Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)
Оценка 4.8

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
окружающий мир
4 кл
30.05.2017
Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)
Цель: углубить знания детей о ходе и главных этапах Великой Отечественной войны. Методы обучения: системно-деятельностный, наглядный, словесный, практический, исследовательский. Приемы обучения: «ведение проблемного диалога», «лесенка успешности», «составление кластера». ■ Технологии: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, проблемно-диалогические, технология развивающего обучения. ■ Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
Великая Отечественная война Комина О.И. МБОУ СОШ № 9 г.Энгельс Саратовская область.doc
Урок окружающего мира на тему   «Великая Отечественная война (1941­1945)» Комина Ольга  Ивановна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №  9» Энгельсского муниципального района Саратовской области Класс: 4 ОС Л.В.Занкова Учебный предмет: окружающий мир Авторы учебника: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Цель: углубить знания детей о ходе  и главных этапах Великой Отечественной войны.  Задачи: 1)образовательные ■ расширить знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками;  ■ дать краткую информацию о некоторых исторических событиях времён ВОВ; ■ расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся. 2)развивающие ■ продолжить развитие общеучебных умений и навыков: 1.поисково­информационных (умение работать с  источниками информации); 2.учебно­интеллектуальных ( умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и  пользоваться ими); 3.организационно­познавательных ( умение организовать себя на выполнение поставленной  задачи, вести познавательную деятельность в коллективе); ■ развивать коммуникативные  способности. 3)воспитательные ■ воспитание гуманной, творческой личности, бережно и  ответственно относящейся к  истории своей страны; ■ воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, уважение к людям, отстоявшим  мир на земле, веру в торжество справедливости и правды. Методы обучения: системно­деятельностный, наглядный, словесный, практический,  исследовательский. Приемы обучения:  «ведение проблемного диалога»,  «лесенка успешности», «составление  кластера». ■ Технологии: личностно­ориентированного обучения, информационно­коммуникативные,  здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, проблемно­диалогические, технология  развивающего обучения. ■ Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, фронтальная,  индивидуальная, дифференцированная. Тип урока: «открытие» нового знания Оборудование урока:  ■ учебник «Окружающий мир» часть II: ■ печатная тетрадь часть II; ■ карточки для индивидуальной работы; ■ кластер; ■ презентация; ■ компьютер, экран, проектор. 1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. Сценарий урока. ­Ребята, сегодня мы снова  отправляемся в страну знаний, чтобы узнать что­то новое о жизни нашей   страны.   А   начать   урок   мне   хотелось   бы   с   высказывания   одного   известного   вам человека.  Прочтите его начало и  попробуйте продолжить его: «Никогда еще в истории ни одно государство не было создано…» ­Давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках. Проверка домашнего задания:  а) Фронтальная беседа:  1.Кто был последним русским царем? (Николай 1) 2.Что значит гражданская, Отечественная  война?  3.Когда  была Отечественная война? (1812 г. ) 4.Какая война называется мировой?  5.Что вы знаете о событиях   в нашей стране начала 20 века?(1 мировая война­1914­1918 России   с   Германией,   Австро­Венгрией),   гражданская   война   (1918­1921),революция   (1917), образование СССР(1922) 6.Какие     нововведения   произошли   в   промышленности,   быту?(электричество,   тракторы, авиаконструкторы,   полет   Чкалова,   Громова   в   США   через   Северный   полюс,   экспедиция Папанина   на   Северный   полюс,   разработка   полезных   ископаемых   ­   пароход   «Александр Сибиряков»­строительство  ледоколов,   образование  (курсы   по  ликвидации  безграмотности, появление детской литературы), театр (1918 год­первый детский театр) 7.Какие из достижений нашей страны в первой половине 20 века вам больше запомнились и почему? б) работа по карточкам  Карточка № 1 Ф.И.ученика­ 1.В каком году произошла революция?_____________ 2.В каком году наша страна стала называться Советский Союз?____________ 3.