Урок по химии "«Химия. Здоровье. Красота.»
Оценка 4.8

Урок по химии "«Химия. Здоровье. Красота.»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
химия
9 кл
06.01.2017
Урок по химии "«Химия. Здоровье. Красота.»
Считаю, что данный урок служит хорошим этапом для подготовке к исследовательской деятельности, так как урок - практикум требует большой концентрации внимания, поэтому для его проведения использую следующие технологии, в течение всего урока - ИКТ, так как эта технология является средством развития познавательной компетентности школьников. При закреплении материала использую традиционные методы: Метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению данного материала; Метод устного усвоения знаний, метод учебной работы по применению знаний на практике (выполнение лабораторных опытов с соблюдением правил по технике безопасности).
урок-семинар.doc

Урок «Химия. Здоровье. Красота.»

 

Цели: расширение представлений, учащихся о веществах, развитие их интереса к познанию химии, демонстрации ее значения в жизни современного общества и роли потребностей человечества в становлении и развитии химической науки, повышения общего уровня культуры учащихся.

 

Задачи.

Образовательные: 1. Сформировать представление учащихся о качестве потребляемых продуктов и правильном выборе.

Развивающие: Способствовать формированию умений: наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к предмету, установлению связей теоретического материала с жизнью.

 

 В ходе урока используется следующее оборудование: мультимедийное оборудование.

Тип урока: интегрированный урок с элементами компьютерной технологии, проектной деятельности.

 

Методы: практический (исследовательски-творческий).

Метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению данного материала;

Метод устного усвоения знаний, метод учебной работы по применению знаний на практике (выполнение лабораторных опытов с соблюдением правил по технике безопасности).

На протяжении всего урока использую мультимедийное оборудование. Помимо указанных выше технологий также использую здоровье-сберегающую и технологию сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Учитель. Что такое здоровье и что такое красота, знают все.  Всем также известно, насколько полезны для нашего организма яблоки и мед. А что такое химия?  Часто мы слышим: «Там же одна химия!» Неужели химия приносит только вред? Конечно же нет! Сегодня мы рассмотрим яблоки и мед с химической точки зрения, поговорим об их химическом составе и воздействии на организм человека.

Запишите тему урока: «Химия. Здоровье. Красота».

 

  Ведущий 1. На определенном этапе развития науки всестороннему изучению были подвергнуты яблоки. Ученые исследовали их химический состав и воздействие на организм человека. Об этом нам расскажут специалисты в области медицины и биохимии.

 

   Биохимик 1.  В специализированных лабораториях по изучению биоактивных веществ был изучен химический состав яблок. И вот что было установлено. В любом яблоке есть витамины В1, В2, В5, РР, С, К, Е, Р, каротин. Витамин Е в сочетании с витаминами А и С помогает организму успешно противостоять раковым заболеваниям.  Витамин РР оказывает укрепляющее действие на капилляры. В нем нуждаются люди, страдающие гипертонией. Эксперименты показали, что яблоками с повышенным содержанием этого витамина вполне можно лечить легкие формы гипертонической болезни без каких- либо дополнительных медикаментозных средств.

 

     Врач 1. Хочу добавить, что яблоки с высоким содержанием витамина РР полезны людям с повышенной ломкостью кровеносных сосудов (склерозом)

Пытаясь объяснить снижение смертности от болезней сосудов головного мозга, которое наблюдается в Англии в последние несколько десятилетий, английские ученые выдвинули предположение, что это связано с увеличением потребления свежих фруктов и овощей.

    Выяснилось, что ломкость артерий у гипертоников возникает от недостатка в организме витамина РР и аскорбиновой кислоты. Кроме того, большое значение имеет соотношение количеств ионов калия и натрия в клетках. В свежих овощах и фруктах всегда много калия и мало натрия. Натрий, как известно, задерживает воду в организме, а калий, наоборот, способствует снижению повышенного артериального давления. Вот почему увеличение потребления овощей, фруктов, и в частности яблок, можно рассматривать как существенную меру предупреждения болезней сосудов головного мозга.

 

Учитель. Кстати если есть каждое утро одно яблоко, то продолжительность жизни увеличивается на 17 лет.

 

 

   Ведущий 1. Однако не только витаминами определяется польза яблок. В яблоках содержатся пектиновые вещества. А что такое пектины и какую роль они играют в нашем организме?

