Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" раскрывает роль полезных ископаемых в деятельности человека и их свойства. Задача урока ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых; показать их важную роль в экономике страны. А так же показать необходимость охраны полезных ископаемых; поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Иконка файла материала Полезные ископаемые.doc
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Усть­Илимск Урок окружающего мира в 3­м классе по теме "Полезные ископаемые"    Учитель начальных классов Синицкая С.А.2012г. Тема: Полезные ископаемые Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства. Задачи урока: Образовательная:  Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых; Показать их важную роль в экономике страны. Развивающая задача:  Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства. Развивать умения составлять схемы, таблицы. Воспитательная:  Показать необходимость охраны полезных ископаемых; Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. Воспитание толерантности. Форма урока: урок­исследование. Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная. Методы: частично­поисковый, исследовательский. Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь,  стакан с водой. Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению  свойств полезных ископаемых. Компетенции: воспитательная, коммуникативная. Ход урока. № Структурные  Деятельность учащихся Деятельность учителя Цель этапа элементы,  хронометраж 1 Орг.момент  (1 мин.) 2 Актуализация  знаний. (3 мин.) 3 Мотивация и  целеполагание. – Ребята, сегодня у нас  необычный урок. Вы  сделаете несколько  маленьких, но очень важных  открытий. Но чтобы сделать  эти открытия, нам  необходимо вспомнить из  каких трех китов состоит  экономика? (слайд1) ­ Сегодня мы поработаем  только с одной частью  нашего кластера: с  природными богатствами.   Мы постараемся расширить  знания об этих богатствах. Показ образцов полезных  ископаемых. Ребята, что  это?  ­Как вы думаете, о чем  Дети приветствуют учителя.  Составляем кластер  Экономика Природные богатства капитал труд Включение в  учебную  деятельность Цель: повторение тех знаний,  которые  необходимы  для построения нового знания. Цель: развитие  познавательны х интересов  учащихся.пойдет речь сегодня на  уроке?  ­Сформулируйте тему. ­Для того чтобы приступить  к изучению нового, мы  должны вспомнить все, что  уже знаем о П.И. ­На какие вопросы нам  сегодня предстоит ответить? (т.е. чего мы не знаем) Полезные ископаемые (слайд 2) Некоторые виды п.и., где  добывают, залежи п.и.­это  месторождения, геологи­люди,  которые ищут месторождения  п.и. Как отличаются друг от друга   полезные ископаемые? Где  находятся? Как их добывают?  Как люди используют в своей  жизни? Как надо охранять  полезные ископаемые?  В ходе обсуждения составляется кластер. Значение  термина Виды  Полезные  ископаемые Где и как  добываются Значение в жизни  человека Применение  Свойства ­ Ребята, а вам интересно  узнать что­нибудь новое о  п.и.? А знаете ли вы кто  такие исследователи? А что значит исследовать? Исследовать – это значит  осмотреть (осматривать)  для выяснения, изучения  чего­нибудь. КАК вы думаете, чем мы  сейчас будем заниматься? Верно, мы сегодня будем  исследовать различные п.и.  и их свойства. Распределите роли для  работы в группе. (В каждой группе учителем  назначается консультант,  который будет направлять  4 Планирования  поиска способа  решения. Те, кто что­то исследует. Выслушиваются варианты ответов  детей. Дети определяют свои роли в группе. Цель:  координирован ие слаженной  работы.деятельность всей  команды.) Ребята, наша тема состоит  из двух слов. Как вы  понимаете каждое из них?  Дайте  определение  «полезные ископаемые». “Полезные ископаемые” ­  природные богатства,  которые люди добывают из  глубины земли и её  поверхности и используют. (слайд 5) ­ Каждое полезное  ископаемое обладает  каким­ либо свойством.  