Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
15.10.2017
Цели:
1.Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использования
2.Формировать (Регулятивные УДД) свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и к бережному отношению к полезным ископаемым.
урок окружающий мир 4 класс горные породы и минералы - .docx
Тема урока: «Горные породы и минералы»( 4 класс)
УЧИТЕЛЬ: ДЕНИСЮК ЛАРИСА ВАЛЕНТИНОВНА,
МБОУ СШ № 59, ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК
Цели:
1.Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу,
происхождению и способу их использования
2.Формировать (Регулятивные УДД) свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; работать в группе, формулировать собственное мнение
и позицию.
3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и к бережному
отношению к полезным ископаемым.
Оборудование: Учебник А. А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир»
Проектор, экран, презентация, ноутбук, коллекция наиболее
распространенных пород и минералов, атлас, таблица, стаканы, коллекция
«Гранит и его состав», «Известняк», раздаточный материал (инструкции,
материал из интернета, рисунки).
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урокисследование
Творческие группы: 6 групп исследователей
Ход урока.
1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо
вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3
классе.
Назовите оболочки Земли:
Ближайшая к Земле — атмосфера, это воздушное пространство вокруг Земли.
Атмосфера состоит из азота, кислорода, водяных паров и незначительного
количества других газов. Благодаря атмосфере на нашей планете возникла
жизнь. Растениям, животным и человеку для дыхания необходим кислород,
который они получают из атмосферы.
Моря, океаны, реки, озера, водохранилища, ледники образуют гидросферу —
прерывистую водную оболочку Земли. Без гидросферы жизнь на нашей
планете была бы невозможна (тело человека на 65% состоит из воды!).
Вспомните, как называется каменная оболочка Земли?
Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют
горные породы, а геологи называют земной корой.
Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород)
Как мы называем предметы, которые нас окружают? (Тела, вещества).
Из чего состоят тела? ( Из веществ).
В каких состояниях может находиться вещество? (Жидком, твёрдом и
газообразном). Какими свойствами обладают твёрдые тела? (Имеют постоянную форму и
объём).
2.Проблемная ситуация.
Вспомните, чем занимался Данила – мастер — главный герой сказки
П.П.Бажова «Каменный цветок»? (Создавал предметы из камня)
На партах у вас стоят коробочки. Прочитайте, что в них находится?
(Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)
Можно ли назвать их телами? (Да).
Разделите их на группы.
Сколько групп получилось?
(Две. 1 гранит, песок, глина; 2 стекло, кирпич, цемент).
Как можно назвать тела первой группы? (Природные).
Почему? (Это предметы, которые нас окружают)
А как ещё их можно назвать? (Горные породы).
Почему? ( Не созданы человеком)
Но почему горными? ( Находятся в горах)
Они встречаются только в горах?
Как можно назвать тела второй группы? (Искусственные).
Внимательно рассмотрите образцы на ваших столах, одинакова ли их
структура? (нет)
Почему? ( Строение горных пород неоднородно. Они разного
происхождения)
Какого? (Магматического, осадочного: органического и неорганического,
метаморфического)
Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной
каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (ГРАНИТ).
Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в
условиях низких температур и давлений (ГАЛЬКА, ГРАВИЙ, СОЛИ)
(УГОЛЬ, МЕЛ).
Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в
результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных
пород .
Магматические и осадочные горные породы под действием высокой
температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические
(ИЗВЕСТНЯК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МРАМОР).
Определите тему сегодняшнего урока? (Горные породы и минералы). Да, сегодня мы будем говорить о горных породах и минералах. Что бы вы
хотели узнать о горных породах? ( из чего они состоят и как их использует
человек)
3. Совместное открытие знаний.
Минералы и горные породы старше растений. Животных и человека. Они
рождаются, живут и умирают как живые существа. Вода в море и нарядные
снежинки – тоже минералы, хотя трудно в это поверить. Восхитительные по
форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека
массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему у них
разные свойства?
