Урок по биологии на тему "Отдел водоросли, многообразие и значение" (5 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
28.03.2017
Разработка урока для 5 класса по биологии по теме "Водоросли" включает в себя все основные требования к уроку по стандартам 2 поколения. В работе подробно изложены цели и ход урока, деятельность учителя и учеников. На уроке использовался системно-деятельностный подход в обучении.
урок бактерии.doc
Открытый урок по биологии для 5 класса
Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий».
Автор: учитель биологии Мурзина С.Н.
Задача урока:
познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их
многообразием.
Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и
иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их
сравнительную характеристику.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы,
проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся
мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, прокариотический
организм, немембранные органоиды.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа
в парах, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения
и распространения бактерий.
Ход урока:
Организационный момент.
На данном этапе (в начале урока) учитель сообщает детям, что сегодня урок будет
посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых
невозможна жизнь на земле.
повторение
1.Выполнение теста 2+1 ученик, взаимопроверка. 1.Вирусы — это …
А) неклеточная форма жизни Б) древнейшие эукариоты
В) примитивные микробы
2. Вирусы размножаются
А) только в клетке хозяина Б) самостоятельно, вне клеток хозяина
В) оба варианта верные
3.Грибы изучает наука:
1. Микология 2.Экология 3.Микробиология 4.Биология
4. Органические вещества образуются в:
А) луковицах Б) листьях В) корнях Г) плодах.
5. Как называются зелёные пластиды?
А) Хлорофилл; Б) хромопласты; В) лейкопласты; Г) хлоропласты.
2.Работа с таблицей на доске «Строение растительной клетки» .
Изучение нового материала
Мы не зря сегодня повторили царства живой природы строение растительной клетки,
но это всё знания, приобретённые нами на прошлых уроках. О чём же мы будем
говорить сегодня. Посмотрите ребята, тема урока у меня на доске записана не
полностью, что мы должны дописать в теме урока попробуйте догадаться, прослушав
следующий текст:
Я, хозяин мануфактурной лавки в городе Дельфте, который находится в Голландии.
Много лет я посвятил своему увлечению, которое многие называли странным. По
вечерам, когда торговля заканчивалась, я отдавал время своим исследованиям. Я
создавал мелкоскоп. Чтобы овладеть своим странным ремеслом я посещал
мастерские, где этим занимались. Но увы! Мои учителя умели немногое. Мне же
удалось изготовить такой прибор, с помощью которого я открыл невиданный,
неизвестный человеку мир живых существ. Учитель: От имени какого ученого ведется этот рассказ? Правильно Антони Ван
Левенгук.
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Как вы думаете, а кому посвящено это стихотворение? Мельчайшим живым
организмам, обитающим на планете Земля – бактериям.
Давайте допишем нашу тему урока.
Учитель: Действительно, впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал
в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук, он назвал их
«анималькули» микроскопические зверюшки.
Но не все знают, что у бактерий было и есть ещё второе название и чтоб его озвучить
давайте поиграем в игру «Поле Чудес»
м
и
к
р
о
б
Учитель: Ребята, а что вы знаете о бактериях? Ответы учащихся…
а что бы вы хотели узнать о бактериях?
Так вот, сегодня на уроке мы узнаем: Кто такие бактерии? Где они живут, как
размножаются, чем питаются? И что произойдёт, если все бактерии исчезнут с лица
Земли?
Учитель: Бактерии, также, как и другие живые организмы не похожи друг на друга
по форме. Выделяют основные формы бактериальных клеток: кокки, бациллы,
спириллы и вибрионы. Ребята, выполните задание №5 на странице 28 рабочей
тетради «Формы бактерий».
Учитель: Ребята, посмотрите на таблицу строение бактериальной клетки и скажите, в
чем её отличие от клетки растения?
(Учащиеся высказывают свои
предположения).
Учитель: Давайте подведём итог – в чем отличие клеток двух царств Растения и
Бактерии. Выполните задание №1 на стр. 27 в тетради на печатной основе. Что вы
должны показать на рисунке?
Бактерии прокариоты, отсутствуют мембранные органоиды Снять таблицу с доски, за таблицей слова
Задание: Из слов составьте предложение – вывод, о строении бактерий
Просто
Бактерии
Организмы
Устроенные
одноклеточные
На самом деле бактерии окружают нас постоянно. В 1 грамме почвы содержится от
500 млн. до 2 млрд. бактерий, в 1 кубическом см. молока 1 млрд., а в теле каждого
человека живёт около 3х кг. Бактерий. То есть живут бактерии абсолютно везде, но
если наступают неблагоприятные условия, бактерия как в шубку одевается в спору,
защитную оболочку, в которой может находиться несколько тысяч и даже миллионов
лет. Словарь: спора
Учитель: Давайте вспомним, какие свойства присущи всем живым организмам? Чем
живой организм отличается от неживого? (Учащиеся называют, ранее изученные,
свойства живых организмов).
Учитель: Среди перечисленных свойств вы назвали размножение, и бактерии тоже
размножаются, они просто делятся на две клетки. У меня на столе лежит кусочек
пластилина, придаю ему любую форму бактериальной клетки и разделю на две
клетки, и так несколько раз. Что получилось? (Клетка становится меньше и
меньше. Вывод: между делениями происходит рост бактериальной клетки).
Учитель: При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий
происходит через каждые 20 – 30 минут. При таком быстром размножении потомство
одной бактерии за 5 суток способно образовать массу , которой можно заполнить все
моря и океаны.
Учитель: А чем питаются бактерии? Бактерии – гетеротрофные организмы. Чем
питаются гетеротрофы? (готовыми органическими веществами) Как питаются
сапротрофы? (используют мёртвые органические вещества)
Как питаются симбионты? (вступают во взаимовыгодное сожительство с другими
живыми организмами) Кого называют паразитами по способу питания? (организмы,
живущие за счёт питательных веществ других живых организмов). II Закрепление материала.
Фронтальный опрос – учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.
Домашнее задание. Прочитать & 9 учебника, вырастить бактерию – картофельную
палочку.
Урок по биологии на тему "Отдел водоросли, многообразие и значение" (5 класс)
Урок по биологии на тему "Отдел водоросли, многообразие и значение" (5 класс)
Урок по биологии на тему "Отдел водоросли, многообразие и значение" (5 класс)
Урок по биологии на тему "Отдел водоросли, многообразие и значение" (5 класс)
Урок по биологии на тему "Отдел водоросли, многообразие и значение" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.