Урок по биологии "Лишайники"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Урок по биологии "Лишайники"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
11.01.2017
приложение (раздаточный материал)

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
урок.doc
Урок в 7 классе: «Лишайники» 1 Цели: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника. Задачи:  1.Формирование у учащихся новых понятий о лишайниках как симбиотических организмах. 2.Развитие познавательного интереса. 3.Формирование бережного отношения к природе. Оборудование: таблица «Лишайники», учебники, гербарии, раздаточный материал. Ход урока: 1. Организационный момент Настрой на рабочий лад. 2. Актуализация знаний. Чтение стихотворения Ю. Лциника. Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.  Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.  На лесном валуне – между мхами – причуды кладоний.  Эти формы познай, их фантастику запечатлев.  Будто явлен в модели нам образ другой биосферы!  Вот комочек– как рюмочка, рядом – как гранистый лед.  А наросты центрарий похожи на дебри Венеры,  Через эту чащобу торопится жук – вездеход.  Без комочков Север всю прелесть бы сразу утратил,  Потому изучаю палитру задобренных скал. (Ю.Лциник). ­О каком организме сегодня на уроке пойдет речь? Разгадывание кроссворда. Специальные клетки гриба для размножения и расселения. (споры) Самые древние растения. (водоросли) Гифы гриба. (мицелий) Ядерные организмы, выполняющие роль разрушителей в экосистеме. (грибы) Тело водорослей, грибов. (слоевище) Растения, производители органического вещества. (автотрофы) Процесс   создания   растениями   органических   веществ   из   углекислого   газа   и   воды   с использованием энергии света. (фотосинтез) В выделенных клетках получается слово – Симбиоз. 3.Изучение нового материала. Как мы назовем тему нашего урока? Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня вести беседу? (Учитель   нацеливает   учащихся   на   то,   чтобы   они   дали   определение   «Что   такое симбиотический организм»). Что мы понимаем под симбиозом? Приведите примеры симбиотических организмов. – Сегодня на уроке мы познакомимся со строением этих организмов, и ответим на такие вопросы как: Почему соотношение гриба и водоросли можно назвать симбиозом? А не временное ли это сожительство? Где встречаются лишайники? и другие. 2 Записать в тетрадь тему. Далее ­определение лишайников. Лишайники — это своеобразная группа живых организмов, тело (слоевище) которых образовано   двумя   организмами   –   грибом   (микобионт)   и   водорослью   или цианобактерией (фикобионт), находящимися в симбиозе. Сегодня на уроке мы побудем маленькими исследователями. Для этого мы разобьемся на мини­лаборатории. Каждая лаборатория получит свое название. 1 мини­лаборатория (1 команда). «Исландский мох» История открытия лишайников. Во время долгих странствий  древнееврейского  народа по пустыне (они продолжались,  согласно Библии, сорок лет) люди вначале сильно бедствовали от нехватки пищи. Но после месяца невзгод, проснувшись как­то утром, они обнаружили на земле непонятный налёт, похожий на крупу или иней. Впервые увидев его, люди удивлённо стали спрашивать друг у друга: «Манна?» (В переводе на русский — «Что это?») Манна (так и назвали этот налёт) оказалась съедобной, её мололи, толкли в ступах, варили в горшках или пекли из неё лепёшки.   Все   сорок   лет   странствий,   говорится   в   книге   Библии   «Исход»,   каждое   утро   евреи   собирали принесённую ветром или упавшую с неба манну, «небесный хлеб», что помогало им прокормиться в пустыне. (Отсюда и произошло выражение «манна небесная»).   Современные   учёные   считают,   что   речь   идёт,   вероятно,   о   комочках   лишайника   аспицилии   съедобной, которые называют лишайниковой манной. Обитает этот лишайник в пустынях, степях, засушливых горных областях. Серые или бурые комочки аспицилии переносит ветер на далёкие расстояния, они могут выпадать в виде лёгкого дождя, оседают в низменных местах в виде наносов. Один этот лишайник, правда, никак не смог бы прокормить большое количество людей долгое время, но мог служить подспорьем в питании. 