Региональный институт повышения квалификации
профессиональной переподготовки специалистов города Белгорода
Управление образования по социальной политике администрации
города Белгорода
МОУ – СОШ № 47
УМК «Начальная школа XXI века»
Окружающий мир, 1 класс
Наша страна - Россия
Открытый урок
для слушателей
курсов
РИПКППС Бел ГУ
учителя начальных
классов
Кречневой И.Л.
Белгород, 03.02.2010.
1 Тема урока: «Наша страна - Россия»
Тип урока: изучение и первичное закрепление
нового материала.
Цели урока:
Создать условия для ознакомления с новым материалом;
подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы
проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми;
способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства;
работать над развитием речи;
воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Окружающий мир: Учебник для учащихся 1 класса. М.: Вентана – Граф, 2008г.
(Начальная школа 21 века)
Окружающий мир: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. М.: Вентана – Граф,
2009. (Начальная школа 21 века)
Символы государства: флаг, герб, гимн.
Портреты президента России,
Презентации: «С чего начинается Родина», «Гимн России», «Бой курантов»
Ход урока
Класс разделён на 3 группы.
1 Орг. момент
2 Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, в классе много гостей. Это
такие же учителя, как и я. Они узнали, что в городе Белгороде, в школе
№47 учатся самые замечательные дети и поэтому пришли на вас
посмотреть. Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились за эти
полгода
Слайд 1
Тема: Наша страна Россия
Презентация: «С чего начинается Родина?» Звучит песня сл. М. Матусовского,
муз. В. Баснера “С чего начинается Родина?”
Учитель: Ребята, а с чего, повашему начинается Родина?
ответы учащихся
Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился,
где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Учитель: У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город,
улица, дом, где он родился.
Как называется то место, где вы родились и выросли?
ответы учащихся
Учитель: Для многих из вас Белгород – маленькая родина. Моя маленькая родина
город Грозный, который был разрушен войной, но детские впечатления
сохранились в моей памяти.
Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Слайд
2,3
(карт
а
Росси
и)
Учитель: Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и
пролететь над территорией нашей страны, то можно
увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни,
вольные степи и холодную тундру, высокие горы и
могучие реки, и гордость нашего государства – её
зелёный наряд – леса. Это страна, которая тянется к
востоку от Европы до самого Тихого океана, она такая
большая, что расположена в двух частях света: в Европе и
Азии. Если сесть на поезд, то понадобиться почти неделя,
что бы проехать от её западных до восточных границ.
Россию называют богатой страной. Толковый словарь
3 Ожегова объясняет: «Богатый – то же, что обильный,
содержащий в себе много чего-нибудь ценного»
Чем богата Россия?
Учитель: Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!
Как вы думаете, какова численность населения нашей страны?
Ответы учащихся
По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002
году, население России составляет более 145 миллионов человек.
Учитель: А как назвать всех людей, живущих в нашей стране?
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но
национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В
ней проживают больше 180 национальностей и народностей
Ученик читает наизусть стихотворение В. Степанова “Российская
семья”
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
Слайд
4
Что вы ещё знаете о нашей стране? Родине?
Ответы учащихся
4 Страна – это множество людей.
У человека есть сердце. Без него он не может ни дышать, ни
двигаться, ни работать. И у нашей страны то же есть сердце
столица, самый главный город. Назовите его.
Учитель: Верно, городгерой Москва – столица нашей Родины.
Я просила вас подготовить небольшие сообщения.
1группа – о Москве
2 группа – о Кремле
3 группа – о Спасской башне
Я вам даю 1 минуту, что бы посовещаться и выбрать того, кто нам
расскажет.
Ответы учащихся
1) Москва
В старину считали, что Москва расположена на семи холмах. Теперь
город так разросся, а неровности так разгладились, что некоторые холмы
существуют лишь в памяти народной. Из богатого и славного города
Суздаля скакал князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для
заставы – крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место
при слиянии узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой как
слеза, Москвойрекой. Шел 1147 год. Этот год и стал считаться годом
рождения Москвы. Даже Юрий Долгорукий и его воины не думали, что на
лесистых холмах вырастут дома, что появиться город, равного которому
не будет в русской земле. В Москве много площадей, но есть одна , самая
главная площадь. Это Красная площадь. Слово «Красная» означает
«красивая», «парадная» В центре Москвы находится памятник
основателю Москвы Юрию Долгорукому
2) Кремль.
Все дороги ведут в Москву, а в Москве все улицы сходятся к Кремлю. В
Кремле все привлекает: и златоверхие соборы, блещущие маковками на
солнце, и древние камни стен Кремлевских и башни, защищавшие Москву
от врагов. У каждой башни своя тайна, своя история.Сначала стены
5 Кремля были деревянные, но под воздействием снега и дождя долго
продержаться не смогли. Затем они были сделаны из белого известняка,
но они то же оказались непрочными. И только много лет спустя были
возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича.
Новый кирпичный Кремль строился более 10 лет. Его стены и башни
сохранились до сих пор. Стены Кремля образовали треугольник. На
каждой стороне треугольника по семь башен, а всего их 19 и все они
разные.
3) Спасская башня
На одной из башен Кремля, которая называется Спасской башней,
находятся большие часы с золотыми цифрами. Во всем мире люди, увидев
привычный и знакомый силуэт Спасской башни, на разных языках
уверенно говорят: “Москва!”. Весь мир каждый день слушает бой часов
на Спасской башне. С давних пор в Москве звучат Кремлевские куранты.