Недаром самый древний период истории человечества называют… каменный
век. Люди находили камни, похожие на различные орудия труда . И из таких
камней изготавливали орудия труда. Делали ножи, копья, стрелы,
наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи).
Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди
обратили своё внимание ещё в каменном веке?
( прочность) Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать… (ОДИН
УЧЕНИК)
Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов …
(твёрдость)
Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность –
постоянство формы, которую используют люди и сейчас.
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в роли исследователей ,
изучить состав и свойства горных породи их отличие от минералов.
Каждая группа получит инструкцию, файлы с материалами.
( Информация в файлах вам поможет заполнить таблицу,
текстовыделителем отметьте нужную информацию).
4. Практическая работа
Ребята изучают горные породы и минералы, и данные исследования
записывают в таблицу. ( У ребят на столах лежат образцы горных пород и
минералов)
Запиши свои исследования в таблицу
Фамилии, имена учащихся, входящих в группу
Название горной породы
В каком состоянии находится (твердое, жидкое, газообразное)
Плотное или пористое
Твердое или мягкое
Прочность – хрупкость ( раскалывается с трудом или легко)
Цвет Растворяется в воде (да, нет)
Инструкция
Дорогой четвероклассник, мы предлагаем тебе изучить материалы
по теме: « Горные породы и минералы» Результатом твоей работы
станет таблица. Чтобы тебе легче было её заполнить, воспользуйся
инструкцией:
1. Запиши название образца в таблицу.
2.Чтобы узнать о составе и свойствах образца, ознакомься с материалами,
собранными в файле .Заполни таблицу.
3.Чтобы выяснить, растворяется ли образец в воде, возьми стакан с водой,
опусти в воду образец, помешай ложкой, понаблюдай, что будет происходить.
Определи свойство и запиши в таблицу
4. Чтобы узнать , как и где добывают, рассмотри карту России , ,найди как на
карте условно обозначено полезное ископаемое и определи его
месторождение.
5. Как ты думаешь, где можно применить исследования, которые стали
результатом твоей работы? Что мог бы ты ещё сделать дома по этой теме.
Если у тебя возникли вопросы, не забудь задать их учителю и
одноклассникам.
Удачи тебе в выполнении работы!
5.Применение знаний
А вот у ИЛЬИ возникли вопросы, которые он задаст вам( ИЛЬЯ ЗАДАЁТ
ВОПРОСЫ)
А теперь давайте выясним, где современный человек применяет горные
породы, и какие свойства при этом использует.
Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он обладает? (Твёрдый,
прочный).
Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он состоит?
В коробочках на партах вы видите:
Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды.
Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. На уроке мы будем говорить и
о минералах. Выясним, чем горные породы отличаются от минералов.
Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит
от цвета полевого шпата, который входит в его состав.
Где он используется? (богатые могут позволить себе выложить во дворе
плитку из гранита, изготавливают памятники архитектуры, украшают здания,
станции метро, фонтаны, набережные рек в СанктПетербурге.
Гранит – это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы, из
которых он состоит. Какой вывод можно сделать? Чем горные породы
отличаются от минералов? Вывод: Горные породы состоят из минералов.
Рассмотрим ещё одну горную породу – глину.
Как вы думаете, из чего она состоит? (Из мелко перетёртых камней).
Что можно делать с глиной? (Лепить и строить).
Какие изделия делают из глины? (Посуду, кирпич, дома).
Какие свойства глины при этом используются?
(Мягкость и пластичность)
Давайте попробуем чтонибудь слепить
Получается? (Нет).
Что нужно сделать? (Намочить глину).
Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет
форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой,
ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома?
Как же сделать изделия из глины прочными?
Работа по учебнику с.93 прочитайте ,что делают с глиняными изделиями,
чтобы они были прочными?
(Обжиг).
Мы узнали, как изготавливают кирпичи.
А чем скрепляют кирпичи? (Цементом).
Давайте прочитаем в учебнике, как получают цемент (стр. 94)
6.Физминутка
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
7. Отчёт каждой группы .
А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов?
(чтобы применять их для своих нужд).