Что такое «железный конь»?_______________ 4.Кто совершил беспосадочный перелет  через Северный полюс в США?__________________ 5.Кто возглавлял экспедицию на  Северный полюс?_______________ 6.Через какой океан был проложен  Северный морской путь?_________________ 7.В каком году был создан первый детский театр?_________________ 8.Как в СССР боролись с неграмотностью?______________________________ Карточка № 2 Ф.И.ученика­ 1) 2) Как   стала   называться   наша   страна   в   1922   году?(напишите   полное   и сокращённое название) ________________________________________ Соедините линиями  даты и события XX века. 1914–1918 гг. Великая   Октябрьская   Социалистическая 1917 г. 1918–1921 гг. 1922 г. 1941–1945 гг. ­Проверка работы на карточках. революция Великая Отечественная война Первая мировая война Гражданская война Образование СССР 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. ­ Сегодня мы продвинемся еще на несколько лет вперёд и узнаем о тяжёлом времени для нашей страны .      «Мирные годы продолжались для СССР менее 20 лет. В 30 годы в Германии к власти пришли фашисты. Фашизм­ это учение, сторонники которого  признают полноценной только свою   нацию,   считая,   что   другие   должны   быть   уничтожены   либо   стать   их   рабами.   Это движение возглавил Адольф Гитлер» (слайд 2,3) ­Предположите, о чем пойдет речь на уроке? ­Уверены ли вы в том, что все знаете о ВОВ? ­Для чего нам это нужно знать? ­Вы готовы к изучению следующей темы? ­ Каким способом вы будете изучать новую тему?  1)сначала надо понять, что мы не знаем;            2)затем самим построить новый способ действия. ­Как определить, что вы не знаете?  ­надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания; ­выполнить пробные действия; ­определить своё затруднение; ­подумать и найти причину затруднения. 1) 2) 3) 4) Постановка проблемной ситуации и её разрешение методом дебатов.    «1 сентября 1939 года немецкие войска вторглись на территорию соседних государств, так  началась Вторая мировая война, самая беспощадная в истории человечества» – Кто же стал главным ее виновником?(Гитлер) – С какой целью они  развязали войну? (С целью мирового господства). – А, может, цель войны была благородной? Ведь 12 сентября 1936 года  на съезде нацистской  партии Гитлер заявил: «Если бы Урал, Сибирь и Украина находились в подчинении  Германии, то немцы жили бы в изобилии,  каждый немец имел бы для жизни более, чем  достаточно». – Адольф Гитлер. Преступник или патриот? Чтобы прийти к правильному решению,  предлагаю провести дебаты. Ведь истина рождается в споре.  (слайд 4) – Предлагаю 1 ряду доказать, что Гитлер – патриот своего народа, потому что он заботился  о процветании своей Родины. Вопросы для обсуждения первой группе. – Хотели бы вы жить в процветающей, богатой стране? – Должен ли руководитель страны заботиться об улучшении жизни  своего  народа, о  процветании Родины? 2 ряд докажет, что Гитлер – преступник. Вопросы для обсуждения второй группе. – Хотели бы вы жить в изобилии за счёт угнетения и страданий другого народа? – Можно ли даже ради самых высоких целей оправдать убийства? 3 ряд  внимательно выслушает своих одноклассников и сделает вывод: Гитлер – преступник  или патриот? Материалы для обсуждения третьей  группе.  Гитлер мечтал о покорении всего мира. Он говорил: «Мы должны развить способы  уничтожения людей». На международном суде над гитлеровцами все доказательства говорили об одном: фашисты –  варвары и убийцы.   Проведение дебатов  ­ Какие аргументы у 1 группы в пользу того, что Гитлер – патриот? – А что на это скажет 2 группа? – 1 группа, продолжайте доказывать свою точку зрения. – Какие возражения будут у 2 группы? – Слово предоставляется 3 группе. Как вы считаете, Гитлер – преступник или патриот? Таким образом, мы нашли истинные причины начала II мировой войны и доказали, что Гитлер –  военный преступник.       «Вскоре после начала войны почти вся Европа была захвачена фашистами».  ­Посмотрите по карте  учебника стр.45 на обстановку в Европе к середине 1941 года. ­Назовите союзников Германии? Страны, захваченные Германией (12 стран) ­Какую историческую ситуацию она напоминает? (Отечественная война с Наполеоном) ­Докажите, что война с Наполеоном для России и война с Гитлером для СССР были войнами Отечественными. Имеющейся у вас информации будет достаточно для ответа на вопрос? (нет, не хватает  знаний) 3. Постановка учебной задачи ­В чем возникло затруднение?  ­Значит, какую цель поставим перед собой? ­Сформулируйте тему урока. (слайд 5) 4. Построение проекта выхода из затруднения. ­ Вспомните, как мы работали над новым материалом   на предыдущих уроках и составьте план своих действий. ­Какие гипотезы вы можете выдвинуть?  ­Какая из них приведет к положительному результату? ­Составьте кластер и вспомните, что вы знаете о войне. Вокруг слова ВОВ  напишите все, что в вашей группе знают  о…(работа в группах) (слайд 6) 1 ­ значимые сражения ВОВ 2­партизанское движение 3­дети­герои 4­города­герои 5­полководцы ВОВ 6­Саратовская область в годы войны ­Листки с кластером  вывешиваются на доску. « Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем  права забыть тех солдат, которые погибли  ради того, чтобы мы сейчас жили.  Мы обязаны все помнить».      ­Давайте   проверим   правильность   собранной   вами     информации,   перелистаем   некоторые страницы   Великой   Отечественной   войны   и   вспомним,   как   все   это   было…   (выступает представитель от группы, учитель дополняет) 1. Начало войны. ( слайд 7,8,9)       «Ранним   воскресным   утром   22   июня   1941   года,   когда   все   спали,   в   4   часа   утра   без объявления войны фашистская Германия напала на СССР. 190 сухопутных дивизий,  5000 самолетов, 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке ­ от Баренцева моря на севере до   Черного   моря   на   юге.   Враг   рассчитывал   на   молниеносную   войну.   Через   полгода   от Советского   Союза   должно   было   остаться   только   воспоминание.   Но   планам   фашистов   не суждено   было   сбыться.   Красная   Армия   мужественно   встретила   врага.   Тысячи   бойцов   и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В   первые  дни войны гитлеровцам удалось  уничтожить много наших самолетов. Огромный   ущерб   обороне   страны   нанесла   ошибочная   оценка   правительства   характера будущей войны. Кавалерию считали главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка – автомату. В Красной Армии на вооружении не   хватало   новых   видов   техники:   танков,   самолетов,   артиллерийских   орудий,   автоматов. Советский  Союз  только  приступил   к перевооружению   нашей   Армии   и  флота.  По  этим  и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери» 2. Брестская крепость. (слайд 10,11)         «Одно из  первых сражений  войны произошло у пограничной Брестской крепости.  Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты»        3. Битва под Москвой. (слайд 12,13)     «Очень трудными для нашего народа были лето и осень первого года войны. Несмотря на героическое сопротивление, враг всё же продвигался дальше и дальше в глубь нашей страны, приближаясь к её столице – Москве.           В результате стремительного наступления  фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители. Немцы были уверены, что вот – вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири,   с   Урала,   из   Казахстана,   Средней   Азии,   с   Дальнего   востока.   Было   создано многотысячное   народное   ополчение.   Москвичи,   в   основном   женщины   и   дети,   копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, в голод, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.                                    Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил  воинов и весь советский народ. Это был колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев.             Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины. Героическую оборону против 50 танков 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково возглавил наш политрук В.Клочков. Знаменитыми стали его слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»       Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К.Жуков.       Но война еще только начиналась. Впереди были и другие битвы» 4. Блокада Ленинграда. (слайд 14,15)           «В   сентябре   1941   года   гитлеровцы   окружили   Ленинград.   Началась   блокада   города, которая длилась 950 дней и унесла сотни тысяч жизней.  Жители города испытывали крайний голод. Хлеба не хватало на всех. Вот он блокадный кусочек хлеба детей ­125 граммов на весь день! Вглядитесь в эти фотографии – и вы поймете, как жили ленинградцы первой блокадной зимы. В январе 1943 г. она была прорвана» 5. Сталинградская битва. (слайд 16,17)      «В середине лета 1942 года началась масштабная битва на Волге, которая вошла в историю как Сталинградская, и продолжалась она более полугода.        