Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"
Оценка 4.7

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл—4 кл
06.12.2018
Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"
Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" раскрывает роль полезных ископаемых в деятельности человека и их свойства. Задача урока ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых; показать их важную роль в экономике страны. А так же показать необходимость охраны полезных ископаемых; поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Полезные ископаемые.doc
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Усть­Илимск Урок окружающего мира в 3­м классе по теме "Полезные ископаемые"    Учитель начальных классов Синицкая С.А. 2012г. Тема: Полезные ископаемые Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства. Задачи урока: Образовательная:  Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых; Показать их важную роль в экономике страны. Развивающая задача:  Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства. Развивать умения составлять схемы, таблицы. Воспитательная:  Показать необходимость охраны полезных ископаемых; Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. Воспитание толерантности. Форма урока: урок­исследование. Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная. Методы: частично­поисковый, исследовательский. Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь,  стакан с водой. Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению  свойств полезных ископаемых. Компетенции: воспитательная, коммуникативная. Ход урока. № Структурные  Деятельность учащихся Деятельность учителя Цель этапа элементы,  хронометраж 1 Орг.момент  (1 мин.) 2 Актуализация  знаний. (3 мин.) 3 Мотивация и  целеполагание. – Ребята, сегодня у нас  необычный урок. Вы  сделаете несколько  маленьких, но очень важных  открытий. Но чтобы сделать  эти открытия, нам  необходимо вспомнить из  каких трех китов состоит  экономика? (слайд1) ­ Сегодня мы поработаем  только с одной частью  нашего кластера: с  природными богатствами.   Мы постараемся расширить  знания об этих богатствах. Показ образцов полезных  ископаемых. Ребята, что  это?  ­Как вы думаете, о чем  Дети приветствуют учителя.  Составляем кластер  Экономика Природные богатства капитал труд Включение в  учебную  деятельность Цель: повторение тех знаний,  которые  необходимы  для построения нового знания. Цель: развитие  познавательны х интересов  учащихся. пойдет речь сегодня на  уроке?  ­Сформулируйте тему. ­Для того чтобы приступить  к изучению нового, мы  должны вспомнить все, что  уже знаем о П.И. ­На какие вопросы нам  сегодня предстоит ответить? (т.е. чего мы не знаем) Полезные ископаемые (слайд 2) Некоторые виды п.и., где  добывают, залежи п.и.­это  месторождения, геологи­люди,  которые ищут месторождения  п.и. Как отличаются друг от друга   полезные ископаемые? Где  находятся? Как их добывают?  Как люди используют в своей  жизни? Как надо охранять  полезные ископаемые?  В ходе обсуждения составляется кластер. Значение  термина Виды  Полезные  ископаемые Где и как  добываются Значение в жизни  человека Применение  Свойства ­ Ребята, а вам интересно  узнать что­нибудь новое о  п.и.? А знаете ли вы кто  такие исследователи? А что значит исследовать? Исследовать – это значит  осмотреть (осматривать)  для выяснения, изучения  чего­нибудь. КАК вы думаете, чем мы  сейчас будем заниматься? Верно, мы сегодня будем  исследовать различные п.и.  и их свойства. Распределите роли для  работы в группе. (В каждой группе учителем  назначается консультант,  который будет направлять  4 Планирования  поиска способа  решения. Те, кто что­то исследует. Выслушиваются варианты ответов  детей. Дети определяют свои роли в группе. Цель:  координирован ие слаженной  работы. деятельность всей  команды.) Ребята, наша тема состоит  из двух слов. Как вы  понимаете каждое из них?  