 

    Биохимик. Пектины- это выкомолекулярные углеводы, которые содержатся в клеточном соке. Пектиновые вещества не перевариваются в желудочно-кишечном тракте. Они адсорбируют ядовитые вещества, которые затем выводятся из организма. Именно поэтому сырые тертые яблоки – одно из лучших средств от расстройства желудка. Способствует лечению таких заболеваний наличие в яблоках, особенно в антоновке, антимикробных соединений типа лизоцима.

     

   Ведущий 1. А я знаю, что у пектинов есть еще одно замечательное свойство: они обладают способностью связывать и выводить из организма ядовитые тяжелые металлы.

 

      Врач. Пектины действительно выводят из организма тяжелые металлы – медь, свинец, кобальт. Поэтому яблочная диета полезна людям, которые работают на вредных производствах.  например, (в типографиях и т.д.).

 

     Врач 1. В яблоках содержится сбалансированный комплекс сахаров. Глюкоза, фруктоза и сахароза не вызывают перенасыщение крови сахаром, поэтому потребление яблок не противопоказано людям, страдающим сахарным диабетом.

 

Учитель. Нашими учащимися на факультативных занятиях по Здоровому образу жизни была проведена исследовательская работа, что созревание фруктов представляет собой химический процесс, при котором происходит превращение крахмала в сахар.

Проект № 1

 

Учитель наша экспертная группа провела исследования самых популярных сортов яблок, продаваемых в наших магазинах.

 

Проект 2.

 

Учитель. Мы с вами определим наличие аскорбиновой кислоты в соках разных марок. (Решение задач)

 

1.Яблочный сок «Моя Семья»
1) Отмеряем 10 мл сока, разбавляем его водой до объёма 100 мл.

Определяем содержание витамина С в соке методом йод метрии.

Расчёты: 1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты 
0,29 мл 5 % р-ра? иода – Х мг аскорбиновой кислоты =>  Х = 0,29?35 =  10 мг   

Яблочный сок «Агуша».

1) Отмеряем 10 мл сока, разбавляем его водой до объёма 100 мл.

Определяем содержание витамина С в соке методом йод метрии.

Расчёты: 1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты 
0,14 мл 5 % р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты =>  Х = 0,14?35 =  4.9мг

Яблочный сок «GOLD» («Добрый»).

 1) Отмеряем 10 мл сока, разбавляем его водой до объёма 100 мл.

Определяем содержание витамина С в соке методом йод метрии.

Расчёты: 1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты   
0,07 мл 5 % р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты =>  Х = 0,07?35 =  2.45 мг

Вывод по эксперименту Исследуя содержание витамина С в нектарах мы выяснили, что больше всего витамина С содержится в Яблочный сок  «Сочная долина» (10 мг), Яблочный сок «Агуша» (4,9 мг), как и в Яблочный сок «GOLD» занимает третью позицию (2,45 мг).

Задача. Например, 100 мл сока весит 104 гр., а 100 мл воды весит 100 гр. Удельный вес сока будет: 104 : 100 = 1,040. От удельного веса отнимаем единицу: 1,040 — 1,00 = 0,040, или просто 40 (для упрощения расчетов). Эту разность и делим на 5 и получаем процентное содержание сахара в соке, т. е. 40 : 5 = 8 или 8 %.

 

Проект Социологический опрос.

 

 

Учитель переходим к исследованию второму пищевому компоненту меду.

 

Врач. Пчелиный мед с незапамятных времен применяется как лечебное средство. Лечебные свойства меда объясняются в основном большим содержанием в нем глюкозы, которая не только высокопитательная, но и повышает защитную функцию печени, тонус сердечно – сосудистой системы и сопротивляемость организма инфекциям.

 Мед, легче усваивающийся организмом, чем обычный сахар,- ценный диетический продукт. Известно множество диетических блюд, содержащих мед. Наибольшую ценность из них представляют те, приготовление которых не требует нагревания выше 600С. Например, полезно добавлять мед к различным кашам.

 

 

Биохимик. Для определения натуральности и качества меда следует проанализировать три признака: питательность, неизменность природного состава и возможность хранения.
Питательность меда зависит в основном от содержания углеводов и его зрелости, причем зрелость определяет не только пищевые и вкусовые, но и лечебные качества.
Созревание меда - эго ряд биохимических превращений, основу которых составляет ферментативный гидролиз сахарозы и удаление воды.

