Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)
Оценка 5

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Оценка 5
Разработки курсов
doc
окружающий мир
2 кл
06.01.2017
Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)
Цели: 1. Дать понятие о грибах как особом царстве живой природы. 2. Познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность учащихся. Планируемые результаты: ученики научаться объяснять, почему грибы выделены в особое царство живой природы, отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых, познакомятся со строением гриба.Урок разработан на основе образовательной программы "Перспектива" и отвечает основным требованиям ФГОС НОО.
Зубарь С.В. Урок окружающего мира 2 класс Грибы.doc
Урок 24 Тема урока: «Грибы» Цели:   1. Дать понятие о грибах как особом царстве живой природы.  2. Познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы  съедобных и несъедобных грибов.  3. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую   грамотность  учащихся. Планируемые результаты: ученики научаться объяснять, почему грибы  выделены в особое царство живой природы, отличать съедобные грибы от  несъедобных и ядовитых, познакомятся со строением гриба. 1. Оргмомент. Ход урока. 2. Фронтальный опрос домашнего задания.                            Игра «Угадай название»  1. Считалось, что клубень этого цветка делает человека неуязвимым  для ударов мяча и стрел. (Гладиолус)  2. 3. 4. 5. Название цветка происходит от греч. «звезда». (Астра)  Ее соцветие напоминает солнце. (Хризантема)  Цветок назван в честь профессора и академика. (Георгин)  Плоды этого цветка похожи на маленькие коготки, что послужило  поводом так назвать цветок. (Календула)     3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном  действии. ­ Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в лес. Когда ты идёшь по тропинке лесной,  Вопросы тебя окружают гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Сидит «отчего» на зелёном листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень. Вопрос за вопросом, и так целый день. Пойдёмте, друзья, по тропинке лесной Ответы искать под зелёным шатром. ­ А чтобы найти ответы на все вопросы, давайте вспомним, что мы уже знаем. ­ Что такое природа?  (Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками  человека). ­ Какая бывает природа? (Живая и неживая) На доске появляется схема:                                   ПРИРОДА          ЖИВАЯ                                   НЕЖИВАЯ ­ Назовите признаки живой природы? ­ Сейчас я проверю, как хорошо вы различаете живую и неживую природу.  Игра «Кто внимательный?»,  если речь идет о живой природе, дети хлопают   в   ладоши.  Например:  небо,   камень,   дерево,   солнце,   дождь, река, сирень, луна, подснежник, заяц, почва, рыба, вулкан. ­ А на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и мир растений.) На доске схема дополняется:                                  ПРИРОДА          ЖИВАЯ                                   НЕЖИВАЯ РАСТЕНИЯ      ЖИВОТНЫЕ ­ Вспомним, на какие группы разбивают животных? ­ Из каких частей состоит растение (листья, стебель, корни, цветы, плоды с  семенами). 4. Самоопределение к учебной деятельности.  ­ Отгадайте загадку: Землю пробуравил, корешок оставил. Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. Я под шапкою цветной  На ноге стою одной.  У меня свои повадки  Я всегда играю в прятки. (Гриб)  ­ Догадались, о чем пойдет речь?  5. Формулирование темы и задач урока. 6. Открытие нового знания.                               (вопросы в учебнике стр. 86) ­ Какие вы знаете грибы? ­ Назовите грибы, которые вам приходилось собирать. ­ Какие блюда мама готовит из грибов? ­ Как вы думаете, грибы относятся к растениям или животным? ­ Грибы – это особая группа живых существ. Прочитаем об этом на  «Страничке Умного Совенка» стр. 125. На доске схема дополняется:                                  ПРИРОДА              ЖИВАЯ                                            НЕЖИВАЯ  ГРИБЫ   РАСТЕНИЯ       ЖИВОТНЫЕ ­ Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.  Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны  примерно 500 видов, более 300 опасны для человека, а остальные  используются в различных целях. ­ Микология в переводе с латыни – наука о грибах. (микос ­ гриб, логос –  наука).  Работа по учебнику (стр. 86 – 87) ­ Прочитайте названия грибов. Какие грибы вы собирали в лесу? ­ Что общего у всех грибов в строении? ­ Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба?          (Одна часть грибов находится под землей, другая – над землей.) ­ Как их можно назвать? (Надземная и подземная) ­ Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки) ­ В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают  на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке  продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А в месте  ножка и шляпка, т.е. надземная часть, имеют название «плодовое тело». ­   А   теперь   давайте   посмотрим   на  подземную   часть   гриба.   Из   чего   она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.) ­ И название этой части – грибница. ­ Прочитаем в учебнике 1 абзац на с.87.  ­ Из­за того, что нити грибницы образуют сложную подземную паутину, грибы  растут группами, семейками. ­  Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, ­  Посмотрите на названия частей гриба и скажите: «Какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница, она всасывает из почвы  воду и питательные вещества). ­  Рассмотрите следующую схему в учебнике «Связь гриба и дерева» на с.87 ­  Что можно предположить? ­ Какое значение имеет грибница для дерева? ­ Грибы очень важны для леса: если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти, болеть и даже погибать.  Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни  деревьев и получает питание от них ­  готовый сахар. Гриб же даёт дереву  питательные вещества, которые он берёт из почвы – влагу и минеральные  вещества. Вот как важна грибница!  ­ Прочитаем об этом в учебнике (2 абзац на с.87).  