Крошкина Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ школы №9
г. Кулебаки Нижегородской области
Предмет обучение чтению, математика
Класс 1 класс
Тема «В цирке»
Учебник (автор) Андрианова Т.М. «Букварь»,
Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. «Математика»
Форма урока урок – панорама с участием родителей
Вид урока урок повторения изученного материала
Цель: повторить знания учащихся по предметам (обучение чтению,
математика, окружающий мир) по итогам 1 четверти.
Задачи:
1. Формировать навык полноценного чтения, умения работы с текстом,
знания о гласных и согласных звуках.
2. Закрепить приёмы вычислений вида + 1, + 2; умение решать простые
задачи; знания о геометрических фигурах.
3. Развивать познавательную активность учащихся, расширять кругозор,
обогащать словарный запас.
4. Развивать память, внимание, логическое мышление.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным,
ответственность за тех, кого приручили.
6. Развивать коммуникативные способности детей.
7. Повышение психологопедагогической компетентности родителей.
Оборудование: компьютерная презентация, модели часов, карточки –
«билеты в цирк» для дифференцированной работы, магнитная доска,
карточки с буквами и цифрами, выставка книг о династии дрессировщиков
Дуровых. 1. Оргмомент
План
2. Математика:
1) Упражнение в умении определять время по часам.
2) Решение примеров (самостоятельная дифференцированная работа).
3) Работа с натуральным рядом чисел.
4) Упражнение в распознавании геометрических фигур.
Физкультминутка (игра на внимание)
5) Работа над задачей.
6) Работа над составом чисел.
3. Обучение чтению:
1) Упражнение в распознавании букв, обозначающих гласные и согласные
звуки.
2) Работа со скороговоркой.
Физкультминутка
3) Чтение слов, составление схемы слова.
4) Работа с текстом.
5) Беседа о династии дрессировщиков Дуровых.
6) Задания на смекалку.
7) Игра «Конфеты с секретом».
4. Итог урока. ХОД УРОКА
Оргмомент
I.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вопервых, потому что к нам в гости
приехал цирк, а, вовторых, потому что посмотреть и поучаствовать в этом
цирковом представлении мы пригласили самых близких людей – родителей и
воспитателей детских садов. Поприветствуем друг друга аплодисментами!
(Заранее подготовленные дети читают стихи)
Фанфары громче зазвучите,
Мы всем гостям сегодня рады!
В нарядный класс скорее проходите,
Вас ждёт начало цирковой программы!
II.
Математика
1. Упражнение в умении определять время (работа с моделями часов)
В перемену вы рассмотрели афишу. Кто был внимателен и запомнил, во
сколько начинается цирковое представление? Опаздывать в цирк нельзя,
поэтому давайте выясним, какие из трёх часов показывают нужное время.
1 2 3
Какое время показывают остальные часы? Какое время показывали часы за
два часа до этого момента?
2. Решение примеров (самостоятельная дифференцированная работа).
– В цирк пропускают строго по билетам. Они лежат у вас на партах. Платить
денег за них не нужно, достаточно лишь правильно решить примеры с
обратной стороны.
… + 1 = 7 5 + 2 = … 4 + 1 = …
4 … …=6 9 – 2 = … 6 + 1 = …
… 1 = 8 6 + 2 = … 10 1 = …
5 … …=4 10 – 2= … 8 + 1 = … 0 + … = 2 8 – 1 = … 3 – 1 = …
розовые билеты зелёные билеты жёлтые билеты
(сильные) (средние) (слабые)
Проверка фронтальная: 1 группа читают примеры целиком, 2я и 3я
только ответы.
3. Работа с натуральным рядом чисел.
Проходим в гардероб. Посмотрите, вешалки под какими номерами ещё
свободны?
Назовите число, предыдущее 3, 7. Последующее 5, 8.
Назовите соседей числа 8.
Назовите двузначное число.
Назовите чётные числа, нечётные.
Как называется этот ряд чисел? (натуральный)
Какое натуральное число наименьшее? (1) Наибольшее? (Не существует)
Что значит, к числу прибавить 1? Вычесть 1? Прибавить 2? Вычесть 2?
4.
Упражнение в распознавании геометрических фигур
Усаживайтесь поудобнее. Закройте глаза, положите голову на руки. Представьте,
что гаснет свет. За занавесом артисты, они волнуются перед выступлением,
заканчиваются последние приготовления. И вот цирк зажигает огни!
Эй, не стойте у дверей,
Проходите поскорей!
