Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Оценка 4.9

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
15.10.2017
Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Цели: 1.Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использования 2.Формировать (Регулятивные УДД) свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. 3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и к бережному отношению к полезным ископаемым.
урок окружающий мир 4 класс горные породы и минералы - .docx
Тема урока: «Горные породы и минералы»( 4 класс) УЧИТЕЛЬ: ДЕНИСЮК ЛАРИСА ВАЛЕНТИНОВНА, МБОУ СШ № 59, ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК Цели: 1.Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу,  происхождению и способу их использования 2.Формировать (Регулятивные УДД) свои мысли в устной форме; слушать и  понимать речь других; работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. 3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и к бережному  отношению к полезным ископаемым. Оборудование: Учебник А. А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир»  Проектор, экран,  презентация,  ноутбук, коллекция наиболее  распространенных пород и минералов, атлас, таблица, стаканы, коллекция  «Гранит и его состав», «Известняк», раздаточный материал (инструкции,  материал из интернета, рисунки). Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок­исследование Творческие группы: 6 групп исследователей Ход урока. 1. Постановка проблемы и актуализация знаний.   ­Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3 классе. ­Назовите оболочки Земли: Ближайшая к Земле — атмосфера, это воздушное пространство вокруг Земли. Атмосфера состоит из азота, кислорода, водяных паров и незначительного количества других газов. Благодаря атмосфере на нашей планете возникла жизнь. Растениям, животным и человеку для дыхания необходим кислород, который они получают из атмосферы. Моря, океаны, реки, озера, водохранилища, ледники образуют гидросферу — прерывистую   водную   оболочку   Земли.   Без   гидросферы   жизнь   на   нашей планете была бы невозможна (тело человека на 65% состоит из воды!). ­ Вспомните, как называется каменная оболочка Земли? Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой.  ­ Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород)  ­Как мы называем предметы, которые нас окружают? (Тела, вещества). ­ Из чего состоят тела?  ( Из веществ). ­   В   каких   состояниях   может   находиться   вещество?   (Жидком,   твёрдом   и газообразном). ­ Какими свойствами обладают твёрдые тела?  (Имеют постоянную форму и объём). 2.Проблемная ситуация.   Вспомните,   чем   занимался   Данила   –   мастер   —   главный   герой   сказки П.П.Бажова «Каменный цветок»? (Создавал предметы из камня)  ­ На партах у вас стоят коробочки.  Прочитайте, что в них находится? (Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент) ­ Можно ли назвать их телами? (Да). ­ Разделите их на группы. ­ Сколько групп получилось? (Две. 1 ­ гранит, песок, глина; 2 ­ стекло, кирпич, цемент). ­ Как можно назвать тела первой группы? (Природные). ­Почему?  (Это предметы, которые нас окружают) ­ А как ещё их можно назвать?  (Горные породы). ­Почему? ( Не созданы человеком) ­Но почему горными?  ( Находятся в горах) ­Они встречаются  только в горах?  ­ Как можно назвать тела второй группы? (Искусственные). ­Внимательно рассмотрите образцы на ваших столах, одинакова ли их  структура? (нет) Почему?  ( Строение   горных  пород  неоднородно. Они разного  происхождения) Какого? (Магматического, осадочного: органического и неорганического,  метаморфического)  Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной  каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (ГРАНИТ).  Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в  условиях низких температур и давлений (ГАЛЬКА, ГРАВИЙ, СОЛИ)  (УГОЛЬ, МЕЛ).  Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в  результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных  пород . Магматические и осадочные горные породы под действием высокой  температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические (ИЗВЕСТНЯК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МРАМОР). ­ Определите тему  сегодняшнего урока? (Горные породы и минералы). ­ Да, сегодня мы будем говорить о горных породах и минералах. Что бы вы  хотели узнать о горных породах? ( из чего они состоят и как их использует  человек)   3. Совместное открытие знаний. Минералы и горные породы старше растений. Животных и человека. Они  рождаются, живут и умирают как живые существа. Вода в море и нарядные  снежинки – тоже минералы, хотя трудно в это поверить. Восхитительные по  форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека  массу вопросов: откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему у них  разные свойства? Недаром самый древний период истории человечества называют… каменный  век. Люди находили камни, похожие на различные орудия труда . И из таких  камней изготавливали орудия труда. Делали ножи, копья, стрелы,  наконечники.  