Урок окружающего мира по теме "Термометр. Практическая работа «Измерение температуры» (2 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок по окружающему миру 2 кл.doc
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Термометр. Практическая работа  «Измерение температуры» Тип урока: проблемный Цель: получение нового знания. Задачи:  ­ совершенствование базовых знаний и умений по теме «Погода» ­ познакомить со значением температуры для всего живого; ­ познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов  термометров; научить измерять температуру, записывать показания  термометра ­ формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой,  организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять  главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять  контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать; ­ формирование умения работать в группах; ­ понимание важности изучения окружающего мира. Планируемые результаты: усвоить понятие о погоде, научиться различать  виды термометров и пользоваться каждым из них Оборудование: учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая « Окружающий мир»  2 класс  (1 часть), рабочая тетрадь  А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир» 2 класс  (1 часть),  Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров. Магнитофон, запись песни «У природы нет плохой погоды» (муз. А. Петрова,  сл. Э. Рязанова) Компьютер, мультимедийный проектор. Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость Стаканы с холодной и горячей водой. 1. Организационный момент (1мин)  ­ Мы продолжаем открывать «секреты» окружающего мира. МЫ уже  многое знаем. С каждым уроком «секреты» открывать всё интересней.   Дорога к знаниям длинная и трудная, поэтому нам необходимо взять с  собой (внимание, усердие, сноровку....) «Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка»... Мы и начнём с   разминки:   2.  Актуализация знаний. УЧИТЕЛЬ: У нас в природе осень. Назовите число и месяц.УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать? (дети перечисляют) УЧИТЕЛЬ: Какова основная причина этих изменений? ДЕТИ: Похолодание. УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим похолодание? ДЕТИ: Дрожишь,  зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д. УЧИТЕЛЬ: А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?  Создание проблемной ситуации. Скажите, у нас в классе холодно? Посмотрите   на Артема. А он говорит, что  тепло. УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой  возникает вопрос? ДЕТИ: Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет. УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора.  (учитель показывает различные виды термометров) ­ Какова же будет тема сегодняшнего урока?  «Измерение температуры» I.  Актуализация проблемы. УЧИТЕЛЬ:  Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью  определять температуру. А для чего это надо уметь? ДЕТИ: Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим  температуру воды, тела, почвы.  Сможем   УЧИТЕЛЬ: Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей,  животных, растений).  ­ Потрогайте спинку стула и руку.  Что можете сказать?  Что теплее?  ­ Что же такое температура? (сл 2) Температура– ощущение тепла и холода С помощью какого прибора измеряют температуру? Термометр – прибор для измерения температуры.   Температура очень важна.  В течение года и даже дня она может меняться. Эти изменения  влияют на жизнь растений, животных, человека.Одни живые организмы могут жить только в тепле, другие переносят суровые  морозы.  У нас есть  термометры.  Что ими измеряют пока не  знаем, это нам  предстоит выяснить. А вы встречали ли вы их в жизни?  Где и какие? ( сл 3) 1. Виды термометров. УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите? ДЕТИ: На нем нет значений ниже нуля. УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем  нет значений ниже нуля? ДЕТИ: Потому что, наверное, вода замерзает. УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она  измеряет вам температуру. Чем он отличается? ДЕТИ: Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37  красным цветом выделено. И жидкость странная. УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована  ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и  выше 41. УЧИТЕЛЬ:  Какая температура у здорового  человека считается  нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале  красным цветом. УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите  этот термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.   Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют  температуру воздуха, воды, почвы, тела человека. В чём отличия? (ШКАЛА)  У термометра три главные детали: корпус, шкала с делениями, трубка с жидкостью. (слайд 4) Итак, самая важная часть термометра (стеклянная трубочка),  наполненная голубой или розоватой жидкостью, это спирт он  подкрашен, чтобы лучше было видно его движение. Шкала у каждого  разная и корпус (металлический, пластмассовый или деревянный.) Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует  одному градусу. Градус обозначают значком,  Числа на шкале показывают градусы. ( учебник стр 24) Работа с памяткой в учебнике (стр.25) 2. Практическая работа: «Принцип работы термометра» УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все  происходит.Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра  горячей водой. Все внимательно всматриваются. УЧИТЕЛЬ: Почему столбик термометра поднимается вверх? ДЕТИ: Может ее что­то толкает, может ей становится жарко и она убегает и  т.д. УЧИТЕЛЬ: Понятно. Кто думает иначе?  При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из  резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа  термометра. УЧИТЕЛЬ:  А почему жидкость перестает ползти? ДЕТИ: Потому что настолько нагрелась. УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения  нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура  воздуха.  УЧИТЕЛЬ:  Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода  из­под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.  ДЕТИ: ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля. УЧИТЕЛЬ: Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это  слово «упала»? ДЕТИ: опустилась вниз. Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный. Физкультминутка Поработали мы дружно,  Отдохнуть немного нужно.  II. Применение новых знаний. 1. Чтение и сравнение температур. УЧИТЕЛЬ: Прочтите по­разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰   ­ В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая  температура приемлема для помещения? ­ Покажите на своих моделях эти температуры. ­ Сравните:  +48⁰ … +54⁰                        +12⁰ … –12⁰    –60⁰ … –30⁰                         –8⁰ …  0⁰      +23 ⁰… –2⁰                         +4⁰ …  0⁰     2. Блиц – опрос. ­ Какие виды термометров вы сегодня изучили? ­ Из каких частей состоит термометр? ­ В каких единицах измеряется температура?  ­ Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?­ Чем отличается термометр для определения температуры воды от  остальных термометров? ­ Почему у комнатных термометров шкала короче, чем у уличных? ­ При какой температуре замерзает вода? ­ Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰? ­ Когда мы говорим мороз: ­ 20⁰ или ­2⁰? ­ Для кого важна температура? ­ Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра,  который установлен под прямыми лучами солнца? ­Какова нормальная температура тела человека?   3. Закрепление полученных знаний. (10 мин) Работа в паре. (вернутся  на слайд 4) А теперь  покажите  температуру 20 градусов выше 0. Возьмите модели. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Можете показать? Что нужно сделать?  Найдите границу между теплом и холодом. Это – 0. Отметьте  посередине.. Цифры стоящие выше 0 +10,+20,+30, а вниз ­10, ­20,­30. ­ А теперь покажите температуру сегодня температура воздуха 10  градусов выше 0;20 градусов выше 0,10 градусов ниже 0.    Тестирование III. Самоконтроль. УЧИТЕЛЬ: Откройте тетради на стр. 22­23.  Сделайте задания №3, №5. IV. Фронтальная проверка. Итог урока. УЧИТЕЛЬ:  Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить  температуру.  ­ Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с  разными термометрами? (Дети поднимают руки)   V. Домашнее задание: Измерить температуру своего тела и отметить результат в  таблице рабочей тетради на странице 23(пункт 4 задания №1)      ХI. Рекомендации для занятий в семье: Родители должны объяснить ребёнку,  как правильно измерять  температуру тела.