2  мини­лаборатория (2 команда).   Место обитания лишайников. Рост лишайников.     «Олений мох» Они   растут   на   поверхности   почвы,   горных   пород,   на   коре   деревьев   и   кустарников,   плотно   срастаясь   с субстратом. Лишайники – индикаторы состояния окружающей среды, они очень чувствительны к загрязнению атмосферы, поэтому в крупных городах, как правило, не встречаются. При повышении загрязнения воздуха отмечается исчезновение лишайников: сначала вымирают кустистые, потом листовые, потом накипные. Обратите   внимание   на   микрорайон   города,   где   Вы   живете,   встречаются   ли   там лишайники? Какой можно сделать вывод о чистоте воздуха в городе? Растут   все   лишайники   необычайно   медленно.   А   медленнее   всего   —   накипные   лишайники.   Например, альпийский лишайник умбиликария цилиндрическая за 200 лет вырастает всего на миллиметр(!), а пельтигера рыжеватая – на 25­27 мм.  Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. Чтобы узнать возраст лишайника, надо измерить скорость его роста и размер, а затем подсчитать их соотношение. Средний возраст   лишайников   от   30   до   80   лет.     В   Арктике   были   найдены   экземпляры   лишайника   ризокарпона географического, возраст которых — 4, 5 тыс. лет. . Пожалуй, лишайники могут поспорить в долголетии с секвойей гигантской и сосной долговечной, у которых возраст самых старых особей — «всего» 3­5 тыс. лет. 3  мини­лаборатория (3 команда). «Ксантория» Внешний вид лишайников. Тело лишайников представлено слоевищем, или талломом. 3 Заполнить схему. Привести примеры данных лишайников, используя гербарии. 1) похожи на кору дерева. Они растут на поверхности почвы, горных пород, на коре деревьев и кустарников, плотно срастаясь с субстратом и не отделяется от него без значительных повреждений –  накипные или корковые, ксантория настенная. 2) более высокоорганизованные лишайники, слоевище в форме пластинок, распростертых по субстрату и срастающихся   с   ним   посредством   пучков   гиф.   На   субстрате   имеют   вид   чешуек,   розеток   или   обычно разрезанных на лопасти крупных пластинок – листоватые, пармелия, гипогимния. 3) наиболее сложно организованное слоевище, имеющее форму столбиков или лент, обычно разветвленных и срастающихся   с   субстратом   только   основанием.   Вертикальный   рост   слоевища   позволяет   ему   лучше использовать солнечный свет для фотосинтеза – кустистые, ягель, цетрария, уснея, кладония. 4  мини­лаборатория (4 команда).   Внутреннее строение лишайников.     «Пармелия» Здесь учитель или ученик готовит микропрепарат лишайника. Дети рассматривают. Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней, а клетки водорослей играют роль листьев зеленых растений – в них происходит   фотосинтез   и   накопление   органических   веществ.   Гриб   обеспечивает   водоросль   водой   и растворенными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества. Таким образом, лишайники представляют собой автогетеротрофные организмы. Далее учитель дополняет: Есть гомеомерные и гетеромерные лишайники. Гомеомерные (учитель вывешивает на доску схему) ­клетки водоросли (фотобионта) распределены хаотично среди гиф гриба по всей толщине таллома.  Дети рисуют схему (желательно, чтобы ученик у доски сделал это самостоятельно) Гетеромерные (учитель также вывешивает на доску схему)­ таллом на поперечном срезе можно четко разделить на слои.  Дети рисуют схему.  Дети рисуют схему (желательно, чтобы ученик у доски сделал это самостоятельно). 4 Лишайников   с   гетеромерным   талломом   большинство.   В   гетеромерном   талломе верхний   слой   —   корковый,   сложенный   гифами   гриба.   Он   защищает   таллом   от высыхания   и   механических   воздействий.   