Их  использовали   для охоты и обработки добычи). ­ Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди  обратили своё внимание ещё в каменном веке?  ( прочность) Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать… (ОДИН  УЧЕНИК)  ­ Значит, одно из главных свойств горных пород и  минералов ­ … (твёрдость) ­ Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность –  постоянство формы, которую используют люди и сейчас. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в роли исследователей ,  изучить  состав и свойства горных породи их отличие от минералов.  Каждая группа получит инструкцию, файлы с материалами.  ( Информация в файлах вам поможет заполнить таблицу,  текстовыделителем отметьте нужную информацию). 4. Практическая работа  Ребята изучают горные породы и минералы, и данные исследования  записывают в таблицу. ( У ребят на столах лежат образцы горных пород и  минералов) Запиши свои исследования в таблицу Фамилии, имена учащихся, входящих в группу Название горной породы В каком состоянии находится (твердое, жидкое, газообразное) Плотное или пористое Твердое или мягкое Прочность – хрупкость ( раскалывается с трудом или легко) Цвет Растворяется в воде (да, нет) Инструкция            Дорогой четвероклассник, мы предлагаем тебе изучить материалы  по теме: « Горные породы и минералы» Результатом твоей работы  станет таблица. Чтобы тебе легче было её заполнить, воспользуйся  инструкцией: 1. Запиши название образца в таблицу.  2.Чтобы узнать о составе и свойствах образца, ознакомься с материалами,  собранными в файле .Заполни таблицу.  3.Чтобы  выяснить,  растворяется ли образец  в  воде, возьми стакан  с водой,  опусти в воду образец, помешай  ложкой, понаблюдай, что будет происходить. Определи  свойство и запиши в таблицу 4. Чтобы узнать , как и где добывают, рассмотри карту России , ,найди как на  карте  условно обозначено полезное ископаемое  и  определи его  месторождение. 5. Как ты думаешь, где можно применить исследования, которые стали  результатом твоей работы? Что мог бы ты ещё сделать дома по этой теме.  Если у тебя возникли вопросы, не забудь задать их учителю и  одноклассникам.  Удачи тебе в выполнении работы! 5.Применение знаний А вот у ИЛЬИ возникли вопросы, которые он задаст вам(  ИЛЬЯ ЗАДАЁТ  ВОПРОСЫ) А теперь давайте выясним, где современный человек применяет горные  породы, и какие свойства при этом использует. ­ Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он обладает?   (Твёрдый,  прочный). ­  Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он состоит? В коробочках на партах вы видите:   ­ Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды.  ­ Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. На уроке мы будем говорить и о минералах. Выясним, чем горные породы отличаются от минералов. ­ Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит  от цвета полевого шпата, который входит в его состав.  ­ Где он используется? (богатые могут позволить себе выложить во дворе  плитку из гранита, изготавливают памятники архитектуры, украшают здания,  станции метро,  фонтаны, набережные рек в Санкт­Петербурге.  ­ Гранит – это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы, из которых он состоит. Какой вывод можно сделать? Чем горные породы  отличаются от минералов? Вывод: Горные породы состоят из минералов. ­  Рассмотрим ещё одну горную породу – глину.  ­ Как вы думаете, из чего она состоит?  (Из мелко перетёртых камней). ­ Что можно делать с глиной?  (Лепить и строить). ­ Какие изделия делают из глины?  (Посуду, кирпич, дома). ­ Какие свойства глины при этом используются?   (Мягкость и пластичность) ­ Давайте попробуем что­нибудь слепить ­ Получается?  (Нет). ­ Что нужно сделать? (Намочить глину). ­ Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет  форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой,  ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома? ­ Как же сделать изделия из глины прочными? Работа по учебнику с.93 прочитайте ,что делают с глиняными изделиями,  чтобы они были прочными?   (Обжиг). ­ Мы узнали, как изготавливают кирпичи.  А чем скрепляют кирпичи?  (Цементом). ­ Давайте прочитаем в учебнике, как получают цемент (стр. 94) 6.Физминутка      По дорожке шли, шли,     Много камешков нашли.     Присели, собрали и дальше пошли.     По дорожке, по дорожке     Прыгаем на левой ножке.     И по этой же дорожке     Прыгаем на правой ножке. 7. Отчёт каждой группы .    ­ А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов? (чтобы применять их для своих нужд).  ­ Как же человек использует каждое из свойств? (заслушиваются ответы) ­ Как человек должен относится к добыче горных пород? Почему? ­Если бы люди захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один  год добывают из недр Земли, то им потребовался  бы длинный­предлинный  поезд, который опоясал бы земной шар 17 раз.  ­ В чём же разница между горными породами и минералами? Чтобы ответить  на этот вопрос, рассмотрите гранит и соль. Рассмотрите внимательно эти  тела, и скажите сколько составных частей в них? (гранит 3 части, соль – одна). Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как  «зернистый». Какие зерна вы видите? (Черные — это слюда, белые блестящие  – кварц, серые и красные – полевой шпат). А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? (однородное тело) Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются? (Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это  сочетания минералов). Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются  минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть  минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как  самостоятельное вещество. Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из  одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить,  растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая  маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества.   Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то  можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полосочку из­за  пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных  минералов, на которых оставили свои следы естественные природные  процессы. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из  них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы — и  огромные валуны, и мелкий песок. Красивые поделочные и драгоценные  камни (агат, гранат, сапфир) — это тоже минералы.   Вывод. Исследовав  горные породы и минералы мы пришли к выводу, что каждый  минерал обладает своими собственными свойствами. Горная порода может  иметь несколько составов, а  минералы однородные. Главными свойствами горных пород и минералов является прочность (трудно  расколоть), твердость. Горные породы и минералы применяются в строительстве, промышленности, в школе ­ мел (грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след  на бумаге)           А знаете ли вы?   У геологов , кроме техники, есть ещё и помощники­ растения. Где растут лесные фиалки, там есть цинк. А ещё друг геологов  ­полевой  хвощ. Растёт себе и растёт. А геолог прочитал: здесь возможно есть золото.  Летит над лесом самолёт. А кругом, лишь хвойные деревья. Но вот среди них  ясно видна полоса лиственных деревьев, значит здесь можно искать каменный  уголь. Там, где среди безжизненных песков пышно разросшийся островок  растений, надо искать воду. « Зелёные разведчики» помогают человеку  находить полезные ископаемые. А вот вам ещё загадка. Догадайтесь о каком камне идёт речь.  Открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад. Считается самым твёрдым  из всех открытых в природе камней. На него не оказывают воздействия  агрессивные природные вещества. Поэтому древние греки назвали его  адамасом.  (Об алмазе).   ­ Правильно, «адамас» ­ «несокрушимый». Это самый твёрдый материал. У  геологов принято ставить минералам «оценки» за твёрдость. Только, в  отличие от  школьной системы оценок, она не 5­ти балльная, а 10­ти балльная. Так вот, алмаз ­ самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов.   А где ещё используют алмаз? (стр. 95)  (Бормашина, стеклорез, свёрла для  дрелей и т. д.) У нас в Архангельской области очень много добывают алмазов.  Не верите? Тогда посмотрите мультфильм « Сказ о Североалмазе». 8. Рефлексия. ­  Что нового узнали на уроке?  ­ Чем отличаются горные породы от минералов?  ­ Какие свойства горных пород использует человек?  ­  Из каких горных пород можно изготовить каменный цветок, а из каких  нельзя? ( Нельзя  изготовить каменный цветок из осадочных  пород, так как   они рыхлые и  сыпучие. Цветок   будет  непрочным.)  – Как вы оценивали свои шансы в начале урока? – Какие выводы сделали?  – Удовлетворены ли вы своей работой?  – Что помогло вам пройти испытания, чего не хватило, чтобы работа была  лучше? Нарисуйте свое настроение на таблице .  9.Домашнее задание:  *   подберите   пословицы   и   поговорки,   высказывания,   в   которых   качества горных пород и минералов характеризовали бы качество человека. Приложение 1.  Глина – очень широко применяемый строительный материал.  ­ Как вы думаете, из чего она состоит?  (Из мелко   перетёртых  камней.  Глина состоит из одного или нескольких минералов).  