согласно   этому   древу,   отделение человеческой   линии   эволюции   от   линии   африканских   человекообразных обезьян должно было произойти 6 – 8 млн. лет назад. Таким   образом,   дивергенция   человека   и   человекообразных   обезьян   на молекулярном и хромосомном уровнях выражена очень слабо. Учитель: Все эти факты говорят о родстве человека и животных. Но есть животные – которые больше всех сходны с человеком. Кто же они? Учащийся   Анатом:  По   строению   и   физиологическим   особенностям   к человеку   ближе   других   животных   стоят   человекообразные   обезьяны   – шимпанзе, гориллы, органгутаны и гиббоны (рис. 21­24). Человекообразные   обезьяны   во   многом   напоминают   человека.   Они выражают   чувства   радости,   гнева,   печали,   нежно   ласкают   детенышей, заботятся   о   них,   наказывают   за   непослушание   (рис.   25).   У   них   хорошая память.   Эти   животные   способны   использовать   находящиеся   под   рукой предметы как простейшие орудия. Они могут ходить на задних конечностях, опираясь при  этом на руки. В скелете и внутренних органах человекообразных обезьян и человека наблюдается сходство: 4 группы крови, характерные для человека, найдены у шимпанзе,   гориллы   и   органгутана,   есть   общие   паразиты,   общие   болезни   – грипп, оспа, холера, брюшной тиф и другие. Все это доказывает несомненное родство человека и человекообразных обезьян (рис. 26­28). Но кроме сходства человек и человекообразные обезьяны имеют отличия: 1. обезьяны не могут создавать орудия труда; 2. в   скелете   человека   изгибы   позвоночника,   плоская   форма   грудной клетки,   широкий   таз,   мощные   кости   нижних   конечностей,   лицевой череп меньше черепной коробки, нет надбровных дуг; 3. объем мозга у человека в 2,5 раза больше; 4. поверхность мозга у человека в 3, 5 раза больше; 5. относительно более длинные передние конечности у обезьян 6. кости рук крюкообразные у обезьян; 7. человек   живет   по   социальным   и   биологическим   законам,   имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий. Учитель:  Мы   рассмотрим   черты   различия   и   сходства   человека   и человекообразных  обезьян. Почему современных человекообразных  обезьян нельзя считать предками человека? Мы   с   ними,   как   утверждает   теория   эволюции,   произошли   от   общего предка.   Кто   же   они,   эти   предки?   (демонстрация   слайда   с   портретом   Ч. Дарвина). Ответ на вопрос  пришел после того, как Ч. Дарвин в 1871 году издал свою знаменитую книгу «Происхождение человека и половой отбор»Нашими далекими предками были древние человекообразные обезьяны писал великий естествоиспытатель – дриопитеки, живущие в тропических лесах Европы и Азии несколько миллионов лет назад. Теперь они вымерли, но дали начало другим,  более   высокоорганизованным   обезьянам,   от   которых   и   начинается человеческий   род.   Защитники   «древнего   благочестия»   не   только   оплевали учение   Дарвина.   Они   требовали   вещественных   доказательств.   «Какими фактами,   а   не   рассуждениями   вы   можете   подтвердить   животное происхождение человека?» ­ спрашивали Дарвина противниками. «Если бы на Земле существовали обезьянолюди, то костные останки этих существ ученые давно обнаружили бы в земных слоях. Однако этого нет». Доказательства требовались и в науке. Вот почему вскоре после публикации Дарвином теории эволюции перед палеонтологами была поставлена задача: они   должны   подтвердить   дарвиновскую   теорию   происхождения   человека, найти останки, свидетельствующие о превращении обезьян в людей. Лаборатория   палеонтологов   определила,   какие   предшественники человека   перешли   к   наземному   образу   жизни   и   прямохождению?   Как   это повлияло на эволюцию гоминид?  Ученик­палеонтолог. Примерно 25 млн. лет назад от высших узконосых обезьян отделились две ветви – которые пришли к образованию двух семейств – понгид – или высших человекообразных обезьян, и гоминид; давших начало возникновению человека. Общими предками гориллы, шимпанзе, орангутанга были   ископаемые   человекообразные   обезьяны   –   дриопитеки, распространенные на юге Азии, Европы и в Африке. От большинства из них сохранились   только   зубы   и   фрагменты   челюстей,   исследование   которых показало,   что   дриопитеки   имели   сходство,   как   с   человекообразными обезьянами, так и с человеком (демонстрация слайда). Обезьянья   ветвь   эволюции   пошла   в   направлении   все   большего приспособления   к   древесному   образу   жизни   и   привела   к   возникновению современных   человекообразных   обезьян.   