урок окружающего мира "Разнообразие растительного мира"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок окружающего мира познакомит учащихся с разнообразием растительного мира России, с классификацией растений и их особенностями. Урок составлен в форме игры-путешествия, что поможет учителю активизировать работу детей. дополнительная индивидуальная работа поможет учителю проверить знания учащихся, полученные за урок окружающего мира.урок окружающего мира познакомит учащихся с разнообразием растительного мира России, с классификацией растений и их особенностями. Урок составлен в форме игры-путешествия, что поможет учителю активизировать работу детей. дополнительная индивидуальная работа поможет учителю проверить знания учащихся, полученные за урок окружающего мира
Иконка файла материала урок окружающего мира Разнообразие растительного мира.docx
Тема: Разнообразие растительного мира. Цель:   Познакомить   обучающихся   с   основной   классификацией   растений, рассмотреть особенности каждой группы. Задачи:  Воспитательная:  Содействовать   воспитанию   у   обучающихся   бережного   отношения   к окружающему   миру,  умение   работать   в   группе,   выслушивать   мнение одноклассников, интерес к изучаемому предмету.  Развивающая:  Развитие   коммуникативных   навыков   в   ходе   групповой   работы, логического   мышления,   воображения,   умение   сравнивать   и   делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи.  Образовательная:  Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой   познакомить   с   разнообразием   растительного   мира, природы, отличительными   особенностями   и   характерными   признаками   каждой группы.  Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок с элементами игры. Методы   работы:   словесный,   наглядный,   объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый. Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах. Оборудование: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»                           Презентация «Разнообразие растительного мира»                           Мини—сообщения обучающихся                           Гербарий                            Опорные слова                           Памятки                            Раздаточный материалХод урока. 1. Организационный момент  Слайд 1  Любя природу страстью нежной, Жизнь проживая безмятежно,  В  познанье отворяя дверь, Ты в биологию поверь! Она расскажет вам, ребята,  О рыбах, водорослях, мхах, Лишайниках, и о ползучих, о крылатых, И о растениях, грибах. И вы узнаете однажды Даль неизведанных дорог, И утолите жажду знаний. Итак, начнём скорей урок! 2. Изучение нового материала. Целеполагание  Слайд 2 Мы   продолжаем   с   вами   путешествие   по   самому   удивительному   и разнообразному царству—царству природы. Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм— С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. ­­   В пути нам будет помогать наш верный помощник Старичок—Лесовичок (на доску иллюстрацию).   Он   поможет   узнать нам тайны природы и будет охранять в пути. ­­ Но для того, чтобы мы отправились в путь, необходимо заполнить опорную схему. Работа в группах по заполнению опорной схемы. ­­Проверим вашу работу.Как называется наука, которая изучает живую природу? На какие царства учёные—биологи делят живую природу? Слайд 3 Выступление по 1 ученику от каждой группы ­­Сегодня мы совершим путешествие ещё по одному царству живой природы. А что это за царство вы узнаете, отгадав загадку. Слайд 4 Дышит, растёт, А ходить не может?                   Растение  ­­Ребята, о каком царстве живой природы мы будем говорить на уроке? ­­А на какие вопросы о растениях вы хотели бы получить ответы? Реализация плана Записать вопросы на доску.            С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди   находили   семена   различных   растений.   Уже   тогда   учёные   Древней Греции   стали   описывать   растения   и   составлять   их   списки.   Так   появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане»­­трава.            Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах   и   реках.   Даже   в   Арктике   и   Антарктиде   они   есть.   Разнообразие растительного   мира   велико:   растения   различаются   друг   от   друга продолжительностью жизни, окраской, формой. Учёные—биологи утверждают, что растения—живые организмы. ­­А как вы думаете, это действительно так?            