Урок окружающего мира в 3 классе
Оценка 4.8

Урок окружающего мира в 3 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
08.04.2019
Урок окружающего мира в 3 классе
данная разработка поможет учителям: 1. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека. 2. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; развитие умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности; 3. Показать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе. 1. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека. 2. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; развитие умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности; 3. Показать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.
Урок окружающего мира 3 класс по теме Охрана растений.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»  имени Н.Ш. Казиахмедова городского округа «город Дербент» Республики Дагестан ОХРАНА РАСТЕНИЙ Урок окружающего мира, проведённый в 3­в классе  на семинаре  заместителей директоров по УВР школ города Дербента Учитель З.К. Алирзаева 1 Тема: Охрана растений. Задачи: Образовательные: 1.  Расширять   и  закреплять   знания  детей  о   живой   природе,  через   рассматривания картин – слайдов. 2.Продолжать формировать практическую  основу продуктивной деятельности. Развивающие: 1. Вырабатывать навыки полного ответа на вопросы учителя. 2. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы. 3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Воспитательные: 1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое. 2. Прививать чувство любви к природе, учить её беречь и охранять. 3. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей. Цели урока:  1. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.  2. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; развитие умения   устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности; 3. Показать   важность   охраны   растений;   воспитывать   бережное   отношение   к природе. Оборудование:    слайд­ программа, диск с записями музыки, карточки, условные знаки «Друзей природы», календарь природы. Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку, взаимопроверку и самооценку. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выбирать правильный ответ. Коммуникативные   УУД:   доносить   свою   позицию   до   других,   высказывать   свою точку зрения, пытаться договариваться с товарищами. Ход урока I.Включение в учебную деятельность ­ У нас урок окружающего мира. А начнём наш урок с прогноза погоды. II. Наблюдения за погодой  ­ Кто сегодня дежурный синоптик? Дежурный синоптик 2 Каждый раз выходя из дома  нравится мне то, что происходит в природе или не нравится, я понимаю, что состояние природы не зависит от моего желания. Какие изменения в погоде вы сегодня заметили? Что необычного вы сегодня наблюдали? Какая температура воздуха?  Оценка работы в «Поурочном листе учёта знаний»   III. Определение  темы и целей урока Инсценирование «Жалобы растений» Береза  Я берёза белая в лесу жила, Горем поделиться к вам сюда пришла, Я шумела весело летом и весною, Птицы голосистые пели надо мною. Шестьдесят лет прожила я на свете и считала, что я берёза. Но прошлой весной подошёл   ко   мне   юный   турист   и   на   стволе   у   меня   вырезал   слово:   «Лёня» и   мой берёзовый сок вытек.  Летом дачник  подошёл  и  вырезал  «Ваня», теперь  под кору залезают   разные   вредные   насекомые   и   я погибаю. Так   кто   же   я,   наконец:   берёза или Ваня?! Летом   мы   людей   спасаем   от   жары,   даём   полезный   берёзовый   сок, очищаем воздух. И почему все, вырезают у меня куски коры?  Ребята, за что же люди так меня обидели? Я так старалась порадовать их: в жаркий день   спрятать   всех   в  тени,  от   солнца,  напоить   березовым   соком.  Мои   березовые листочки и почки лечат от многих болезней. Мой белый ствол и кружевные листочки – радуют глаза свой красотой. А люди за это обломали мои ветки, изрезали мой ствол, а еще и подожгли его. Ох! Ох! Ох! Рябина  Жалуюсь я, горькая рябина,  на ребят.  Мне ягод своих не жалко ни для птиц, ни для ребят. Только птицы ягодку по ягодке склёвывают, а ребята ягоды вместе с ветками срывают, да что там  ветки,  целые сучья обламывают.  Дуб Жалуюсь я, дуб,   на мальчишек. Стреляют в меня из рогаток.  Палки и камни так и летают   в   меня.   Это   ребята   жёлуди   сбивают.   Не   могут   дождаться,  когда   жёлуди созреют и сами на землю упадут. Весь я в ранах и царапинах. Все ветки и сучки мне поломали. Клюква  Я , клюква, обижена  на ребят. Настроение у меня совсем кислое. Я старалась росла, я старалась цвела. Бока на солнышке грела. Соком наливалась, а кому приятно, что к тебе никто не подойдёт, что тебя никто не соберёт, да под дождём мокнуть. Не забудьте про меня. Я и весной хороша.  