Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
17.02.2017
Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание".Материал для урока старалась подобрать интересный для ребят. Усть задание для разных видов работ: коллективной, индивидуальной, групповой.Задания ориентированы на воспитание моральных качеств детей. Урок дополнила отрывками из мультфильма "Библейские притчи", песней "Дорогою добра". В конце урока дано домашнее задание нарисовать солнышко и написать добрые дела, которые дети совершили за неделю.урок
урок Милосердие и сострадание.docx
Урок по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание» ( 4 класс)
Цель:
Способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии и
благотворительности;
Организовать ситуацию для развития доброты, умения сострадать, эмоциональной
активности;
Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.
Форма: Беседа.
Методы: Рассказ, диалог, использование мультимедийных технологий.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Добрый день, ребята. Давайте познакомимся с вами, давайте
возьмёмся за руки, построимся в круг и начнём урок с песни. Послушайте
музыкальную композицию (песня «Дорогою добра»).
О чём задумались, прослушав песню? (о добре, дружбе)
Вы встали рядом, что вы почувствовали? ( Ответы детей: хорошее настроение:
ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло
на ваше настроение).
Если произнести слово «добро», что оно значит для вас? (Ответы детей: Теплота.
Доброта. Спокойствие. Любовь. )
Учитель: Добро это радоваться, откликаться на чувства других и держать свою
душу открытой.
Учитель: А теперь послушайте рассказ писателя Федора Достоевского «Дорогая
копеечка» (рассказ каторжника). Каторжником называли людей, отбывающих
наказание за какоето преступление в 19 веке. (2 слайд)
«Дорогая копеечка»
Я возвращался с работы один, с конвойным, навстречу мне прошла мать с дочерью.
Дочь была девочка лет девяти.
Я уж видел их раз. Мать была солдатка, вдова. Муж ее был под судом и умер в
больнице, в арестантской палате. В то время и я там лежал больной.
Жена и дочь приходили в больницу прощаться с покойным; обе ужасно плакали.
Увидя меня, девочка закраснелась и прошептала чтото матери. Мать тотчас же
остановилась, отыскала в узелке чтото и дала девочке. Девочка бросилась бежать за мной. Она сунула мне в руку монету и сказала: «На, несчастненький, прими
Христа ради копеечку». Я взял копейку, и девочка возвратилась к матери
совершенно довольная.
Эту копеечку я и теперь храню у себя.
Учитель: О чем этот рассказ? Почему каторжник хранит копеечку? О каком
хорошем человеческом качестве рассказывает оно?
/ответы учеников/ Доброта, жалость, сочувствие
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? (о добре)
Особый вид доброты — милосердие.
Основная часть.
2.
(3 слайд)Учитель: Тема сегодняшнего урока «Милосердие и сострадание» .
1) Что значат эти слова? ( Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание,
любовь к людям).
(4 слайд) Перед вами, ребята, листочки, которые я приготовила для вас. На них
есть определение этих слов. Давайте прочитаем их.
В словаре С.И. Ожегова даётся толкование слова милосердие: «Милосердие – это
готовность помочь кому–либо или простить когонибудь из сострадания,
человеколюбия.
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие –
сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому,
милостливость, мягкосердость».
2)Исследовательское задание:
Учитель: Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите
корень слова. (Дети отвечают, что в слове два корня)
Молодцы! Итак, корень «мил» и корень «серд».
Что значит милосердный? (милый сердцу).
(5 слайд) Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит
о сердце, которое милует, любит и жалеет.
А как вы понимаете смысл слова сострадать? (жалеть, сочувствовать,
сопереживать).
Учитель: Как назвать человека, который обладает этими качествами?
(милосердный)
О каком человеке так можно сказать?
Милосердный это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К
каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. (6 слайд) Учитель: Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.
Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на
вопрос Христос рассказал «Притчу о милосердном самарянине» жителе Самарии,
области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян
невежественными, чужими и смотрели на них свысока (в учебнике стр. 42
последний абзац найдём эту притчу и прочтём).
Мультфильм.
Учитель: Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
Ребята, на листочках под цифрой 2 прочитайте вопросы и выберите тот, на
который бы вы хотели бы ответить.
( Какие добрые дела совершил самарянин? омыл раны, привёз в гостиницу
Все ли люди могут поступить так же, как он? Нет, некоторые, погруженные в свои
высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно. А
самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь.
Милосердие и любовь к человеку оказались выше религиозной розни).
: А вот как закончил притчу Христос. Окончив притчу, Иисус спросил:
Учитель
«Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?»
Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и
ты поступай так же».
Учитель: Как нужно поступать людям?
Кто такой ближний? У вас на листочках есть задание 3, ответьте, как вы поняли,
кого называют ближним.
(7 слайд) а) это тот, кто нуждается в твоей помощи.
б )это тот, кто не оставит тебя в беде.
Учитель: Можно ли назвать самарянина милосердным человеком?
