Урок общей биологии
Оценка 5

Урок общей биологии

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
11 кл
21.12.2018
Урок общей биологии
Урок общей биологии 11 класс вечерней школы Задачи: - продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения пользоваться генетической символикой; - охарактеризовать анализирующее скрещивание и показать необходимость данного вида скрещивания для практики сельского хозяйства; - рассмотреть взаимодействие генов на примере неполного доминирования.
урок общей биологии.doc
Тема урока: Генетические закономерности. Класс: 11 Задачи:  ­ продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения  пользоваться генетической символикой;                 ­ охарактеризовать анализирующее скрещивание и показать необходимость этого  типа скрещивания для практики сельского хозяйства;                 ­ рассмотреть взаимодействие генов на примере неполного доминирования. Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков Оборудование:    ­ портреты Пушкина и его родителей (на доску);                               ­ магнитная доска и набор магнитов;                               ­ раздаточный материал на каждый стол: родословная А.С. Пушкина;  таблица полное и неполное доминирование; карточки с условием задачи 3, с вопросами  и  афоризмами. План урока. 1. Вступление. 2. Проверка изученного материала  ранее: 2.1. У доски схема 2.2. Ответы на вопросы с мест 2.3. Решение 2 задач (1 – с магнитами; 2 – на доске) 3. Изучение нового материала: 3.1. Анализирующее скрещивание 3.2. Промежуточное наследование 4. Закрепление. 5. Выставление оценок. Домашнее задание. Ход урока: 1. Вступление.           Первый шаг в познании закономерностей наследственности мы сделали с Вами на  прошлых уроках. А сегодня нам предстоит переоткрыть законы Г. Менделя:  Неполного доминирования и  Анализирующего скрещивания. Откройте тетради, запишите дату и  тему нашего урока: Генетические закономерности. 2. Проверка изученного материала ранее. А начнем мы с повторения:  Первое задание: ответьте на мои вопросы (с места): ­ как называется первый закон Г.Менделя? ­ как формулируется первый закон? ­ как называется второй закон Г.Менделя? ­ как формулируется он?  Второе  задание (на доске): запишите возможные варианты гамет у особей со  следующими  генотипами: а/ Аа    б/ АА  в/  аа  Третье задание: решите задачи  на 1,2 законы Г.Менделя. Задача 1. (на магнитной доске) Белый кролик (аа) скрещивается с черным кроликом (АА).  Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится? Дано: Объект ­ кролик Решение: Р г/т   самка АА       х      самец аа Признак: цвет шерсти:    ф/т черный                        белый ­черная (АА),­ белая (аа)                    гаметы:           А            а Р ф/т белый и черный  F1 г/т                        Аа      ф/т                   черные Найти: г/т и ф/т F1 и   F2 ­ ? гаметы:        А     а                   А      а                                                                   ф/т    черн.      Черн.      Черн.      Белый F 2 г/т       АА        Аа             Аа             аа Ответ:  в первом поколении наблюдается единообразие гибридов               (проявляется 1 закон  Г.Менделя),  а во втором поколении                 Наблюдается  расщепление: ­  по фенотипу  ­ 3:1              и по     генотипу  ­ 1:2:1( проявляется 2 закон Г.Менделя). Задача 2. (на доске): белая морская свинка (аа) скрещивается с черной морской свинкой  (АА). Гибридные морские свинки скрещиваются между собой. Какое потомство у них  будет? Итак, обе эти задачи являются подтверждением опытов и законов, выведенных  Г.Менделем. Но, 3. Изучение новой темы: 3.1.  ученый на этом не прекратил своих опытов и наблюдений и так как по  фенотипу (по внешним и внутренним признакам) особи далеко не всегда можно определить ее генотип. Мендель выяснил, что для этого исследуемый организм надо скрестить с  гомозиготной рецессивной особью. И такое скрещивание назвал анализирующим (на  доске написать понятие).                Запишем в тетрадь определение: Для определения генотипа особи ее скрещивают  с гомозиготной рецессивной особью и называется такой тип анализирующим  скрещиванием.                 Решим задачу: (вызывается 1 ученик для решения задачи). Были взяты 6 серых  кроликов­самок и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В 5 случаев все  потомство состояло из серых кроликов. В 1 случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4  черных. Напишите генотипы родителей и гибридов первого поколения во всех случаях.                 Решение: по условию черный окрас шерсти является рецессивным признаком,  отсюда следует, что серый окрас является – доминантным признаком. Остается только  выяснить, в каком состоянии будет серая окраска шерсти в – гомозиготном (АА) или  гетерозиготном (Аа). Если исследуемый организм гомозиготный, то потомство от  скрещивания будет единообразным. В условии сказано, что в 1 из 6 случаев произошло  расщепление, отсюда следует, что серая окраска находится в гетерозиготном состоянии в  данном случае. В остальных же 5 случаях серая окраска в гомозиготном состоянии.  