Говоря о качестве меда, необходимо отметить, что кристаллизация - его естественный процесс. Кристаллизуясь, мед меняет свой цвет. Не кристаллизуются или медленно кристаллизуются падевые меда, подвергшиеся нагреванию, а также некоторые фальсифицированные.

Натуральный цветочный мед обладает приятным запахом. Фальсифицированный мед запаха не имеет. Исключение составляют некоторые цветочные меда, которые обладают еле уловимым запахом.

 

Проект 3 «Определение качества меда»

 

 

Учитель. Натуральный мед, растворенный в воде (1:2), будет слегка мутноват или с радужной игрой цветов. При наличии примесей в меде они выпадут в осадок. Можно добавить к осадку несколько капель уксусной эссенции. Если при этом наблюдается вспенивание (выделяется углекислый газ), то, следовательно, в меде есть примесь мела.

Попробуйте добавить к раствору меда несколько капель настойки йода. Возникновение при соединении синего цвета указывает на присутствие в продукте крахмала или муки.

Если при добавлении к 5-10%-му раствору меда небольшого количества ляписа выпадет осадок, то в меде присутствует тростниковый сахар (сахароза).

1.     Методика определения содержания глюкозы в разных сортах меда

     В пробирку налить раствора меда (5 капель меда в 5 мл воды). В стаканчик на 100 мл прилить 10 мл раствора сульфата меди (II) и (при размешивании) 20 мл раствора гидроксида натрия. Затем полученную взвесь гидроксида меди (II) добавить в пробирки с раствором меда при комнатной температуре. Определить время проявления первых признаков реакции.


Как установить примеси в меде.

 

      Для этого в небольшую пробирку помещают пробу меда (желательно со дна посуды) и добавляют немного дистиллированной воды. После растворения меда в осадке проявится примесь (например, сахарная пыль).

 

      Крахмальная примесь в меде обнаруживается путем добавления к разбавленной дистиллированной водой пробе нескольких капель йода. Реакция покажет синее окрашивание раствора.

 

      Если в меде содержится мел, то при прибавлении к раствору меда нескольких капель какой-либо кислоты или уксуса произойдет вскипание вследствие выделения углекислого газа.

 

      Примесь сахарной патоки к меду определяют путем добавления к 5-10%-ному раствору пробы азотнокислого серебра (или ляписа). В результате получается белый осадок хлористого серебра. В чистом меде осадка нет. Можно действовать и другим способом. К 5 см3 раствора меда на дистиллированной воде прибавляется 2,5 г свинцового уксуса и 22,5 см3 метилового (древесного) спирта. Образовавшийся обильный желтовато-белый осадок указывает на присутствие сахарной патоки в меде.

      Проверьте, добавлены ли в мед вода и сахар
Для этого на лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, капните мед. Если он растечется по бумаге, образуя влажные пятна, или даже просочится сквозь нее - это фальшивый мед.


      Узнайте, есть ли в меде другие примеси Для этого возьмите раскаленную проволочку (из нержавейки) и опустите ее в мед. Если на ней повиснет клейкая инородная масса - перед вами подделка под мед, если же проволочка останется чистой - мед натуральный или, другими словами, полноценный

 

Учитель демонстрирует опыт «Определение глюкозы в различных сортах меда». Учащиеся проводят с раствором меда.

                          Инструкция

Налейте в пробирку 1 мл раствора гидроксида натрия.

Добавьте 2-3 капли раствора сульфата меди (ІІ).

Добавьте несколько капель яблочного сока или раствора меда. Что наблюдаете?

Осторожно нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете?

 

1.      Определение содержания глюкозы в разных сортах меда (приложение 4)

№ п/п

Наблюдения

Выводы

1

Мгновенная реакция. Выпал ярко-синий осадок

Данный образец меда в большом количестве содержит природную глюкозу, содержащуюся в нектаре цветов

 

2

Выпал ярко синий осадок через 4 минуты после начала реакции.

