Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс
Оценка 4.6

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
12.11.2018
Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс
urok_.docx
тема «Тканевая совместимость и переливание крови» Урок по биологии 8 класс Цель урока:  Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых   различий;   резус­факторе;   выявить   значение   переливания   крови   как важного достижения современной медицины; развивать умение делать выводы и обобщения;   продолжить   формирование   навыков   воспитания   о   заботе   по сохранению своего здоровья; воспитывать гуманное отношения к людям, помогать нуждающимся в донорской крови. Оборудование: Презентация по теме «Группы крови», мультимедийный проектор; экран; таблица «Кровь», пробирка с кровью Методы: объяснительно­иллюстративный, фронтальный, индивидуальный,  частично­поисковый. I  .Организационный момент (Слайд 1) Называется тема урока; Ставится цель урока; Ученики записывают в тетрадях тему урока. II. Актуализация знаний 1.Фронтальный опрос.(слайд 2) • Что такое иммунитет? Перечислите органы иммунной системы. (Иммунитет – это способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. Органы: костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, селезёнка, скопление лимфоидной ткани) • Сравнить клеточный и гуморальный иммунитет.  (При клеточном иммунитете уничтожение чужеродных тел осуществляют  клетки, например фагоциты. При гуморальном иммунитете посторонние тела  удаляются с помощью антител – химических веществ, доставляемых кровью.  Клеточный иммунитет был открыт И.И. Мечниковым, а гуморальный – П.  Эрлихом. Нобелевская премия была присуждена обоим) • Чем лечебная сыворотка отличается от вакцины?  (Вакцина содержит ослабленные антигены, вызывающие образование собственных антител. Сыворотка содержит антитела, выработанные в организме донора) • Какая разница между активным и пассивным иммунитетом? Какой из них действует более длительное время?  (Активным называется иммунитет, который был выработан в результате болезни или  введения человеку вакцины, а пассивный иммунитет образуется, когда человеку  вводят антитела, выработанные другим организмом. Пассивный иммунитет действует  недолго, так как введенные антитела быстро выводятся из организма) 2. Индивидуальный опрос. Задание 1. Из перечня (1­7) выберите правильные ответы на вопросы (I­VI) и зашифруйте их. I. Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови. II. Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных  веществ. III. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний,  чужеродных веществ. IV. Способ уничтожения бактерий в организме. V. Невосприимчивость организма к инфекциям. VI. Проявления нарушения постоянства состава крови. 1. Недостаточность лейкоцитов. 2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина. 3. Недостаточность тромбоцитов. 4. Образование антител. 5. Образование фибрина, свертывание крови. 6. Иммунитет. 7. Фагоцитоз. (I – 5, II – 4,5,6, III – 6, IV – 7, V – 6, VI – 1,2,3) Задание 2. Заполните пропуски в тексте: Для   нашего   организма   микробы   являются   …,   а   защитные   вещества,   выделяемые лимфоцитами   ­   …  (антителами,   антигенами).  Введение   вакцины   вырабатывает   … иммунитет,   а   введение   лечебной   сыворотки   создает   …   иммунитет  (активный, пассивный). Захват микробов лейкоцитами и их уничтожение И.И Мечников назвал … (фагоцитозом). Ученики вспоминают общую характеристику крови, как разновидности  соединительной ткани.  (Слайд 3) ( Кровь — вид соединительной ткани, или, образно говоря, „жидкая ткань“.  Она составляет около 7 процентов от массы тела. У взрослого мужчины  объём крови равен приблизительно 5,9 литра, у женщины — 3,9 литра.  