Сейчас мы эти свойства  будем выявлять ­  исследовать и заносить в  таблицу. (слайд 6) Полезные – нужные,  необходимые…. Ископаемые – то, что  выкопали…. Варианты детей (слайд 4) Выслушиваются варианты детей. Детям дается план исследования.  Каждая группа исследует два вида п.и. По окончанию работы  выслушиваются сообщения и  заполняется таблица на доске. Свойства полезных ископаемых. Название Нефть Каменный уголь Гранит  Состояние Жидкое; легкая;  маслянистая Твердое; тяжелый  Очень твердое,  тяжелый Цвет коричневый Основное свойство горючесть Где используют топливо черный красный, серый,  белый горючесть прочность топливо строительство 5 Практическая  работа.  Исследование. Работа в  группах. Цель:  исследовать  свойства  полезных  ископаемых. Железная руда(слайд 7). Нефть (слайд 8). Дети проводят  исследование. План изучения свойств гранита (слайд9). 1. Рассмотрите в кусочек гранита. Определите,  какого цвета и из чего состоит?  2. Определите легче или тяжелее воды? 3. Сравните твердость гранита и твердость угля,  оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем. 4. Убедитесь в особой прочности гранита.  Проведите по стеклу гранитом и углем. Что  оставит след или царапину на стекле (уголь или  гранит)? Вывод по таблице о граните. ­ Давайте сравним по таблице уголь и гранит. План изучения свойств известняка (слайд10). 1. Рассмотрите образец каменного угля.  Определить его цвет. Имеет ли блеск? 2. Опустите кусочек в воду. Что происходит?3. Проведите ногтем по породе.  Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый. 5. Где используют и на основании какого  свойства? Каменный уголь.  Исследовать по плану (слайд11). План изучения свойств каменного угля. 1. Рассмотрите образец каменного угля.  Определить его цвет. Имеет ли блеск? 2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её  поверхности или тонет? 3. Проведите ногтем по породе.  Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый. 4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.  Докажите! Найдите способ доказательства.  5. Где используют и на основании какого  свойства? Песок (слайд12). Слюда (слайд13). Торф (слайд14). Газ (слайд15). Вывод каждой группы Что было обнаружено в ходе исследования? (слайд 16). На какие группы можно разделить полезные  ископаемые? (слайд17). ­ Итак, мы теперь знаем  свойства некоторых  6 7 Физминутка. Рефлексия Цель:  профилактика  переутомления Цель:  подведение  итогов  исследования. Каждое п.и.  обладает  определенными  свойствами.  Используются  в: Строительство (песок, гранит,  глина, известняк) Топливо (каменный  уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда) Твердые, жидкие,  газообразные  (составляем  новую таблицу) На сегодня  Восточная  Сибирь один изполезных ископаемых, знаем где их  используют.  А интересно вам узнать как их добывают?  (слайд18­21) А кто знает какие п.и. добывают в нашей  области? перспективных  регионов по  добыче нефти и  газа. За последние 4­5 лет были  открыты их  крупнейшие  месторождения. Слюда  (Слюдянка), соль  (Усолье), Около 40  месторождений  угля, золото  (Бодайбо) 8 9 Проверка  знаний Какие п.и. вы запомнили? Нужны ли п.и.  человеку и для чего?(слайд 18) Загадки о полезных ископаемых (слайд 24­32) ­ Какие задачи ставили в начале урока? ­ Как вы думаете, справились ли мы на уроке с  поставленной задачей? ­Что помогло нам в работе? ­ Какие открытия для себя сделали? Рефлексия  (слайд). Оценивание  учителем,  самооценка. Цель:  проверить  качество  запоминания  нового  материала Цель:  развивать  навык  самооценки. 10 Домашнее  задание Составить кроссворд, приготовить сообщение о  любом полезном ископаемом, составить тестовые вопросы, узнать о полезных ископаемых в нашем  регионе, прочитать учебник и выполнить задание  в тетради. Дом.задание  выполняется по  уровню  подготовленности учащихся.