Урок "Общие признаки земноводных.Среда обитания и внешнее строение"
Оценка 4.8

Урок "Общие признаки земноводных.Среда обитания и внешнее строение"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
08.06.2017
Урок "Общие признаки земноводных.Среда обитания и внешнее строение"
Урок разработан для учителей биологии работающих по программе Н.Сонина. Этот урок поможет сформировать знания учащихся о среде обитания, внешнем строении земноводных,а так же повторить и закрепить материал по теме "Надкласс рыбы". К уроку подготовлена презентация "Надкласс рыбы - класс земноводные".
Открытый урок.docx

Открытый урок.

Тема: Общие признаки земноводных.

Среда обитания и внешнее строение.

 

Цели:

1Сформировать знания учащихся о среде обитания и внешнем строении земноводных;

2. Развивать внимание, логическое мышление, учить сравнивать;

3.Воспитывать любовь к природе, животным, воспитывать чувство гуманного отношения ко всему живому.

Оборудование: презентация, дидактические задания.

Тип урока: урок - путешествие.

Ход урока:

Оргмомент.

Здравствуйте ребята!

- Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи!

Нам сегодня предстоит изучить очень интересную тему и вам придётся хорошо поработать, а для этого немного разогреемся вначале.

Биологическая разминка

1.      К какому типу относятся рыбы? (Хордовые).

2.      Назовите царство, к которому относятся рыбы? (Животные).

3.      Сколько камер в сердце рыб? (Две).

4.      Сколько кругов кровообращения у рыб? (Один).

5.      Ответная реакция рыбы на раздражитель при участии нервной системы? (Рефлекс).

6.      Органы выделительной системы рыб? (Две лентовидные почки).

7.      Половые органы самок рыб? (Яичники).

8.      К какому подклассу относится протоптер? (Двоякодышащие).

9.      Сколько отделов в головном мозге рыб? (Пять).

10.  Где происходит газообмен у рыб? (Жабры, клетки органов).

11.  Чем защищен спинной мозг рыб? (Позвонками).

12.  Чем представлено ухо у рыб? (Внутреннее ухо)

13.  Какой орган идет за желудком у рыб? (Кишечник).

14.  Есть ли у скатов плавательный пузырь у скатов? (Нет).

15.  Какая икра способствует образованию гемоглобина у человека? (Икра осетровых, черная).

16.  У какой рыбы нет чешуи? (Угорь)

17.  Все ли рыбы откладывают икру? (Нет, есть живородящие).

18.  К  хрящевым  рыбам относятся…  (Акулы, скаты).

19.  Сосуд, по которому кровь течет от сердца? (Артерия).

20.  Органы нервной системы. (Головной мозг, спинной мозг, нервы).

21.  Есть ли у акул жаберные крышки? (Нет).

Параллельно – КАРТОЧКИ - ЗАДАНИЯ (7 человек, разноуровневые)

2. Повторение ранее изученного материала:

-Сегодня ребята у нас с вами необычный урок, урок-путешествие, мы отправляемся в путешествие. И познакомимся с интересным представителем животных, а название этого животного спряталось в кроссворде. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, тему сегодняшнего урока.

1 станция: «РАЗГАДАЙ» Мини-кроссворд по теме: Общие признаки рыб, среда обитания.

1 СЛИЗЬ  2 ВОДНАЯ   3 ГОЛОВА  4 ЩУКА  5 ЧЕШУЯ  6 СКЕЛЕТ  7 ЖАБРЫ

Вопросы к кроссворду:

  1. Чем покрыто чешуя рыбы снаружи, этот слой уменьшает силу сопротивления воды при движении рыбы? (Слизь)
  2. Назовите среду обитания рыбы? (Водная)
  3. Вспомните, на какие три отдела делится тело рыбы, это туловище, хвост и ………(Голова)
  4. Назовите речную рыбу, живет в озерах, и прудах со стоячей водой, хищник, ее добыча мелкие рыбы, лягушки и даже утки, что это за рыба? (Щука)
  5. Чем защищена кожа рыбы от повреждений? (Чешуя)
  6. Почему рыбу относят к позвоночным животным? Что составляет опору тела рыбы? (Скелет)
  7. Дышат рыбы растворенным кислородом в воде при помощи органов дыхания, которые представлены у рыб чем? (Жабры)

Ключевое слово – лягушка.