Анализ крови — один из наиболее распространённых методов медицинской  диагностики. Всего лишь несколько капель крови позволяют получить важную  информацию о состоянии организма.) Из каких компонентов состоит кровь? (слайд 4) Определите, какие клетки крови изображены на фотографиях, дайте им  краткую характеристику? (Слайд 5) Какие функции выполняет кровь? (Слайд 6) питательная —за счет транспорта растворенных питательных веществ от  пищеварительного тракта к тканям, местам резервных запасов и от них;  дыхательная — путем транспорта газов (кислорода и углекислого газа) от  дыхательных органов к тканям и в обратном направлении;  транспорт конечных продуктов метаболизма из тканей к органам выделения; терморегуляторная — перераспределение тепла между органами, регуляцию  теплоотдачи через кожу; гомеостатическая — поддержание постоянства внутренней среды организма,  пригодной для клеток в отношении ионного состава, концентрации водородных  ионов и др.  защитная — обеспечение клеточного и гуморального иммунитета, свертывания  крови;  Почему кровь  называют “рекой жизни”?  III. Изучение новой темы: “Группы крови” У каждого человека ткани имеют свои особенности, поэтому пересадка органов – кожи, почек, сердца – возможна лишь в том случае, если ткани людей совместимы. Несовместимая ткань организмом больного будет отторгнута, т.к. содержащиеся в ней чужеродные вещества вызовут иммунную реакцию, и антитела больного эту ткань уничтожат. Кровь – это тоже ткань (жидкая соединительная). В эритроцитах переливаемой крови   тоже   могут   оказаться   антигены,   которые   могут   быть   уничтожены антителами плазмы крови больного. Поэтому переливать можно только ту кровь, которая совместима с кровью больного. Как определить  совместимость крови? Какие существуют  правила  переливания крови? Какие факторы учитывают при этом? На эти вопросы мы должны сегодня ответить. Об истории переливания крови (сообщения учащихся) 1. Ещё  в древности  люди  пытались  лечить  кровью  животных. В  сочинениях древнегреческого поэта Гомера говорится о том, что Одиссей давал пить кровь   теням   подземного   царства,   чтобы   вернуть   им   речь   и   сознание. Гиппократ рекомендовал больным, страдавшим заболеваниями с нарушением психики, пить кровь здоровых людей. Указания о подобном лечении кровью имеются в сочинениях Плиния и Цельса, сообщавших о том, что больные эпилепсией и старики пили кровь умирающих гладиаторов. 2. Крови   приписывали   омолаживающее   действие.   Так,   например,   в   Риме дряхлый папа Иннокентий VIII лечился кровью, взятой от трёх мальчиков 10 лет. Однако приготовленный из крови детей напиток не помог, и вскоре папа скончался. (слайд 8)   3. Кровь животных с лечебной целью пили во время войн, поэтому вслед за египетскими   войсками   шли   целые   стада   баранов,   кровь   которых использовали для лечения раненых. В древних памятниках остались заметки о   том,   что   кровь   использовали   для   ванн.   Так,   древнегреческому   царю Константину, страдавшему проказой, были применены ванны из крови. 1. Считалось,   что   кровь   –   это   чудодейственная   жидкость:   стоит   только   её применить, как жизнь может быть продлена на многие годы. Если человек выпьет кровь, то она заменит ему ту, которая была потеряна им. 2. В 1628 г. Английский учёный У. Гарвей открыл закон кровообращения. Он установил принцип движения крови в живом организме и тем самым раскрыл широкие возможности для разработки метода переливания крови.(cлайд  9) 3. Первые успешные эксперименты по переливанию крови от одной собаки к другой были произведены в 1666 г. Английским анатомом Р. Лоуэром, а в 1667 г. французский учёный  Жан Дени  Профессор из Монпелье  произвёл первое переливание крови от животных человеку  (слайд 10). Он перелил больному, страдающему лихорадкой, один стакан (270 унций) крови ягнёнка. Больной поправился, но, несмотря на это, никто из больных не решался на переливание   крови   себе.   Тогда   учёный   объявил,   что   тот,   кто   даст   себе перелить   кровь,   получит   значительную   плату.   Рабочий   бедного   квартала Парижа был первым, кто предоставил себя для опыта по переливанию крови. После переливания реципиент почувствовал себя отлично и предложил свою собственную кровь для переливания. Он невольно стал первым сознательным донором в истории человечества.  1. Но не все переливания Д.Б. Дени были удачными. Начались осложнения, появились смертельные случаи, и переливания во Франции было запрещено почти   на   150   лет.  