К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться.        В уличных боях и в небе Сталинграда советские воины проявили солдатскую доблесть и самопожертвование во имя Родины. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен. А в ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены.       Победа на Волге переломила ход войны. Наша армия начала наступать» 6. Курская битва. (слайд 18,19)        «Фашисты хотели  взять реванш за поражение под Сталинградом и в июле  1943 года перешли в новое наступление. Немецкая армия получила на вооружение новые танки – «Тигр» и «Пантера», а также самоходные орудия «Фердинанд». Главное внимание вермахта было приковано к районам Курска и Белгорода.       12июля в районе станции Прохоровка началось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 1200 танков.       Сотни подбитых танков горели на поле боя. Из­за дыма и пыли не было видно солнца, из­за сильнейшего орудийного грохота  солдаты теряли слух.               В   результате   умело   организованной   обороны   наших   войск   танковое   наступление  Курская   битва   завершила   коренной   перелом   в   Великой фашистов   было   сорвано. Отечественной войне. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов» 7.  Взятие Берлина (17 апреля – 2 мая 1945) (слайд 20)       «В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. Освободив   Родину,   советские   воины   пришли   на   помощь   народам   Румынии,   Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.               Они   подступали   к   Германии.   Фашисты   создали   глубокую   и   прочную   оборону   на подступах к столице Германии, Берлину. Здесь находилось около 1 миллиона воинов. Гитлер приказал оборонять Берлин до последнего солдата.              16 апреля 1945 года в 5 часов утра началось   наступление на Берлин. Несмотря на ожесточённое сопротивление немцев, Берлин был окружён.   И вот советское знамя, Знамя Победы, начинает развеваться на крыше одного из главных зданий Берлина ­ Рейхстага. А вечером 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством. Он понимал, что ему предстоит   ответить   перед   всем   миром   за   то,   что   он   начал   войну,   принёс   много   боли   и страданий всему  человечеству.        2 мая Берлин сдался, но война всё ещё продолжалась. И вот, наконец, в ночь на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции (проигрыше) фашисткой Германии. 9 мая навсегда вошёл в историю как День Победы.  24 июня 1945 года  на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы» 8. Победа! (слайд 21)            «Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей (14 млн.солдат и 13 млн. мирных жителей). Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту родины поднялась   вся   страна.   В   Великую   Отечественную   войну   со   всей   силой   проявился   талант вышедших из народа  полководцев, маршалов, генералов: Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, А.М.Василевского, И.С.Конева, Н.Ф.Ватутина, Р.Я.Малиновского, И.Х.Баграмяна и других.»  9.Партизанское движение. ­Какую помощь армии оказали мирные жители, партизаны? (вели подрывную деятельность, уничтожая продовольствие, оружие, солдат в тылу врага и т.д.) (слайд 24) 10.А какой посильный вклад внесли дети­герои  в победу своего народа? (Валя  Котик,  Марат  Казей,  Зина  Портнова, Леня  Голиков    и  др.  добывали  и  передавали ценную   информацию,   взрывали   мосты,   убивали   немцев,   расклеивали   листовки,   вели пропагандистскую деятельность против предателей, диверсантов, служили связными и т.д.) (слайд 25)  11.Какие  города   ­   герои  вы   знаете   и   почему   их   так   назвали?(высшая   степень   отличия, которой   удостоены   прославившиеся   своей   героической   обороной   12   городов:   Москва, Севастополь, Минск, Киев, Волгоград, Ленинград, Одесса, Смоленск,  Керчь, Новороссийск, Тула, Мурманск и Брестская крепость) (Слайд 26) 12.Какой   вклад   в   победу   внесли   жители  Саратовской   области?   (Край   служил   местом дислокации   воинских   частей   и   военных   учебных   заведений.   До   войны     здесь   находились стрелковая, танковая, пограничная дивизии, авиатехническое училище. В начале войны  были сформированы 3 женских авиационных полка: истребительный, бомбардировочный и ночных бомбардировщиков.  Добровольцы уходили на фронт. 