Как же человек использует каждое из свойств? (заслушиваются ответы)
Как человек должен относится к добыче горных пород? Почему?
Если бы люди захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один
год добывают из недр Земли, то им потребовался бы длинныйпредлинный
поезд, который опоясал бы земной шар 17 раз.
В чём же разница между горными породами и минералами? Чтобы ответить
на этот вопрос, рассмотрите гранит и соль. Рассмотрите внимательно эти
тела, и скажите сколько составных частей в них? (гранит 3 части, соль – одна). Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как
«зернистый». Какие зерна вы видите? (Черные — это слюда, белые блестящие
– кварц, серые и красные – полевой шпат).
А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? (однородное тело)
Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?
(Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это
сочетания минералов).
Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются
минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть
минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как
самостоятельное вещество.
Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из
одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить,
растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая
маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества.
Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то
можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полосочку изза
пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы.
Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных
минералов, на которых оставили свои следы естественные природные
процессы. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из
них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы — и
огромные валуны, и мелкий песок. Красивые поделочные и драгоценные
камни (агат, гранат, сапфир) — это тоже минералы.
Вывод.
Исследовав горные породы и минералы мы пришли к выводу, что каждый
минерал обладает своими собственными свойствами. Горная порода может
иметь несколько составов, а минералы однородные.
Главными свойствами горных пород и минералов является прочность (трудно
расколоть), твердость.
Горные породы и минералы применяются в строительстве, промышленности, в
школе мел (грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след
на бумаге)
А знаете ли вы?
У геологов , кроме техники, есть ещё и помощники растения.
Где растут лесные фиалки, там есть цинк. А ещё друг геологов полевой
хвощ. Растёт себе и растёт. А геолог прочитал: здесь возможно есть золото.
Летит над лесом самолёт. А кругом, лишь хвойные деревья. Но вот среди них
ясно видна полоса лиственных деревьев, значит здесь можно искать каменный
уголь. Там, где среди безжизненных песков пышно разросшийся островок
растений, надо искать воду. « Зелёные разведчики» помогают человеку
находить полезные ископаемые. А вот вам ещё загадка. Догадайтесь о каком камне идёт речь.
Открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад. Считается самым твёрдым
из всех открытых в природе камней. На него не оказывают воздействия
агрессивные природные вещества. Поэтому древние греки назвали его
адамасом. (Об алмазе).
Правильно, «адамас» «несокрушимый». Это самый твёрдый материал. У
геологов принято ставить минералам «оценки» за твёрдость. Только, в
отличие от школьной системы оценок, она не 5ти балльная, а 10ти балльная.
Так вот, алмаз самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов.
А где ещё используют алмаз? (стр. 95) (Бормашина, стеклорез, свёрла для
дрелей и т. д.) У нас в Архангельской области очень много добывают алмазов.
Не верите? Тогда посмотрите мультфильм « Сказ о Североалмазе».
8. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Чем отличаются горные породы от минералов?
Какие свойства горных пород использует человек?
Из каких горных пород можно изготовить каменный цветок, а из каких
нельзя? ( Нельзя изготовить каменный цветок из осадочных пород, так как
они рыхлые и сыпучие. Цветок будет непрочным.)
– Как вы оценивали свои шансы в начале урока?
– Какие выводы сделали?
– Удовлетворены ли вы своей работой?
– Что помогло вам пройти испытания, чего не хватило, чтобы работа была
лучше?
Нарисуйте свое настроение на таблице .
9.Домашнее задание:
* подберите пословицы и поговорки, высказывания, в которых качества
горных пород и минералов характеризовали бы качество человека. Приложение 1.
Глина – очень широко применяемый строительный материал.
Как вы думаете, из чего она состоит? (Из мелко перетёртых камней.
Глина состоит из одного или нескольких минералов). Глина и песок
образовались при разрушении гранита. Причем из кварца образуется песок, а
из полевого шпата и слюды – глина. Цвет глины зависит от цвета полевого
шпата. Если шпат красный – глина рыжая, а если серый, то глина – серая.