Земля: Прислушайтесь  ко мне! Я Земля! Я в беде! Я не в силах исправить все зло,  которое творит человек! Я не в силах спасти гибнувших зверей и птиц, очистить  воздух от дыма и гари. Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на  Земле человек. Только вы, дети, можете спасти меня. – Как вы думаете, жалуется берёза или радуется? Беседа 3 К ней присоединяются рябина и дуб. ­ Дети, хорошо или плохо поступают ребята по отношению к берёзе, рябине и дубу? ( Они поступают очень плохо. Нельзя рвать ягоды вместе с ветками, дерево может погибнуть). ­  Какую  пользу   приносит   берёза?  (  Очищает   воздух,  спасает  от   жары,  из   почек делают лекарства, из древесины – бумагу, очень полезен берёзовый сок и из бересты делают игрушки. ­  Чем полезны дуб и рябина?  ( Ягоды рябины очень любят птицы, а также они полезны для людей. Жёлудями питаются дикие свиньи. Листья деревьев выделяют кислород, летом спасают нас от жары). –   Что   можно   сказать   ребятам,   которые   плохо   поступают   по   отношению   к деревьям. ( Ребятам, которые ломают, срывают ветки, ягоды, объяснить, что так нельзя поступать. Природу надо любить и беречь). ­ Итак, ребята, о чем мы будем говорить на уроке? Определите тему урока. (Охрана растений) ­ Какое значение имеют растения для людей? Топливо        Бумага           Кислород          Пища        Лекарства               Ткани           Строительный материал (Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ.  Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них.  Делают ткани,  бумагу. Многие  растения лекарственные. Растения служат и как строительный  материал.) ­ Какое значение имеют растения для животных? ( Для животных растения – это и “ Дом ” и “ Пища ”.) IV. Проверка домашнего задания  Защита проектов: 1. КРАСНАЯ   КНИГА Я ­ Красная книга природы. Цвет моей   обложки ­ тревожный сигнал людям. Ведь содержание   книги   составляют   списки   редких   и   находящихся   под   угрозой исчезновения видов животных и растений. Это сигнал, адресованный правительствам и общественности всех государств. Это рекомендации правительствам по спасению редких, исчезающих видов. Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной я   называюсь потому, что красный цвет – сигнал опасности. Я состою из цветных страниц. Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер. Красные:  На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные. Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы. Белые:  На   белых   страницах   записаны   те   животные,   которые   до   сих   пор   мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. 4 Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.    Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир. На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны, и не будет красоты. ­  Сейчас   на  Земле   в  опасности  25  тысяч   видов  растений.  Растения   нуждаются  в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги) ­ Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.) ­   Природа   гибнет   и   просит   у   нас   защиты.   Многие   растения   и   животные   стали редкими.   Они   занесены   в   красную   книгу.   Красной   она   называется   потому,   что красный цвет – сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама   не   охраняет,   а   только   фиксирует,   предупреждает.   Всякая   Красная   книга состоит из цветных страниц. 2. Растения Красной книги Дагестана. 3. Растения школьного двора. 4. Лекарственные растения. Лекарственные растения – ценнейшее богатство, но количество некоторых из них из­ за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плавун)    Викторина «Лекарственные растения» 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?  ­ Приложить лист подорожника 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? ­ Сфагнум, или торфяной мох 3. Какая ягода заменяет лимон? ­ Клюква, содержит лимонную кислоту 4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? ­ Черная смородина, шиповник 5. Какими лечебными свойствами обладает мать­и­мачеха? ­ Отвар из цветов и листьев – хорошее средство от кашля 6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? ­ Валериану. Применяют при нервных расстройствах и бессоннице 7. Какие болезни лечит красавица­береза? ­ Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство Лекарственные растения. 5 Учитель:   Многие   растения   на   нашей   планете   являются   лекарственными.   Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе.   Часть   этих   растений   надо   обязательно   оставлять   в   природе   для дальнейшего их размножения. ­ Рассмотрим выставку лекарственных растений.  Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая. Учитель В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям. ­ Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней. Учащиеся   рассматривают   выставку   косметических   средств,   созданных   на   основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях. ­ А теперь рассмотрите   косметические средства и найдите, какие лекарственные растения  входят в состав этих средств. 5. Платаны –  памятники живой природы Дербента. 6. Национальные   парки   и   заповедники   (Самурский   лес   –   национальный   парк Дагестана) 7. Сочинения «Охрана природы»  V. Физкультминутка Руки подняли и помахали Это деревья в лесу Руки согнули, кисти стряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки. Плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут тоже  покажем. Крылья сложили назад. VI. Проблемная ситуация Послушайте экологическую сказку.     На   большой   и   красивой   поляне   каждую   весну   расцветало   множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.         Однажды   мальчик   Вова   забрёл  на   поляну.  Он  взглянул   на   неё  и  замер.  Ему захотелось   унести   всю   эту   красоту   с  собой.  Он   набрал   огромный   букет   и   понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.              Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.          В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно­чистейших цветов осталась     6 только   вытоптанная   листва   подснежников.   Вмиг   глаза   лося   погрустнели,   и   он заплакал … Обсуждение сказки. ­Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком? ­ Почему лось заплакал? ­ Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор. VII.  Работа по учебнику ­   Откройте   учебники   на   с.   82.   Прочитайте   статью   «Охрана   растений».   Читайте внимательно. После чтения статьи скажите, что интересного и важного вы узнали. VIII.  Работа в «Рабочей тетрад» С.49        задание 7 IX. Закрепление изученного. 1.  Тест «Охрана растений» Ключи к ответам:   А1 – 1         А2 – 3      А3 – 3      А4 ­ 4                                 В1 ­  4         В2 – 2      В3 ­ 4                                 С1 ­ 1,2,3      С2 ­ 1,2,4  Ключи к оценке «5» – всё правильно «4» – 1­2 ошибки «3» – 3­4 ошибок «2» – более 4 ошибок  Оценка работы в «Поурочном листе учёта знаний»   Оценка регулятивных УУД 2. Работа в парах «ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ»  Оценка познавательных УУД 3. РАБОТА В ГРУППАХ 1,2  группы  – СОЧИНЕНИЕ «СОХРАНИ ПРИРОДУ» 3,4 группы– ПРИЗЫВ «СОХРАНИ ПРИРОДУ» 5,6 группы – ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА Проверка. Оценка работы в «Поурочном листе учёта знаний»   Оценка коммуникативных УУД X. Домашнее задание Учебник с. 82­87  читать и пересказывать, задания к параграфу. Рабочая тетрадь с.47­49, завершить задания 1­4  1группа ­ выписать все растения, которые растут рядом: в классе, на клумбах, возле дома и т.д.  2группа ­ придумать правила обращения по защите растений, экологические знаки  3 группа ­  пословицы со  словами­растениями   4 группа – подобрать загадки о растениях XI. Подведение итогов 7 Сегодня я узнал…        Меня удивило…        Мне захотелось…        Я понял, что…        Я попробую…  плоды означают, что дело прошло полезно, плодотворно;  цветок  свидетельствует о том, что получилось почти все, дело прошло Оценка "Дерево творчества"  зеленый листик  сигнализирует о том, что не все получилось, но ученик неплохо; старался;  желтый листик ­ знак того, что ученик не смог справиться с заданием, ему нужно еще работать. ­ Итак, ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. ­ Известный писатель  М.Пришвина сказал “ Охранять природу – значит, охранять Родину ”. И мы это сегодня доказали.  На этом наш урок закончен, всем гостям большое спасибо, за то, что вы пришли к нам. Исполнение песни «Давайте сохраним» (муз. А. Чёрный,  сл. Н.Старшинов) Тест «Охрана растений» А1.    Какое растение занесено в Красную книгу? 1) ятрышник                                  3) подорожник  2) ромашка                                    4) клевер А2.   Почему подснежники стали редко встречаться в природе? 1) из­за загрязнения окружающей среды   2) их поедают растительноядные животные  3) их обрывают ради красивых цветков  4) их вытаптывают АЗ. Какое растение является лекарственным? 1) 2) 3) 4) А4.      Из какого растения люди делают ткани? 1) 2) 3) 4)       из льна В1.    Что не является причиной исчезновения растений? из подорожника из гречихи из тысячелистника волчье лыко ветреница пижма купальница Приложение 1 8 они боятся людей изменяется их окружающая среда изменяется климат их истребляют хищники хозяйственная деятельность людей ухудшение экологической обстановки из них собирают букеты поедание дикими животными 1) 2) 3) 4) В2.    