Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"
Оценка 4.7

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
09.11.2017
Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"
В основе построения данного урока биологии в 5 классе лежит идея универсальности естественнонаучного метода познания, главными особенностями которого являются моделирование природных процессов и явлений, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Используется учебно-методический комплект под редакцией Сонин Н. И., Плешаков А.А. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ─ М.: Дрофа,2015. Достижению результатов обучающихся 5 класса способствует применение системно - деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий: технологии развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологий. 5 класс Раздел программы: Многообразие живых организмов. Тема урока: «Одноклеточные животные. Простейшие» Тип учебного занятия: открытия новых знаний. Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа. Методы: проблемный, исследовательский через различные формы организации учебной деятельности (групповые, индивидуальные) на различных этапах урока, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, беседа, рассказ, работа с информационным источником, решение биологических задач. Цели урока: обучающие: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием Простейших, их значением в природе и жизни человека; сравнивать, характеризовать их сходство и различия; делать выводы. развивающие: умение выделять и находить сходства в строении одноклеточных животных и растений; выдвигать предположения об их функциях. воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному миру, формируя экологическую грамотность. Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Одноклеточные животные. Простейшие», дидактический раздаточный материал.
простейшие.docx
В основе построения данного урока биологии в 5 классе лежит  идея  универсальности естественнонаучного метода познания, главными особенностями которого являются моделирование природных процессов и явлений, соответствующая современным  представлениям  о  целях школьного образования и  уделяющая  особое  внимание  личности ученика, его интересам и способностям. Пояснительная  записка ─  М.: Дрофа,2015.   Используется    учебно­методический комплект    под редакцией Сонин Н. И., Плешаков А.А. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  Достижению результатов  обучающихся  5 класса   способствует   применение   системно   ­   деятельностного   подхода,   который   реализуется   через   использование эффективных педагогических технологий: технологии развивающего обучения, ИКТ,  здоровьесберегающих технологий.  5 класс Раздел программы: Многообразие живых организмов. Тема урока: «Одноклеточные животные. Простейшие» Тип учебного занятия: открытия новых  знаний. Формы проведения: фронтальная  работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа. Методы:  проблемный,   исследовательский   через     различные   формы   организации   учебной   деятельности   (групповые, индивидуальные)  на  различных  этапах   урока,    где  ведущей  является    самостоятельная   познавательная  деятельность обучающихся, беседа, рассказ, работа с информационным источником,  решение биологических задач. Цели урока:  обучающие:   создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием Простейших, их значением в природе и жизни человека; сравнивать, характеризовать их сходство и различия; делать выводы. развивающие:  умение   выделять   и     находить   сходства   в   строении   одноклеточных   животных   и   растений;   выдвигать предположения об их функциях.  воспитательные:  воспитывать бережное отношение к животному  миру, формируя экологическую грамотность. Оборудование:  Мультимедийное   оборудование,   презентация   к   уроку   «Одноклеточные   животные.   Простейшие»,   дидактический раздаточный материал.  Литература  для учителя и для учащихся:   под   редакцией   Сонин   Н.   И.,   Плешаков   А.А. 1.   Учебник   общеобразовательных учреждений  2. И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана­Граф , 2013 г  Биология:   5   класс:   учебник   для   учащихся  М.: Дрофа,2015. ─ Урок на тему: Одноклеточные животные. Простейшие.                       