Она относится к классу -…………..( Земноводные).

3. Подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний:

Вторая станция: «ОБЪЯСНИ»

Проблемный вопрос:  - Ребята как вы думаете, почему лягушку относят к земноводным?

Вывешиваем на доске слово  «ЗЕМНОВОДНЫЕ».

Учитель: Посмотрите внимательно на слово ЗЕМНОВОДНЫЕ, давайте проведем анализ этого слова с точки зрения русского языка,  то мы увидим, что Земноводные – сложное слово, оно имеет два корня: зем- (земля) и вод- (вода). Ребята сделайте вывод, почему лягушку относят к земноводным? (Ответы детей).

Учитель: Правильно, ребята земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше. К земноводным относятся разные виды животных: лягушка, жаба, тритон и другие животные. Но мы с вами сегодня более подробно остановимся на представителе земноводных зеленая лягушка.

4. Изучение нового материала:

Третья станция: «НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ»

Рассказ учителя с использованием анимационной презентации.

  • Образ жизни лягушки.

Из земноводных у нас чаще всего встречаются зеленые лягушки. Они обитают в реках, озерах, прудах и по берегам водоемов. От водоемов лягушки далеко не отходят и при опасности быстро прыгают в воду.

ВИДЕО - «Ква-ква»

– Давайте вспомним, к какой систематической группе относятся земноводные?Тип Хордовые. 
Хордовые – это животные, у которых вдоль тела, по спиной стороне проходит опорная ось – хорда (у низших) или позвоночник (у высших).

Подтип позвоночные.

Позвоночные – группа животных имеющая скелет головы, или череп, и позвоночник

состоящий из позвонков. Череп и позвоночник защищают головной и спинной мозг.

Класс земноводные.
– Запишем тему урока. А знакомится с классом земноводных или амфибий, мы будем на примере хорошо нам известной лягушки.

План:

1. Среда обитания.

2. Внешнее строение.

3. Питание. Дыхание. Кровеносная система.Размножение.

4. Значение лягушек.

Физминутка.

Сообщение 1- «Происхождение земноводных».

Сообщение 2- «Лягушки».

Лягушки живут почти по всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера Сибири и высокогорных районов. Живут они в сырых местах: в болотах, влажных лесах, на лугах, по берегам пресноводных водоемов или в воде. Поведение лягушек во многом определяется влажностью. В сухую погоду бурые наземные лягушки прячутся от солнца, зато после его захода или в мокрую, дождливую погоду наступает время их охоты. Зеленые лягушки живут в воде или у самой воды, поэтому они охотятся и днем. Питаются лягушки различными насекомыми, главным образом жуками и двукрылыми, но поедают также пауков, наземных и водных брюхоногих моллюсков, а иногда и мальков рыб. Свою добычу лягушки подстерегают, неподвижно сидя в укромном месте.

При охоте главную роль играет зрение. Заметив какое-либо насекомое или другое мелкое животное, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Лягушки хватают только подвижную добычу.

Активны лягушки только в теплое время года. С наступлением осени они уходят на зимовку. Зиму проводят на дне водоемов или же прячутся в ямах, норах грызунов, под кучами камней.

Работа с текстом «Удивительные лягушки» (работа в группах)

Лягушки – это поистине удивительные создания. Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек.

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей.

http://festival.1september.ru/articles/637177/img2.jpg

Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза,защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка.

У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами, между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок.

Дыхание. Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже.

