Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
05.03.2018
Цели урока:
Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообщистве; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью грибов.
Формируемые УУД: познавательные- умение извлекать информацию, устанавливать связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и группах; регулятивные – формировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению.
Оборудование:
мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки леса»
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала (фронтальная работа)
- Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы заметили?
- Какое было небо?
- Были ли облака? Как они выглядели?
- Был ли ветер?
- Видели ли вы птиц? Каких птиц вы видели?
Вывод: Молодцы! Вы много интересного увидели, значит вы очень наблюдательные.
Карта природных зон
- Что мы видим на карте?
Как вы думаете, почему эта карта сегодня у нас на уроке?
Стр.133, стр.129
Тест в тетради Зона пустынь.
III. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку.
Весной веселит,
летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
осенью умирает,
Весной опять оживает? (Лес)
- О чем мы будем говорить на уроке? (О лесе)
Слайд 7
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои.
- Какая задача у нас сегодня на уроке?
-Что мы будем делать для достижения поставленной задачи?
IV. Открытие нового знания
-Что такое лес? (ответы детей) (Слайд 8-9)
- Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане: белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри.
- Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является - лес.
4. Проверка домашнего задания.
(СЛАЙД 6)
(ребята отвечают на вопросы учителя и на доске появляются карточки)
- Что такое лес? (природное сообщество)
Лес
Природное сообщество
- Какие организмы составляют природное сообщество?
• Растения
• Животные
• Грибы
• Микробы
- Как связаны между собой организмы в сообществе? (тесно связаны)
(- с помощью микробов опавшие листья и части растений перегнивают и превращаются в перегной;
- грибы помогают растениям всасывать из почвы воду;
- растения дают пищу животным)
(СЛАЙД 7)
- Давайте вспомним , как располагаются растения в лесу? (ярусами)
- воздушное пространство
• 5 ярус - деревья
• 4 ярус - кусты
• 3 ярус - трава, ягоды
• 2 ярус - мхи
• 1 ярус - почва
5. Заселяем лес.
(СЛАЙД 8)
- Весь лес от верхушки деревьев до земли заселён животными.
"Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей"
- Давайте оживим лес. По описанию узнать животного и поселить его в нужном ярусе в лесу.
- мелкое животное;
- живёт в дуплах деревьев
- зимой строит гнездо-гаюшку;
- у него пушистый хвост, на ушах кисточки;
- питается орехами, грибами, ягодами (белка - верхний ярус)
- Какие животные обитают ещё в верхнем ярусе? (птицы)
- Какие животные обитают в почве? (крот, черви)
- А в воде? (рыбы, земноводные)
- А в воздухе? (насекомые)
- Каких животных можно встретить в это время года в лесу?
(тигра, волка, лису, зайцев; птиц: дятла, синичек и др.)
(СЛАЙД 9)
- Кто из лесных жителей является символом Приморского края и изображён на гербе?
(тигр), (показать герб Приморского края)
6. Игра "Цветик-семицветик"
Учитель называет животное, а учащиеся с помощью "веера" показывают среду обитания этого животного.
- шмель - (4 ярус)
- ёж - (3 ярус)
- дятел - (5 ярус)
- черви - (1 ярус)
- белка - (5 ярус)
- крот - (1 ярус)
и т. д.
7. Физкультминутка
(СЛАЙД 10)
"Цапля весело гуляла.
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала, обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу оглядела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась, вся встряхнулась,
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась"
Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные.
По научному лесные «этажи» называют ярусами.
VI. Работа по новой теме
Слайд 12
Работа по учебнику с.166-167
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, лоси, косули, кабаны, волки.
В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.
Слайд 13
- Вспомните, что такое цепи питания.
Слайд 14
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Слайд 15-16
Составьте цепи питания, которые складываются в лесу.
Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.
Слайд 17
Работа в группах
* назовите животных нашего края расскажите :
*где они обитают
* чем питаются
*как защищаются от врагов
*составьте 2-3 цепи питания
Слайд 18
Слайд 19
Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке.
Слайд 20
Нужны ли лесу грибы?
Слайд 21
Работа по учебнику
Найдите ответ в учебнике на с.164 в статье и ответьте «Нужны ли лесу грибы?»
Слайд 22
Значение грибов для леса
- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.
- Грибами питаются и лечатся животные.
- Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших сучьев, отмершей листвы)
Слайд 23-26
Лесная подстилка
Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.
Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.
Слайд 27
Польза леса
Слайд 28
VII. Итог урока
- Почему лес называют природным сообществом?
Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом
VIII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке
• Я:
• узнал
• удивился
• задумался
• запомнил
• научился
• засомневался
• повторил
• не понялУрок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Тема урока - окр.мир.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 15»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
456591 Челябинская область, Еманжелинский муниципальный район, п. Зауральский,1 квартал,д.11а
Телефон 8 (351 38) 4 00 91, Еmail school15em@mail.ru
ИНН7403004829, КПП 743001001
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ
ЛЕСА»
УМК «Школа России»
Учитель: Казанцева Светлана Владимировна
Программа «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков
учебник «Окружающий мир» 4 класс, авт.Плешаков
А.А. 2014г.
Цели урока:
Сформировать представления учащихся о лесе как
природном сообщистве; познакомить с
разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,
лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью
грибов.
