Интегрированный урок физики и самопознания в 8 классе
Школа КГУ «Ленинградская СШ № 1»
Дата __________ № _____
Педагог: Кондрусова С.В.
Класс __8__ Кол-во уч-ся __15 _
Учебник
Р. Башарулы, Д. Казахбаева, У. Токбергенова, Н. Бекбасар. Физика. Учебник для 9 класса общеобразовательных школ. – 3-е издание, переработанное – Алматы: Мектеп, 2016 год.
Тема урока: «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива».
Цели: Познакомить учащихся с удельной теплотой сгорания топлива.
Задачи:
1. Научить применять эти знания при решении задач.
Используе-мые стратегии
Вызов, задания на поиск соответствия, организация взаимопроверки и взаимооценивания, психологический настрой, проблемный вопрос, составление кластера, решение задач – практика, ответы на тонкие вопросы.
Ресурсы
Учебник физики, рабочие тетради, листы формата А3, маркеры, магниты, подборка звуковых файлов, карточки с заданием.
Этапы урока
Класс разделен предварительно на 3 группы. В каждой группе выбраны лидер, спикер, секретарь - таймер. Секретарь-таймер вносит имена членов в свой оценочный лист и далее будет оценивать работу членов группы, следить за временем работы.
Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай глубокий вдох и выдох и найди внутри себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно… Представь себе, что ты сидишь на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий.
Волны океана мягко накатываются на берег. Звук накатывающейся воды становится всё громче и громче… Затем волна откатывается обратно… Ритм прибоя шумит ровно и успокаивающе… Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.
Набери всей грудью воздух и ощути солоноватый запах моря. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и пользуешься спокойствием и тишиной моря. Задай себе важный вопрос. Тихонько произнеси его и посмотри на море, возможно, оно даст тебе ответ.
( пауза 15 секунд)
Даже если ты не нашел ответа, в любом случае ты теперь знаком с этим тихим местом в своей душе.
Попрощайся с этим местом и медленно вернись в класс. Потянись, выпрямись, открой глаза и снова будь здесь, свежий и полный бодрости.
3. Проверка усвоенного ранее материла.
А.Физический диктант:
1) Количество теплоты – это…
2) Удельная теплоемкость показывает ….
3) Ǫ=…
4) Единицы удельной теплоемкости …
5) Единицы количества теплоты …
(каждый вопрос по одному баллу)
В. Решить задачи в группах:
1 гр: учебник, с.59, упр 6 №9
2 гр: учебник, с.59, упр 6 №10
3 гр: учебник, с.59, упр 6 №11
(за решенную задачу каждому ученику от 1 до 5 баллов, решает группа)
Критерии оценки за данный вид работы:
9-10 баллов – «отлично»
7-8 баллов – «хорошо»
5-6 баллов – «удовлетворительно»
Менее 5 балллов – «неудовлетворительно»
4. Позитивное высказывание (цитата).
Энергия жить – топливо, которое нельзя взять в долг и нельзя украсть. Это топливо рождается само по себе, когда человек ставит перед собой грандиозные задачи. (Ирина Хакамада)
· Как вы понимаете смысл цитаты?
5. Мотивация. Постановка цели урока. Проблемный вопрос.
Никто не станет спорить с тем, что всем живым существам на Земле нужно тепло. Источников тепла существует много. Сегодня вы узнаете, как можно получить тепло, познакомитесь с разными видами топлива. Запищите тему урока в рабочие тетради.
Но в начале – проблемный вопрос «Как можно получить энергию?».
После того, как ученики высказали свою точку зрения, учитель демонстрирует опыт с выделением тепла при горении сухого спирта. (вода в пробирке помещенная в пламя спиртовки нагревается и постепенно закипает)
Учитель – Следовательно, наша задача, разобраться, почему так происходит, и найти истину. Также мы применим новую форму оценивания. В течение урока в каждой группе оценивать вашу работу будут одноклассники.
6. Изучение нового материала. Работа в группах.
Как можно получить энергию?
При сгорании топлива образуется энергия необходимая для осуществления следующих процессов: обогрева жилища, тепло в помещении, для движения транспорта. Так и любовь в семье, она тоже дает энергию для свершения хороших поступков: достаток в семье, уважение между старшими и младшими. Если будет любовь в семье, то сохранится теплота семейного очага.
Вам известны различные виды топлива: уголь, дрова, нефть, газ, торф. В результате горения изменение внутренней энергии происходит не посредством теплообмена и не путем совершения работы телом или над телом, а в результате химических явлений, происходящих с топливом. При этом энергия движения молекул продуктов сгорания, а значит и их температура будет больше, чем у молекул топлива.
Обычное топливо – уголь, нефть, бензин и др. содержит углерод. При горении углерод соединяется с молекулами кислорода, которые содержатся в воздухе и поддерживает сгорание. В результате образуется углекислый газ и выделяется избыточная энергия. Такие химические реакции окисления (т.е. сгорание) имеют важное практическое значение. Так как в настоящее время они являются одним из основных источников энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
Различные виды топлива обладают внутренней энергией. При своем сгорании они могут совершать работу или нагревать другие тела путем теплообмена.
Работа в группах.
Учитель – Перед началом работы в группах, давайте оговорим наши принципы и правила работы в группе:
- все в группе должны быть нацелены на поиск знаний,
- будем соблюдать единства мысли, слова и дела (вместе думает, обсуждаем и делаем);
- будем скромными (даем право высказаться каждому);
- видим хорошее во всём (каждое мнение имеет право на свое существование),
- будем честными с самим собой, критичными.
Учитель – Помимо того, что вы должны постараться осветить полно теоретический материал, подумайте и приведите примеры из жизни, когда и где мы встречаем сгорание топлива?
1 группа – что происходит в результате горения – устно рассказать теоретический материал, используя составленный кластер.
2 группа – виды топлива -устно рассказать теоретический материал, используя составленный кластер.
3 группа – удельная теплота сгорания топлива – устно рассказать теоретический материал, дать комментарии к таблице 3 на с. 60.
7. Первичное закрепление материала: выступления спикеров от каждой группы.
Предлагается оценить качество выступления каждой группы поднятием карточек с оценками «5», «4», «3».
При выступлении групп объясняется демонстрационный опыт.
8. Решение задач по учебнику
с.62, упражнение7
№6,7,8
Учитель показывает верные ответы, ученики выставляют себе оценку.
Затем карточки с решениями от каждой группы возвращаются к учителю.
9. Подведение итогов работы каждого ученика в группах
Секретари - таймеры объявляют участникам групп выставленные усредненные оценки, комментируют их.
11. Домашняя работа. §12, упражнение 7, задачи 2-3/
Записывают домашнее задание
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.