Дано: Решение: Объект – кролик                    1.        Р г/т   самка Аа       х      самец аа Признак: цвет шерсти:    ф/т    серый                        черный ­черная (аа),­ серая (АА                   гаметы:           А  а                      а или  Аа)                                             F1 г/т                   Аа           аа Р ф/т серый и черный                           ф/т                серые     черные 5 сл. F1 – ф/т все серые          2.      Р г/т   самка АА       х      самец аа 1 сл. F1­ ф/т 5 серых                           ф/т    серый                    черный      и 4 черных                                        гаметы:           А                     а Найти:  г/т Р ­ ? г/т F1 ­ ?                F 1 г/т                        Аа                                                                                    ф/т                     серые                             Ответ: наши предположения подтвердились: в первом случае серая окраска  находится в гетерозиготном состоянии  и в первом поколении наблюдалось расщепление по фенотипу 1:1; в остальных же 5 случаях серая окраска в гомозиготном состоянии и все потомство  единообразное (все гибриды серые). Такой тип скрещивания Г.Мендель назвал  анализирующим.                  Рассмотренный нами  тип скрещивания используется в сельском хозяйстве для  определения генотипа исследуемого организма.                 3.2. Приоткроем завесу тайны рождения гения земли русской А.С. Пушкина. Поэт своими предками гордился и не раз говорил в публицистических статьях и в  стихотворениях упоминал их. О своем сходстве с предками писал так: Вы просите у меня мой портрет, Но написанный с натуры; Мой милый, он быстро будет готов, Хотя и в миниатюре.  Мой рост с ростом самых долговязых Не может равняться; У меня свежий цвет лица, густые волосы И кудрявая голова.  По всему этому, мой милый друг, Меня можно узнать. Да, таким, как Бог меня создал, Я и хочу всегда казаться.  Сущий бес в проказах, Сущая обезьяна лицом, Много, слишком много ветрености ­ Да, таков Пушкин…              Как Вы думаете, что описывает в стихотворении Пушкин? Какие признаки?  Используя таблицу с полным и неполным доминированием, а т.ж. родословную А.С  Пушкина (они у Вас на столе)  и зная о том, что его прадед Абрам Ганнибал был негр,  женился на белокожей женщин, ответьте на вопрос: возможно ли в таком браке рождение  белых детей?  Запишем решение  задачи:   Р г/т   самка  аа       х      самец АА     ф/т    белый                    черный       гаметы:           а                       А F 1 г/т                        Аа                          ф/т                     мулат, т.е. рождение белых детей у Абрама Ганнибала было невозможно. Абрам был негр, его  генотип состоял из одних доминантных генов, его жена была белой и имела генотип  рецессивный по этому признаку. Они дают один сорт гамет и при слиянии  появляется  новый генотип с характерным для него фенотипом мулата. Пользуясь таблицей, мы видим,  что это случай неполного доминирования, т.е. доминантный ген не полностью подавляет  проявление другого аллельного гена, и наследование носит промежуточный характер.                Запишем в тетрадь: Явление,  при котором доминантный ген не полностью  подавляет проявление другого аллельного гена,  называется промежуточным  (неполным) доминированием.                 Руководствуясь результатом задачи,  мы можем сказать,  о том кто определил  цвет кожи (черты лица, кучерявые волосы)?  Да, конечно,  со стороны матери А.С.  Пушкину могли передаться доминантные признаки: окраска кожи, кудрявые волосы.  Доказательством этого является портрет матери Надежды Осиповны, «прекрасной  креолки» как говаривали в свете, подчеркивая ее необычное происхождение. 4. Закрепление. 4.1. Ответьте на вопросы, которые записаны в карточках.        Итак, мы сегодня познакомились с … ­ анализирующим скрещиванием и ­  с  промежуточным наследованием. 4.2. Используя полученные на уроке знания,  ответьте:  о чем эти высказывания (у вас  карточки с афоризмами: 1 ряд – первый афоризм; 2 ряд – второй) 5. Похвалить за работу на уроке, поставить оценки и дать домашнее задание. Приложение 1.  1 ряд Физик Р. Фейман утверждал, что наука – это то, что поддается непосредственной проверке  опытом. Задание: – Постарайтесь доказать, что генетика – это настоящая наука.  2 ряд «О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает  захватывающее будущее» Задание: ­ Постарайтесь доказать эти утверждения.                                                                                                                         Приложение 2. Этапы решения генетических задач ­ запись генотипов и фенотипов родителей; ­запись возможных типов зигот; ­ подсчет соотношения генотипов и фенотипов потомства.

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии

Урок общей биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2018