Урок открытия новых знаний в 1м классе по программе " Начальная школа 21 века".Разработан на материалах учебника " Окружающий мир".В разработке рассматриваются весенние приметы,изменения, которые происходят в живой и неживой природе весной,подобран материал для работы в группах. В основе-системно-деятельностный подход.План- конспект урока.
Март-капельник.docx
Урок окружающего мира
Дата: 15.03.2012
Класс, учитель: 1Д, Шамаева О.Н.
Количество учащихся в классе: 27
Присутствовали на уроке: 25
Тема урока: «Март - капельник»
Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.
Дидактическая задача урока: формирование УУД в
условиях решения учебных задач
Цели урока
воспитательная):
(образовательная,
развивающая,
1) Отметить признаки пробуждения природы в марте
месяце;
2) Развивать наблюдательность,
мышление,
речь,
расширять кругозор, познакомить с репродукцией
художника Саврасова «Грачи прилетели»;
3) Воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: ПК, проектор, карточки для парной,
групповой работы, репродукция картины Саврасова
«Грачи прилетели.».
Формы и работы на уроке:
фронтальная,
индивидуальная, парная, групповая. Ход урока
I. Орг. момент.
Сегодня на уроке мы отправимся в гости к природе, откроем
некоторые её тайны, узнаем некоторые взаимосвязи.
II. Актуализация знаний.
Но сначала давайте вспомним:
- Что такое природа?
-Какой бывает природа?
-Кто относится к живой природе?
- К неживой?
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научится наблюдать?
Будем вместе развивать
качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
III. Постановка целей деятельности.
А вот, чтобы догадаться, о чём пойдёт речь на нашем
уроке, нужно отгадать загадку.
Тает снежок,
Ожил лужок. День прибывает.
Когда это бывает?
- Почему вы думаете, что речь пойдёт о весне?
- Какое время года сменяет весна?
- Чем весна отличается от зимы?
Весна приходит к нам не сразу, а постепенно. В природе
различают три весны: весну света, весну воды, весну травы.
Каждый новый месяц- новые изменения, новая весна.
- А какие весенние месяцы вы знаете?
( слайд 1)
(стихотворение о весенних месяцах)
А наш сегодняшний урок посвящён самому первому
весеннему месяцу, месяцу света, какому?
IV. Формулировка темы урока.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Март, действительно, и первый весенний месяц, и месяц
света, но ещё его называют (слайд 2)
Март- капельник.
-Как вы думаете, почему?
Только в марте светит самое яркое солнце и под его лучами
плачет зима. (тетрадь с.65)
V. «Открытие» новых знаний.
1. Речевая разминка.
Откройте тетради на с.65 и подумайте, как можно закончить
предложение?
Март- утро года, начало прекрасной весенней поры. В
марте пробуждается природа от долгого зимнего сна. Это
название месяц получил в честь бога войны- Марса, ведь он и в самом деле борется с зимой. Давайте поможем марту
побороть зиму? Один в поле не воин.
VI. Самостоятельная работа в парах.
а) Приготовьтесь к работе в парах. На столе карточка.
Вам нужно внимательно прочитать предложения и
зачеркнуть неверные высказывания о весне. Будьте
внимательны.
( слайд « Самостоятельная работа»)
б) Самопроверка. (слайд 4)
Проверьте самостоятельно.
Поднимите руку те, кто допустил ошибку.
-Где среди оставленных предложений самый главный ответ
на вопрос : Почему всё это происходит?
в) Прослушивание стихотворения.
А вот как об этом месяце написал С. Я. Маршак.
Снег теперь уже не тот…
Всему на свете свой черёд-
И следом за метелью
Нам позывные подаёт
Весна своей капелью,
Вернулось царство вешних дней
Звенит по камушкам ручей.
г) Сценка.
Радуются весне и животные.
-Как же они пережили суровую зиму?
Посмотрим об этом небольшую сценку.
( Ёж, медведь, белка, волк, лиса) Ёж
- Я спал, похудел.
Белка
У меня
- Как повлияла весна на жизнь животных?
VII. Закрепление полученных знаний.
Животные принесли нам лесные новости, а познакомимся мы
с ними в учебнике на с. 56.
- Какую лесную новость вы запомнили и сможете рассказать?
Весной охота на зверей и птиц запрещена. Почему?