Причина   этих   неудач   заключалось   в   том,   что   кровь животных и человека несовместима. Кровь животных, перелитая в организм человека,   разрушается.   Однако   мысль   спасти   умирающего   вливание   ему крови здорового человека не оставляла врачей. 2. 1818 год первое удачное переливание крови от человека человеку совершил британский врач Джеймс Бланделл. В 1832 г. петербургский акушер А.М. Вольф сделал первое в России переливание крови от человека человеку. Это была   роженица,   потерявшая   большое   количество   крови.   Переливание прошло успешно, и женщина была спасена. (слайд 11) 3. Развитие   донорства   сопровождалось   многочисленными   взлётами   и падениями – от обожествления этого метода до государственного запрета его применять. В 1873 году подсчитали, что из 247 переливаний крови – 176 закончились смертью больных. Причину тогда объяснить никто не мог. 1. Значит, кровь разных людей не всегда совместима и кровь одного человека чем­то отличается от крови другого?  2. В   чем   же   эти   отличия?   Почему   в   одних   случаях   чужая   кровь   отлично «приживается»   в   организме   нового   «хозяина»   и   спасает   ему   жизнь,   а   в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию? Проблемная задача   Таким   образом,   из   приведенных   примеров   из   истории   переливания   крови   – переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь. Постановка проблемного вопроса:  Как это объяснить? (слайд 12) На эти вопросы в начале XX в. в 1901 дали ответ немецкий ученый Пауль Эрлих и и  его   ученик­   австриец  Карл  Ландштейнер,  открыв   три   группы   крови,  а  затем чешский ученый Ян Янский в 1906 открыл еще и IV группу крови.  Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови. К. Ландштейнер предположил, а затем доказал наличие двух реагирующих веществ в эритроцитах и двух, способных вступать с ними в контакт, — в плазме.  Вещества,   содержащиеся   в   эритроцитах,   оказались  антигенами  А   и   В (агглютиногены). В плазме или сыворотке содержатся антитела   (альфа и бета)  (агглютинины),  вступающие   в   контакт   с   антигенами   и   вызывающие агглютинацию. β При встрече «одноименных» антигенов и антител (например, А и  ) происходит склеивание эритроцитов. Значит, в крови каждого человека должны содержаться   такие   агглютиногены,   которые   не   склеивались   бы   агглютининами собственной плазмы.  или В и  α β  и  α На чем основаны групповые различия? (слайд 13 ­ 14) Ответить на этот вопрос помогла наука генетика. Наследственными могут быть не только морфологические признаки – цвет волос, глаз, особенности строения, но по наследству   могут   передаваться   и   некоторые   биохимические   признаки   –   белки, встречающиеся   в   эритроцитах   и   плазме   крови.   Набор   этих  белков  каждого человека  строго  постоянен,   он   определяет   тканевую   совместимость!   У   разных людей   эти   наборы   неодинаковы.   Определяют   группы   крови   по   особым стандартным  сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови. Распределение групп крови системы АВО:   группа О(I) – 35 %;    группа А(II) – 35­40 %;    группа В(III) – 15­20 %;    группа АВ(IV) – 5­10 %. . К  α β  и  Объяснения какая кровь относится к каждой группе. I группа крови       I 0 αβ, т. е. у людей этой группы нет агглютиногенов (0), а в плазме содержатся агглютинины  I (0) группе относится кровь, эритроциты которой не склеиваются в плазме или сыворотке других групп. Поэтому кровь I группы можно переливать всем людям. (слайд 15, 16)  формула  II   Aβ,   т.   е.   эритроциты   этой   группы   содержат II  группа   крови  .  β Ко II (А) группе относится кровь, агглютиноген А, а плазма — агглютинин  эритроциты которой склеиваются и разрушаются в плазме или сыворотке крови I и III   групп.   Кровь   этой   группы   совместима   с   кровью   II   и   IV   групп,   ее   можно переливать только людям с этими группами крови. (слайд 15, 17) III  группа   крови  III   Bα  эритроциты   содержат   агглютиноген   В,   плазма   — . α К III (В) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются агглютинин и   разрушаются   в   плазме   или   сыворотке   крови   I   и   II   групп,   но   совместимы   с эритроцитами   III   и   IV   групп.   