Ответы детей: Да. Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы
должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового
помочь в беде другим.
Учитель: Можно ли научиться быть милосердным? Милосердию можно и нужно
научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем
это станет доброй привычкой твоего сердца. Учитель: Давайте поразмышляем: часто ли вы слышали слово, вынесенное в
название урока? А как часто вы видели милосердие в реальной жизни?
3) Давайте сыграем в игру «Сердечко милосердия». Вы должны, передавая
сердце милосердия друг другу рассказать о какихлибо милосердных поступках,
которые совершают люди по отношению друг к другу или совершили вы в своей
жизни. Начнём с меня: моя семья участвует в проекте «Русфонда» в акции добра,
где помогают больным детям.
Учитель:– Какие у вас были чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые
дела? (радость)
Вспомните рассказ Достоевского, почему девочка была довольная после того, как
она отдала копеечку? Милосердие – это добро, которое нельзя увидеть, но можно
почувствовать в наших делах, поступках, мыслях.
4)Работа с новым понятием. Комментированное чтение статьи из пособия
МИЛОСТЫНЯ.
Учитель:– Одно из дел милосердия – милостыня. Каким же образом можно
оказывать милостыню и что включает в себя это понятие?
На стр. 4445 учебника есть понятие милостыни. Зачитайте. (Ответы детей)
(8 слайд) Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай!» А святой
Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в
мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра,
произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе.
Ведь от этого твоя душа стала светлее».
Как вы понимаете эти слова?
( Ученики делают вывод из прочитанного)
Учитель: – Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как
встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя
Христово». И очень непросто решить, какая из этих рук несёт больше добра.
Богатый видел людскую нужду, становился мягче. А получивший милостыню знал,
за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего
спасается», – говорили в старину.
Учитель: – Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый
будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет? (не
будут делать добрые дела) Учитель: Продолжим размышлять о том, как человек может проявить
милосердие.
Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома,
а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет
возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим
на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков,
жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких
несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром.
Как им можно помочь?(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)
(9 слайд) Учитель: Христос сказал, что когда подаёте милостыню, пусть правая
ваша рука не знает, что делает левая. Почему? Хорошо ли трубить всем вокруг о
том, что ты помог комуто?
А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело?
Вы всегда замечаете, как вы дышите? Может ли желание добра другим людям
стать для человека таким же естественным и незаметным для него самого, как и его
собственное дыхание?
Можно ли сказать, что это признак хорошего, святого человека?
Учитель: Выполните следующее задание № 4 в листочках, обсудив его в парах.
Решите, какие высказывания нельзя отнести к милосердию? Почему? Напомните
мне, какие качества нужно проявлять, работая в паре? (Дети называют:
уважение, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать
мнение другого и т.д.)
Задание. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к
милосердию.
Подать милостыню; прощать обиды; накормить голодного; дать изза боязни
показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому
не нужно; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего;
дать в обмен на чтото; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или
благодарности; поделиться последним куском хлеба; посетить больного; дать
добрый совет.
(10 слайд) Учитель: Назовите мне высказывания, которые не соответствуют
милосердию. Почему вы их вычеркнули? Объясните кратко (Отвечает один человек из пары по цепочке) (Дать изза боязни показаться другим жадным;
подарить то, что самому не нужно; дать в обмен на чтото).
Учитель: Понятие о милосердии и благотворительности возникло в России с 1764
года. В Москве, в Петербурге, в Новгороде впервые появились больницы для
бедных.
(11 слайд) Для развития систем государственной благотворительности в России
Екатерина II подписала приказ о системе государственной помощи для школ,
больниц, госпиталей, неизлечимых больных, приютов и т.д.
(12 слайд)Императрица Мария Федоровна и супруг император Павел I тридцать лет
руководили благотворительностью.
В 1802 году Александр I создал благотворительное, императорское,
человеколюбивое общество.
(13 слайд) Во время первой мировой войны Великая княгиня Елизавета Фёдоровна
ухаживала за ранеными в качестве сестры милосердия, она была сестрой
императрицы.
(14 слайд) Учитель:– К счастью сегодня, традиции благотворительности
возрождаются. Существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь»
актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих
раком. А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Одним из
основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи
для детей с нарушениями развития и их родителей «Дети Земли», «Линия жизни».
Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро»
смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Существуют и
благотворительные фонды помощи бездомным животным.
Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.
(15 слайд) 3.Рефлексия. Посмотрите на ключевые слова нашего урока. Теперь вы
знаете значение этих слов?
Учитель:
•
•
•
Учитель: – Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас
всех и что вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но
помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Я хочу вам пожелать: будьте
Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?
Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке? внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите
посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте
искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь
милосердие к людям, то становишься богаче духовно.
Ребята, вы сегодня замечательно работали.
4.Домашнее задание. (15 слайд)
Рисунок «Солнышко милосердия»
1)Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные
поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на
лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время.
2) Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии.
Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.