Дайте  определение  «полезные ископаемые». “Полезные ископаемые” ­  природные богатства,  которые люди добывают из  глубины земли и её  поверхности и используют. (слайд 5) ­ Каждое полезное  ископаемое обладает  каким­ либо свойством.  Сейчас мы эти свойства  будем выявлять ­  исследовать и заносить в  таблицу. (слайд 6) Полезные – нужные,  необходимые…. Ископаемые – то, что  выкопали…. Варианты детей (слайд 4) Выслушиваются варианты детей. Детям дается план исследования.  Каждая группа исследует два вида п.и. По окончанию работы  выслушиваются сообщения и  заполняется таблица на доске. Свойства полезных ископаемых. Название Нефть Каменный уголь Гранит  Состояние Жидкое; легкая;  маслянистая Твердое; тяжелый  Очень твердое,  тяжелый Цвет коричневый Основное свойство горючесть Где используют топливо черный красный, серый,  белый горючесть прочность топливо строительство 5 Практическая  работа.  Исследование. Работа в  группах. Цель:  исследовать  свойства  полезных  ископаемых. Железная руда(слайд 7). Нефть (слайд 8). Дети проводят  исследование. План изучения свойств гранита (слайд9). 1. Рассмотрите в кусочек гранита. Определите,  какого цвета и из чего состоит?  2. Определите легче или тяжелее воды? 3. Сравните твердость гранита и твердость угля,  оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем. 4. Убедитесь в особой прочности гранита.  Проведите по стеклу гранитом и углем. Что  оставит след или царапину на стекле (уголь или  гранит)? Вывод по таблице о граните. ­ Давайте сравним по таблице уголь и гранит. План изучения свойств известняка (слайд10). 1. Рассмотрите образец каменного угля.  Определить его цвет. Имеет ли блеск? 2. Опустите кусочек в воду. Что происходит? 3. Проведите ногтем по породе.  Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый. 5. Где используют и на основании какого  свойства? Каменный уголь.  Исследовать по плану (слайд11). План изучения свойств каменного угля. 1. Рассмотрите образец каменного угля.  Определить его цвет. Имеет ли блеск? 2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её  поверхности или тонет? 3. Проведите ногтем по породе.  Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый. 4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.  Докажите! Найдите способ доказательства.  5. Где используют и на основании какого  свойства? Песок (слайд12). Слюда (слайд13). Торф (слайд14). Газ (слайд15). Вывод каждой группы Что было обнаружено в ходе исследования? (слайд 16). На какие группы можно разделить полезные  ископаемые? (слайд17). ­ Итак, мы теперь знаем  свойства некоторых  6 7 Физминутка. Рефлексия Цель:  профилактика  переутомления Цель:  подведение  итогов  исследования. Каждое п.и.  обладает  определенными  свойствами.  Используются  в: Строительство (песок, гранит,  глина, известняк) Топливо (каменный  уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда) Твердые, жидкие,  газообразные  (составляем  новую таблицу) На сегодня  Восточная  Сибирь один из полезных ископаемых, знаем где их  используют.  А интересно вам узнать как их добывают?  (слайд18­21) А кто знает какие п.и. добывают в нашей  области? перспективных  регионов по  добыче нефти и  газа. За последние 4­5 лет были  открыты их  крупнейшие  месторождения. Слюда  (Слюдянка), соль  (Усолье), Около 40  месторождений  угля, золото  (Бодайбо) 8 9 Проверка  знаний Какие п.и. вы запомнили? Нужны ли п.и.  человеку и для чего?(слайд 18) Загадки о полезных ископаемых (слайд 24­32) ­ Какие задачи ставили в начале урока? ­ Как вы думаете, справились ли мы на уроке с  поставленной задачей? ­Что помогло нам в работе? ­ Какие открытия для себя сделали? Рефлексия  (слайд). Оценивание  учителем,  самооценка. Цель:  проверить  качество  запоминания  нового  материала Цель:  развивать  навык  самооценки. 10 Домашнее  задание Составить кроссворд, приготовить сообщение о  любом полезном ископаемом, составить тестовые вопросы, узнать о полезных ископаемых в нашем  регионе, прочитать учебник и выполнить задание  в тетради. Дом.задание  выполняется по  уровню  подготовленности учащихся.

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2018