Кровеносная система. Сердце состоит из трех камер: желудочка и двух предсердий. Правое предсердие содержит только насыщенную углекислым газом венозную кровь, а левое — только артериальную, в желудочке

Это холоднокровное животное.

Питание. Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку. Взрослые лягушки нередко становятся добычей хищных птиц, во время зимнего сна в водоёме их могут поймать норки и выдры. Лягушками не прочь полакомиться аисты, цапли, журавли, филины, вороны, чайки.

http://festival.1september.ru/articles/637177/img3.gif

Размножение. Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие водоёмы. Головастик появляется через 7-9 дней. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик наружными жабрами, питается водорослями. Сначала у него появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие. Развитие головастика и превращение (метаморфоз) его в лягушонка длится 2 месяца. Лягушата появляются в конце июля. Хвост у них постепенно исчезает. Они могут размножаться с третьего года жизни.

http://festival.1september.ru/articles/637177/img4.jpg

Значение. Лягушки и жабы приносят колоссальную пользу, истребляя вредителей растений. Добывают эти земноводные и медведок, перекусывающих корни огурцов и помидоров. А ещё жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука.

 Роль земноводных в природе, они служат пищей многим видам хищных рыб, водоплавающим птицам. На суше ими кормятся змеи, некоторые птицы, ежи, хищные млекопитающие.

Для человека земноводные полезны тем, что уничтожают вредных беспозвоночных, наносящих ущерб сельскохозяйственным культурам (слизней, насекомых и их личинок) и здоровью человека (комаров). Велико значение земноводных как лабораторных животных, используемых в самых разнообразных биологических и медицинских исследованиях

Вопросы для группы №1

1. Из каких отделов состоит тело лягушки? Расскажите более подробно.

2. Почему кожа лягушек всегда влажная?

3. Почему лягушки не пьют?

Вопросы для группы № 2

1. С помощью чего дышит лягушка?   (видео– «Дыхание»)

2.Чем представлена кровеносная система лягушки?

3. Как питаются лягушки?

Вопросы для группы № 3

1.Размножение лягушек?   ( видео - «Размножение»)

2. Что общего у головастика с рыбой?

3. Значение земноводных.

Каковы приспособления лягушек жизни в водной и  наземно - воздушной среде?

Приспособления для жизни в воде и наземно-воздушной среде жизни:

1.     Наличие век.

2.     Наличие барабанной перепонки.

3.     Наличие конечностей.

4.     Длинные, мощные задние ноги.

5.     Влажная, гладкая кожа

6.     Глаза и ноздри на верхней стороне головы

Заполним таблицу «Черты приспособленности Земноводных».

Черты приспособленности Земноводных

К наземной среде

К водной среде

Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание

Плавательная перепонка между пальцами задних конечностей

Ноздри, легкие

Кожное дыхание

Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха

Размножение возможно в воде

Веки защищают от засорения и высыхания глаза

 

Свободные конечности для передвижения.

 

Четвертая станция: «Закрепляйка»

Игра «Верю – не верю!»

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в реках  (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

Итог урока:

-Ну, вот ребята и подходит к концу наше путешествие. Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

 

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем, 
Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

Рефлексия.

Домашнее задание: стр.189-196, сообщение «Многообразие земноводных».

Выставление оценок.


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок. Тема: Общие признаки земноводных

Открытый урок. Тема: Общие признаки земноводных

Есть ли у акул жаберные крышки? (Нет)

Есть ли у акул жаберные крышки? (Нет)

Изучение нового материала: Третья станция: «НОВЫЕ

Изучение нового материала: Третья станция: «НОВЫЕ

При охоте главную роль играет зрение

При охоте главную роль играет зрение

Размножение. Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие водоёмы

Размножение. Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие водоёмы

Чем представлена кровеносная система лягушки? 3

Чем представлена кровеносная система лягушки? 3

Лягушек спросили: «О чем вы поете?

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Скачать файл