Данный образец меда содержит меньшее количество глюкозы, чем предыдущий, т.к. реакция протекала медленнее

3

Выпал ярко-синий осадок через 9 минут

Данный образец меда, вероятно, содержит в своем составе примеси сахара, т.к. первые признаки протекания реакции начали проявляться только спустя 9 минут. Это время необходимо для того, чтобы произошел щелочной гидролиз дисахарида, а образующийся в результате этой реакции сахар мог вступить в реакцию с Сu(OH)2

 

4

Мгновенная реакция. Выпал ярко-синий осадок

Данный образец меда в большом количестве содержит природную глюкозу, содержащуюся в нектаре цветков липы

 

5

Выпал ярко-синий осадок через 11 минут после начала реакции

Данный образец меда, вероятно, содержит в своем составе примеси сахара, т.к. первые признаки протекания реакции начали проявляться только спустя 11 минут. Это время необходимо для того, чтобы произошел щелочной гидролиз дисахарида, а образующийся в результате этой реакции сахар мог вступить в реакцию с Сu(OH)2

 

 

 

Ведущий 1. Яблоки и мед используются в косметологии.

 

 Косметолог. С удовольствием рекомендую своим пациентам маски с использованием яблок. Наибольший эффект они оказывают после горячего компресса или паровой ванны. Время действия масок обычно ограничивают 15- 30 мин. После наложения маски необходимо расслабиться, лицо должно быть неподвижным и спокойным. Снимают маску легко, без усилий, не растягивая кожу. После процедуры обязательно протирают     кожу лосьоном или смазывают кремом, соответствующим типу кожи. Достаточно делать маски 1-2 раза в неделю. Курс может составлять 15- 20  процедур, при необходимости его можно повторить через 1,5 –2 месяца. Мед в комплексе с другими веществами хорошо укрепляет и смягчает кожу, устраняет сухость и шелушение, делает кожу нежной и гладкой. Предлагаю рецепты питательных масок.

Буклет №1.

 

 Ведущий 1. Думаю, теперь самое время предоставить слово нашим кулинарам и кондитерам. Они расскажут, какие напитки, выпечку и салаты можно приготовить из яблок и меда.

Буклет №2.

 

  Кулинар демонстрирует приготовление коктейля.

 

     Кондитер. Спору нет, употребление сладких и мучных блюд необходимо резко ограничивать, особенно тем, кто склонен к полноте.

Однако трудно представить себе воскресный обед или праздничный ужин без пирогов, тортов, пирожных, пряников, печенья….  Поделюсь с вами несколькими рецептами приготовления сладостей с использованием яблок и меда. Несомненно, эти блюда понравятся вам и вашим близким.

 

  Кулинар. Предлагаю несколько рецептов коктейлей и салатов красоты. Они получили такое название за свои удивительные свойства – регулярное их употребление в пищу придает лицу великолепный здоровый цвет, не говоря уже о том, что минеральные соли, витамины, входящие в состав коктейлей и салатов, улучшают жизнедеятельность всего организма.

 

Учитель.  Вами была проведена большая работа и я надеюсь, что все наши советы будут вами учтены и приняты во внимание. На этом наш урок окончен, желаю всем отличного здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок «Химия. Здоровье. Красота

Урок «Химия. Здоровье. Красота

Ход урока. Учитель. Что такое здоровье и что такое красота, знают все

Ход урока. Учитель. Что такое здоровье и что такое красота, знают все

Ведущий 1 . Однако не только витаминами определяется польза яблок

Ведущий 1 . Однако не только витаминами определяется польза яблок

Расчёты: 1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты 0,29 мл 5 % р-ра? иода –

Расчёты: 1 мл 5 %р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты 0,29 мл 5 % р-ра? иода –

Биохимик . Для определения натуральности и качества меда следует проанализировать три признака: питательность, неизменность природного состава и возможность хранения

Биохимик . Для определения натуральности и качества меда следует проанализировать три признака: питательность, неизменность природного состава и возможность хранения

Для этого в небольшую пробирку помещают пробу меда (желательно со дна посуды) и добавляют немного дистиллированной воды

Для этого в небольшую пробирку помещают пробу меда (желательно со дна посуды) и добавляют немного дистиллированной воды

Мгновенная реакция. Выпал ярко-синий осадок

Мгновенная реакция. Выпал ярко-синий осадок

Достаточно делать маски 1-2 раза в неделю

Достаточно делать маски 1-2 раза в неделю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017