Вывод: Грибница играет важную роль не только для гриба, но и для  дерева. Эта связь и объясняет, почему многие грибы дружат с     определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.    7. Физкультминутка. С вами мы заходим в лес, Сколько здесь кругом чудес! Руки подняли и покачали –  Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти стряхнули –  Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. 8. Продолжение работы по открытию нового знания. ­ Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, как собирать знаем, а какие  грибы будем собирать, а какие оставим в лесу? ­ Значит, на какие группы мы можем разделить грибы? (Съедобные и  несъедобные)  На доске схема дополняется:                                  ПРИРОДА ЖИВАЯ                                            НЕЖИВАЯ  ГРИБЫ       РАСТЕНИЯ       ЖИВОТНЫЕ съедобные несъедобные                       ­ Обратимся к рисунку в учебнике на с.86. Найдите лишний гриб.  Мухомор в лесу всем нужен: и животным, и растениям, и человеку.  Да. Он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят  слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки. А лоси  проглатывают целиком, бывает, по пять­шесть штук за один раз.  Для лосей мухоморы – лекарство. Соснам и другим деревьям  мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями.  Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые  всасывает из почвы. А для опытного грибника он – как сигнальная  лампочка. Появились в лесу мухоморы – жди белых грибов. Верная  примета. А ещё – как он радует глаз своим ярким нарядом, как  украшает лес! Ведь человеку нужна не только еда, но и красота!  ­ Какие еще несъедобные грибы вы знаете?  ­ Рассмотрите их на странице учебника с. 88.  ­ Найдите (стр. 88 – 89) сходство и различия съедобных и несъедобных  грибов. Запомните их отличительные признаки.  9. Работа в парах. ­ Поработайте в парах и найдите различия сходных между собой съедобных и несъедобных   грибов,   изучив   информацию   в   учебнике.  Откройте   учебник, прочитайте текст, выделите информацию, которую надо запомнить.  I   ряд – белый гриб и желчный;  II    ряд – осенний опёнок и ложный (краснокирпичный) опёнок;  III    ряд – шампиньон и бледную поганку.  ­ Чем похожи грибы? ­ Как отличить съедобный и несъедобный? 10. Правила сбора грибов. ­ Кто из вас собирал в лесу за грибы? ­ Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который  не знаешь) ­ Назовите самые опасные для жизни и здоровья человека грибы. (Бледная  поганка, мухомор, поганки) ­ Как узнать бледную поганку? (кольцо на ножке, «чашечка» у основания,  белый цвет пластинок шляпки) ­ Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы в нашей корзинке не оказалось ядовитых грибов. Составим памятку. 1. Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом.  2.Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на  вкус в сыром виде.  3. Если гриб тебе незнаком, спроси у более опытных грибников.  Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют  клубневидное утолщение, окруженные оболочкой (как, например, у  мухомора), и не пробуй их на вкус.  4. Придя домой, еще раз пересмотри все грибы — может, в лесу ты что­ то не заметил.  5. Не собирай и не ешь грибы перезрелые, червивые, испорченные.  6. Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, — лучше его выбросить.  7. Не собирай грибы возле дорог и промышленных предприятий, в городской черте.  8. Никогда не срывайте грибы зря: грибами питаются и лечатся многие  животные. 11. Включение в систему знаний на повторение.  Работа в ТПО (стр. 52 – 53)  № 1 (стр. 52) – самостоятельно;  № 2 (стр. 52) – с последующей взаимопроверкой;  № 3 (стр. 53) – работа в паре 12. Итог урока. ­ К растениям или животным относятся грибы?  ­ На какие две группы делятся грибы по особенностям строения шляпки?  ­ Почему «дружат» гриб и дерево?  ­ Какие вы знаете съедобные и несъедобные грибы? Сделаем вывод.     Игра «Доскажи словечко» (учитель читает стихотворение Л. Герасимовой о  грибах) Этот гриб живет под елью,  Под ее огромной тенью.  Мудрый бородач­старик,  Житель бора —... (боровик).  Ломкий, красочный грибок  Выбрал мягкий уголок.  Как принцесса Белоснежка, Нас встречает... (сыроежка).  Средь сосенок и елок  Вырос крепенький ребенок.  Он от шляпки до штанишек  Ярко­рыжий. Это... (рыжик).  В шляпе розовой, мохнатой,  Но не выглядит растяпой.  Будто розовое ушко  Для соления... (волнушка).  На короткой полной ножке  Он поднялся у дорожки.  Цвет его наводит грусть,  Но хорош в соленье... (груздь).   ­ Где можно использовать полученные знания? ­ А как человек использует грибы? (В пищу.)  – Грибы на самом деле – очень полезный продукт. Они являются  источником белка, клетчатки, микроэлементов (таких, как калий,  кальций, фосфор, желез, магний, натрий и т.д.) и витаминов (в первую  очередь А, витамины В, Д, РР, аскорбиновой кислоты). Но есть одно «но» ­ эти ценные вещества трудно усваиваются. Все потому, что они  скрываются под своеобразной защитной оболочкой, напоминающей  хитиновый панцирь. Хитин трудно усваивается даже взрослыми, ну, а  детям, которые не имеют достаточного количества ферментов, он  попросту противопоказан. Поэтому детям до 5­7 лет грибы есть ни в  коем случае нельзя! ­ И самое большое коварство таких отравлений заключается в том, что  они заявляют о себе только через 6­35 часов после приема пищи, когда  содержащиеся в грибочках токсины начинают выходить через почки и  печень. 13. Рефлексия учебной деятельности.  ­ Какую цель мы ставили перед собой на уроке? ­ Как вы считаете, нам удалось достичь цели? ­ С каким новым царством мы познакомились? (Царством грибов) ­ Назовите части гриба.  ­ Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас  даром. Во время нее вы узнали много нового, а, чтобы стать настоящими  микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте в рабочей тетради схему гриба. Желающие могут обратиться к атласу­определителю и  подготовить сообщение об одном из грибов.  ­ Найдите пословицы о грибах.

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)

Урок окружающего мира "Грибы" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017