конспект урока Отношение христианина к природе.doc
урок
по ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
4 КЛАСС
Учитель Чинакал Наталия Юрьевна
МБОУ «ООШ имени Н.Д.Серова с.Юнгеровка
Лысогорского района Саратовской области»
1 Тема: Отношение христианина к природе.
Цель урока: помочь учащимся осознать общегражданскую и личную
ответственность человека за вверенный ему мир.
Задачи урока:
– освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к
природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к
животному миру;
– осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в
мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;
– обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению
делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений
автора учебной статьи.
Планируемые результаты:
Предметные:
моделировать самостоятельные высказывания;
воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
организовывать рабочее место;
осуществлять контроль выполненных действий;
оценивать свою деятельность.
Познавательные:
ориентироваться в материале учебника;
осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
выдвигать гипотезы и их обосновывать;
устанавливать причинноследственные связи.
Личностные:
формировать личную ответственность за сохранение природы;
уметь работать в группе
Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для рисования, цветные
карандаши или фломастеры, пазлы для составления картины.
2 Ход урока:
Выявление восприятия, мотивация.
1) Прослушивание песни «Край родной»
(слайд с изображением природы)
О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
2) Вводная беседа.
Вы часто гуляете на лоне природы?
Что такое природа?
Есть ли у вас любимые места на природе? Расскажите о них.
Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Он сотворил за шесть дней
природу и человека и вложил в мир Свою любовь и мудрость. Всемогущий
Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни,
с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми
ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько
обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов,
трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной сутолоке
мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь.
Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить на этом
уроке?
3) Работа с текстом учебника (самостоятельное чтение второго абзаца)
Осмысление прочитанного. (слайд – портрет М.В.Ломоносова)
О каких книгах великий Ломоносов говорил, что они написаны Богом?
Как вы понимаете мысль Ломоносова о двух книгах, данных Творцом
человеку?
Был ли великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов
верующим человеком? Как ты это понял?
4) А сейчас послушайте одну историю. (слайд – портрет И.Ньютона)
Както Ньютон принимал у себя дома гостей. Это были его коллеги,
профессора того университета, где трудился Ньютон. В беседе Ньютон
упомянул о Боге, который создал наш мир. Один его собеседник возразил:
«Ну что, вы, господин Ньютон, никакого творца у нашего мира нет. В природе
все создается и развивается само собой, без вмешательства какогото
3 божественного разума!». Хозяин дома не стал спорить. Но после чая он
пригласил гостей в свою лабораторию. Украшением лаборатории Ньютона
была модель Солнечной системы. Это был как бы глобус из тонких прутиков.
На прутья были нанизаны шарикипланеты. В центре был светильниксолнце.
Вокруг третьей планеты Земля вращалась луна. Планеты можно было
передвигать по прутьям, выстраивать из них разные сочетания, показывать
причины затмений и тому подобное.
Гости были в восторге от этой конструкции. И вот тот самый физик,
который за чаем сказал, что мир понятен и без Бога, спросил Ньютона:
«Скажите, а где найти того мастера, который сделал для Вас такую
замечательную модель! Я хочу заказать ему такую же для себя!». На что
Ньютон вполне серьезно ответил: «А никакого мастера нет! Эта модель
возникла тут сама собой. Знаете, постепенно появились эти прутики и
шарики. Шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти
прутики и вот так вот закрутились!». Гость растерялся: «Да вы шутите,
такого не может быть! Эта модель слишком сложна, чтобы вот так вот
случайно возникнуть! Ее обязательно ктото изготовил!». Тут уж пришла пора
для серьезного ответа, и Ньютон сказал: «Скорее шутите Вы! Скажите, что
сложнее – эта игрушечная модель мироздания или само мироздание? Но еще
час назад Вы утверждали, что у нашего мира нет никакого Творца и все
возникло случайно, а теперь вы же уверяете, что даже для гораздо более
простой игрушки все же нужен творец!».
– Были ли сходны мыслям Ломоносова мысли учёного: англичанина Ньютона?
5) Слово учителя о воздействии человека на природу.
6) Исследовательская работа с текстом учебника с.85
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ
Внимательно прочитайте текст и объясните, почему забота об окружающем
мире – это задание БогаТворца человеку?
Осмысление прочитанного.
Чем человек отличается от животных?