Кровь   этой   группы   можно   переливать   людям   с кровью III и IV групп (слайд 15, 18) IV группа крови   IV АБ 0 присутствуют оба агглютиногена А и В, но в плазме  нет агглютининов, способных склеивать чужие эритроциты.  К IV (АВ) группе  относится кровь, эритроциты которой склеиваются в плазме или сыворотке всех  других групп. Кровь этой группы можно переливать только людям, имеющим ту  же, IV, группу крови. (слайд 15, 19) Агглютинация – процесс свертывания (склеивания) эритроцитов. Люди одной и той же группы крови имеют сходный белковый состав, поэтому их  кровь совместима. Соответственно таблице укажите, какую кровь, какой группы, куда можно  вливать. (слайд 20) Даются понятия:  1. Универсальный донор 2. Универсальный реципиент Рассказ учителя в качестве дополнительного материала о встречаемости групп  крови у разных народов, населяющих нашу планету. (слайд 21) Националь­  ность  Русские  Литовцы  Грузины  Калмыки  Немцы  Англичане  Американские индейцы  Австралийские аборигены  Африканские бушмены  0(I)  33  40  55  26  33–44  45–53  38  34  29  22  40–48  30–43  99–100  0,1–0,5  47–63  32–48  56  33  A(II)  B(III)  AB(IV)  21  20  10  41  8–17  8–12  –  0–10  9  8  6  6  11  3–7  2–4  –  0–3  2 Задание ученикам:  1 вариант: найти ответ на вопрос – На что указывает высокая распространенность  первой группы крови у американских индейцев?   2 вариант: найти ответ на вопрос ­ Чем объяснить тот факт, что подавляющее  большинство людей имеют первую (40­45 %) и вторую (35­40 %) группы крови по  сравнению с третьей (4­11 %) и четвертой (0­2 %)?  Rh – понятие о резус­факторе: (слайд 22­23) За   последнее   время   открыто   много   других   факторов   крови,   из   которых наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус­фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны –  макаки ­ резус. Примерно у 85% людей  в  эритроцитах содержат белок –  резус­фактор, а 15% населения его  не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при  переливании   крови  и при   беременности. Rh“­”  –  людям  следует  переливать только в RH“­”  кровь, т.к. при попадании в кровь Rh“+”  белка (антигена) на него начинают   вырабатываться   антитела.   У   новорожденных,   если   мать   Rh“­”,  а   плод развивается   Rh“+”  –   мать   вырабатывает   антитела   и   ребенок   рождается   с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи). (слайд   24)  Rh   –   резус­фактор,   открытый   тем   же   Карлом   Ландштейнером совместно   с   исследователем   Винером   в   1937–1940   гг.   За   оба   открытия Ландштейнеру дважды присуждалась Нобелевская премия. ­Какое значение имеют группы крови? (слайд 25­28) Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови. Знание групп крови имеет общеизвестное судебно­медицинское значение:  а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и  вещах  б) определение отцовства  в) Rh­значение при беременности (резус конфликт!)   Во время вооруженного нападения на инкассаторскую машину, одному из  преступников было причинено огнестрельное повреждение, его кровь была  обнаружена на месте преступления, изъята и сохранена в надлежащих условиях.  Спустя несколько месяцев за попытку вооруженного ограбления были задержаны  ранее судимые граждане В. и К. На основе оперативных данных было выдвинуто  предположение, что В. и К. причастны к нападению на инкассаторскую машину. Проведенными генотипоскопическими исследованиями было установлено, что  кровь на месте нападения на инкассаторскую машину происходит от гражданина  К., вероятность ошибки ­ один на восемьдесят миллиардов.  б) определение отцовства (слайд 27) Один из наиболее распространенных поводов для сомнений в биологическом  отцовстве ­ несовпадение групп крови. (Я ли отец этого ребенка? У него группа  крови отличается и от моей и от группы крови матери. Тут что­то не так.).  Насколько оправданы эти сомнения? Иногда оправданы, но чаще всего ­ нет.  