Урок обучения грамоте

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Разработка уроков в технологии развития критического мышления очень актуальна и помогает развивать следующие качества ученика: • готовность к планированию, гибкость в восприятии идей других, • настойчивость в достижении целей, готовность исправлять свои ошибки и воспользоваться ошибкой для продолжения обучения, осознание в отслеживании хода рассуждений, поиск компромиссных решений.
Иконка файла материала Урок обучения грамоте.doc
Урок обучения грамоте (метод развития критического мышления)  Чиркова Вера Александровна, учитель начальных классов Разделы: Начальная школа Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который  характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к  окружающему его информационному полю. Разработка уроков в технологии развития критического мышления очень актуальна и помогает  развивать следующие качества ученика:   готовность к планированию, гибкость в восприятии идей других, настойчивость в достижении целей, готовность исправлять свои ошибки и  воспользоваться ошибкой для продолжения обучения, осознание в отслеживании хода  рассуждений, поиск компромиссных решений. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока:  познакомить с новыми буквами и звуками, сформировать чёткое представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й], [э]; формировать навык  орфоэпически правильного, слогового, сознательного выразительного чтения слогов, слов,  предложений с изученными буквами; способствовать развитию внимания, наблюдательности; воспитывать бережное отношение к природе.   Оборудование: “лента букв”, учебник “Азбука” (Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.  Виноградова, М.В. Бойкина, Москва, “Просвещение”, 2011). Этапы урока Содержание урока Приёмы ТРКМ I.  Организационный момент.  Актуализация  знаний.   Урок чтения. Здесь девчонки и  мальчишки Достают тетрадки,  книжки. Трудятся  старательно, Слушают  внимательно. Дети те – одна семья. Кто они, спрошу  тебя? (Класс. Дети.  Школьники.  Ученики). Насколько ВыСоставление клайстера :   внимательными  бываете на  уроках, я пойму,  если Вы ответите  на мои вопросы. 1.Совершим  прогулку по  “ленте букв”. – Назовите  буквы,  обозначающие  гласные звуки. (а, о, у, ы, и) – Назовите  буквы, которые  обозначают  твёрдость  согласных звуков. (а, о, у, ы) – Почему среди  изученных букв  вы не назвали  букву и? (Она  обозначает  мягкость  согласного звука) – В зависимости  от ударения,  какими могут  быть гласные  звуки? – Как мы  классифицируем  согласные звуки? (твёрдые­мягкие,  звонкие­глухие) 2. На доске  напечатаны  слоги­слияния: л у, ри, со, ки, ты,  ва,  ни. Прочитайте  слоги, в которых  согласный звук  твёрдый.  Прочитайтеслоги, в которых  согласный звук  мягкий. Отчего  согласный звук  мягкий?  (“Соседка” И  смягчает  предыдущий  согласный звук.  Она отдаёт  согласному всю  свою доброту,  нежность, сама  звучит несколько  по­другому, а  согласный  становится  мягким). Молодцы! Я  убедилась, что вы очень  внимательные и  старательные  дети. Эти  качества Вам  помогут в  дальнейшей  нашей работе. – Сегодня на  уроке мы  познакомимся  с одной из  особенных букв.  Посмотрите на  неё. Кто знает,  как она  называется? Что  Вы знаете о ней?  Что хотели бы  узнать? Так  какова же тема  нашего урока? – Как называется  вечно­зелёное  дерево с мелкой  хвоей? Они могут быть и голубыми? II. Постановка  темы и целей  урока. Таблица “ЗХУ” (соствляется устно, т.к.дети не  умеют писать)III. Работа над  новым  материалом. (Этоели).  – Сколько слогов  в слове ели? – Какой первый?  