300.000 саратовцев отдали свои жизни, защищая Родину. На территории области были госпитали, сельские жители снабжали фронт продовольствием, жители городов работали на заводах, изготавливая снаряды, одежду) ­Информация о ВОВ, собранная вашей группой, оказалась достоверной или нет? На какие вопросы было легко отвечать, почему? А на какие вопросы трудно? Почему? Физкультминутка  5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи а)Работа по учебнику. Откройте учебники на стр. 46­49 ,прочитайте текст.  б)Работа в тетради на печатной основе № 73 (работа в паре)­ запишите по памяти названия городов­героев. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в тетради на печатной основе стр..32 № 69  ­Составьте план рассказа о ВОВ. Проверка по эталону. Брестская крепость. Битва под Москвой. Блокада Ленинграда. Сталинградская битва. Курская битва. Взятие Берлина. 7. Включение в систему знаний и повторение. ­ Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года.) ­ На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР?  (На легкую и быструю победу.) ­ Где были немецкие войска в феврале? (Окружили Ленинград.) ­ Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.) ­ Где одержали первую победу? (Под Москвой.) ­ Когда  и где закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года в Берлине) ­ Какой была цена Победы? (27 миллионов человек. В руинах лежали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.) ­ Используя имеющиеся у вас знания, проведите  сравнительный анализ Отечественных войн 1812 г. и 1941­1945 г.по вопросам: 1.Какие территории были захвачены? 2.Какой город стремился завоевать враг? 3.Для нашего народа это война Отечественная? Почему? 4.Чем закончилась война? 5.Какие произведения были написаны о войне?  (Слайд 27) Отечественная война 1812 г. До   вторжения   в   Россию   были захвачены   многие   европейские страны. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. До   вторжения   в   СССР   были захвачены многие европейские страны. Наполеон рвался к Москве. Для   русского   народа   война Гитлер рвался к Москве. Для   советского   народа   война Отечественная. Отечественная. Весь народ поднялся на борьбу с Весь   народ   поднялся   на   борьбу   с врагом.   победой   для Закончилась русского народа.   Много литературных произведений   написано   о   войне:   М. Ю.   Лермонтов   «Бородино»,   Л.   Н. врагом. Закончилась   советского народа. победой   для Много литературных произведений написано о войне: рассказы Алексеева, повесть Ильиной «Четвёртая высота» и Толстой «Война и мир», стихи Д. В. Давыдова и др. др.  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Что нового вы узнали на уроке? Какие открытия сделали? ­ Какие затруднения у вас возникли в начале урока? В чём была причина затруднения? ­ Какую цель перед собой поставили? ­ Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. ­ Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?  ­Давайте вернемся к высказыванию и узнаем правильное его продолжение: «Никогда еще в истории ни одно государство не было создано мирной хозяйственной деятельностью» А.Гитлер (Слайд 28) ­Прокомментируйте высказывание  и его связь с уроком. ­А   сейчас   оцените   свою   работу   на   сегодняшнем   уроке.   Разместите   себя   на   лесенке успешности.  Лесенка успешности. (Слайд 29) ­ Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?  ­  Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? ­Вам   интересна была   тема урока или оставила   кого­то равнодушным? Почему? (нельзя забывать о героях, великих событиях, которые привели страну к победе)  Домашнее задание – дифференцированное (слайд 30) 1.Прочитать текст в учебнике , ответить на вопросы стр.44­50 2.«Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине. Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете? ( нарисовать  на листе бумаги  лозунг, плакат)  3.(По желанию) Составить кроссворд об основных этапах ВОВ. Список использованной литературы: 1.   Голубева   Т.С.,   Геллерштейн   Л.С.   Рассказы   по   истории   СССР   для   4   класса.   Москва «Просвещение» 1984. 2. Окружающий мир.3­4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт­диск) – издательство «Учитель», 2010 3.Внеклассные мероприятия. 4 класс / авт.­сост. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. – М.: ВАКО, 2004. – 160 с.

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)

Урок окружающего мира "Великая Отечественная война (1941-1945)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017