Следующий   от   поверхности   слой   — гонидиальный.   В   нем   располагается   фотобионт   (водоросль   или   цианобактерия).   В центре   располагается   сердцевина,   состоящая   из   беспорядочно   переплетенных   гиф гриба. В сердцевине в основном запасается влага, она также играет роль скелета. У нижней поверхности таллома часто находиться нижняя кора, с помощью выростов которой (ризин) лишайник прикрепляется к субстрату. 5  мини­лаборатория ( 5  команда).   Размножение лишайников.     «Кладония» Лишайники размножаются в основном вегетативно – частями слоевища. Хрупкие в сухую погоду, лишайники легко   ломаются   от   прикосновения   животных   или   людей;   отдельные   кусочки,   попав   в   соответствующие условия,  развиваются   в  новое   слоевище.   Однако  они  могут  размножаться   спорами,   которые  образуются половым или бесполым путем.  6  мини­лаборатория ( 6  команда): «Пельтигера» Значение лишайников в природе и для человека. Значение   лишайников   велико.   Как   автогетеротрофные   компоненты   биогеоценозов   они   аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную биомассу, и в то же время разлагают органические вещества до минеральных. В результате их жизнедеятельности подготавливается почва для поселения растений. В   тундре,   где   лишайников   особенно   много,  их   используют   как   корм   для   северных   оленей.   Наибольшее значение в этом отношении имеет ягель – олений мох. Используют в пищу лишайники и некоторые другие животные, например косули, лоси, маралы. Для того чтобы сохранить богатство лишайникового покрова, введены меры по охране: регулируемый выпас оленей, упорядоченное движение транспорта и др. Некоторые   виды   лишайников   накапливают   довольно   много   крахмала   и   небольшое   количество   сахара. Поэтому при переработке из них получают патоку и спирт. Стволы дубов часто обживаются лишайником, который известен под названием «дубовый мох». Издавна парфюмеры   считают   его   незаменимым   в   производстве   пудр,   приготовлении   различных   косметических экстрактов и настоев. В Египте и Турции «дубовый мох» с давних пор употребляется еще для ароматизации хлеба. В Исландии лишайник «исландский мох» растет на сухих местах, которые занимает обычно вереск, или в хвойных   лесах.   Его   заготавливают   в   большом   количестве   как   сырье   для   получения   превосходной медицинской глюкозы. А еще он служит для людей в пищу. Скалистые   берега   южной   части   Атлантического   океана   и   стран   Средиземноморья   обжиты   лишайниками рогеллами.   Из   него   получают   лакмус   –   специальный   реактив,   который   используется   в   химических лабораториях для определения реакции раствора. Блюда из лишайников. 5 В Японии из растущей на скалах Умбиликарии съедобной (Umbilicaria esculenta) готовят деликатесное блюдо — "иватаке". Лишайник собирают со скал и высушивают. Затем ее размачивают и промывают до удаления черной окраски и отваривают до мягкости. Затем "иватаке" вымачивают в уксусе или кунжутном масле и используют в салатах. "Иватаке" также едят в соевом супе или обваливают в муке и обжаривают в масле наподобие хрустящего  картофеля. Конечно, "иватаке"   не является  повседневной  пищей японцев,  однако используется в чайной церемонии и подается как деликатес в ресторанах. Ежегодно собирают около 800 кг этого лишайника. Студень: концентрированный отвар Цетрарии (1 кг лишайника на 1 литр воды) посолить по вкусу и залить им отваренные грибы. После охлаждения подать с хреном, горчицей, перцем и уксусом. Закусочная паста: 200 г лишайника, 100 г сливочного масла, 30 г приготовленной горчицы, соль, перец по вкусу. Промытый лишайник отварить, измельчить на мясорубке, добавить сливочное масло, горчицу, соль. Все тщательно перемешать и охладить. Полученную массу использовать для бутербродов. Физкультминутка. 4. Закрепление изученного. 1.Ответьте на вопросы. 1.Почему   соотношение   гриба   и   цианобактерии   в   слоевище   лишайника   можно   назвать симбиозом? 