Другая   ветвь   –   человеческая, развивалась в направлении приспособления к наземному образу жизни привела к человеческому. Учитель:  Был ли сходен общий предок с современными антропоидами или отличался от них? Ученик­палеонтолог: в 30­х годах  XX  века и позднее в Южной Африке были найдены останки существа, который затем был назван австралопитеком (лат. «аустралиус» ­ южный, и греч. «питек» ­ обезьяна) (рис. 29­30). По строению черепа, зубов и других частей скелета австралопитековые стояли   значительно   ближе   к   человеку,   чем   современные   человекообразные обезьяны. У них были более крупная мозговая коробка, укороченная лицевая часть черепа и зубы, сходные с зубами современного человека. Строение их таза   было   подобно   человеческому.   Передвигались   на   нижних   конечностях, при помощи верхних конечностей употребляли предметы природы  в качестве орудий труда. Учитель: какими были древнейшие представители рода человеческого? Ученик­палеонтолог:   В   процессе   становления   человека   различают   три стадии, или фазы: древнейшие люди, древние люди, первые современные люди (рис.   31)..   Эти   стадии   не   сменяли   одна   другую   с   полным   исчезновением предыдущих, а сосуществовали, и далеко не в мирных отношениях. К древнейшим людям относится питекантроп – «обезьяночеловек»: его остатки впервые были обнаружены в Африке, Азии и в Европе. Питекантроп ходил на двух ногах, имел рост 170 см; объем мозга достигал 900­1100 см3 . Лоб   очень   покатый,   над   глазами   –   сплошной   костный   валик.   Лобные   и височные доли, связанные с речью, развиты лучше, чем у обезьяны, а развитие височных   долей   указывает   так   же   на   хороший   слух.   Челюсти   сильно выдавались вперед, подбородочного выступа не было. Питекантропы делали из   камня   примитивные   скребки,   сверла,   пользовались   огнем   и   жили превобытным стадом. Жилищ у них не было. Возникновение труда оказалось могучим толчком к развитию мозга (рис. 32­35). Учитель:   На   ранних   стадиях   развития   на   человека   действовали биологические   факторы   эволюции:   мутации,   популяционные   волны,   дрейф генов,  изоляция,  борьба   за   существование,   естественный   отбор.  Переход   к прямохождению,   стадный   образ   жизни,   высокий   уровень   развития   мозга   и психики, использование предметов в качестве орудий для охоты и защиты – те предпосылки   очеловечивания,   на   основе   которых   развивались   и совершенствовались трудовая деятельность, речь и мышление. Звучит стихотворение В. Шефнера «Первый мост» …И вот он вырвался из чащи По следу зверя. Но поток, В глубокой трещине урчащий Ему дорогу пересёк. На берегу другом – добыча, Для всей семьи его – еда: Нетронутые гнёзда птичьи, Косуль непуганых стада.. Себе представив на мгновенье Закрытый для него простор, Затылок он в недоумении Косматой лапою потёр. И брови на глаза нависли, И молча сел на камень он, Весь напряженный первой мыслью, Как судорогою сведен. И вдруг – голодный, низколобый, Он встал, упорен и высок, Уже с осмысленною злобой В ревущий заглянул поток. И подойдя к сосне, что криво Росла у самого обрыва, И корни, оглядев – гнильё! Он стал раскачивать её. И долго та работа длилась, И камни падали в обрыв, И с хрустом дерево свалилось Два берега соединив. И он тропою небывалой На берег перешёл другой, И пот со лба отёр усталой – Уже не лапой, а рукой! Учитель: Итак, на Земле жили люди, способные думать, изготавливать орудия труда. Ученик­палеонтолог:   (Демонстрация   слайдов   «Охота   древних   людей», «Орудия труда»). Представителями древних людей мы называем неандертальцев. Они жили около 150 тысяч лет назад, в ледниковую эпоху. Их останки были впервые обнаружены   в   1856   году   в   долине   реки   Неандер   в   ФРГ,   а   затем   на   юге Узбекистана и в Крыму. Большинство неандертальцев были ниже нас ростом 155­158 см, ходили несколько согнувшись. У них еще скошенный лоб, сильно развитые   надбровные   дуги,   нижняя   челюсть   без   подбородочного   выступа. Объем мозга приближается к мозгу человека – около 1400 см3  . Они жили в тяжелых условиях ледников, в пещерах, где постоянно поддерживали огонь. Питались   растительной   и   мясной   пищей,   но   оставались   каннибалами.   Они пользовались  разнообразными   каменными   и  костяными  орудиями.  Судя по строению   черепа   и   лицевых   костей,   видимо   при   общении   между   собой неандертальцы   пользовались   жестами,   нечленораздельными   звуками.   Жили группами   по   50­100   человек.   Мужчины   коллективно   охотились   на   зверей, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды. Одевались в шкуры (рис. 36­38).  Учитель: В условиях ледниковых эпох естественный отбор способствовал выживанию   более   выносливых,   ловких   и   смелых   особей.   