Учитель биологии: Смыцкая Елена Михайловна Цель: Изучение простейших животных на примере Амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории туфельки. Тип урока:  открытие новых  знаний. Планируемые образовательные результаты: Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями):познакомятся с простейшими животными на примере  Амебы обыкновенной, Эвглены зеленой, Инфузории туфельки. Узнают их строение, особенности, многообразие, значение  в природе и жизни человека. Метапредметные: (компоненты культурно­компетентностного опыта):овладеют умением понимать учебную задачу  урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления. Научатся слушать и слышать собеседника и вести  диалог. Оценивать свои достижения на уроке, Пользоваться источником литературы, микроскопом. Личностные: понимать значение биологии в природе и жизни человека. Методы:   проблемный,   исследовательский   через     различные   формы   организации   учебной   деятельности   (групповые, индивидуальные)  на  различных  этапах   урока,    где  ведущей  является    самостоятельная   познавательная  деятельность обучающихся, беседа, рассказ, работа с информационным источником,  решение биологических задач. Формы: фронтальная  работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа. Оборудование: экран, доска, проектор, учебник «Биология»,дидактический материал, микроскоп. Технологическая карта урока Этап урока Деятельность учителя Этап1.Актуализац ия знаний. Мотивация (самоопределение) к деятельности учебной   Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам   успехов   и   хорошего   настроения. Поприветствуйте друг друга. Деятельность  обучающего Приветствуют учителя.  Настраиваются   на урок. Формируемые УУД Регулятивные:  волевая  саморегуляция.  Личностные: действие смыслообразования.  Коммуникативные:  планирование учебного Актуализация и  пробное учебное  действие  ­ Каких из представленных организмов мы  уже изучили, к каким они принадлежат  царствам? (остались изображения  одноклеточных животных).                       (Слайд 1) Беседа с учителем. с   Работают информацией, представленной   в виде рисунков. Рассказ по плану   Что оказалось лишним? Представители  какого царства тогда остались? (животные) Что вы можете о них  сказать?Конкретно об этих животных?  (оченьпростые, из одной клетки). Предложите тему  Отстаивание своей точки зрения Самооценка, взаимооценка   (Слайд 2) сотрудничества с  учителем и со  сверстниками. Познавательные: общеучебные: умение  структурировать  знания, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности; логические: анализ. Коммуникативные:  управление  поведением партнёра;  контроль. коррекция,   оценка действий  партнёра. Регулятивные:  целеполагание как  постановка учебной  задачи, планирование,  прогнозирование. (Слайд 3) ­ Более 300 лет назад, в1675 году,  голландский натуралист Антони ван  Левенгук  при помощи микроскопа   рассматривал окружающий его мир. Взяв  застоявшуюся воду из бочки, он увидел в  ней движущие организмы. Левенгук очень  удивился и назвал их ничтожнейшими  зверушками. Позднее ученые дали им  название простейших. ­  Как отличить Простейшие от других  организмов?  Почему их так назвали? К  какому царству живой природы их можно  отнести и почему? По какому плану мы  изучали растения?  Постройте ответ по плану:                           (Слайд 4) Учащиеся   соотносят свои  действия с  используемым  размер  особенности строения  многообразие  местообитания  Выявление места и причины  затруднения значение ­   Почему   не   получается   рассказать   о простейших   как   о   растениях   по предложенному плану?  ­ Каких знаний не хватает?  ­ Что хотели бы узнать? ­   Каким   способом   можно   получить нужную информацию?  способом действий  (алгоритмом) Осознание необходимости   и возможности дополнить имеющиеся   знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ   получения её Познавательные:  умение  структурировать  знания; постановка и  формулирование  проблемы; умение  осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание. общеучебные: выбор  наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные:  прогнозирование (при  анализе пробного  действия перед его  выполнением). Этап2.Формулиров ание  проблемы,целепола гание,планирование  деятельности. Целеполагание и  построение проекта выхода из  затруднения ­ Определите  цель урока (для устранения  возникшего затруднения) Согласовывают тему   урока,   строят план   достижения цели  т.д. (Слайд 5) ­ Постройте  проект своих учебных  действий, направленных на реализацию  поставленной цели (задачи).  ­ Что же необходимо нам сделать, чтобы  реализовать поставленные цели? Определяют средства алгоритмы,   модели источники информации. Реализация  1) Отличительные особенности  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со  сверстниками,  инициативное  сотрудничество в поиске и сборе  информации;  управление  поведением партнера;  умение выражать свои  мысли. Познавательные: общеучебные: умение  осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание; логические:  построение  логической цепи  рассуждений, анализ,  синтез. УУД постановки и  решения проблем:  самостоятельное  создание способов  решения проблем  поискового характера Коммуникативные: построенного  проекта. простейших от других от других  организмов 1). Изучение многообразия  простейших. На земле насчитывается около 70.000  видов простейших. Среди них имеются  корненожках, жгутиконосцах, споровиках,  радиополярии и фораминиферы.  (Слайд 6) ­ Познакомьтесь с особенностями  строения, образом жизни и значением  представителей различных групп, работая   самостоятельно, используя маршрутный  лист №1.  (Слайд 7) Самостоятельная работа   в   парах   с информационными источниками.  После изучения литературы вносят  сведения об простейших в сравнительную  Устное представление результатов совместной   работы планирование учебного сотрудничества со  сверстниками,  инициативное  сотрудничество в поиске и сборе  информации;  управление  поведением партнера;  умение выражать свои  мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и  выделение  необходимой  информации,  применение методов информационного  поиска; смысловое  чтение и выбор чтения  в зависимости от цели;  умение осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание; логические:  построение логической цепи рассуждений,  анализ, синтез. УУД постановки и  решения проблем: Физминутка 2) 3) 4) Этап3. Развитие  умений­применение  знаний. Первичное  закрепление с  комментирование м во внешней речи таблицу знаком «+» и «­» .  по группам. Попробуйте изобразить 1 ряд как  двигаются инфузории, 2 ряд эвглена  зеленая, 3 ряд амеба. Выполняют движения, имитируя животных. самостоятельное  создание способов  решения проблем  поискового характера (Слайд 9) 1). А теперь обратимся к нашей таблице  "Сходство и различие в строение  одноклеточных животных". (Слайд 8)  Все её поля должны быть заполнены.  Давайте проверим, насколько верно вы  справились с заданием. Назовите общие  Коммуникативные: управление  поведением партнера;  умение выражать свои  мысли. свою Выполняют задания  Анализируют каждый   заполненную таблицу.   Делают признаки амебы, эвглены зеленой,  инфузории туфельки. 2) Как передвигаются простейшие?  Просмотр видео роликов. Передвижение амебы: http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/17780c5f­aa41­ 492d­ae52­ea2571da779a/%5BNB6_1­ 7%5D_%5BMA_A­DV%5D.swf   Передвижение инфузории туфельки: http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/7b16e60c­0a01­ 022a­00b8­d09dc610b397/%5BBIO7_03­ 11%5D_%5BMV_01%5D.WMV   Передвижение эвглены зеленой. 3). Многообразие и значение простейших выводы   о   строении простейшего.  Просматривают ролики о движении простейших. Сравнивают способы передвижения. (Слайд 10) (Слайд 11) Самостоятельная  работа с  самопроверкой по  эталону на   Отвечают вопрос. Устное представление результатов работы. Регулятивные:  контроль в форме  сличения способа  действия и его  результата с заданным  эталоном; коррекция;  оценка ­ оценивание качества и уровня  усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение  осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание  Какова роль простейших в природе и  жизни человека? Выберите правильные суждения             1. Все простейшие животные имеют  постоянную форму тела. 2. В клетке простейших имеется одно  ядро. 3. Амеба передвигается с помощью  ложноножек. 4. Инфузория туфелька передвигается  с помощью жгутика. 5. Жидкие продукты  жизнедеятельности и избыток воды  удаляются через поверхность тела и  сократительную вакуоль. 6. В питании эвглена зеленой  участвуют хлоропласты. 7. Переваривание пищи происходит в  пищеварительных вакуолях. 8. Пищеварительные вакуоли не  образуются. 9. В цитоплазме инфузории туфельки  два ядра. 10.Простейших можно рассмотреть только в микроскоп. Включение в  систему знаний и  повторение. Этап4. Информация о  домашнем задании Проверьте правильность выполнения  задания.  Ключ на слайде  (3,5,6,7,9,10 ) Дайте обоснованный ответ. 1. Потомство одной инфузории –  туфельки за год может достигнуть  75х10 108 особей. По объему такое  количество инфузорий заняло бы  полный шар диаметром в расстояние  от Земли до Солнца. Почему в  природе этого не происходит? Предположите, что вам нужно будет  сделать в качестве домашнего задания?  (ответы учащихся: прочитать параграф,  ответить на вопросы в конце параграфа;  творческие задания ­ составить кроссворд  по теме "Простейшие". Этап5.Рефлексия  учебной  Многообразен и удивителен мир  Взаимопроверка по  ключу, самооценка  Решение биологических задач. Решают, доказывают. Отвечают на вопрос учителя. Предполагают какое   может   быть домашнее   задание.   Выбирают из предложенного учителем варианты. Анализируют выполнение   цели   и Регулятивные:  прогнозирование  Познавательные: общенаучные: умение деятельности на  уроке (итог урока).          задач урока. простейших. Наше путешествие в страну  одноклеточных животных подходит к  концу. Можем ли мы теперь ответить на  вопросы, которые были заданы в начале  урока?  (ответы учащихся). ­ Достигнуты ли цель и задачи урока?   И так, было ли вам интересно ? Что вас  поразило больше всего? Что запомнится  надолго? Продолжите любое высказвание:  ­ Я узнал (а)… ­ Меня удивило… ­ Работая в группе, я  … ­ Мне трудно представить, что… Оценка деятельности учащихся.  Спасибо за активную работу на уроке!  структурировать  знания; оценка  процесса и результатов деятельности.  Коммуникативные:  умение выражать свои  мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка ­выделение и осознание учащимися того, что  уже усвоено и что еще  подлежит усвоению,  прогнозирование. 1.  Прочитайте текст об амёбе  обыкновенной. Маршрутный лист  ( 1 группа) Амёба – свободноживущее микроскопическое животное. Ее можно обнаружить в небольших мелких прудах с  илистым дном. Тело амёбы достигает в размерах 0,1–0,5 мм.  Внутри клетки находится ядро и цитоплазма.          Форма тела амёбы постоянно меняется из­за образующихся в разных его участках лопастеобразных  выпячиваний  цитоплазмы, называемых псевдоподиями (ложноножками). Эти временные структуры служат для передвижения и захвата пищи. Несмотря на примитивное строение, амёба вполне самостоятельный организм. Амёба – всеядное животное. Ее пищу составляют водоросли, жгутиковые, инфузории. Как только амёба  оказывается рядом с потенциальной добычей, ее цитоплазма образует несколько ложноножек, которые окружают жертву.  Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пищеварительная вакуоль. После  усвоения растворенной пищи, непереваренные остатки выбрасываются наружу. Роль амеб очень заметна. Они пожирают  бактерии и водоросли, а сами служат  пищей более крупным животным.  Оседая на дно, образуют пласты горных пород­ известняка, песчаника. Среди амеб есть паразиты. Например  ­  дизентерийная амеба. 1.  Прочитайте текст об эвглене зеленой.  ( 2 группа) Зеленая   эвглена   –   необычное   существо.   Эвглена   живет   в   пресноводных   водоемах,   богатых   растворенными органическими соединениями. Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, задний заострен.   У   эвглены   нет   клеточной   стенки.   Наружный   слой   цитоплазмы   плотный,   он   образует   вокруг   тела   эвглены оболочку. На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. В ее цитоплазме расположен светочувствительный глазок. Питание   эвглены.  В   цитоплазме   эвглены   содержится   около   20   хлоропластов,   придающих   ей   зеленый   цвет.   В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается, как растение, – при помощи процесса фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов. Роль эвглен  очень заметна. Они пожирают  бактерии и водоросли, а сами служат  пищей более крупным животным. Так же вызывают заболачивание водоемов. 1.  Прочитайте текст об инфузории туфельки.  ( 3 группа) Инфузория   туфелька   –   обитатель   стоячих   водоемов   с   большим   количеством   разлагающегося   органического материала. Она имеет удлиненное тело длиной 0,1–0,3 мм, форма которого постоянна. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед.  Инфузория   туфелька   отличается   от   других   простейших   сложностью   внутриклеточной   организации.   Ее   цитоплазма содержит два ядра ( большое и маленькое).       Питание. Ближе к переднему концу тела инфузории находится постоянное углубление –  ротовая воронка, которое ведет   в  глотку.  Реснички   желобка   постоянно   работают,   создавая   ток   воды.   Вода   подхватывает   и   подносит   ко   рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амёбы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие – порошицу. Роль инфузорий  очень заметна. Они пожирают  бактерии и водоросли, а сами служат  пищей более крупным животным. Среди инфузорий есть паразиты.

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"

Урок "Одноклеточные животные. Простейшие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017