Урок общей биологии

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок общей биологии 11 класс вечерней школы Задачи: - продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения пользоваться генетической символикой; - охарактеризовать анализирующее скрещивание и показать необходимость данного вида скрещивания для практики сельского хозяйства; - рассмотреть взаимодействие генов на примере неполного доминирования.
Иконка файла материала урок общей биологии.doc
Тема урока: Генетические закономерности. Класс: 11 Задачи:  ­ продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения  пользоваться генетической символикой;                 ­ охарактеризовать анализирующее скрещивание и показать необходимость этого  типа скрещивания для практики сельского хозяйства;                 ­ рассмотреть взаимодействие генов на примере неполного доминирования. Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков Оборудование:    ­ портреты Пушкина и его родителей (на доску);                               ­ магнитная доска и набор магнитов;                               ­ раздаточный материал на каждый стол: родословная А.С. Пушкина;  таблица полное и неполное доминирование; карточки с условием задачи 3, с вопросами  и  афоризмами. План урока. 1. Вступление. 2. Проверка изученного материала  ранее: 2.1. У доски схема 2.2. Ответы на вопросы с мест 2.3. Решение 2 задач (1 – с магнитами; 2 – на доске) 3. Изучение нового материала: 3.1. Анализирующее скрещивание 3.2. Промежуточное наследование 4. Закрепление. 5. Выставление оценок. Домашнее задание. Ход урока: 1. Вступление.           Первый шаг в познании закономерностей наследственности мы сделали с Вами на  прошлых уроках. А сегодня нам предстоит переоткрыть законы Г. Менделя:  Неполного доминирования и  Анализирующего скрещивания. Откройте тетради, запишите дату и  тему нашего урока: Генетические закономерности. 2. Проверка изученного материала ранее. А начнем мы с повторения:  Первое задание: ответьте на мои вопросы (с места):­ как называется первый закон Г.Менделя? ­ как формулируется первый закон? ­ как называется второй закон Г.Менделя? ­ как формулируется он?  Второе  задание (на доске): запишите возможные варианты гамет у особей со  следующими  генотипами: а/ Аа    б/ АА  в/  аа  Третье задание: решите задачи  на 1,2 законы Г.Менделя. Задача 1. (на магнитной доске) Белый кролик (аа) скрещивается с черным кроликом (АА).  Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится? Дано: Объект ­ кролик Решение: Р г/т   самка АА       х      самец аа Признак: цвет шерсти:    ф/т черный                        белый ­черная (АА),­ белая (аа)                    гаметы:           А            а Р ф/т белый и черный  F1 г/т                        Аа      ф/т                   черные Найти: г/т и ф/т F1 и   F2 ­ ? гаметы:        А     а                   А      а                                                                   ф/т    черн.      Черн.      Черн.      Белый F 2 г/т       АА        Аа             Аа             аа Ответ:  в первом поколении наблюдается единообразие гибридов               (проявляется 1 закон  Г.Менделя),  а во втором поколении                 Наблюдается  расщепление: ­  по фенотипу  ­ 3:1              и по     генотипу  ­ 1:2:1( проявляется 2 закон Г.Менделя). Задача 2. (на доске): белая морская свинка (аа) скрещивается с черной морской свинкой  (АА). Гибридные морские свинки скрещиваются между собой. Какое потомство у них  будет? Итак, обе эти задачи являются подтверждением опытов и законов, выведенных  Г.Менделем. Но, 3. Изучение новой темы:3.1.  ученый на этом не прекратил своих опытов и наблюдений и так как по  фенотипу (по внешним и внутренним признакам) особи далеко не всегда можно определить ее генотип. Мендель выяснил, что для этого исследуемый организм надо скрестить с  гомозиготной рецессивной особью. И такое скрещивание назвал анализирующим (на  доске написать понятие).                Запишем в тетрадь определение: Для определения генотипа особи ее скрещивают  с гомозиготной рецессивной особью и называется такой тип анализирующим  скрещиванием.                 Решим задачу: (вызывается 1 ученик для решения задачи). Были взяты 6 серых  кроликов­самок и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В 5 случаев все  потомство состояло из серых кроликов. В 1 случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4  черных. Напишите генотипы родителей и гибридов первого поколения во всех случаях.                 Решение: по условию черный окрас шерсти является рецессивным признаком,  отсюда следует, что серый окрас является – доминантным признаком. Остается только  выяснить, в каком состоянии будет серая окраска шерсти в – гомозиготном (АА) или  гетерозиготном (Аа). Если исследуемый организм гомозиготный, то потомство от  скрещивания будет единообразным. В условии сказано, что в 1 из 6 случаев произошло  расщепление, отсюда следует, что серая окраска находится в гетерозиготном состоянии в  данном случае. В остальных же 5 случаях серая окраска в гомозиготном состоянии.  