Урок общей биологии
11 класс вечерней школы
Задачи: - продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения пользоваться генетической символикой; - охарактеризовать анализирующее скрещивание и показать необходимость данного вида скрещивания для практики сельского хозяйства; - рассмотреть взаимодействие генов на примере неполного доминирования.
Тема урока: Генетические закономерности.
Класс: 11
Задачи: продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения
пользоваться генетической символикой;
охарактеризовать анализирующее скрещивание и показать необходимость этого
типа скрещивания для практики сельского хозяйства;
рассмотреть взаимодействие генов на примере неполного доминирования.
Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков
Оборудование: портреты Пушкина и его родителей (на доску);
магнитная доска и набор магнитов;
раздаточный материал на каждый стол: родословная А.С. Пушкина;
таблица полное и неполное доминирование; карточки с условием задачи 3, с вопросами и
афоризмами.
План урока.
1. Вступление.
2. Проверка изученного материала ранее:
2.1. У доски схема
2.2. Ответы на вопросы с мест
2.3.
Решение 2 задач (1 – с магнитами; 2 – на доске)
3. Изучение нового материала:
3.1. Анализирующее скрещивание
3.2. Промежуточное наследование
4. Закрепление.
5. Выставление оценок. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Вступление.
Первый шаг в познании закономерностей наследственности мы сделали с Вами на
прошлых уроках. А сегодня нам предстоит переоткрыть законы Г. Менделя:
Неполного доминирования и
Анализирующего скрещивания.
Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока: Генетические закономерности.
2. Проверка изученного материала ранее.
А начнем мы с повторения:
Первое задание: ответьте на мои вопросы (с места): как называется первый закон Г.Менделя?
как формулируется первый закон?
как называется второй закон Г.Менделя?
как формулируется он?
Второе задание (на доске): запишите возможные варианты гамет у особей со
следующими генотипами:
а/ Аа б/ АА в/ аа
Третье задание: решите задачи на 1,2 законы Г.Менделя.
Задача 1. (на магнитной доске) Белый кролик (аа) скрещивается с черным кроликом (АА).
Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?
Дано:
Объект кролик
Решение:
Р г/т самка АА х самец аа
Признак: цвет шерсти:
ф/т черный белый
черная (АА), белая (аа) гаметы: А а
Р ф/т белый и черный
F1 г/т Аа
ф/т черные
Найти: г/т и ф/т F1 и F2 ?
гаметы: А а А а
ф/т черн. Черн. Черн. Белый
F 2 г/т АА Аа Аа аа
Ответ: в первом поколении наблюдается единообразие гибридов
(проявляется 1 закон Г.Менделя), а во втором поколении
Наблюдается расщепление: по фенотипу 3:1
и по генотипу 1:2:1( проявляется 2 закон Г.Менделя).
Задача 2. (на доске): белая морская свинка (аа) скрещивается с черной морской свинкой
(АА). Гибридные морские свинки скрещиваются между собой. Какое потомство у них
будет?
Итак, обе эти задачи являются подтверждением опытов и законов, выведенных
Г.Менделем. Но,
3. Изучение новой темы:3.1. ученый на этом не прекратил своих опытов и наблюдений и так как по
фенотипу (по внешним и внутренним признакам) особи далеко не всегда можно определить
ее генотип. Мендель выяснил, что для этого исследуемый организм надо скрестить с
гомозиготной рецессивной особью. И такое скрещивание назвал анализирующим (на
доске написать понятие).
Запишем в тетрадь определение: Для определения генотипа особи ее скрещивают
с гомозиготной рецессивной особью и называется такой тип анализирующим
скрещиванием.
Решим задачу: (вызывается 1 ученик для решения задачи). Были взяты 6 серых
кроликовсамок и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В 5 случаев все
потомство состояло из серых кроликов. В 1 случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4
черных. Напишите генотипы родителей и гибридов первого поколения во всех случаях.
Решение: по условию черный окрас шерсти является рецессивным признаком,
отсюда следует, что серый окрас является – доминантным признаком. Остается только
выяснить, в каком состоянии будет серая окраска шерсти в – гомозиготном (АА) или
гетерозиготном (Аа). Если исследуемый организм гомозиготный, то потомство от
скрещивания будет единообразным. В условии сказано, что в 1 из 6 случаев произошло
расщепление, отсюда следует, что серая окраска находится в гетерозиготном состоянии в
данном случае. В остальных же 5 случаях серая окраска в гомозиготном состоянии.
