Сформировать учащихся представление о лесной зоне; познакомить с географическим расположением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственном лесами, с растительным и животным миром.
Познавательные – умение извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты.
Коммуникативные – задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Личностные – положительно относиться к учению, познавательной деятельности
Леса России.
Цели: сформировать учащихся представление о лесной зоне; познакомить с географическим
расположением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственном лесами, с
растительным и животным миром.
Формируемые УУД:
Познавательные – умение извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать
природные объекты.
Коммуникативные – задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать
собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, вносить
необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Личностные – положительно относиться к учению, познавательной деятельности.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, кроссворд, атласопределитель, гербарий,
энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные.».
Ход урока.
I. Организационный момент
II.
Актуализация опорных знаний
1. Работа с тестами с.27 – 29, проверка, исправление ошибок.
2. Сообщения учащихся з.8 с. 46 р.т.
Самоопределение к деятельности
III.
Послушайте стихотворение.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
Как вы думаете в какую природную зону отправится наша экспедиция?
Тема урока «Леса России». Как вы думаете , что мы будем изучать?
Почему поэт говорит: « Здравствуй лес, дремучий лес…»? что значит дремучий?
Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса темные, а другие светлые?
Спрогнозируйте, что еще будет характерно для лесной зоны. (Учитель фиксирует высказывания детей на
доске).
Проверим ваши предположения во время урока.
IV. Открытие нового знания
1. Работа с картой
Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
(Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей
частью расположена на Восточно – Европейской и Западно – Сибирской равнинах, а так же на
Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной природной зоне три части:
самая большая – тайга, она обозначена темнозеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленым,
но посветлее, и еще одна часть – широколиственные леса – светлозеленым.)
Вы , наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более
темным цветом. Что это? (Это лесотундра) .
А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.) Проверьте, правильно ли вы определили географическое положение зоны лесов. Сравните ваши
предположения с текстом в учебнике с. 95
2. Работа в группах
С.95 Выберите для работы в группе одно из заданий.
План ответа для первой группы.
1. Что называют тайгой?
2. Природные условия тайги.
3. Что общего у всех растений тайги?
4. Какие растения растут в тайге?
План ответа для второй группы.
1. Расположение широколиственных и смешанных лесов.
2. Природные условия в этих лесах.
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах?
План ответа для третьей группы.
1. Животный мир тайги.
2. Краткие рассказы о животных и птицах.
3. Цепь питания, характерная для тайги (модель).
V. Первичное закрепление
Сообщения учащихся
VI. Физкультминутка
VII.
Работа по новой теме
1. Выполнение задания в рабочей тетради.
С. 46 №1 в парах.
С.47 №2 в группах
С. 48 № 3 индивидуально, фронтальная проверка.
2. Работа с CD. (Просмотр презентации)
VIII. Подведение итогов урока
IX.
Какие леса образуют лесную зону?
Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» с. 101
Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.
Чьи предположения оказались верными?
Рефлексия
Дополни предложение «Теперь я знаю, что…»
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Самооценка. Комментарий учителя.
Домашнее задание
1. У. с 95102 прочитать.
2. Р.т. с 4850 выполнить задания.План ответа для первой группы.
1. Что называют тайгой?
_________________________________________________________________________________________
2. Природные условия тайги.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
3. Что общего у всех растений тайги?
__________________________________________________________________________________________
4. Какие растения растут в тайге?
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
План ответа для второй группы.
1. Расположение широколиственных и смешанных лесов.
__________________________________________________________________________________________
2. Природные условия в этих лесах.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
3. Что объединяет растения этих лесов?
__________________________________________________________________________________________
4. Какие растения растут в этих лесах?
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
План ответа для третьей группы.
1. Животный мир тайги.
__________________________________________________________________________________________
2. Краткие рассказы о животных и птицах.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
3. Цепь питания, характерная для тайги (модель).