Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема: Термометр. Практическая работа «Измерение температуры»
Тип урока: проблемный
Цель: получение нового знания.
Задачи:
совершенствование базовых знаний и умений по теме «Погода»
познакомить со значением температуры для всего живого;
познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов
термометров; научить измерять температуру, записывать показания
термометра
формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой,
организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять
главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять
контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;
формирование умения работать в группах;
понимание важности изучения окружающего мира.
Планируемые результаты: усвоить понятие о погоде, научиться различать
виды термометров и пользоваться каждым из них
Оборудование: учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая « Окружающий мир»
2 класс (1 часть), рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
«Окружающий мир» 2 класс (1 часть),
Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра.
Модели индивидуальных термометров.
Магнитофон, запись песни «У природы нет плохой погоды» (муз. А. Петрова,
сл. Э. Рязанова)
Компьютер, мультимедийный проектор.
Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость
Стаканы с холодной и горячей водой.
1. Организационный момент (1мин)
Мы продолжаем открывать «секреты» окружающего мира. МЫ уже
многое знаем.
С каждым уроком «секреты» открывать всё интересней.
Дорога к знаниям длинная и трудная, поэтому нам необходимо взять с
собой (внимание, усердие, сноровку....)
«Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка»... Мы и начнём с
разминки:
2. Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ: У нас в природе осень. Назовите число и месяц.УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?
(дети перечисляют)
УЧИТЕЛЬ: Какова основная причина этих изменений?
ДЕТИ: Похолодание.
УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?
ДЕТИ: Дрожишь, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.
УЧИТЕЛЬ: А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда
как быть?
Создание проблемной ситуации.
Скажите, у нас в классе холодно? Посмотрите на Артема. А он говорит, что
тепло.
УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой
возникает вопрос?
ДЕТИ: Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет.
УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора.
(учитель показывает различные виды термометров)
Какова же будет тема сегодняшнего урока?
«Измерение температуры»
I.
Актуализация проблемы.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью
определять температуру. А для чего это надо уметь?
ДЕТИ: Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим
температуру воды, тела, почвы. Сможем
УЧИТЕЛЬ: Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей,
животных, растений).
Потрогайте спинку стула и руку.
Что можете сказать?
Что теплее?
Что же такое температура? (сл 2)
Температура– ощущение тепла и холода
С помощью какого прибора измеряют температуру?
Термометр – прибор для измерения температуры.
Температура очень важна.
В течение года и даже дня она может меняться. Эти изменения
влияют на жизнь растений, животных, человека.Одни живые организмы могут жить только в тепле, другие переносят суровые
морозы.
У нас есть термометры. Что ими измеряют пока не знаем, это нам
предстоит выяснить. А вы встречали ли вы их в жизни? Где и какие?
( сл 3)
1. Виды термометров.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите?
ДЕТИ: На нем нет значений ниже нуля.
УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем
нет значений ниже нуля?
ДЕТИ: Потому что, наверное, вода замерзает.
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она
измеряет вам температуру. Чем он отличается?
ДЕТИ: Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37
красным цветом выделено. И жидкость странная.
УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована
ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и
выше 41. УЧИТЕЛЬ: Какая температура у здорового человека считается
нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале
красным цветом.
УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите этот термометр. Им измеряют температуру воздуха.
А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.
Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют
температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
В чём отличия? (ШКАЛА)
У термометра три главные детали: корпус, шкала с делениями, трубка с
жидкостью. (слайд 4)
Итак, самая важная часть термометра (стеклянная трубочка),
наполненная голубой или розоватой жидкостью, это спирт он
подкрашен, чтобы лучше было видно его движение. Шкала у каждого
разная и корпус (металлический, пластмассовый или деревянный.)
Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует
одному градусу. Градус обозначают значком,
Числа на шкале показывают градусы. ( учебник стр 24)
Работа с памяткой в учебнике (стр.25)
2. Практическая работа: «Принцип работы термометра»
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все
происходит.Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра
горячей водой.
Все внимательно всматриваются.
УЧИТЕЛЬ: Почему столбик термометра поднимается вверх?
ДЕТИ: Может ее чтото толкает, может ей становится жарко и она убегает и
т.д.
УЧИТЕЛЬ: Понятно. Кто думает иначе?
При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из
резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа
термометра.
УЧИТЕЛЬ: А почему жидкость перестает ползти?
ДЕТИ: Потому что настолько нагрелась.
УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения
нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура
воздуха.
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода
изпод крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.
ДЕТИ: ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.
УЧИТЕЛЬ: Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это
слово «упала»?
ДЕТИ: опустилась вниз.
Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в
термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля –
значит воздух холодный.
Физкультминутка
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
II.
Применение новых знаний.
1. Чтение и сравнение температур.
УЧИТЕЛЬ: Прочтите поразному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰
В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая
температура приемлема для помещения?
Покажите на своих моделях эти температуры.
Сравните: +48⁰ … +54⁰ +12⁰ … –12⁰
–60⁰ … –30⁰ –8⁰ … 0⁰
+23 ⁰… –2⁰ +4⁰ … 0⁰
2. Блиц – опрос.
Какие виды термометров вы сегодня изучили?
Из каких частей состоит термометр?
В каких единицах измеряется температура?
Какую температуру называют плюсовой? Минусовой? Чем отличается термометр для определения температуры воды от
остальных термометров?
Почему у комнатных термометров шкала короче, чем у уличных?
При какой температуре замерзает вода?
Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?
Когда мы говорим мороз: 20⁰ или 2⁰?
Для кого важна температура?
Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра,
который установлен под прямыми лучами солнца?
Какова нормальная температура тела человека?
3. Закрепление полученных знаний. (10 мин) Работа в паре. (вернутся
на слайд 4)
А теперь покажите температуру 20 градусов выше 0. Возьмите модели.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Можете показать? Что нужно сделать?
Найдите границу между теплом и холодом. Это – 0. Отметьте
посередине..
Цифры стоящие выше 0 +10,+20,+30, а вниз 10, 20,30.
А теперь покажите температуру сегодня температура воздуха 10
градусов выше 0;20 градусов выше 0,10 градусов ниже 0.
Тестирование
III. Самоконтроль.
УЧИТЕЛЬ: Откройте тетради на стр. 2223. Сделайте задания №3, №5.
IV.
Фронтальная проверка. Итог урока.
УЧИТЕЛЬ: Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить
температуру.
Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с
разными термометрами?
(Дети поднимают руки)
V.
Домашнее задание:
Измерить температуру своего тела и отметить результат в
таблице рабочей тетради на странице 23(пункт 4 задания №1)
ХI. Рекомендации для занятий в семье:
Родители должны объяснить ребёнку, как правильно измерять
температуру тела.