Вообще, использование системы группы крови для установления родства является  неэффективным, так как вероятность случайного совпадения очень высока. В  Таблице  показаны возможные группы крови ребенка при различных сочетаниях  групп крови родителей. Однако в ряде случаев и понимание наследования групп  крови помогает разрешить проблемы ­ часто просто снять необоснованные  подозрения. в)Rh­значение при беременности (резус конфликт) (слайд 28) Причины возникновения резус – конфликта между беременной и её плодом. Осложнения возникают том случае, если женщина с кровью Rh_ вынашивает плод, который   унаследовал   от   отца   кровь   группы   Rh+.   В   этом   случае   в   крови реципиента   вырабатываются   иммунные   антирезус­агглютинины   (антитела), вызывающие агглютинацию эритроцитов. Чудесным достижением медицины теперь уже прошлого столетия стал способ профилактики этого конфликта. Он состоит в том, что сразу после родов женщине вводят специальный препарат, содержащий антирезус­антитела   и быстро   разрушающий   попавшие   в её организм   резус­ положительные   эритроциты   плода.   Тем   самым   предотвращается   выработка антирезус­антител у матери, что спасает жизнь и здоровье её будущих детей. Задание на определение групп крови детей (слайд 29) С помощью этой таблицы можно определить группу крови будущего  ребенка, зная группу крови родителей. Красным цветом выделены группы крови  родителей. На пересечении, соответственно синим цветом ­ возможная группа  крови ребенка. I  I  I, II  I, III  II  I, II  I, II  III  I, III  IV  II, III  I, II, III, IV  II, III, IV  I, II, III, IV  I, III  II, III, IV  I  II  III IV  II, III  II, III, IV  II, III, IV  II, III, IV  По таблице определить, могут ли быть такие родительские пары, когда они  не смогут быть донорами для своих детей? Доноры и донорская кровь (слайд 30) Кровь есть у всех. Это такая же ткань как и кожа, мышцы и т.д.. Переливания крови от одного организма ­другому (гемотрансфузия), это тоже именно что и трансплантация  ­   пересадка   тканей,   только   процесс   пересадки   происходит намного проще.  Слово «донор» происходит от латинского donare — дарить. То есть донор — это человек, который дарит. В большинстве случаев он дарит жизнь.    Человек,   которому   влили   донорскую   кровь   называется   реципиентом.   От   лат. recipiens – получающий. Проблемное задание. Выведите принципы, на которых основано донорство.  (слайд 31) Принципы,  на которых основан институт "донорства крови": 1.Во­первых ­ дело это сугубо добровольное  2.Донор может сдать кровь за деньги или бесплатно ­ то есть даром  3.Кровь для лечебной цели может быть взята не обязательно у человека  4.Донором может стать любой дееспособный гражданин от 18 до 60 лет,  прошедший мед. обследование  5.И естественно если взятие крови не нанесет донору вреда  Задание. Кто может стать донором? (слайд 32) Для того, чтобы стать донором, обязательны 1.возраст от 18 до 60 лет; 2. вес не менее  50 кг; 3. хорошее самочувствие.   .       Рефлексия: IV  V   .Выводы: 1) т.к. кровь является жидкой соединительной тканью, то групповая  совместимость зависит от тканевой совместимости 2)тканевая совместимость зависит от наследственного сочетания определенных  белков крови 3)   В   настоящее  время   переливание   цельной   крови   ограничено   внедрением компонентной   гемотерапии,   то   есть   переливания,   в   зависимости   от   дефицита, отдельных клеточных или белковых фракций крови. Закрепление знаний дифференцированно (у сильных учеников на столах  VI  лежат задания, а слабые выполняют тест) (слайд 33) 1) Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для  хранения в банк крови, называется ­ 2) Человек, получающий что­либо (кровь, органы) от донора, называется ­  3) слипание эритроцитов с антигенами под действием плазменных  (сывороточных) антител (агглютининов) с образованием хорошо заметных  скоплений, называется ­  4) Всегда ли родители могут быть донорами для своих детей? 5) С какого возраста можно сдавать донорскую кровь? 