Что можно делать с глиной? (Лепить и строить)
Давайте попробуем чтонибудь слепить.
Получается? (Нет).
Что нужно сделать? (Намочить глину). При увлажнении глина становится
пластичной, ей можно придавать самую различную форму)
Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет
форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой,
ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома?
Как же сделать изделия из глины прочными?
Какие свойства глины при этом используются?
(Мягкость и пластичность)
Для чего используют глину? ( Для строительства, из глины делают кирпич,
посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими, слово
«керама» глина) Приложение 2.
Гранит – очень крепкий и красивый камень. Почему гранит так называется?
«Гранит» название не русское, а итальянское и происходит от слова
«гранум», означающее в переводе «зерно». Естественно, речь идет не о зернах
пшеницы и ржи. Итак, почему же итальянцы назвали гранит «зернистым»?
В составе гранита видны зерна: черные это слюда; мелкие зерна, похожие
на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц; а розовая или серая часть –
полевой шпат, шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает
серый или красный. Слюда, кварц и шпат – это минералы, составные части
гранита. Залегает гранит и глубоко в земле, и на поверхности, где он
встречается в виде целых гор Гранитэто смесь твёрдых веществ.. Все горные
породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые.
Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей,
закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину)
изпод земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные
горные породы.
Как же образуется гранит? ( Образуется в глубинах Земли, где очень
высокая температура высокое давление. Камни плавятся, превращаются в
огненную жидкостьмагму. Магма поднимается к поверхности и вырывается
наружу . Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности
земли она остывает и образуется базальт очень прочная горная порода.)
Почему он относится к магматическим горным породам? Что такое магма?
Магма – это смесь различных минералов, внешне похожая на тесто. Гранит
образуется в глубинах Земли при охлаждении расплавленной магмы.
А для чего используется гранит?
Гранит очень прочный камень. Поэтому его используют в строительстве. Из
него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит
хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки
стен зданий. В Санкт Петербурге установлен памятник Петру 1 на гранитном
камне, таком огромном, что для его перевозки участвовало более пяти тысяч
человек. А другой памятник Александровская колонна имеет массу 650 тонн.
Поднимали колонну 1260 человек, а полировали 200.)
_ А где и как добывают гранит? (Гранит залегает глубоко в земле и на её
поверхности. Чтобы его добыть, машина сверлит в граните углубления, в
которые закладывают взрывчатку. Только сильный взрыв разделяет гранит на
куски, которые и используют для разных целей)
Приложение 3.
-Какого цвета торф? ( Тёмно коричневого)
Из чего состоит? ( из остатков растений)
Назови его свойства (рыхлый, непрочный, легче воды, сухой торф впитывает
воду, хорошо горит) Где образуется торф? ( В болотах из отмерших остатков растений) Во многих
местах залегает слой торфа толщиной несколько метров, а за год образуется
всего 1 мм торфа) Значит нужно очень много лет, чтобы образовались залежи
этого ценного полезного ископаемого)
Как человек использует торф? ( топливо, на фермах торф служит
подстилкой для скота, 1 кг торфа способен впитать 20 кг влаги, торф ещё
убивает болезнетворных микробов, удобрение, лекарство)
Как нужно использовать? ( экономно, оберегать залежи от пожаров)
Приложение 4.
Назови свойства известняка?
Где добывают? ( в карьерах с помощью экскаваторов, работают как бы не дне
моря, которое было здесь в далёком прошлом, морские организмы, погибая,
оседали на дно. Из скелетов, раковинок и образовывались толщи
известняка ,если нужны ровные камни, то выпиливают особыми пилами)
Где и как используют известняк? ( при строительстве зданий и дорог,
получают из него известь, мел)
Как образуется песок? ( При разрушении твёрдых пород, например, гранита)
Назовите свойства песка? (сыпуч)
Из чего состоит? Где используют?(в строительстве, для изготовления
стекла нужен белый песок) Где добывают? ( в карьерах)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.