Тема: Охрана природы.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Форма проведения урока: урок-путешествие.На уроке ребята познакомятся 
 с исчезающими видами животных умеренного пояса. Ученики будут рассказывать сообщения о животных, работать с Красной Книгой Московской области.Будет предложена работа над проектом по Красной книге.Конспект урока по окружающему миру
            
        
        
        
                    
                
                    Урок окружающего мира во 2 классе
Решенок Марина Николаевна, учитель начальных классов гимназии №2 г. Коломны
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Тема: Охрана природы.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения урока: урокпутешествие.
Цели:  познакомить с исчезающими видами животных умеренного пояса;
   вывести учащихся на проект по животным, занесённым в Красную книгу;
   воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: карта Московской области, электронная карта (компьютер), видеофильм 
(телевизор), словарь, картинки с изображением животных, доклады учащихся, Красная 
книга, кружки.
Ход урока.
1.Самоопределение. 
 Ребята, вы любите путешествовать?
Давайте отправимся в путешествие по планете Земля. Хотите?
 А для чего нам нужно это путешествие? (Чтобы больше узнать о планете, на которой 
живём).
2.Актуализация. 
  Давайте вспомним что мы уже знаем и какие знания вы получали на прошлых уроках.
  Сколько на Земле тепловых поясов и какие? (5 поясов: 2 холодных, 2 умеренных и 1 
жаркий).
  В каком полушарии мы с вами живём? (В Северном).
  Какие тепловые пояса есть в Северном полушарии? (Холодный, умеренный и жаркий  
около экватора).
  Назовите зоны холодного пояса (Зона ледяных пустынь и зона тундры).
  Назовите зоны умеренного пояса. (Зона лесов и засушливая зона).
  В какой зоне мы с вами живём? (В лесной).
  Отгадайте слово, соберите его из букв. 
Е С О С К Т Э И М А               1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                ЭКОСИСТЕМА
  А что такое экосистема? ( Экосистема – это такое содружество живой и неживой 
природы, где все обитатели чувствуют себя как дома).
  Какие роли выполняют обитатели экосистемы?  (Кормильцы, едоки, мусорщики).
 Мы с вами на последних уроках говорили о разнообразии животного мира лесной зоны. 
Ребята готовили доклады. И на этом уроке мы продолжаем говорить о животных. 
(Выступления учащихся с докладами про волка, рысь.) Молодцы! А кто знает, какое животное называют царём леса умеренного пояса и считают 
его символом России? (Медведь).
 Я предлагаю посмотреть фрагмент видеофильма о медведе и познакомиться со средой
его обитания.
        Что нового вы узнали про медведя?
3.Выход на проблему. 
  Скажите, много ли животных встречается в наших лесах?  Почему?
Посмотрите на карту Московской области. Видите, какая большая наша область.
 Учёные, которые изучают животных Московской области сумели подсчитать, что, 
например, европейской норки всего 300 особей; речной выдры – 100 особей; белкилетяги 
настолько редки, что их численность даже не смогли подсчитать.
Учёныеорнитологи даже и птиц подсчитали: например, малой выпи 100200 гнездящихся 
пар; белого аиста – 8085 пар.
И можно ещё долго продолжать.
Так как вы думаете, много у нас животных? ( Мало).
 Кто же виноват в этом?
 Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Учащиеся говорят, например: « Как 
сохранить животный мир?» или «Охрана природы» и т.д.) На доске записывается тема 
урока.
4.Работа по теме. 
                Есть одна планетасад
                В этом космосе холодном.
                Только здесь леса шумят,
                Птиц скликая перелётных,
       Лишь на ней одной цветут
                Ландыши в траве зелёной,
                И стрекозы только тут
                В речку смотрят удивлённо.
        Береги свою планету – 
                 Ведь другой, пожалуй, нету.
Возникают затруднения:
        Кого охранять?
        Как охранять?   (Ответы учащихся).
 Ребята, а откуда мы можем узнать об исчезающих животных умеренного пояса, чтобы их 
охранять? ( Прочитать в энциклопедиях, посмотреть в Красной книге).
         Показ Красной книги.
Недавно вышло в свет 2ое дополненное издание Красной книги Московской области, над 
которой трудился большой коллектив учёных в течении 10 лет. В эту книгу вошло 718 
видов живых организмов. В ваших докладах есть животные из Красной книги, но вы не 
включили в доклады информацию об их численности и охране. Давайте дополним ваши 
доклады и поработаем с Красной книгой в группах. Но книга очень большая и одна. Вам 
будет неудобно с ней работать. Поэтому я приготовила для вас её младшую сестру: малую 
Красную книгу, в которую поместила информацию из большой книги. Ребята, вы уже 
работали по своим докладам с инструкционными картами. Руководители групп, получите 
материал и инструкционные карты.
(Учащиеся работают в течении 5 минут, а затем отчитываются) Отчёт руководителей по животным, занесённым в Красную книгу: бурый медведь, 
рысь, зелёный дятел, длиннохвостая неясыть. ( В это время на компьютере электронная 
карта, на которой показаны места обитания животных и их количество).
5.Выход на проект. 
   Понравилось вам самостоятельно узнавать чтото новое?
 Я предлагаю вам работу над проектом по Красной книге. Но проект будет не в виде 
докладов, а сделаем одну большую газету и в ней разместим собранный материал.
Для этого разобьёмся на группы. (На доске кружочки цветные из картона и карточки).
группа – сбор материалов: печатные издания и + Интернет;
группа – аналитики (обрабатывают поступивший к ним материал). Здесь 
нужны внимательные, усидчивые ученики.
группа – Оформители. ( Прессцентр).
группа – Презентация. (Умеющие грамотно, четко рассказать. Я думаю, что 
это комитет по науке).
 Вы подумали, чем будете заниматься? Итак, я раздаю вам кружочки. После звонка вы 
их оставите на парте и в перемену я запишу ваши фамилии, кто в какой группе будет 
работать над проектом.
6.Рефлексия.
   Нужно ли охранять природу и для чего?
 Русский писатель Михаил Пришвин так сказал о нашей природе: « Рыбе – вода, птице –
воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – 
значит охранять Родину».
Посмотрите на эти таблички:
1. Ежегодно сгорает от 17 млн.га леса;
2. 80% лесных пожаров по вине человека,
3. Сокращается площадь леса на 15 млн.га;
4. За день: исчезает 100 видов растений и животных;
5. Ежегодно сбрасывается в водоёмы 184 т. загрязнённой воды;
6. 60% болезней людей – результат плохой экологии.
Запомни: оставленный в лесу пакет не разлагается 50 лет;
                железная банка   100 лет;
                а полиэтиленовая бутылка остаётся навечно в лесу.
  А чем мы с вами можем помочь природе, животным? 
 Можем ли мы помешать вырубке леса, браконьерам?
Пока не можем, потому что ещё маленькие. Когда вырастите, я, думаю, вы постараетесь 
бережно относиться к природе.
А что же мы сейчас можем?
24 января в Парке Мира проходила акция «Помоги птицам». В ней принимали участие 
школьники города и в том числе ученики 67х классов нашей гимназии.
А мы с вами сможем помочь птицам?
На уроке труда завтра мы сделаем кормушки для птиц и развесим их во дворе школы и в 
парке.
7.Задание на дом.  Начать сбор материала для проекта.