Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»
Оценка 4.6

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
07.06.2019
Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»
Данный урок является завершающим в курсе биологии 6 класса (учебник В.И.Лапшинлй и Д.И.Рокотовой). В уроке использовано достаточно большое количество краеведческого материала по охраняемым территориям Брянской области. Работа учащихся на уроке развивает их творческие способности, умения мыслить взаимодействовать друг с другом,
конспект урока.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новосельская средняя общеобразовательная школа» Брянского района Брянской области Конспект урока биологии в 6 классе  (учебник В.И.Лапшинлй и Д.И.Рокотовой) «Охрана живых организмов и природных сообществ» учитель биологии и химии  Ефремова Е.И. С.Новосёлки  2019 Тема: «Охрана живых организмов и природных сообществ» Цель:  сформировать знания об уменьшении численности многих видов живых организмов в результате  деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми растениями и животными, занесенными в  Красную книгу своей местности; развивать внимание, активность и самостоятельность учащихся.  Задачи:   образовательная: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;  развивающая: формировать умения анализировать, сравнивать; развивать у учащихся творческие  способности, интерес к природе в целом и к природе родного края.  воспитательная: эколого­краеведческое воспитание; воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ее богатствам;  соблюдение правил поведения в природе. Ученик должен     иметь представления   о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;  мерах по охране живого мира знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;  уметь:   находить пути решения экологических проблем.  Оборудование: 1. Ноутбук, презентация. 2. Учебник, оценочный лист 3. Красная книга России и Брянской  области. Тип урока: комбинированный Методы: информационно­коммуникативные технологии и тестовые технологии, рассказ, беседа, работа в  группах. 1. Орг. момент  Ход урока: ­ Здравствуйте, ребята.  Мы уже много знаем и умеем. Сегодня нам предстоит возложить еще один кирпичик в прочное здание наших  знаний. Я желаю вам плодотворной работы, успехов в постижении новых знаний. А теперь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Пожелайте успехов глазами­ И вперед за новыми знаниями. 1. Актуализация опорных знаний, определение темы урока. У вас на партах лежат оценочные листы, в которых вы будете фиксировать свои успехи.  После работы над заданием ставите себе в оценочный лист баллы от 0 до 2, в зависимости от  участия в обсуждении или работе класса.               0­ не принимал участие  в обсуждении              1 ­ участвовал, но неактивно   2 ­ участвовал очень активно На прошлом уроке мы говорили о взаимоотношениях человека и живых организмов. Я предлагаю вам вспомнить материал в несколько необычной форме. Работа в парах.              Представитель от каждой парты выбирает для себя и своего товарища карточку с заданием. На  каждой карточке –– вопрос, касающийся материала прошлого урока. Вам нужно не просто вспомнить, о  ком или о чём  идет речь, выбрать нужную букву и крупно написать её на карточке  А зачем она нужна – узнаете позже. Задания: 1.Полезное ископаемое, используемое как топливо, многолетние залежи древних растений                            (УГОЛЬ) – 3 буква 2. Полезная продукция, которую получает человек от птиц, кроликов, коз, и использует для изготовления  тёплых вещей (ПУХ) – 3 буква 3.Растения, специально выращиваемые человеком для употребления в пищу                           (КУЛЬТУРНЫЕ) – 7 буква 4.Мельчайшие живые организмы, вызывающие различные заболевания                            (БАКТЕРИИ) – 2 буква 5.Вещества, убивающие болезнетворных бактерий                            (ФИТОНЦИДЫ) – 5 буква 6.Растения, растущие без опеки и заботы человека                            (ДИКОРАСТУЩИЕ) – 6 буква Какое слово получилось  из отгаданных букв? Оно подскажет вам о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Об ОХРАНЕ А так как вы находитесь на уроке биологии…(А это наука о… : живых организмах ), мы будем говорить  об охране     живых организмов и (так как живые организмы не живут поодиночке, а связаны между собой  и окружающей средой, и обитают на определённой территории) природных сообществ. 2.Определение темы урока, целеполагание. Учитель открывает тему на доске Тема урока: Охрана живых организмов и природных сообществ. Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова Валентина Берестова (прил. 1) Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Исходя из темы урока и эпиграфа, подумайте, на какие вопросы мы сегодня должны будем найти ответы? (дети предлагают варианты. Вопросы напечатаны заранее и выведены на слайд. Вопросы крепятся на доску под эпиграфом)     1.