Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
27.02.2018
Урок по окружающему миру входит в состав УМК "Перспективная начальная школа".
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах
Задачи:
-обобщить жизненные наблюдения детей за зимующими птицами
-познакомить с основными видами птиц, опасностями, подстерегающими птиц зимой, разновидностями кормушек и корма
-учить высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения другого
-воспитывать внимание к природе
-учить сравнивать и оценивать свою работу.
Как помочь птицам зимой..doc
выполнила
Виноградова Наталья Юрьевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.А.Потапова»
Тема урока: « Как помочь птицам зимой»
1 класс
УМК Перспективная начальная школа. Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс ПНШ
1. Предмет. Окружающий мир
2. Тема : «Как помочь птицам зимой»
3. Тип урока: урок открытия новых знаний
4. Цель урока: Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах
Задачи:
обобщить жизненные наблюдения детей за зимующими птицами
познакомить с основными видами птиц, опасностями, подстерегающими птиц зимой, разновидностями
кормушек и корма
учить высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения другого
воспитывать внимание к природе
учить сравнивать и оценивать свою работу
5. Планируемые результаты обучения:
Предметные: называть представителей зимующих птиц; получат возможность научиться оказывать помощь зимующим
птицам (делать кормушки и подкармливать птиц); обобщать жизненные наблюдения.
Метапредметные:
Регулятивные: под руководством учителя организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на
уроке, оценивать результат своей работы,
Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания
для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов,
формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие
нормы речевого этикета, работать в паре
Личностные: осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам. 6. Оборудование: учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, рисунки с изображением птиц; корм для зимующих птиц;
различные виды кормушек; карточки для работы в паре, шапочки для инсценировки
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Организационный
момент
2. Актуализация
знаний
Вот звенит для нас звонок
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Что необходимо для того, чтобы урок
прошёл интересно и познавательно?
Какое время года за окном?
Что изменилось в природе с приходом
зимы?
Учитель читает начало сказки Ушинского
«Проказы старухизимы» (см.приложение)
О каких проказах зимы рассказал автор?
Что почувствовали?
Ответы учащихся
(хорошо работать, помогать друг
другу, внимательно выслушивать
мнение других, на перебивать
говорящего и т.д.)
Называют время года и признаки
зимы
Разные ответы.
Методические приёмы,
способствующие
формированию и развитию
метапредметных умений
учащихся
формирование мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности
формирование умения
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
перерабатывать полученную
в процессе слушания
информацию:
донести свою позицию до
других: оформлять свою
мысль в устной и письменной Учитель проводит игру «Зоркий глаз»
(картинки воробья, ласточки, синицы,
снегиря. вороны, голубя) Предлагает
запомнить всех птиц и назвать по памяти.
Какая из птиц лишняя? Почему?
Учитель подводит к формулированию
темы
Запоминают предложенных птиц,
выбирают лишнюю, мотивируют свой
ответ, высказывают предположения о
теме урока (лишняя птица ласточка,
все остальные зимующие, будем
изучать зимующих птиц) называют и
открывают страницу учебника,
читают тему.
3.Целеполагание
Работа с таблицей
Знаю Хочу узнать Узнал
Какую цель поставим?
Проанализируйте страницу учебника, что
учебник поможет узнать?
Соотнесём задачи, которые вы поставили
с задачами, записанными на доске
Познакомимся с зимующими
птицами
Узнаем, какие птицы остаются
зимовать
Узнаем, чем нужно кормить птиц
Узнаем, какие кормушки бывают
речи;
совершенствование
зрительного восприятия с
помощью игры
формирование умения на
основе анализа объектов
делать выводы;
формирование умения
выделять и формулировать
познавательную цель
формирование умения
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
формирование умения
планировать свою
деятельность
Будем работать по плану, который мы с
вами составили
Оцените свои знания по теме с помощью
« волшебной линеечки».
Учитель загадывает загадки о птицах (см.
приложение), предлагает рассмотреть
иллюстрацию в учебнике, назвать птиц и
рассказать, что ребята знают о зимующих
4. Работа над новым
материалом.
Оценивают знания.
Разные ответы
отгадывание загадок Физминутка.
птицах, корректирует ответы детей.
Предлагает прочитать текст хрестоматии
«Зимние гости» и запомнить птиц,
которые прилетают к нам с севера.
Какую задачу выполнили?
Скачет шустрая синица,
ей на месте не сидится.
Прыг – скок, прыг – скок,
завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
почесала клювом грудку,
и с дорожки на плетень,
тира – тира, тень – тень.
Отгадайте загадку:
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Подготовленные ученики читают
текст хрестоматии « Зимние гости»,
выбирают информацию о тех птицах,
которые прилетают к нам с севера на
зимовку.
Узнали о зимующих птицах
Выполняют упражнения.
перерабатывать полученную
в процессе слушания
информацию:
формирование умения
формулировать и удерживать
учебную задачу;
игра – драматизация для
снятия мышечного
напряжения и
эмоционального развития
Отгадывают загадку, мотивируют
свой ответ.
