Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)
Оценка 4.8

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
08.06.2017
Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)
Дата:________ Предмет: БИОЛОГИЯ Класс: 6 № урока: 21 Тема урока: Цветение и опыление растений. Виды опыления. Цели урока: • Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений. • Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником. • Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе Тип урока: комбинированный Методы обучения: наглядно-иллюстративный, самостоятельный, рассказ, беседа Оборудование: учебник, рисунки учебника, презентация «Опыление цветковых растений», карточки, кроссворд, мультфильм «Строение и опыление цветка»Дата:________ Предмет: БИОЛОГИЯ Класс: 6 № урока: 21 Тема урока: Цветение и опыление растений. Виды опыления. Цели урока: • Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений. • Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником. • Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе Тип урока: комбинированный Методы обучения: наглядно-иллюстративный, самостоятельный, рассказ, беседа Оборудование: учебник, рисунки учебника, презентация «Опыление цветковых растений», карточки, кроссворд, мультфильм «Строение и опыление цветка»
разработка урока 6 класс.doc
Дата:________           Предмет: БИОЛОГИЯ            Класс: 6           № урока: 21 Тема урока: Цветение и опыление растений. Виды опыления. Цели урока:    Образовательные: познакомить учащихся с различными способами  опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления  растений к различным способам опыления, возникшими в ходе  эволюции; показать значения опыления в жизни растений. Развивающие: сформировать умения выделять главное,  сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и  ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения  работать с учебником. Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей,  создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе Тип урока: комбинированный Методы обучения: наглядно­иллюстративный, самостоятельный,  рассказ, беседа Оборудование: учебник, рисунки учебника, презентация «Опыление  цветковых растений», карточки, кроссворд, мультфильм «Строение и  опыление цветка»  1. организационный момент. Ход урока. Класс делиться на 2 команды. В команде выбирается спикер, который  будет оценивать работу учащихся на уроке. 2. Психологический настрой. Урок начинается с просмотра видеоролика «Хорошее настроение» Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов ­ этого  хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы ­ сама жизнь. (Слайд 1)  Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы  сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в  старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая  скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе  стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они  помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными. Девиз урока «На уроке, как в лесу: Едва­едва отвлекся – все ушли вперед,  Пожалуйста, не теряйся» (В.А. Шаталов) 3. Актуализация знаний. 1) Строение цветка (работа по рисунку) (Слайд 2) 2) Вопросы к учащимся: (Слайд 3) 1. Какие органы у растений называют вегетативными, а какие  генеративными? 2. Какие растения называются цветковыми? 3. Что такое цветок? 4. Какого строение цветка? 5. Какие части цветка являются главными и почему? 6. Каково строение тычинки? 7. Каково строение пестика? 8. Какова основная функция цветка? 3) Кроссворд. (Слайды 4­5) 4. Изучение новой темы. Просмотр мультфильма  «Строение и опыление цветка» ­ Ребята, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать? Таким образом мы выяснили, что цветок ­ орган семенного размножения.  Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно  произойти опыление, а затем оплодотворение. И так, тема нашего урока  «Цветение и опыление растений» (Слайд 6)  (учащиеся записывают в  тетрадь тему урока) Цветы, как люди, на любовь щедры, И щедро нежность, людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры. Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были  рядом с человеком. Всю жизнь цветы не оставляют нас Прекрасные наследники природы. Они приходят к нам в рассветный час, В закатный час заботливо уходят. Наша задача сегодня познакомиться с процессом цветения, опыления,  рассмотреть типы опыления, выяснить особенности самоопыляемых,  перекрестноопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления  искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится. Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с  семенами.  (Слайд 7) Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок  и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения  разных растений. Слово “опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим,  когда видим какое­ либо насекомое на цветке ­А что же такое опыление? Опыление ­ перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись  определения в тетрадь) Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали  различные приспособления для эффективного опыления. Существует  несколько видов опыления:  Вопросы для беседы: (Слайды 9­11) Что такое самоопыление? Для каких растений оно характерно? Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся  ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”,  затем определения записываются в тетрадь.) Самоопыление ­ перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого  же цветка. Самоопыление растений Характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата. Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко. Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыления? Предполагаемый ответ: самоопыление является гарантией того, что  растение будет опылено. Как вы думаете, какие приспособления к самоопылению могут  встречаться у самоопыляемых растений? Слайд 12 Перекрестное опыление ­ перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков  других цветков. Перекрестное опыление Характерно для клевера, березы, яблони и т.д. В чем сущность перекрестного опыления? Какое опыление встречается чаще? Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень  похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему? Предполагаемый ответ: при самоопылении потомство будет очень  похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии  одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения. А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному  опылению? Слайд 13 При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на  другое растение переносится разными путями. В переносе могут  принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже  млекопитающие. Кто или что чаще принимает участие в переносе пыльцы растений при  перекрестном опылении? Предполагаемый ответ: чаще всего принимают участие ветер и  насекомые. В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые. Вопрос: Какие признаки приспособленности появились в процессе  эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений? Приспособления растений к опылению насекомыми: Слайд 14 Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к  опылению конкретными насекомыми. Например: Львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих  растений находится очень глубоко, и пока шмель их доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка; Цветок душистого табака имеет сростнолистный венчик, образующий  глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для  ночных бабочек­ бражников, имеющий длинный хоботок Но кто бы это ни был, шмели или пчелы, они совершают огромную работу. Пчела Майя принесла нам задание: слайд 15 Ответ: слайд 16 Физкультминутка. Слайд 17 Растения опыляемые ветром называются ветроопыляемые. Как вы  думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению  ветром? Приспособления растений к опылению ветром: Слайд 18 Какие ветроопыляемые растения вы знаете? Ответ: Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей и  другие. Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и  ветер. Кто может быть опылителем? Ответ: Птицы, млекопитающие. В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые птицами, например  колибри, нектарницами, кускусами. Эти цветки обычно не пахнут, но  имеют яркие околоцветники. Нектар у этих растений водянистый, зато  выделяется очень много, что и привлекает птиц­ опылителей. Слайд 19 Кроме птиц и насекомых в опылении растений могут участвовать  млекопитающие, например, летучие мыши. Слайд 20 У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи,  роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Слайд 21. Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и  искусственное опыление.Искусственное опыление­ опыление, которое  осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения  урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно  искусственное самоопыление и перекрестное опыление. Каким образом осуществляется искусственное опыление? Рассказ учителя о способах искусственного опыления растений.  Слайд 22­23 Растениям растущим в теплицах и парниках также необходимо  искусственное опыление. Почему? Предполагаемый ответ: так как в закрытых помещениях нет насекомых,  способствующих опылению. Первичная проверка усвоения материала (Слайд 24) Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Признаки 1. Крупные яркие цветки 2. Мелкие яркие цветки,  собранные в соцветия 3. Наличие нектара 4. Мелкие невзрачные цветки,  часто собранные в соцветия 5. Наличие аромата 6. Пыльца мелкая, легкая, сухая,  большое количество 7. Крупная липкая шероховатая  пыльца 8. Растут большими скоплениями,  образуя заросли Насекомоопыляемые  растения   Ветрооыляемые  растения                                 9. Растения цветут весной до  распускания листьев Если названный признак характерен для данной группы растений  ставится знак «+», если нет, то «­» Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые  растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду  мы часто можем определить способ опыления растений. Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в  природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый  ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих  опылению и, следовательно, оплодотворению.  ( Вывод формулируют учащиеся ) 5. Закрепление А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. Наша знакомая  пчела Майя принесла одно письмо из цветочного города, где Незнайка  решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал. Ваша задача ­ найти в стихах Незнайки биологические ошибки. 1. Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне ­ Давайте мы туда заглянем ! (Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных  её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев) 2. Одинокий цветок одуванчика Беззаботно дрожит на ветру. (У одуванчика соцветие корзинка) 3. Во поле береза стояла, И ее пчела опыляла. (Берёза опыляется ветром) 4. Колокольчики мои, Цветики! Весною Вместе с ландышем цвели В поле, за рекою. (Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу) 5. Как на нашей грядке Расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят, Будем урожая ждать. (Горох ­ самоопыляемое растение) Рефлексивно­оценочный этап 1. Вопросы. ­Чем вы занимались на уроке? (Рассмотрели схему образования плода,  основные типы опыления) ­Какие типы опыления вы знаете? (Самоопыление и перекрестное  опыление) ­Для чего вы изучали различные типы опыления? (В зависимости от  способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей  строения и приспособлений, способствующих опылению и,следовательно,  оплодотворению) 2. Составить синквейн «Цветок» (Слайд 25) 3. Ребусы (Слайд 26) Предлагаю ребятишкам разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия цветов. "Цветочные" ребусы   Ребус 1 Ребус 2 Ребус 3 Ребус 4 Ребус 5 Ребус 6 Ребус 7 Ребус 8 Ребус 9 Ребус 10 А вот и ответы на ребусы ­  цветы, которые были зашифрованы: Ребус 1: ромашка Ребус 2: сирень Ребус 3: гвоздика Ребус 4: пион Ребус 5: мак Ребус 6: роза Ребус 7: мимоза Ребус 8: орхидея Ребус 9: астра Ребус 10:  гладиолус   В конце уроке подвожу итоги и мотивирую учащихся на изучение  следующей темы: Что, по вашему мнению, вам предстоит изучать на следующем уроке? 6. Итог урока 7. Домашнее задание (Слайд 27)  Читать стр. 76­78, составить кроссворд 8. Рефлексия 1. прием «Незаконченное предложение» (Слайд 28) • сегодня я узнал…  • было интересно…  • было трудно…  • я выполнял задания…  • Своей работой на уроке я… • я смог…  • я попробую…  • меня удивило…  • Материал урока мне был… 2. прием «Острова настроения» (Слайд 29)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)

Урок по биологии "Цветение и опыление растений. Виды опыления" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017