Кого необходимо  охранять? 2.Почему необходимо охранять? 3.Как можно охранять?    Так какова же   ЦЕЛЬ   нашего урока?    Обсудить поставленные, исходя из темы, вопросы и найти на них ответы.   Поставьте себе оценку за выполнение первого задания – определение термина из материала прошлого урока.     ЗАДАНИЕ 1 в листе 2 балл – определили сами,  1 – определили с подсказкой, 0 –не определили.  Поставили? Молодцы.        Итак, мы начинаем обсуждение поставленных вопросов. 3.Изучение нового материала. ВОПРОС 1. Кого охранять? (Обсуждение опережающих заданий) Учитель: Каждый из вас получил опережающее задание – найти информацию о живом организме, нуждающемся в  охране. И сейчас мы посмотрим, насколько успешно вы с этим заданием справились. Я приглашаю каждого из вас выйти к доске и представить материал, который вы нашли. (Учащиеся выходят к доске,  коротко рассказывают о выбранном животном или растении, прикрепляют  изображение на доску) Работают в оценочном листе   ЗАДАНИЕ 2 Уч­ль: К сожалению, это только очень маленькая часть того большого количества живых организмов, которые нуждаются в охране. Уч­ль: Но почему их нужно охранять? (дети отвечают –Потому что их становится всё меньше) А почему их становится меньше? Каковы причины сокращения числа этих животных и растений?          Поработайте в своём оценочном листе. Запишите в табличку те причины, которые, по вашему мнению, приводят к уменьшению численности живых организмов (10 пунктов)    ­сильные ветры                                   ­ распашка земель                                      ­ вырубка лесов    ­заморозки                                           ­ строительство дорог и городов              ­ браконьерство    ­ жара(засуха)                                      ­ массовый сбор растений                         ­ пожары по вине человека     ­ природные пожары                         ­ загрязнение окружающей среды             ­ неумеренный лов рыбы     ­ увеличение числа предприятий                                                                             (перепромысел) Проверьте работу своего соседа по парте с помощью информации на слайде Отметьте в листе, сколько баллов он(а) набрал(а).    ЗАДАНИЕ 3      Уч­ль: Как вы думаете, давно ли началось такое наступление человека на природу? С чем оно, по вашему мнению, связано? (с переходом людей от собирательства к земледелию и  скотоводству, которые сопровождались выжиганием и уничтожением лесов) Но к счастью, человек осознал масштабность, величину своего влияния на природу и стал предпринимать меры для её сохранения.                      3)Мы с вами переходим к поиску ответов на 3 вопрос. Что же это за меры? Что можно сделать для сохранения природы? В ваших оценочных листах есть кластер, который вам необходимо будет заполнить Поработайте  над его заполнением  вместе со своим соседом по парте. Затем предложенные вами меры нужно будет озвучить и оценить свою работу в оценочном листе. (дети работают, затем озвучивают результат и сверяются со слайдом).     ЗАДАНИЕ 4.   (3 мин)                                                                   Создание Красной книги                                                                                                   Законы об охране природы Создание особо  охраняемых  территорий                                                                    формы Формы охраны                                                                                                      экологическое  просвещение Запрет на сбор  растений акклиматизация и  реакклиматизация                                                           Создание  природоохранных  организаций Запрет на охоту и лов  рыбы  в период  размножения    (Человек издавна осознавал важность сложившейся проблемы, и законодательно старался ограничить негативное воздействие на растительный и животный мир. При Ярославе Мудром (11 век) появились правила, регламентирующие охоту, а при Петре 1 изданы указы об охране лесов и водоемов. Однако в 20 веке человек словно забывает о том, что надо оберегать природу, и отношение к природе становится не рациональным, а потребительским. И только в конце 20 – начале 21 века достаточно остро встает вопрос об охране природы и сохранении биологического разнообразия.)  Уч­ль: Большинство из предложенных мер вам понятны. А что представляют собой охраняемые территории?  Какие они бывают и чем отличаются?    Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам самостоятельно, вместе со своими товарищами,  поработать с учебником (стр.224­226) и выполнить мини­проект. Работать вы будете по рядам, а кроме учебника пользоваться  дополнительным материалом.  Результаты своей работы вам необходимо будет представить в виде листа с необходимой информацией. По ходу работы оценивайте вклад каждого участника вашей группы в оценочном листе.     (учитель раздаёт задания и доп. материал, дети оформляют газеты)  1 группа – заповедники и заказники 2 группа – национальные парки и памятники природы 3 группа – ботанические сады и зоопарки.     ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МИНИ­ПРОЕКТОВ, Заповедник   ­   участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами  ( редкие и ценные виды животных и растений ). Территория заповедника исключается из всех видов  хозяйственного использования.        Заказник  – природная территория, которая временно охраняет  определенные виды растений и   животных.  Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда   охраняемым объектам.        Национальные и природные парки являются природоохранными, эколого­просветительскими и научно­ исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы  и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для  использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях                 Памятники природы ­ уникальные или типичные, ценные в научном, культурно­познавательном и  оздоровительном отношении природные объекты.          Ботанические сады – это своеобразные музеи живых растений под открытым небом.  В них  выращиваются многие редкие растения.         Зоопарки ­ учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения,  воспроизводства и изучения, в том числе и научного. В зоопарках содержатся и редкие виды животных,  которых, по­видимому, в природе уже нет (лошадь Пржевальского).        3.Подведение итогов урока.   Давайте вернёмся теперь к тем вопросам, на которые мы планировали ответить в течение урока.  На 1 ответили? На 2­й, на 3­й?      Молодцы.   А теперь давайте оценим, насколько хорошо вы усвоили материал.   Я вам предлагаю небольшой тест. У вас в листе оценивания  есть ответы, а вопроса нет. Я буду зачитывать  номер вопроса и сам вопрос, а вы будете только обводить номер правильного ответа. Тест. Тест по теме “Охрана животных” 1 вариант 1. Какое животное занесено в Красную книгу?    А. Лиса                         В. Волк    Б. Амурский тигр        Г. Бурый медведь 2. Особо охраняемая территория, исключенная  из любой хозяйственной деятельности    А. Заказник               В. Ареал    Б. Заповедник           Г. Биоценоз 3. Вселение вида на новую территорию    А. Акклиматизация        В. Миграция    Б. Реакклиматизация      Г. Перелёт 4. Меры по восстановлению синего кита    А. Акклиматизация    Б. Разведение в зоопарке Тест по теме “ Охрана животных” 2 вариант 1. Какое животное занесено в Красную книгу?    А. Лиса                  В. Дикий кабан    Б. Выхухоль          Г. Бурый медведь 2. Территория, в пределах которой постоянно  или временно запрещена хозяйственная   деятельность    В. Запрет на охоту 5. Какое растение занесено в Красную книгу     А. Берёза               В. Василёк     Б. Ятрышник         Г. Клевер А. Заказник               В. Ареал    Б. Заповедник           Г. Биоценоз 3. Расселение в те районы, где животные жили  раньше    А. Акклиматизация        В. Миграция    Б. Реакклиматизация      Г. Перелёт 4. Меры по восстановлению лошади  Пржевальского    А. Акклиматизация    Б. Разведение в зоопарке    В. Запрет на охоту 5. Какое растение занесено в Красную книгу    А. Сосна           В. Ромашка    Б. Ель                Г. Чилим (Взаимопроверка) – результат. (25 слайд) Ключ теста (на доске) 1.Б. 2.Б. 3.А. 4.В. 5.Б.  1.Б. 2.А. 3.Б  4.Б. 5.Г. I. II. Ключ для проверки – на слайде. Оцените работу своего соседа по парте.  Подсчитайте общее количество баллов за урок. Вы сегодня хорошо поработали, и я хочу самым активным добавить баллы за активность на уроке.     4.Рефлексия. О чём мы говорили на сегодняшнем уроке? Что узнали? Был ли этот материал новым для вас? Чему научились? Что поняли?     5.Домашнее задание. В этом учебном году мы с вами на уроках уже не встретимся, но я всё же хочу дать вам домашнее задание. Не забывайте о том, что мы с вами – часть живой природы. Живые существа вокруг – наши меньшие братья. И от каждого из нас зависит, будут ли они здоровы, буду ли приносить нам пользу. Остановите тех, кто хочет сломать ветку, сорвать цветок, ударить  собаку. Объясните им, что природа вокруг требует к себе внимания, заботы, бережного отношения. Нам жить в одной семье... (Николай Старшинов Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полёте... Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. О, как природа­мать Терпима и добра!.. Но чтоб её Лихая участь не постигла, Давайте сохраним На стрежнях ­ осетра, Касатку в небесах, В таёжных дебрях ­ тигра. Коль суждено дышать Нам воздухом одним, Давайте­ка мы все Навек объединимся. Давайте Наши души сохраним, Тогда мы на Земле И сами сохранимся.

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»

Урок по биологии в 6 классе «Охрана живых организмов и природных сообществ»
Скачать файл