Для чего делают кормушки?
Разные ответы.
Учитель задаёт проблемные вопросы:
что страшнее для птиц: голод или холод?
может быть можно построить домики для
всех птиц и утеплить их?
Высказывают предположения,
мотивируя ответы,
Вместе с учителем делают вывод.
проблемный диалог Какую задачу выполнили?
Узнали, какие опасности
подстерегают птиц.
Учитель предлагает рассмотреть
кормушки, принесённые детьми и оценить
их , также рассмотреть кормушки в
учебнике.
Рассматривают кормушки, оценивают
по выбранному вместе с учителем
критерию (удобна ли в применении)
формирование умения
формулировать и удерживать
учебную задачу;
формирование умения на
основе анализа объектов
делать выводы;
Какую задачу выполнили?
Учитель предлагает рассмотреть виды
корма на иллюстрации учебника,
рассказать, чем кормят птиц зимой.
Узнали какие кормушки бывают.
Рассматривают иллюстрации,
рассказывают, используя рисунки и
свой жизненный опыт.
Послушайте рассказ, постарайтесь
запомнить, какая птица чем питается.
Какую задачу выполнили?
Подготовленный ученик читает текст
хрестоматии «А чем ты птиц зимой
угощаешь?»,остальные слушают,
запоминают.
Узнали о видах корма.
формирование умения
формулировать и удерживать
учебную задачу;
формирование умения
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника и с опорой на свой
жизненный опыт
анализировать, делать
выводы в результате
совместной
работы всего класса;
перерабатывать полученную
в процессе слушания
информацию:
формирование умения
формулировать и удерживать
учебную задачу; 5. Закрепление
Организует работу в парах.
Работа по карточкам. Соотнести рисунок
птицы и корм, которым эта птица
питается с помощью фишек одного цвета.
И кормушки мы умеем делать, и знаем,
чем птиц подкармливать, а всё же чем – то
птицы недовольны. Послушайте «птичья
жалобы», обсудите в паре, какие ошибки
допустили дети.
Работают в парах.
формирование умения
работать в паре
развитие речи,
эмоциональное развитие
через игру – драматизацию
перерабатывать полученную
в процессе слушания
информацию:
донести свою позицию до
других: оформлять свою
мысль в устной и письменной
речи;
Ученики инсценируют «Птичьи
жалобы»
Сорока: Тратататата. Что я видела,
что слышала. Ребята птицам сделали
прекрасные столовые, а они,
неблагодарные, на соседнем сугробе
жалобы пишут, привередничают и
капризничают.
Воробей: Безобразие! Прилетел
перекусить, а столовую снегом
засыпало! До вечера пшено раскапывал.
Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица: Сало салу рознь! Могли бы
вывесить несоленое, у нас от соленого
животы болят.
Снегирь: Остался голодный, обед
ветром сдуло. Кто сделал кормушку
без бортиков? Ветер у него в голове!
Обсуждают в парах, делают выводы .
Участвуют в обсуждении. Я думаю, что теперь у каждого из вас,
ребята, около дома, у окна будет висеть
своя кормушка. Птицы быстро привыкают
к такой столовой и станут частыми
гостями в ней. А вы сможете наблюдать за
ними, делать рисунки и записывать, что
удалось заметить. Конечно, птицы не
умеют разговаривать. Но они обязательно
отблагодарят вас и красивой весенней
песней и богатым урожаем, спасённым
птицами, от вредителей вашего огорода.
Но самое главное, как я считаю, вы
станете добрее, и бережнее будете
относиться ко всему живому.
Подготовленный ученик читает
стихотворение «Покормите птиц
зимой»
Покормите птиц зимой, пусть со всех
концов
К вам слетятся, как домой, стайки на
крыльцо.
Не богаты их корма – горсть одна
нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для
птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к своему
окну,
Чтоб без песен не пришлось нам
встречать весну.
6. Рефлексия.
Подведём итог урока. Мы поставили в
начале урока цель и задачи. Ваш ответ
будет начинаться со слов «я умею» «я
узнал» «я понял».
Оцените свои знания в конце урока по
линеечке.
Оценивают, сравнивают оценки.
перерабатывать полученную
в процессе слушания
информацию:
развитие речи,
эмоциональное развитие при
чтении и слушании стихов
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя;
приём «Волщебная линеечка» Приложение
Проказы старухи – зимы
Разозлилась старухазима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим
криком и писком.
Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться,
думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху
забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и
посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт;
заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давнымдавно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко
постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь
ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
Ну, постой же, думает зима, дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах;
стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются.
Случится кому за дровами в лес ехать наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По
дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами
подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб
лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: "Придика пособить!" Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за
нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!
К. Ушинский
Карточки для работы в парах. ?
?
?
Загадки о птицах. 1. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
2. Спинкою зеленовато,
Животиком желтовато.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
3. Угадайте, что за птичка –
Чёрненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
5. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая.
6. Он прилетает каждый год,
Туда, где её домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.
7. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней
Кто же это ?...
8. Всё стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.