Народ собирается,
Цирковое представление начинается!
И первым на сцену выходит весёлый клоун.
Отгадайте, как его зовут?
2 3 5 4 1
о с я т К (Костя)
Почему это слово записано с заглавной буквы? Какое правило вы знаете?
Костя пришёл к нам с необычными воздушными шарами. Сколько шаров у клоуна?
Какие геометрические фигуры расположены только в 1ом шаре?
Что вы знаете о луче? Прямой линии? Ломаной?
Какие геометрические фигуры находятся только во 2ом шаре?
Как назвать их одним словом? (Многоугольники, замкнутые ломаные)
Какие геометрические фигуры принадлежат и первому, и второму шару?
Физкультминутка (игра на внимание)
Весёлый клоун придумал для вас игру. Если я показываю красный круг –
девочки берут себя за нос, мальчики за уши, если синий – мальчики за нос,
девочки за уши. Предлагаем родителям встать и поиграть вместе с нами.
Молодцы!
5. Работа над задачей.
Внимание, на арену цирка выходит следующий артист. Он умеет ловко
подбрасывать в воздух и ловить сразу несколько предметов.
Кто это? (Жонглёр) Проговорим хором это слово.
Он действительно очень ловкий, поскольку жонглирует сразу несколькими
стеклянными тарелочками, и ни одной не разбил.
Составьте задачу про жонглёра и его тарелки.
У жонглёра было 4 красных тарелки и 2 синих.
Сколько всего тарелок было у жонглёра?
Повторите условие задачи, вопрос.
Работая в парах, запишите решение задачи с помощью карточек с цифрами на
парте.
(Один ученик записывает решение на магнитной доске. Проверка
фронтальная.)
Кто так же решил задачу? (4 + 2 = 6, 2+4=6)
Прочитаем данный пример разными способами.
Какой ответ в задаче? Поблагодарим жонглёра за выступление. Но советую никогда не повторять этот
номер дома с мамиными тарелками, иначе в цирк вас больше никогда не
отпустят. (Аплодисменты)
6. Работа над составом чисел.
А сейчас на арене кошкиканатоходцы! Сумма цифр на их лапках должна быть
равна числу на кончике хвоста, только тогда они смогут сохранить равновесие.
Вспомним состав чисел и поможем пройти по верёвочке.
Молодцы! (Аплодисменты)
III
. Обучение чтению
А ходят кошки вот по такой верёвочной тропинке. Повторим схему (по
цепочке)
1. Повторение схемы
(Схема проговаривается детьми «по цепочке»)
устная речь письменная
предложение
слово
слог
звук
гласные согласные 1.
Упражнение в распознавании букв, обозначающих гласные и согласные
тв.мягк. зв.глух.
звуки.
И вновь на арене цирка клоун Костя. Он перепутал карточки с буквами и не
может разобраться с ними. Давайте поможем.
г
в р у
г
а й к
г
э ы и
Назовите буквы, которые обозначают гласные, согласные звуки.
Каких букв три? Какая по счету слева буква Г во втором ряду?
Какие звуки обозначает буква «эр»?
Какую букву нужно убрать, чтобы остались только согласные в
1ом ряду? Какая буква лишняя в 3 ряду? Почему? Какие буквы обозначают
парные согласные звуки?
2. Работа со скороговоркой.
Давайте выучим скороговорку про Костю.
Приехал клоун Костя в Кулебаки в гости.
Чтение скороговорки: учителем, хором, поодному, с логическим ударением
на разные слова, с разной интонацией (радостно, испуганно, как медведь…).
Физкульминутка игра «Веришь – не веришь»
Давайте немного отдохнем: (если предположение учителя верное дети
поднимают руки вверх; если неверное прячут за спину):
буква «и» обозначает мягкость предыдущего согласного звука;
предложение состоит из звуков;
в конце предложения ставится точка, восклицательный, вопросительный
знаки;
звук [н] гласный;
буква «М» обозначает 2 согласных звука;
сколько в слове гласных, столько и слогов.
3. Чтение слов, составление схемы слова.
Внимание, а сейчас на арене цирка дрессированные животные. А какие именно
давайте прочитаем.
собаки тигры
медведи тигрёнок слоны тигриный
Чем похожи слова в первом столбике? (обозначают названия животных, во
множественном числе)
Какое слово в первом столбике лишнее? (слоны – 2 слога)
Чем похожи слова второго столбика? (общая часть – «тигр», близки по
смыслу)
Как называются эти слова? (родственные)
Подберите к ним ещё одно родственное слово.