Большую   роль   в эволюции играют социальные факторы: трудовая деятельность в коллективе, совместная   борьба   за   жизнь   и   развитие   интеллекта.   Последние   из неандертальцев жили среди первых современных людей. Учащийся   Палеонтолог:   Известно   большое   количество   находок   скелетов, черепов и орудий первых современных людей – кроманьонцев, названных так потому,  что   первае   находки   были   сделаны   в   местечке   Кроманьон,  на   юге Франции.   Они   сформировались   30­40   тыс.   лет   назад.   Кроманьонца обнаружены почти на всех материках. Кроманьонцы были ростом до 180 см, с высоким, прямым лбом и черепной коробкой объемом до 1600 см3 , сплошной надглазничный   валик   отсутствовал.   Развитый   подбородочный   выступ указывал но хорошее развитие членораздельной речи. Кроманьонцы жили в построенных   ими  жилищах  (рис. 39­41).  В  пещерах   на   стенах   обнаружены рисунки, на которых изображены эпизоды охоты, пляски, люди. Кроманьонцы одевались   в   одежды   из   шкур,   сшитые   костяными   и   кремниевыми   иглами. Техника изготовления орудий труда и предметов была много совершеннее, чем у  неандертальцев.  Орудия из рога,  кости, кремния  украшены  резьбой. Человек   умел   шлифовать,   сверлить,   зная   гончарное   дело.   Он   приучал животных и делал первые шаги в земледелии, Кроманьонцы жили родовым обществом, у них зарождались зачатки религии. В эволюции кроманьонцев ведущую роль играли социальные факторы.  Учащийся   Культуролог:   О   первом   расцвете   таланта   кроманьонцев повествуют   древние   пещеры   Европы.   Рисунки   пещеры   Ласко   во   Франции имеют   возраст   17   тыс.   лет.   На   этих   рисунках   тема   ледниковой   темы постепенно   замещается   фауной   умеренной   зоны.   Пещера   Альтамира   в Испании покрыта фресками с изображениями оленей, зубров, туров (рис 42­ 43).  Люди   смело   проникали   в   черные   туннели   пещер,   освещая   дорогу огоньками каменных светильников с растопленным животным жиром. Там в отдаленных проходах и залах они покрывали стены рисунками. В качестве красок   использовали   красную,   коричневую   и   желтую   руду,   а   для   черного цвета – древесный уголь и марганцевую руду. Кисточками служили палочки с расщепленными на волокна концами. Изображались чаще всего животные и сцены   охоты.   Известны   также   костяные   статуэтки   людей,   животных, украшения. На Украине были найдены музыкальные инструменты из костей мамонта. Искусство,   как   общественный   вид   деятельности,   оказало   серьезное влияние на эволюцию человека, потому что в искусстве происходит ярчайшее сочетание   труда,   мышления   и   речи.   Многие   произведения   искусства удовлетворяли зарождающиеся эстетические потребности людей.  Учащийся   Религовед:   У   неандертальцев   начала   зарождаться   вера   в сверхъестественное. О сложившейся первобытной религии можно говорить, начиная с позднего палеолита. Одной из первых форм религии был анимизм – вера в душу, в загробную жизнь души; с ним тесно связаны тотемизм и магия. О   возникновении   анимизма   свидетельствуют   определенное   положение скелетов в захоронениям, сложный обряд захоронения.  С возникновением родового строя возник тотемизм – форма религиозных верований,   характерная   для   охотничье­собирательских   племен.   Родовые группы   носят   имена   тотемных   животных,   растений,   с   которыми   связаны различные   формы   пищевых   и   охотничьих   запретов.   Тотемные   животные почитаются, в их честь совершаются  празднества, их кости, лапы, хвосты, головы считаются священными фетишами, наделенными сверхъестественными свойствами. Первобытная религия – результат фантастического отражения в головах людей господствующих над ними сил природы.  В   эпоху   позднего   палеолита   завершается   становление   первобытного общества.   Формируются   матриархальное   родовое   общество.   Широко распространяются женские статуэтки с ярко выраженными признаками пола.  За последние 40 тыс. лет морфологический облик людей не изменился, тогда как культура их шагнула далеко вперед. В предшествующий миллион лет культура не вышла за рамки древнего каменного века, а морфологический облик   людей   изменился   от   австралопитеков   и   до   современного   облика человека.   Небольшие   изменения   культуры   сопровождались   крупными изменениями в облике людей. Это дает предположить, что человек сложился как   биологический   вид.   Развитие   культуры   перестало   зависеть   от морфологических   изменений   и   стало   всецело   определятся   социальными факторами. Учитель: Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия ее движущих сил.  Он   вышел   из   природы   и   остается   частью   ее.   Организм   человека развивается по общим для всех живых существ законам. Для поддержания жизнеспособности   он   нуждается   в   пище,   кислороде.   