Какая разница между человеком и животными, по замыслу Божьему?
На какую ступень Бог ставит человека?
Как человек должен относиться к природе, по замыслу Божьему? Что
в этой логике делаете вы?
В чем проявляется милосердие к животным?
4 Есть ли у вас домашние питомцы, и какие у вас обязанности перед
ними?
Расскажите о своем отношении к природе. Вы чувствуете, что сейчас
можно говорить об экологической беде?
Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия
человека на природу?
Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие
экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении
природы и преумножении её богатств? Что в конечном итоге будет
выгоднее человечеству и почему?
Как на поставленные выше вопросы отвечает автор учебника?
Согласны ли вы с утверждением автора учебника, что истинным
хозяином мира является Бог, а не человек? Свою точку зрения
аргументируйте.
Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира?
Львы могли бы охранять саванну, волки – лес и степь, акулы море,
орлы – горы, в том числе, и от человека.
Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку
приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это
проявляется?
Расскажите о значении слова экология. (Экология /социальная/ – раздел
науки, в котором рассматриваются взаимоотношения человека и
окружающей среды). Какое отношение оно имеет к теме нашего урока?
7) Чтение материала о Ноевом ковчеге. С.85 (слайд И.Айвазовский
«Всемирный потоп»)
О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?
Чем отличается поведение Ноя, когда он в свой ковчег взял «каждой
твари по паре», от поведения современного человека, который берёт к
себе в дом обезьянку или медвежонка?
Как в поведении Ноя проявилось его послушание Богу?
Представьте себе, как проходил день Ноя и его семьи, если ему
приходилось кормить животных, а в его ковчеге плыли звери, одни из
которых ели в первом часу ночи, другие – во втором, третьи – на
рассвете, четвёртые – днём, пятые – на закате и т.д.
Как связан современный человек с Ноем? Что сделал Ной для
современного человека? Обязан ли современный человек Ною?
Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой?
5 Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже
дошкольник, для христианского отношения к природе?
8) Минипроект «Что мы можем сделать для улучшения среды?»
(работа в парах, группах)
Описание:
Участники,
Цель,
Действия,
Результат.
9) Прочитайте отрывок стихотворения замечательного русского поэта
Федора Ивановича Тютчева: (слайд)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Как вы понимаете эти слова?
Чем для христианина является природа?
10) Практическая работа.
Нарисуйте три круга. Расположите их один над другим. Впишите в них слова:
«Природа», «Бог», «Человек» – так, чтобы получилось христианское
представление о том, кто кому (чему) служит. Проговорите это задание в
парах, приведите доводы, свидетельствующие о правильном порядке
следования (иначе говоря, иерархии). Как вы думаете: мир иерархичен (то
есть упорядочен, одно должно следовать за другим в определенном порядке)
или беспорядочен? От чего это зависит?
11) Так как человек является частью природы и должен о ней заботиться,
давайте составим правила отношения человека к природе. ( У детей пазлы,
по количеству которых должны быть составлены правила отношения человека
к природе. Затем правила зачитываются, прикрепляются на видное место, а
пазлы собираются в картину с изображением красивого уголка природы.)
6 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Рассмотрите иконы святых, где они изображены вместе с животными.
Залогом чего для всех нас может стать такая дружба?
Вы помните, что в раю не было вражды между человеком и животными.
Что же являет нам пример святых? (Гармонию можно восстановить, многое
зависит от человека).
В заключении послушайте стихотворение:
Родная природа.
Люблю родную я природу:
Поля и реки, и леса.
И в ясный день, и в непогоду
Мне дорога её краса.
Люблю бродить я по дорожкам
В густом лесу, между полей.
И нету места мне дороже,
Милей, привольнее, родней.
Пруды, луга, леса, тропинки
Все сердцу дороги, милы.
Знакома каждая травинка,
Цветочек, деревце ветлы.
А сколько здесь грибов и ягод!
Полей незримые края!
Взгляни на север и на запад
Всё это Родина моя!
Природы прелесть дорогую
Должны мы с детства охранять.
Чтобы цвела Земля родная,
Чтобы могла всем счастье дать.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
(по выбору)
1. Напишите минисочинение на тему:
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению
экологической проблемы?».
7 2. Нарисуй иллюстрацию к Библейской истории «Всемирный потоп».
3. Ответьте на вопросы учебника с. 85.
8
Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.