Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс
Оценка 4.8

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
31.05.2017
Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс
Урок окружающего мира по теме "Ориентирование. Компас" для учащихся 2 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно - деятельностного подхода. Использовалась технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Планируемые образовательные результаты: Предметные: познакомиться с устройством компаса, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу. Метапредметные: развивать регулятивное учебное действие - оценку, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, работать по алгоритму.
Урок.docx
Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс  Тема урока: Ориентирование на местности. Компас. Планируемые образовательные результаты:   Предметные: познакомиться с устройством компаса, на основе практической деятельности    научиться  ориентироваться по компасу.  Метапредметные: развивать регулятивное учебное действие  ­ оценку, выделять и осознавать то, что уже  усвоено и что ещё подлежит усвоению, работать по алгоритму. Необходимое оборудование, материалы для проведения урока: учебник «Окружающий мир» Н.Я.  Дмитриева, А.Н. Казаков,  мультимедийная установка, презентация, у     учащихся  —  рабочие листы,  тексты.  Методы и приёмы, применяемые на уроке:  наблюдение; исследовательская работа; практическая  работа; эвристическая беседа; работа с текстом; сравнительно­сопоставительный анализ; составление  опорного алгоритма работы. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, коллективная № п\п Этап Деятельность учителя, инструкции учащимся Деятельность учеников В мире много интересного Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела! Так скорей, друзья, за дело! Встают, настраиваются  на работу. 1. к Мотива ция   учебной деятельнос ти Актуали зация  знаний и  фиксация  затрудне ния в  пробном  учебном  действии. Проблемная ситуация: ­   Помогите   разрешить   одну   проблемную ситуацию: Ваня   и  Гриша   пошли   за   грибами   вдоль   реки. Они двигались по направлению её течения 10 минут. После этого ребята зашли в лес и шли лицом к солнцу целый час и собирали грибы. После   этого   они   ещё   полчаса   отдыхали   на полянке. Пришла пора возвращаться. Мальчики поспорили,   как   найти   дорогу   к   дому.   Ваня предложил   идти   так,   чтобы   солнце   светило точно   в   спину,   а   Гриша   сказал,   что   они   не выйдут точно на то же место к реке. ­ Кто из ребят прав? ­   Если   они   вышли   к   реке,   то   в   каком Слушают учителя, предлагают варианты решения  проблемы. Высказывают своё мнение. направлении   течения   реки   им   надо возвращаться? ­ Мальчики определяли своё местоположение, путь.   Какой   научный   термин   говорит   нам   об умении определять своё местоположение? (ориентирование) ­ Назовите тему нашего урока! ­ Объясните значение этого термина! ­   О   происхождении   этого   слова   вам расскажет ученик. Это слово происходит от латинского слова "oriens", что в переводе означает "восток". С древних времён восток считался почитаемой стороной   ­   с   востока   появилось   Солнце   ­ источник жизни на Земле, поэтому на восток молились,   обращали   в   его   сторону   алтари православных церквей. ­ Вернёмся к ребятам, которые отправились за   грибами.   Какой   способ   ориентирования они выбрали? (по Солнцу) ­   Какой   способ   ориентирования   вам   ещё известен? (по Полярной звезде) ­   Мы   вспомнили   о   двух   географических направлениях – сторонах горизонта: севере и юге. ­   Прикрепите   эти   направления   на   розу ветров на доске! ­   Далее   вы   продолжите   работу   в   группах. Задание: и горизонта. промежуточные стороны   дописать       основные   Формулируют тему урока («ориентирование») Объясняют значение термина. Подготовленное монологическое высказывание ученика. Учащиеся слушают своего товарища. Отвечают на вопросы учителя, обобщают знания о  способах ориентирования. Два ученика выходят к доске и прикрепляют  географические направления «север» и «юг» на розу  ветров. Представитель   от   группы   прикрепляет   на доску одну из сторон. Повторение правил работы в группе Ученики повторяют правила работы в группе. o уметь  слушать другого o высказывать свое мнение o уважать мнение других  Работа детей в группах.  ­ Проверим работу групп. Представитель   от   группы   прикрепляет   сторону горизонта   на   розу   ветров   на   доске.   Все   внимательно слушают ответы и показывают знаки «+», « ­ «. ­ А теперь представьте, что небо затянуто  тучами, ориентироваться по Солнцу и по  Полярной звезде невозможно. ­ Как же быть в этой ситуации? ­ Может быть, люди изобрели особый прибор? Ученики высказывают свои мнения, делают  предположения,  как можно ориентироваться в данной  ситуации. Слушают и отгадывают загадку. Загадка: И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой. Умещается в кармане, А ведёт нас за собой. На ладонь он ляжет весь. Не часы, а стрелка есть Выявление места и  причины  затрудне ния. Он в дороге пригодится С ним нигде не заблудиться! (компас) Подтверждают своё мнение, используя опорные слова из  загадки. ­Как догадались? Подтвердите своё мнение  строчками загадки. Мы называем это слово компас, а моряки  говорят компа'с. ­ Какая же ещё тема нашего урока? ­ Что хотите узнать о компасе? Предлагаю изучать тему урока по плану:   1.Что такое компас? 2.Устройство. 3.Порядок работы. ­ Какие цели ставим перед собой? (узнать, какой прибор называется компасом,  как он устроен, как им пользоваться) Формулируют тему урока, вносят предложения, что  хотели бы узнать о компасе. Знакомятся с планом изучения темы. Формулируют цели работы. Высказывают предположения. ­ Что такое компас?  Как вы думаете, ребята? ­   Ответить   на   этот   непростой   вопрос   вам поможет совместная работа. В   группах   деформированное   предложение, определение слова «компас» ­ Составьте из слов законченное предложение.  (Компас ­ это прибор для определения сторон Работают в группах с деформированным определением,  озвучивают полученный результат. Читают определение «компаса» по учебнику страница  81. Анализируют достижение поставленной цели. Построе ние  проекта  выхода из  затрудне ния. Реализа ция  построенн ого проекта. горизонта.)  ­Где   можно   проверить?   Проверим   своё определение   с   определением,   данным   в учебнике на с. 81  ­ Достигли мы первой цели? ­ Что же такое компас?  ­ Какую ещё цель урока мы поставили?  Познакомиться с устройством компаса вам  поможет работа с текстом! Читаем, используя  пометы на полях (приём «инсерт»). Компас – прибор для определения сторон  горизонта. Действие компаса основано на  явлении магнетизма. Стрелка движется,  потому что сама Земля является огромным  магнитом.    Компас был изобретён более двух тысяч лет  назад китайцами. Современный магнитный  компас состоит из магнитной стрелки, один  конец которой указывает на север, другой – на  юг. Стрелка вращается на стержне,  укреплённом посередине шкалы с делениями,  на которую нанесены названия сторон  горизонта. Озвучивают вторую цель урока. Ученики индивидуально читают текст, используя пометы на полях: V  знакомая информация +  новое знание ?  не понял, возникли вопросы Проговаривают новые знания во внешней речи. Смотрят и анализируют видеофрагмент о магнитном  поле Земли. ­ Что нового узнали из текста? ­ На каком явлении основано действие  компаса? (магнетизм) ­ Просмотрите видеофрагмент об этом  явлении. ­ Где был изобретён первый компас? Первич ное  закрепле ние во  внешней  речи. Проговаривают новые знания во внешней речи. ­ Как же устроен компас? Назовите его части. Анализируют достижение поставленной цели. ­ На что похож компас? (на часы)  ­ Что у них общего? (круглая коробочка,  сверху стекло, внутри шкала с делениями) ­ Сделайте вывод, достигли ли мы ещё одной  цели нашего урока? С помощью чего? (работы с текстом, видеофрагмента) ­ Кто может сказать, что знает устройство  прибора? Практическая работа с компасом. Раздаются компасы. Самостоят ельная  работа с  Задание: рассмотреть компас, работая в паре,  найти его составные части. ­ Что заметили? ­   Есть   компасы,   которыми   смогут Выполняют практическую работу с компасом. Изучают  устройство, находят части компаса ( шкалу с делениями, стрелку). Работают в паре. самопрове ркой по  эталону. пользоваться   жители   любой   страны. Названия   сторон   горизонта    на   компасе обозначены латинскими буквами. Они очень похожи на буквы английского языка. Cевер­Норд –буква –эн­N Противоположная сторона­ юг­ зюйт­ буква S­ зэ Запад ­вэст­ буква дабл ю­ W ­ Восток­ ист­ буква Е ­ Теперь мы можем ориентироваться по  компасу? Кто может выйти к доске и  определить с помощью компаса направление на запад? (выходят 2 ученика) ­ Почему не получилось? ­ Чему ещё должны научиться?  ­ Какая же наша следующая цель? (научиться  порядку работы с компасом) ­ Продолжим работу в группах. ­ Расположите пункты плана работы с  компасом в нужном порядке. 1. Правила работы с компасом. (Пронумеруйте предложения в правильном  Ученики выходят  к доске, пробуют пользоваться  компасом. Определяют предмет «незнания» Формулируют цель дальнейшего этапа работы. Работают в группах, составляют алгоритм работы с  компасом.  Тогда  все буквы  укажут направление    Поверните корпус компаса так, чтобы буква порядке.) □ сторон горизонта. □ «С» совпала с концом    стрелки. □ □ успокоится.  Положите компас на ровную поверхность.  Подождите, пока стрелка компаса  ­ Проверим вашу работу на доске. ­ Где можно проверить, правильно ли вы  составили алгоритм работы с компасом? (в  учебнике) ­ Чтение алгоритма на стр.82 учебника. Оцените работу вашей группы.  Практическая работа с компасом в  соответствии с алгоритмом. ­ Определим, где в классе северная сторона. ­ Встаньте лицом на север, вытяните руки в  стороны, определите другие стороны  горизонта. Включе ние в  систему  новых  знаний и  повторени е Сверяют собственный алгоритм и алгоритм работы,  данный в учебнике на странице 82. Оценивают работу своей группы по критерию  «правильность».  Определяют стороны горизонта в классе по компасу. Определяют сторону горизонта нахождения Работа в группах. ­ Задание для групп. ­ Найдите с помощью компаса сторону  горизонта своего объекта: 1 группа – лента букв 2 группа – глобус 3 группа – дверь 4 группа – фиалка 5 группа – зеркало ­ Вопрос для самых смекалистых: Когда нужно использовать компас? Когда уже  заблудились? (перед входом в лес) ­ Закончите предложение, работая  в группе: При входе в лес определи направление  движения по компасу и запомни его.  Возвращайся в …. направлении. (обратном) ­Людям   каких   профессий   нужно   уметь пользоваться   компасом?   (лётчики,   военные, моряки) определённого объекта в классе. Работают в группе.  Озвучивают результат, доказывая правильность своего  ответа. Выбирают представителя от группы для  оглашения результата работы. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. Работая в группе, дополняют предложение, озвучивают  классу. Строят монологические высказывания по обсуждаемому  вопросу. Рефлек сия  ­ Какой же прибор стал вашим другом сегодня? ­ Почему тема так важна? Высказывают мнение, анализируют выполнение  плана  урока и решения задач урока. Формулируют практическую значимость полученных  знаний на уроке. Оценивают собственные достижения на уроке. Оценивают работу группы по заданным критериям. Читали текст, выполняли практическую работу с  компасом, работали сообща. учебной  деятельнос ти. ­Где и когда нам могут пригодиться знания,  полученные на этом уроке? (заблудились в  лесу, пошли в поход, соревнования по  спортивному ориентированию, турслёты) ­ Продолжите фразу: ­ Сегодня мои цели на уроке были … ­ Сегодня я смог… ­ Самым трудным было… ­ Интересно было … ­ Рассмотрите «лесенку» успеха. ­ Найдите себя! ­ Оцените работу вашей группы. (Предлагается  лист оценки работы в группе). ­ Как мы достигли поставленных целей урока? Открытое сердце что компас для нас Услышит без слуха, увидит без глаз! ­ Я уверена, что у всех вас открытое сердце и  благодаря новым знаниям вы сможете не  только не заблудиться в незнакомой местности, но и помочь своим друзьям! ­Спасибо за активную работу на уроке. Приложение к уроку (лист для работы в группе): 1. Запишите основные и промежуточные стороны горизонта.                                       2. Правила работы с компасом. (Пронумеруйте предложения в правильном порядке.) □ □ □ □  Тогда  все буквы  укажут направление сторон горизонта.   Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с концом    стрелки.  Положите компас на ровную поверхность.  Подождите, пока стрелка компаса успокоится. 3. Задание:  Определите с помощью компаса, в какой стороне горизонта висит зеркало. 4. Совет начинающему туристу.  При входе в лес, определи направление движения по компасу и запомни его. Возвращайся в ………….направлении.

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс

Урок окружающего мира на тему "Ориентирование. Компас" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017