Какое слово во 2ом столбике отвечает на вопрос какой?
Как оно называется? (имя прилагательное)
Составим «живую» схему слова тигры.
(тигры)
3. Работа с текстом.
Что умеют делать в цирке все эти животные, вы узнаете, если прочитаете текст
на доске.
В каникулы мы с классом ходили в цирк. Там грозные тигры
прыгали через кольцо. Бурые медведи катались на мотоциклах.
Собаки танцевали под музыку. Слоны стояли на двух ногах.
Наездники гарцевали на конях. Мы любим цирк!
Чтение текста:
учителем (проблемный вопрос «Какие животные выступают в цирке?»);
самостоятельное чтение с пометами (около слов, значение которых вам
непонятно, поставьте простым карандашом знак вопроса);
Гарцевать на лошади – это значит умело, красиво ездить верхом;
щеголять ловкостью в верховой езде.
Бурый – это один из оттенков коричневого цвета.
чтение «цепочкой» (проблемный вопрос: Сколько предложений в тексте?);
беседа по содержанию: Что умеют тигры? Слоны?
Кто катается на мотоциклах?
Кто танцует под музыку?
выразительное чтение одним учеником;
пересказ.
4. Беседа о династии дрессировщиков Дуровых.
Как называют в цирке человека, который дрессирует зверей? (дрессировщик)
В нашей стране есть известная семья, в которой несколько поколений
занимались дрессировкой животных. Какая у них фамилия вы узнаете, если решите правильно пример:
7 + 5 = …
10 – Ивановы
11 – Лазаревы
12 – Дуровы
Подробнее о Дуровых нам расскажет семья … . После прослушивания ответьте
на вопрос: «Как Дуровы относились к животным, которых дрессировали?»
(Ученик и его мама делают сообщение, подготовленное заранее дома)
Дуровы – это семья артистов цирка, клоунов и дрессировщиков. Они
Создали новую школу дрессировки. Дуровы выступали с разными
Животными: тиграми, львами, слонами и другими. Ко всем этим
животным они относились с любовью, заботой и лаской.
Об этой семье есть книги в нашей школьной библиотеке. Вы можете их
почитать сами или вместе с родителями.
(Учитель знакомит детей с выставкой книг по данной теме).
Вы тоже можете попробовать себя в роли дрессировщиков дома с домашними
питомцами, используя опыт Дуровых. И помните, что с того момента, когда вы
взяли домой кошку, собаку, хомячка или попугая, вы в ответе за их жизнь.
Костя задаст вам несколько вопросов. А вы на них отвечайте «вот так»,
сопровождая ответы движениями.
Физкультминутка
Как живёшь?
Как идёшь?
Как бежишь?
Как спишь?
Как даёшь?
Как берёшь?
Как молчишь?
Как сидишь?
5. Задания на смекалку.
Отгадайте, кто будет выступать последним номером цирковой программы?
Он во фрак всегда одет,
Зайца превратит в букет.
Голубь выпорхнет оттуда
Фокус это или чудо? (фокусник)
Фокусник приготовил для вас несколько интересных заданий.
Для начала проверим вашу смекалку. Решите задачу:
Стоя на двух лапах, дрессированная собачка вести 3кг. Сколько она Будет весить, если встанет на все четыре лапы?
С задачей вы справились, значит, сможете разгадать слова, которые фокусник
зашифровал с помощью волшебной палочки.
(Банан, косточка, кисточка)
БА
___
Н
КО100ЧК
А
КИС
6. Игра «Конфеты с секретом»
Фокусник угощает вас конфетами. Будьте осторожны – конфеты с секретом!
Вставьте в геометрические фигуры на ваших «конфетах»карточках буквы из
тех же фигур на доске, и вы узнаете секретное слово.
Шифр на доске:
Задания на «конфетах»карточках:
Хором: Молодцы!
I.
Итог урока.
(Молодцы)
На этом цирковое представление заканчивается! На память о нём возвращаю
ваши билеты.
Я прошу вас оценить урок. Если урок вам понравился и вам всё было понятно –
поднимите вверх большой палец, если не понравился – опустите его вниз, если
чтото на уроке осталось непонятным – поверните большой палец в сторону. Чья работа на уроке понравилась больше всего?
Я тоже хочу оценить вашу работу вот так. Ведь чтобы стать участниками
сегодняшнего циркового представления, нам пришлось вспомнить весь материал
по всем изученным предметам.
Пожелаем друг другу дальнейших успехов. Урок окончен.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.