6) В каком случае между матерью и вынашиваемым ею ребёнком может  возникнуть резус  ­ конфликт? Задание для сильных учеников для закрепления (работа с текстом)   . Подведение итогов урока, оценка работы  учеников и выставление  VII   отметок Домашнее задание § 13­14, 16 повторить, 15 выучить (выучить новые  термины) вопросы А теперь, ребята возьмите в руки карточки разного цвета.  Если вам  понравился урок, то поднимите карточку красного цвета. Если возникли какие­ то непонятные моменты, затруднения поднимите карточку желтого цвета.   А если непонятно, совсем­ то каточку синего цвета.  СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ В медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию. Наиболее   распространенный   метод   —   непрямое   переливание   цельной   крови   и   ее компонентов.   Кровь   и   ее   компоненты   обычно   вводят   внутривенно.   Прямое   переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внут­ ривенно.   К   прямым   переливаниям   крови   прибегают   при   внезапной   массовой   кровопотере,   в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта. Аутогемотрансфузия — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем   растворе.   При   этом   методе   обеспечивается   лучшая   функциональная активность   и   приживаемость   эритроцитов   в   сосудистом   русле   реципиента,   исключаются осложнения,   связанные   с   несовместимостью   крови,   переносом   инфекционных   и   вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность   подбора   доноров,   оперативное   вмешательство   у   больных   с   нарушениями функции печени и почек; противопоказания — воспалительные процессы, сепсис, поражение печени и почек. Переливание   цельной   крови   представляет   определенную   опасность,   так   как   помимо необходимых ему компонентов крови — эритроцитов, реципиент получает ненужные для его организма   разрушенные   лейкоциты,   тромбоциты,   белки   плазмы,   антитела,   которые   могут явиться причиной осложнений. Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70—80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки   крови.   В   настоящее  время   переливание   цельной   крови   ограничено   внедрением Признаки для  сравнения Кто при переливании  является реципиентом? В каком случае  прибегают к такой  форме переливания? переливание крови Посторонний человек с  подходящей группой  крови 2 1 Наличие редкой группы крови, не­ возможность подбора доноров.  Операции у больных с нарушениями  функций печени и почек Консерванты в состав входят компонентной   гемотерапии,   то   есть   переливания,   в   зависимости   от   дефицита,   отдельных клеточных или белковых фракций крови. 1вариант.   Прочитайте   текст.   Заполните   в   таблице   «Современные   методики   переливания крови» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При   выполнении   задания   перерисовывать   таблицу   не   обязательно.   Достаточно   записать номер графы и содержание пропущенного элемента. Сравнительная характеристика двух методик переливания крови Прямое  Аутогемотрансфузия 3 Консерванты в состав  не входят 2вариант.  Используя  содержание   текста  «Современные   методики   переливания  крови»   и знания курса, ответьте на следующие вопросы. Дефицит каких элементов крови при анемии, вызванной большой потерей крови, будет восполняться в первую очередь? Какие особенности крови человека учитываются при ее переливании? Найдите соответствие понятиям из левого столбика понятиям в правом столбике и соединить линиями эти понятия. Кровь                                                                  реципиент (универсальный) антитело                                                            агглютинин I группа крови                                                  антиген А Агглютиноген                                                   Антиген    IV группа крови                                               жидкая ткань II группа крови                                                донор (универсальный) III группа крови                                              Антиген В

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс

Урок по биологии  тема «Тканевая совместимость и переливание крови» 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018