Учёные—ботаники делят царство растений на группы. Слайд 5                     Растения                        Низшие            Высшие ­­Как вы думаете, какие растения относятся к низшей группе? ­­Верно, а все другие растения относятся к высшей группе. ­­Итак, учёные к низшим растениям относят водоросли. ­­Что вы знаете о водорослях? ­­Где живут водоросли? ­­Подробнее о водорослях нам расскажет…………­­Какой вывод можно сделать из услышанного. Мини—сообщение о водорослях. Слайд 6                            Водоросли ­­Обратимся к высшему классу растений. Слайд 7                      Высшие растения                                            Мхи  ­­К высшему классу растений учёные отнесли мхи.  ­­Где можно увидеть мхи? ­­Как вы думаете, чем мхи отличаются от водорослей? ­­Почему   учёные   отнесли   мхи   к   высшему   классу   растений   вы   узнаете   из сообщения…………………. ­­Так в чём же отличие мхов от низшего класса растений? Мини—сообщение «Мхи» Слайд 8                                Мхи    ­­Так же к высшему классу относятся и папоротники. Слайд 9                                Папоротники Работа с гербарием (или живым цветком) ­­Подумайте,  почему эти растения учёные отнесли к высшему классу? Ответы учащихся на данный вопрос. ­­Таким образом, можно сделать какой вывод,   (Слайд   Папоротники) Папоротник—высшее растение, так как имеет корень, стебель, листья, но не имеет цветков и плодов с семенами, размножается спорами. Живут в сырых местах, очень жизнеспособны. Физминутка Мы немного отдохнём Встанем, глубоко вздохнём.  Дети по лесу гуляли,  За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели,  И их всех лучи согрели.Чудеса у нас на свете— Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли! И немножечко устали! ­­Я предлагаю вам отгадать загадки. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви­только на макушке.  (Сосна) Я из крошки­бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)  Стоят столбы белые, На них шапки зеленые, Летом мохнатые, Зимой сучковатые. Где они стоят, там и шумят. (Березка)  Что же это за девица:  не швея, не мастерица,  ничего сама не шьет,  а в иголках круглый год?  (елка)  По ходу—на доску картинки с изображением деревьев. ­­Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти растения? ­­Почему вы так распределили эти растения?Слайд                              Разнообразие растений                            Хвойные                                 Цветковые                                                                          (лиственные) ­­Учёные лиственные растения называют «цветковые». ­­А чем отличаются эти растения друг от друга?   Слайд 11                      Хвойные растения ­­Почему эта группа растений называется «хвойные»? ­­Что вы можете рассказать о хвойных растениях? Слайд (продолжение)      имеют одеревенелый корень                                            Листья—хвоинки                                           Размножаются семенами Слайд 12                       Цветковые (лиственные) растения                                Имеют одеревенелый или травянистый корень                                Листовая пластинка и черенок                                Размножаются: цветы, из них образуются плоды с                                              семенами ­­Старичок Лесовичок  предлагает вам задание. Каждая группа имеет своё  задание. Попробуйте его выполнить. Удачи! Групповая работа. Распределение по классам данных растений. ­­Какие растения вы отнесли к хвойным?  ­­А какие к цветковым? ­­Ещё раз обратим своё внимание на группы растений. ­­Какие растения учёные отнесли к высшей группе? Слайд 13                            Высшие растения              Мхи          Папоротники          Хвойные          Цветковые 3. Итог урока ­­Теперь ваш багаж знаний пополнился.   И ещё одно задание от нашего помощника.Старичок—Лесовичок предлагает вам графический диктант. Графический диктант Да—квадрат Нет—треугольник  Вопросы:  1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да) 2. Учёные—ботаники делят царство растений на 3 группы: низшие,  средние, высшие.     (нет) 3. К низшим растениям относят водоросли и мхи? (нет) 4. К высшим растениям относят учёные мхи, папоротники, хвойные и  цветковые растения? (да)  Растение—живой организм? (да) 5. 6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок.  (нет)      ­­ Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.         (на доска –правильные ответы)      ­­ Кто остался доволен своим результатом? ­­Что полезного для себя  вы узнали на уроке?      ­­Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?      ­­Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо. Если все растения у наших ног, то как мы должны относиться к ним?      ­­Надеюсь, что наш урок будет этому способствовать. 4. Выставление отметок за работу на уроке. Учащиеся, которые готовили дополнительную информацию к уроку получают ……. Выставить за работу в группах, индивидуальную работу по карточкам. 5. Домашнее задание:  учебник с. 54­59,  по желанию—подготовить графический диктант, загадки о растениях,  кроссворд по данной теме.