Глина и песок  образовались при разрушении гранита. Причем из кварца образуется песок, а  из полевого шпата и слюды – глина. Цвет глины зависит от цвета полевого  шпата. Если шпат красный – глина рыжая, а если серый, то глина – серая. ­ Что можно делать с глиной? (Лепить  и строить)  ­ Давайте попробуем что­нибудь слепить. ­ Получается?  (Нет). ­ Что нужно сделать? (Намочить глину). При  увлажнении  глина становится  пластичной, ей можно придавать  самую различную форму)   ­ Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет  форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой,  ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома? ­ Как же сделать изделия из глины прочными?  ­ Какие свойства глины при этом используются?   (Мягкость и пластичность) ­ Для чего используют глину? ( Для строительства,  из глины делают кирпич,  посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими, слово  «керама» ­глина) Приложение 2.  Гранит – очень крепкий и красивый камень. Почему гранит так называется? «Гранит» ­ название не русское, а итальянское и происходит от слова  «гранум», означающее в переводе «зерно». Естественно, речь идет не о зернах  пшеницы и ржи. Итак, почему же итальянцы назвали гранит «зернистым»? ­ В составе гранита видны зерна: черные ­ это слюда; мелкие зерна, похожие  на стекло, белого или дымчатого цвета – кварц; а розовая или серая часть –  полевой шпат, шпат придает граниту цвет и соответственно гранит бывает  серый или красный.  Слюда, кварц и шпат – это минералы, составные части  гранита. Залегает гранит и глубоко в земле, и на поверхности, где он  встречается в виде целых гор Гранит­это смесь твёрдых веществ.. Все горные  породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. ­Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей,  закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину)  из­под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные  горные породы. ­ Как же образуется гранит? ( Образуется в глубинах Земли, где очень  высокая температура  высокое давление. Камни плавятся, превращаются в  огненную жидкость­магму. Магма поднимается к поверхности и вырывается  наружу . Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На  поверхности  земли она остывает и образуется базальт ­очень прочная горная порода.) ­ Почему он относится к магматическим горным породам? Что такое магма?  Магма – это смесь различных минералов, внешне похожая на тесто. Гранит  образуется в глубинах Земли при охлаждении расплавленной магмы.  ­ А для чего используется гранит? ­ Гранит очень прочный камень. Поэтому его используют в строительстве. Из  него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит  хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки  стен зданий. В Санкт­ Петербурге установлен памятник Петру 1 на гранитном  камне, таком огромном, что для его перевозки участвовало более пяти тысяч  человек. А другой памятник­ Александровская колонна имеет массу 650 тонн. Поднимали  колонну 1260 человек, а полировали 200.) _ А где и как добывают гранит? (Гранит залегает глубоко в земле и на её  поверхности. Чтобы его добыть, машина сверлит в граните углубления, в  которые закладывают взрывчатку.  Только сильный взрыв разделяет гранит на  куски, которые и  используют для разных целей) Приложение 3. -Какого цвета торф? ( Тёмно­ коричневого) ­Из чего состоит? ( из остатков растений) Назови его свойства (рыхлый, непрочный, легче воды, сухой торф впитывает  воду, хорошо горит) ­Где образуется торф? ( В болотах из отмерших остатков растений) Во многих местах залегает слой торфа толщиной несколько метров, а за год образуется  всего 1 мм торфа) Значит нужно очень много лет, чтобы образовались залежи  этого ценного полезного ископаемого) ­Как человек использует торф? ( топливо, на фермах торф служит  подстилкой для скота, 1 кг торфа способен впитать 20 кг влаги, торф ещё  убивает болезнетворных микробов, удобрение, лекарство) ­Как  нужно использовать?  ( экономно, оберегать залежи от пожаров) Приложение 4.  ­Назови свойства известняка? ­Где добывают? ( в карьерах с помощью экскаваторов, работают как бы не дне моря, которое было здесь в далёком прошлом, морские организмы, погибая,  оседали на дно. Из скелетов,  раковинок и образовывались толщи  известняка ,если нужны ровные камни, то выпиливают особыми пилами) ­Где и как используют известняк? ( при строительстве зданий и дорог,  получают из него известь, мел) ­Как образуется песок? ( При разрушении твёрдых пород, например, гранита) ­Назовите свойства песка? (сыпуч) ­Из чего состоит?­ Где используют?(в строительстве, для изготовления  стекла­ нужен белый песок) Где добывают? ( в карьерах)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)

Урок окружающего мира «Горные породы и минералы»( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2017