Бой курантов передаётся по радио в 6 часов утра и в 12 часов дня.
Как только солнышко взойдёт, всю землю озаряя.
Нам сразу голос подаёт Страна моя родная.
Звенят куранты в ранний час, на башне луч играет…
Москва на зорьке всякий раз привет нам посылает.
(ЗВУЧИТ БОЙ КУРАНТОВ)
Учитель Любила древняя Русь колокольный звон. А в Кремле безмолвно
дремлет Царьколокол, творение русских мастеров, какого еще никогда
не бывало, весом около 12000 пудов, т.е. свыше 200 тонн.
5) работа по учебнику (стр105107)
Бой
куран
тов
Слайд
5
Физкультминутка.
Встанем, дети, и погуляем по нашей прекрасной стране. Вот бежим мы
зелёным степям, а теперь поднимемся на гору. Посмотрите вокруг себя.
Как красиво! Сбежим с горы вниз к речушке. Попьём ключевой воды с
родничка и сядем, отдохнём под этой берёзкой.
Учитель: Мы говорим – Родина, а как ещё можно назвать нашу страну
(Русьматушка, Отечество, Наша Родина, наше отечество – матушка
Росси.
6 ответы учащихся
А как вы думаете, почему её так зовут?
Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Соберите пословицы
из слов и скажите, как вы их понимаете?
(Одна у человека мать, одна у него и Родина;
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.)
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят
родным нам языком, и всё в ней для нас родное.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды
наши.
Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила
своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт
нас от всех врагов.
К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких
хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у
него и Родина”.
С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое
государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у
России.
Как вы думаете, что это за символы? Это гимн, герб и флаг.
Слайд
6
Герб – это отличительный знак, эмблема государства,
города. Гербы создаются по чётким правилам. Прежде
всего это форма. Обычно гербы имеют форму щита. Герб
России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать,
можно им любоваться как произведением искусства, но
что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.
На фоне щита красного цвета изображён золотой
двуглавый орёл.
Орёл – символ вечности России, символ глубокого
7 уважения к своей истории.
Две головы орла
символизируют единство Европы и Азии, три короны –
союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на
солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На
груди орла помещено изображение всадника – это
Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра
над злом, готовности нашего народа защищать страну от
врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся
в повседневной жизни.
-А вы видели герб? Где?
Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о
рождении, аттестате об окончании школы. Его можно
увидеть на денежных знаках, почтовых марках,
открытках, правительственных наградах.
Сейчас вам надо выполнить интересное задание.
У каждой группы – мозаика. Надо собрать герб России.
Слайд
7
Следующий символ государства – это флаг
Перед вами разное изображение флага, выберите верное.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации
он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по
размеру горизонтальных полос: верхняя белого цвета, средняя синего,
нижняя красного.
Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам
выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки,
характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них
говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие
дополнения рифмы.
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете : (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
8 Слайд
8
Художник их раскрасил в : (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли
расшифровать цвета нашего флага.
(выступления учащихся с предположениями)
Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто
так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге
красный цвет означал отвагу, мужество и героизм;
белый и синий цвета были цветами русской православной церкви.
Синий цвет это небо, благородство верность и честность.,
белый совершенство, чистота. ткровенность, благородство,
совершенство,
Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят
над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни
флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают
почести, его защищают и берегут. 22 августа – День государственного
флага Российской Федерации. в 2005 году ему исполнилось 300 лет.
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два
особых знамени.
Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой
красное полотнище.(демонстрируется на мультимедиа) Это знамя
Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось
над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной
войны.
Второе знамя это знамя военноморского флота. (слайд мультимедиа)
Российскому военноморскому флоту, подчеркивая преемственность
славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело
голубой Андреевский флаг.
Задание: 1) выбрать правильное изображение флага;
2) Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите
флаг России и разукрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета
российского флага.
9 Подошла очередь поговорить о главной песне.
спортивных
“Гимн” слово греческого происхождения, оно означает
“торжественную, хвалебную пеню”.Гимн имеет огромное значение для
своего народа как в прошлом, так и в настоящем. У гимна тоже своя
история, с которой вам ещё предстоит познакомиться.
В особенно торжественных случаях, на государственных
праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во
время
соревнований исполняется
государственный гимн. Гимн – это торжественная песня
или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без
головных уборов, проявляя тем самым уважение к
главной песне своей Родины. Автором современного
текста гимна России является Сергей Владимирович
Михалков,
А.В.Александров.
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в
неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ
на новые свершения – такова идея гимна. А теперь я
предлагаю послушать Государственный гимн России.
ЗВУЧИТ ГИМН
Учитель: Наш разговор подошёл к концу. Мне очень хочется верить, что
он не прошёл впустую. Попробуйте ответить на следующие вопросы.
музыку
написал
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вы знаете?
10
Звучи
т гимн
Слайд
9 Где помещается государственный герб РФ?
Где размещается государственный флаг РФ?
Когда исполняется гимн России?
Почему мы называем Россию нашим Отечеством?
Почему мы зовём Россию матушкой?
Кто является Президентом Российской Федерации?
Ответы учащихся
Учитель: Молодцы! Хочется закончить наш разговор на поэтической ноте.
стихотворение А. Прокофьева
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
11
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наша страна - Россия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.