Дано:
Решение:
Объект – кролик 1. Р г/т самка Аа х самец аа
Признак: цвет шерсти:
ф/т серый черный
черная (аа), серая (АА гаметы: А а
а
или Аа) F1 г/т Аа аа
Р ф/т серый и черный ф/т серые черные
5 сл. F1 – ф/т все серые 2. Р г/т самка АА х самец аа
1 сл. F1 ф/т 5 серых ф/т серый черный
и 4 черных гаметы: А а
Найти: г/т Р ? г/т F1 ? F 1 г/т Аа
ф/т серые
Ответ: наши предположения подтвердились: в первом случае серая окраска
находится в гетерозиготном состоянии и в первом поколении наблюдалось расщепление по
фенотипу 1:1; в остальных же 5 случаях серая окраска в гомозиготном состоянии и всепотомство единообразное (все гибриды серые). Такой тип скрещивания Г.Мендель назвал
анализирующим.
Рассмотренный нами тип скрещивания используется в сельском хозяйстве для
определения генотипа исследуемого организма.
3.2. Приоткроем завесу тайны рождения гения земли русской А.С. Пушкина. Поэт
своими предками гордился и не раз говорил в публицистических статьях и в
стихотворениях упоминал их. О своем сходстве с предками писал так:
Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры;
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя и в миниатюре.
Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться;
У меня свежий цвет лица, густые волосы
И кудрявая голова.
По всему этому, мой милый друг,
Меня можно узнать.
Да, таким, как Бог меня создал,
Я и хочу всегда казаться.
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености
Да, таков Пушкин…
Как Вы думаете, что описывает в стихотворении Пушкин? Какие признаки?
Используя таблицу с полным и неполным доминированием, а т.ж. родословную А.С
Пушкина (они у Вас на столе) и зная о том, что его прадед Абрам Ганнибал был негр,
женился на белокожей женщин, ответьте на вопрос: возможно ли в таком браке рождение
белых детей?
Запишем решение задачи:
Р г/т самка аа х самец АА
ф/т белый черный
гаметы: а А
F 1 г/т Аа
ф/т мулат,т.е. рождение белых детей у Абрама Ганнибала было невозможно. Абрам был негр, его
генотип состоял из одних доминантных генов, его жена была белой и имела генотип
рецессивный по этому признаку. Они дают один сорт гамет и при слиянии появляется
новый генотип с характерным для него фенотипом мулата. Пользуясь таблицей, мы видим,
что это случай неполного доминирования, т.е. доминантный ген не полностью подавляет
проявление другого аллельного гена, и наследование носит промежуточный характер.
Запишем в тетрадь: Явление, при котором доминантный ген не полностью
подавляет проявление другого аллельного гена, называется промежуточным
(неполным) доминированием.
Руководствуясь результатом задачи, мы можем сказать, о том кто определил
цвет кожи (черты лица, кучерявые волосы)? Да, конечно, со стороны матери А.С.
Пушкину могли передаться доминантные признаки: окраска кожи, кудрявые волосы.
Доказательством этого является портрет матери Надежды Осиповны, «прекрасной
креолки» как говаривали в свете, подчеркивая ее необычное происхождение.
4. Закрепление.
4.1. Ответьте на вопросы, которые записаны в карточках.
Итак, мы сегодня познакомились с … анализирующим скрещиванием и с
промежуточным наследованием.
4.2. Используя полученные на уроке знания, ответьте: о чем эти высказывания (у вас
карточки с афоризмами: 1 ряд – первый афоризм; 2 ряд – второй)
5. Похвалить за работу на уроке, поставить оценки и дать домашнее задание.Приложение 1.
1 ряд
Физик Р. Фейман утверждал, что наука – это то, что поддается непосредственной проверке
опытом.
Задание: – Постарайтесь доказать, что генетика – это настоящая наука.
2 ряд
«О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает
захватывающее будущее»
Задание: Постарайтесь доказать эти утверждения.
Приложение 2.
Этапы решения генетических задач
запись генотипов и фенотипов родителей;
запись возможных типов зигот;
подсчет соотношения генотипов и фенотипов потомства.