Почему из­за вырубки хвойных лесов исчезают белки? 1) 2) 3) 4) ВЗ. Что нельзя делать в природе? 1) в лесу ходить по тропинкам 2) собирать лекарственные растения там, где их много 3) 4) С1. Что человеку дают растения? 1) кислород                                    3) лекарства 2) пищу                                          4) посуду С2.     Какие из этих растений занесены в Красную книгу?                               2)                                                 3)                              4) высаживать на клумбу не гулять в лесу сдомашними животными выкапывать редкие растения и 1) Приложение 2. Экологический светофор.   ­Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях. Правила   игры:   “Экологический   светофор”   похож   на   те   светофоры,   которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы? Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает. Учитель.   Светофоры   помогают   водителям   и   пешеходам   выполнять   правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!”   должны   “зажигать   сигналы   светофора”,   демонстрируя   тот   сигнал,   который соответствует описанной ситуации. 1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. 9 Марина   показала   как   укладывать   и   перевязывать   цветы,   но   у   Ани   ничего   не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать. (Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.) 2 ситуация. Валера встал поздно, кое­как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки   в   рюкзак   и   выскочил   из   дома.   Обычный   маршрут   его   пролегал   по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая  слабенькие росточки. Когда он вбежал  в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” ­ радостно подумал Валера. (Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.) 3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки   решили   покататься   там.   Когда   они   въехали   в   лес,   то   увидели,   что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” ­ задумались они, ­ “можно ли здесь кататься?” (Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.) 4   ситуация.   Каждую   осень   Галя   и   Маша   собирали   семена   цветов:   календулы, бархоток…   Весной   девочки   проращивали   рассаду   на   подоконниках,   а   когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом. (Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.) 5 ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” ­ договорились между собой Катя и Света. (Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.) 6 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные   городские   улицы,   проехали   дачные   участки.   Далее   вдоль   дороги   стеной вставали деревья. Проехав какое­то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто­то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что   возле   дороги   была   небольшая   асфальтированная   стоянка   для   машин.   В   лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям. (Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.) ­В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы   ваши   действия   приносили   пользу   окружающему   миру   и   самому   человеку. 10 Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. ”. Работа в парах (Дополни правила) Правила охраны растений Приложение 3 1. Если вы  оказались в лесу или на лугу, старайтесь не __________ траву.  Ведь хрупкие   стебельки   трав   под   ногами   человека   __________,   а     почва ___________. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по_____________.  2. Не   ________полевые   цветы   и   не   __________их   в   букеты.   Букеты можно__________  только из садовых цветов. 3. Н е   _ _ _ _ _ _ _   ветки   деревьев   и   кустарников.   Дерево   или   куст   может 4. заболеть  и погибнуть.   Не ________________   насекомых­опылителей и насекомых­хищников. Ведь они _______________растения и ___________ тлей и других вредителей. 5. Помните!  Растения — живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и ____________в нашей помощи.      6. СОБИРАТЬ  лекарственные растения можно только в тех местах, где их   много. Слова   для   справок:  вытаптывать,   ломаются,   уплотняется,   тропинкам,   рвите, собирайте, составлять, л о майте, ловите,  опыляют, уничтожают, нуждаются. Приложение 4 Экологические  задачи 1. В одном из городов решили вырубить природную дубраву и построили жилой микрорайон. Какое влияние это могло оказать на людей и природу? 2. Раньше крестьяне соблюдали время начала сенокоса, но в последнее время эта традиция   нарушилась.   Скашивать   травы   на   лугах   и   лесных   опушках   стали намного раньше. Как вы думаете, к чему это привело?  11

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019