Дано: Решение: Объект – кролик                    1.        Р г/т   самка Аа       х      самец аа Признак: цвет шерсти:    ф/т    серый                        черный ­черная (аа),­ серая (АА                   гаметы:           А  а                      а или  Аа)                                             F1 г/т                   Аа           аа Р ф/т серый и черный                           ф/т                серые     черные 5 сл. F1 – ф/т все серые          2.      Р г/т   самка АА       х      самец аа 1 сл. F1­ ф/т 5 серых                           ф/т    серый                    черный      и 4 черных                                        гаметы:           А                     а Найти:  г/т Р ­ ? г/т F1 ­ ?                F 1 г/т                        Аа                                                                                    ф/т                     серые                             Ответ: наши предположения подтвердились: в первом случае серая окраска  находится в гетерозиготном состоянии  и в первом поколении наблюдалось расщепление по фенотипу 1:1; в остальных же 5 случаях серая окраска в гомозиготном состоянии и всепотомство  единообразное (все гибриды серые). Такой тип скрещивания Г.Мендель назвал  анализирующим.                  Рассмотренный нами  тип скрещивания используется в сельском хозяйстве для  определения генотипа исследуемого организма.                 3.2. Приоткроем завесу тайны рождения гения земли русской А.С. Пушкина. Поэт своими предками гордился и не раз говорил в публицистических статьях и в  стихотворениях упоминал их. О своем сходстве с предками писал так: Вы просите у меня мой портрет, Но написанный с натуры; Мой милый, он быстро будет готов, Хотя и в миниатюре.  Мой рост с ростом самых долговязых Не может равняться; У меня свежий цвет лица, густые волосы И кудрявая голова.  По всему этому, мой милый друг, Меня можно узнать. Да, таким, как Бог меня создал, Я и хочу всегда казаться.  Сущий бес в проказах, Сущая обезьяна лицом, Много, слишком много ветрености ­ Да, таков Пушкин…              Как Вы думаете, что описывает в стихотворении Пушкин? Какие признаки?  Используя таблицу с полным и неполным доминированием, а т.ж. родословную А.С  Пушкина (они у Вас на столе)  и зная о том, что его прадед Абрам Ганнибал был негр,  женился на белокожей женщин, ответьте на вопрос: возможно ли в таком браке рождение  белых детей?  Запишем решение  задачи:   Р г/т   самка  аа       х      самец АА     ф/т    белый                    черный       гаметы:           а                       А F 1 г/т                        Аа                          ф/т                     мулат,т.е. рождение белых детей у Абрама Ганнибала было невозможно. Абрам был негр, его  генотип состоял из одних доминантных генов, его жена была белой и имела генотип  рецессивный по этому признаку. Они дают один сорт гамет и при слиянии  появляется  новый генотип с характерным для него фенотипом мулата. Пользуясь таблицей, мы видим,  что это случай неполного доминирования, т.е. доминантный ген не полностью подавляет  проявление другого аллельного гена, и наследование носит промежуточный характер.                Запишем в тетрадь: Явление,  при котором доминантный ген не полностью  подавляет проявление другого аллельного гена,  называется промежуточным  (неполным) доминированием.                 Руководствуясь результатом задачи,  мы можем сказать,  о том кто определил  цвет кожи (черты лица, кучерявые волосы)?  Да, конечно,  со стороны матери А.С.  Пушкину могли передаться доминантные признаки: окраска кожи, кудрявые волосы.  Доказательством этого является портрет матери Надежды Осиповны, «прекрасной  креолки» как говаривали в свете, подчеркивая ее необычное происхождение. 4. Закрепление. 4.1. Ответьте на вопросы, которые записаны в карточках.        Итак, мы сегодня познакомились с … ­ анализирующим скрещиванием и ­  с  промежуточным наследованием. 4.2. Используя полученные на уроке знания,  ответьте:  о чем эти высказывания (у вас  карточки с афоризмами: 1 ряд – первый афоризм; 2 ряд – второй) 5. Похвалить за работу на уроке, поставить оценки и дать домашнее задание.Приложение 1.  1 ряд Физик Р. Фейман утверждал, что наука – это то, что поддается непосредственной проверке  опытом. Задание: – Постарайтесь доказать, что генетика – это настоящая наука.  2 ряд «О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает  захватывающее будущее» Задание: ­ Постарайтесь доказать эти утверждения.                                                                                                                         Приложение 2. Этапы решения генетических задач ­ запись генотипов и фенотипов родителей; ­запись возможных типов зигот; ­ подсчет соотношения генотипов и фенотипов потомства.