Как   и   все   живые организмы, он претерпевает изменения: растет, стареет и умирает. Процесс размножения у людей протекает аналогично этому процессу в живой природе, а в основе передачи признаков вида по наследству лежат универсальные для всего живого генетические закономерности. Однако   человеческий   организм   –   это   еще   не   человек   в   социальном смысле. Ребенок, изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Вы читали повесть об истории Маугли, который вырос в джунглях в стае волков. Он превосходил всех животных развитием мышления,   проявлял   большую   сообразительность.   Какие   доводы,   на   ваш взгляд, более убедительные, подтверждающие или отрицающие возможность развития полноценного ребёнка в обществе животных? Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в социальной сфере. На ранних   этапах   эволюции   путь   развития   человечества   был   единый.   Позже древние предки современных людей расселялись в разных частях   земного шара, где условия внешней среды были неоднородны. Так возникли основные расы: европеоидная, монголоидная и негроидная (рис. 44­45).  Каждая из них имеет свои морфологические особенности – цвет кожи, разрез глаз, форму носа, губ и т.д. Но это второстепенные признаки. Особенности, составляющие человеческую   сущность   –   сознание,   трудовая   деятельность,   способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас. Представители разных рас, вступая   в   брак,   составляют   полноценное   потомство.   Известно   немало выдающихся людей, появившихся при смешении популяций – Пушкин, Гоген, Дюма. Эти примеры дают возможность понять научную несостоятельность и реакционную сущность расизма. Каждый человек на земле – индивидуум, и с этим необходимо считается. Математические   способности   одних   людей,   общелогические   других, способности   к   эксперименту   третьих,   художественная   одаренность четвертых,   музыкальная   –   пятых,   позволили   человечеству   гигантскими шагами   пройти   за   несколько   тысячелетий   путь,   который   при   полном биологическом равенстве всех людей был бы просто немыслим. Но человек не стоит на месте, он развивается и достигает все больших вершин.   Наши уникальные способности позволили нам расселиться по всему миру и   создать   множество   различных   культур   и   цивилизаций.   Наши   орудия   и техника поражают наше воображение. Мы создали музыку, изобразительное искусство, мы соревнуемся в разнообразных видах спорта. У нас есть религия, преданность  и  мораль. Унаследованное  от  приматов  любопытство   лежит  в основе нашей неудержимой тяги к знаниям, только у нас есть речь, мы можем мгновенно обмениваться мыслями в масштабах всей планеты; теперь наши исследования выходят за пределы земли; мы изучаем Солнечную систему и звёзды, пытаемся раскрыть тайну происхождения Вселенной. Но, возможно, иногда нам стоит задуматься о собственном происхождении, о нашей связи с животным миром, и о наших двоюродных братьях – приматах. Выводы и итоги урока: 1. тестирование; 2. работа по таблице; 3. беседа по вопросам:  Известно следующее высказывание: «Рука не только орган труда, но и его продукт». Как можно его объяснить?  Может   ли   в   настоящее   время   произойти   превращение   обезьяны   в человека?  Есть   известное   выражение:   «Мы   не   унаследовали   землю   от   своих родителей. Мы взяли взаймы у своих детей». Что означают эти слова? Рефлексия:  Какие   вопросы   изучаемой   темы   показались   вам   наиболее интересными и познавательными?  Какие вопросы вызвали затруднение в понимании?  Какие ваши знания по данной теме нуждаются в дополнительной доработке?  По   каким   вопросам   вам   хотелось   бы   получить   дополнительные сведения, научную информацию? Список использованной литературы. 1. Сатимбеков Р., Алимкулова Р., Шилдебаев Ж.  «Биология», учебник для 11   класса   естественно­математического   направления;   «Мектеп»,   г. Алматы, 2007 год.  2. Беляев   Д.   К.,   Дымщица   Г.   М.     «Общая   биология»   10­11   классы; «Просвещение», г. Москва, 2005 год. 3. Воронцов   Н.   Н.,   Сухорукова   Л.   Н.   «Эволюция   органического   мира»; «Просвещение», г. Москва, 1991 год. 4. Журнал   «Первое   сентября»   (приложение   «Биология»),   статья «Доказательства происхождения человека от животных»; № 7, 2005 год. 5. В.   Мезенцев   «Энциклопедия   чудес»;   «Казахская   советская 6. энциклопедия», 1988 год.   Т.И.   Чайка   «Биология.   Поурочные   планы»   11   класс;   «Учитель»,   г. Волгоград, 2007 год.

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"

Урок обобщения по теме "Происхождение человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017