2.Приведите   доказательства   того,   что   лишайник   –   единый   организм,   а   не   временное сожительство двух случайных компонентов живой природы? 2.Допишите предложения. Лишайники   –   это   ___________________   организмы.   Они   состоят   из   гриба   и ___________________.   Зеленая   ____________   образует   _____________   вещества, используемые   _______________,   который   снабжает________________   водой   и растворенными в ней _____________ солями. Лишайники   размножаются   в   основном   _____________________   ­   частями ___________________. 3) Составьте цепь питания, в которой участвует лишайник.   4) Вставьте пропущенные буквы в слова, чтобы получить названия лишайников. ­­г­­ль;    ­­сн­­­­;      ц­­­­тр­­р­­­­;     кс­­нт­­р­­­­ (Ягель, уснея, центрария, ксантория.) 5). Расставьте слова в нужном порядке, чтобы получить осмысленное предложение. Осадков, вещества, исключительно, из, лишайники, атмосферных, минеральные, получают. (Лишайники получают минеральные вещества исключительно из атмосферных осадков.) 6) Конкурс «Биологический диктант» Команды пишут биологический диктант, вставляя пропущенные слова. Каждый участник команды пишет только одно предложение и передает листок следующему члену команды. 6 Как   только   команда   заканчивает   писать,   жюри   проверяет   диктант.   За   каждую биологическую ошибку с команды снимается очко. 1. Лишайники в природе играют роль ... (Первопроходцев.) 2. Они поселяются в самых ... местах. (Бесплодных.) 3. Выделяя особые ..., лишайники медленно разрушают ... породы. (Кислоты, горные.) 4. Отмирая, они образуют ..., на которой могут жить другие ... (Почву, растения.) 5. Практическое значение ... довольно велико. (Лишайников.) 6. На севере они служат основным ... для ... зимой. (Кормом, оленей.) 7.   Из   некоторых   видов   лишайников   получают   ...   и   ...,   необходимые   химической промышленности. (Краску, лакмус.) 8.   Многие   виды   лишайников   используют   в   ...   и   ...   промышленности.   (Медицине, парфюмерной.) 7) Шуточные вопросы 1. В названии какого лишайника присутствует музыкальная нота? (Кладония.) 2. Какой лишайник имеет «ус»? (Уснея.) 3.   Лишайник,   один   из   видов   орлов   и   человек   с   большой   бородой   имеют   одинаковое название. Какое? (Бородач.) 8)Конкурс «Да или нет» Команды задают друг другу вопросы. Ответ должен быть односложным ­ «да» или «нет».  Вопросы 1­й команде 1. Лишайники могут поселяться не только на коре деревьев, но и на почве, и даже на камнях. (Да.) 2. Лишайники состоят из нитей гриба и одноклеточных водорослей. (Да.) 3. Лишайники не причиняют никакого вреда деревьям, на которых они поселяются. (Да.) 4. Лишайник ­ это одно растение. (Нет.) 5. Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах. (Да.) 6. Всей поверхностью тела лишайники впитывают влагу дождей, росы и туманов. (Да.) Вопросы 2­й команде 1. Растет лишайник очень быстро. (Нет.) 2. Тело лишайника образовано бактериями и водорослями. (Нет.) 3. Продолжительность жизни лишайников 50­100 лет. (Да.) 4. «Олений мох» ­ кустистый лишайник ягель, широко распространен в тундре. (Да.) 5. В темном еловом лесу со старых ветвей спускаются косматые седые бороды лишайника аспицилии. (Нет.) 6. Всей поверхностью тела лишайники впитывают влагу дождей, росы и туманов. (Да.) 5. Рефлексия. Назовите,   что  нового   мы   знали   на   уроке?   (Познакомились   со   строением   и   процессами жизнедеятельности лишайников, выяснили, что лишайники – особая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли, находящихся в симбиозе, лишайники приспособлены к жизни   в   разнообразных   условиях,   что   они   чувствительны   к   загрязнениям   окружающей среды, значение лишайников в природе и жизни человека). Как вы оцените свою работу на уроке? 6. Домашнее задание. Параграф, творческое задание составить кроссворд по теме «Лишайники». 7
скачать по прямой ссылке