Формируемые УУД: познавательные- умение
извлекать информацию, устанавливать связи и
зависимости между живой и неживой природой;
коммуникативные – осуществлять совместную
деятельность в парах и группах; регулятивные –
формировать учебные задачи, оценивать качество и
уровень усвоения материала; личностные – проявлять
положительное отношение к учению.
Оборудование:
мультимедийная презентация с изображением
изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки леса» Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала
(фронтальная работа)
Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы
заметили?
Какое было небо?
Были ли облака? Как они выглядели?
Был ли ветер?
Видели ли вы птиц? Каких птиц вы видели?
Вывод: Молодцы! Вы много интересного увидели, значит вы
очень наблюдательные.
Карта природных зон
- Что мы видим на карте?
Как вы думаете, почему эта карта сегодня у нас
на уроке?
Стр.133, стр.129
Тест в тетради Зона пустынь.
III. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадку.
Весной веселит,
летом холодит, Грибами, ягодами одаривает,
осенью умирает,
Весной опять оживает? (Лес)
О чем мы будем говорить на уроке? (О лесе)
Слайд 7
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои.
Какая задача у нас сегодня на уроке?
Что мы будем делать для достижения поставленной задачи?
IV. Открытие нового знания
-Что такое лес? (ответы детей) (Слайд 8-9)
Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан
лесов. Плещутся в этом огромном океане: белоствольные
берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые
боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена
наша Родина, является лес.
4. Проверка домашнего задания.
(СЛАЙД 6)
(ребята отвечают на вопросы учителя и на доске появляются
карточки)
Что такое лес? (природное сообщество)
Лес
Природное сообщество
Какие организмы составляют природное сообщество?
Растения
Животные
Грибы
Микробы
Как связаны между собой организмы в сообществе? (тесно
связаны)
( с помощью микробов опавшие листья и части растений
перегнивают и превращаются в перегной;
грибы помогают растениям всасывать из почвы воду;
растения дают пищу животным)
(СЛАЙД 7)
Давайте вспомним , как располагаются растения в лесу?
(ярусами)
воздушное пространство
5 ярус деревья
4 ярус кусты
3 ярус трава, ягоды
2 ярус мхи
1 ярус почва
5. Заселяем лес.
(СЛАЙД 8)
Весь лес от верхушки деревьев до земли заселён
животными.
"Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей"
Давайте оживим лес. По описанию узнать животного и
поселить его в нужном ярусе в лесу.
мелкое животное;
живёт в дуплах деревьев
зимой строит гнездогаюшку;
у него пушистый хвост, на ушах кисточки;
питается орехами, грибами, ягодами (белка верхний ярус)
Какие животные обитают ещё в верхнем ярусе? (птицы)
Какие животные обитают в почве? (крот, черви)
А в воде? (рыбы, земноводные)
А в воздухе? (насекомые)
Каких животных можно встретить в это время года в лесу?
(тигра, волка, лису, зайцев; птиц: дятла, синичек и др.) (СЛАЙД 9)
Кто из лесных жителей является символом Приморского
края и изображён на гербе?
(тигр), (показать герб Приморского края)
6. Игра "Цветиксемицветик"
Учитель называет животное, а учащиеся с помощью "веера"
показывают среду обитания этого животного.
шмель (4 ярус)
ёж (3 ярус)
дятел (5 ярус)
черви (1 ярус)
белка (5 ярус)
крот (1 ярус)
и т. д.
7. Физкультминутка
(СЛАЙД 10)
"Цапля весело гуляла.
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала, обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу оглядела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась, вся встряхнулась,
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась" Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На
каждом «этаже» живут свои растения и животные.
По научному лесные «этажи» называют ярусами.
VI. Работа по новой теме
Слайд 12
Работа по учебнику с.166-167
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы,
иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят
себе корм.
Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, лоси,
косули, кабаны, волки.
В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки
насекомых, дождевые черви и много других
насекомых.
Слайд 13
- Вспомните, что такое цепи питания.
Слайд 14
Животные питаются растениями или другими
животными. Поэтому говорят, что живые существа
связаны между собой в цепи питания.
Слайд 15-16
Составьте цепи питания, которые складываются в
лесу. лес – место обитания крупных и мелких
Итак,
животных, безобидных и хищников. Все в лесу
взаимосвязано.
Слайд 17
Работа в группах
* назовите животных нашего края расскажите :
*где они обитают
* чем питаются
*как защищаются от врагов
*составьте 2-3 цепи питания
Слайд 18
Слайд 19
Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке.
Слайд 20
Нужны ли лесу грибы?
Слайд 21
Работа по учебнику
Найдите ответ в учебнике на с.164 в статье и
ответьте «Нужны ли лесу грибы?»
Слайд 22
Значение грибов для леса
- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с
растворёнными в ней солями.
- Грибами питаются и лечатся животные. - Грибы способствуют разложению растительных
остатков (пней, упавших сучьев, отмершей листвы)
Слайд 23-26
Лесная подстилка
Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы,
остатков старой травы, сухих веточек, отмерших
корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной
подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.
Часть старой листвы и отмерших растений под
действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и
личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому
почва пополняется перегноем, а в лесу и не
скапливается большого количества старой листвы.
Слайд 27
Польза леса
Слайд 28
VII. Итог урока
- Почему лес называют природным сообществом?
Все обитатели леса – растения, животные, грибы,
микроорганизмы – тесно связаны между собой, они
живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес
называют природным сообществом
VIII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке
Я:
узнал удивился
задумался
запомнил
научился
засомневался
повторил
не понял
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 4 классе по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.