VIII. Физкультминутка.
Руки подняли…
IX. Закрепление полученных знаний и открытие новых.
а) - Как вы думаете, как проведённая физкультминутка
связана с темой нашего урока?
- Как называют птиц, которые улетают от нас на зиму, а
весной возвращаются обратно?
- Почему эти птицы не остаются с нами зимовать?
Угадайте ,какие птицы прилетают первыми.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач)
( слайд)
- Что вы знаете об этой птице? Прочитайте пословицу о граче.
- Как её понимаете?
Грач на горе - весна на дворе.
А ещё говорят
Увидел грача- весну встречай.
Работа по картине.
б) Рассмотрите репродукцию картины художника Саврасова.
- Какое время года он изобразил?
- Что на переднем плане картины?
- Какие это деревья?
Что мы видим на ветвях деревьев?
- Кто знает, чьи это гнёзда?
Скопление гнёзд, их иногда насчитывают до 40,называют
грачевник.
- Какое название вы дали этой картине?
А художник назвал её просто « Грачи прилетели»
в) Работа в тетрадях.
Рассмотрите деревья у себя в тетрадях. Побываем немного
художниками.
- Что нарисуем? (гнёзда)
Послушайте, кто прилетает потом.
г) Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом
А верней сказать дворец
В гости к нам летит…(скворец)
(слайд) - Что вы знаете о птице?
А знаете ли вы, о чём птицы разговаривают весной?
д) Чтение рассказа в учебнике на с.57.
- Разговоры каких птиц вы сможете узнать?
Сейчас мы это проверим.
е) Работа в группах.
Задание не простое. Расскажите, кто как разговаривает,
подобрав верные слова. Если затрудняетесь, пропустите.
филин ухает
сороки трещат
кукушка кукует
журавли курлычут
вороны каркают
воробьи чирикают
соловьи заливаются
тетерева токуют
ж)Вернитесь на с. 57.Рассмотрите птиц.
- Чем они похожи?
Синицы в марте, как только начинает пригревать солнце,
возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них в
марте появляются птенцы.
з) Какую пользу приносят птицы?
Большая синица уничтожает в день до 6 тыс. насекомых.
Грач до 8 тыс. вредных червей и гусениц. Ласточка за лето
съедает до 1 млн. мошек и комаров.
и) В тетрадях на с.66 нарисуйте по пунктиру дорожки
червячкам, чтобы они быстрее выбрались наружу ,ведь
птички так по ним соскучились. X. Соображалки
Найдите на с.58 рубрику « Соображалки»
Прочитайте четверостишие до слова…(хором)
- Как понимаете слова « в ярком золоте день…»?
- А самое яркое солнце когда?
- Значит, в каком месяце они прилетают?
Найдите задание под стихотворением (прочитай)
- Как считаете, какое из высказываний верное. Докажите.
В народе говорят
Журавушка курлычет- о тепле весть подаёт.
- Как понимаете?
- Как люди заботятся о птицах?
XI. Работа с учебником с.59 .
Прочитайте подписи к каждому рисунку.
-Как нужно поступить, если увидишь птичье гнездо?
Нередко не только хищники, но и люди разоряют птичьи
гнёзда, нанося природе огромный вред. Яйца птиц-
настоящий клад. В каждом яйце скрыта жизнь- будущая
птица. Да и почуяв человеческий запах, они бросают свои
гнёзда.
XII. А теперь послушайте небольшие сообщения.
Среди обрядов на Руси существует обряд, посвящённый
встрече весны. Весну ждали, весну звали. О весне слагали
заклички. (сообщения детей).
Народные приметы Длинные сосульки - к долгой весне.
Снег скоро тает и вода бежит дружно-к мокрому лету.
Май холодный- год хлеборобный.
XIII. Рефлексия.
Вернёмся к теме нашего урока.
- Почему март называют капельником?
- Чему учились на уроке?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Какое вызвало затруднение?
Оцените свою работу.
Урок окружающего мира " Март-капельник"
Урок окружающего мира " Март-капельник"
Урок окружающего мира " Март-капельник"
Урок окружающего мира " Март-капельник"
Урок окружающего мира " Март-капельник"
Урок окружающего мира " Март-капельник"
Урок окружающего мира " Март-капельник"
Урок окружающего мира " Март-капельник"
Урок окружающего мира " Март-капельник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.