Какой второй? – Какие это  слоги? (слоги­ слияния). – Произнесите  ещё раз первый  слог. Если рядом  мы слышим звуки [йэ], значит  пишем буквуе.  Это и есть тема  нашего урока. Мы научимся  анализировать  слова с этой  хитрой буквой, и  научимся писать  её. Звуко­буквенный  анализ слов:  Елена, моет,  тарелка. (Работа  тремя  карандашами:  синим – для  обозначения  твёрдости  согласного,  зелёным – для  обозначения  мягкости  согласного и  красным – для  обозначения  гласного звука.  Подчёркиваем  звуки. Вывод: в  слове Елена 5  букв, звуков 6,  т.к. буква е,  стоящая в начале  слова обозначает  два звука. В словемоет 4 буквы, 5  звуков т.к.  буква е, стоящая  после гласной  обозначает два  звука[йэ]. В слове тарелка ­7 букв, 7 звуков, т. к.  буква е после  согласной даёт 1  звук [э], а сама  смягчает  согласный) 1. Чтение слогов  – слияний с  буквой е. – Как  произносили  согласный звук  перед буквой е?  (Мягко) – Сколько звуков  слышали после  согласной? (1  звук – [э]) – Какой вывод  можете сделать? – Буква е,  стоящая в начале  слова и после  гласной  обозначает два  звука [йэ], а  буква е после  согласного даёт 1 звук [э], а сама  смягчает  согласный.   Мы растём, растём,  растём, Как грибочки под  дождём. Повернулись мы друг к другу. Улыбнулись мы друг  другу. Мы присели­ Нету нас. IV.  Физкультминутка.V. Закрепление  нового материала  и ранее  изученного.   Вот какой мы  дружный класс! Дружба – верная  помощница во  всех  коллективных  делах. И в этом  мы сейчас  убедимся,  работая в  группах. 1. Работа в  группах по с. 73  “Азбуки” Задание для  групп: – Первой группе  прочитать слова,  в которых буква е стоит в начале  слова. Сколько  звуков она  обозначает? – Второй группе  прочитать слова,  в которых буква е стоит после  гласной. Сколько  звуков она  обозначает? – Третьей группе  найти среди  данных слов  слова, в которых  звуков столько  же, сколько и  букв? Проверка  задания. Вывод: – Буква е,  стоящая в начале  слова и после  гласной  обозначает два  звука [йэ], а  буква е послесогласной даёт 1  звук [э], а сама  смягчает  согласный. 2. Чтение текста  на с.73. Что  узнали о лисе?  Какие слов с  буквой е  встретились в  тексте? (ели,  роет). Сколько  букв? Звуков в  этих словах?  Почему звуков  больше, чем  букв? 3. Работа по с.74. – Кто знает, как  называются слова –  противоположные по смыслу?  (Антонимы). – Для  характеристики  каких предметов  мы можем  употреблять эти  слова?  – А можно ли  употребить слово толстый для  описания  человека?  Почему? – Какое слово  уместнее  употребить при  описании фигуры  человека?) (Нет.  Можно обидеть.  Уместнее сказать: “Человек средней полноты”,  “полный”) – Что общего вовсех этих слов?  (буква е). – Какую позицию  занимает буква е? Сколько звуков  обозначает? 4. Работа по с.74  с текстом “Лес”. – Что узнали о  лесе? Сколько  лет растёт лес?  Часто ли вы  бываете в лесу?  За что мы любим  лес? Как нужно  относиться к  лесным  насаждениям и  обитателям леса? – Найдите и  прочитайте в  тексте слова с  буквой е, в  которых звуков  больше, чем  букв? – Чтобы  сузить поиск, на  что вы должны  обратить  внимание?  (Буква е либо в  начале слова,  либо после  гласной). Это  слова:высокие,  ели, русские. – Прочитайте  слова, в которых  на месте  буквы е слышим  звук[э], а  предыдущий  согласный читаем мягко. VI. Итог урока.  Рефлексия А теперь  возвратимся кнашей таблице  “ЗХУ”.  Вспомним, что  мы с Вами знали о нашей хитрой  букве е? Что  нового узнали о  ней? Я вам  сказала (ели Вы  были  внимательны!),  что мы  познакомимся  с одной из  особенных букв.  В связи с этим,  какой вывод  можно сделать?  Что  их несколько  “особенных”  букв. Мы о них  узнаем на  последующих  уроках.