Урок по историческому краеведению «Заглядывая в прошлое. История села Путь Ильича»
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Урок по историческому краеведению «Заглядывая в прошлое. История села Путь Ильича»

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Исследовательские работы
docx
история +1
9 кл—11 кл +1
10.01.2017
Материал размещён на сайте http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2014/07/10/urok-po-istoricheskomu-kraevedeniyu-zaglyadyvaya-v-proshloe. Данный материал разработан для проведения урока по историческому краеведению в 9 классе при изучении темы " Наш край в древности". В основу разработки урока положена исследовательская работа учащихся "Заглядывая в прошлое", которая так же размещёна на сайте http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/07/10/zaglyadyvaya-v-proshloe-istoriya-sela-put-ilicha.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

план-конспект урока Заглядывая в прошлое. История села Путь Ильича.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА   Тема урока:  «Заглядывая в прошлое. История возникновения села Путь Ильича». Тип урока:  Урок «открытия» нового знания. Применяемая технология: Технология проблемного диалога. Образовательная цель: на основании  известных фактов истории создать картину появления  поселения «Путь Ильича»;   закрепить  исторические  понятия, изученные в курсе истории России:   археология, сарматы, Великое переселение  народов, соледобыча, чумаки­солевозы, уезд, государство, хутор, колхоз.  Деятельностная цель: научить учащихся   производить   анализ исторических документов,  исторических карт; научить  объяснять разнообразие современного мира. Сформировать хронологические умения. Сформировать умение отмечать вклад населения нашей территории  в общечеловеческую культуру. Учитель готовит раздаточный материал: тексты исторических документов и дополнительной информации Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся I Создание проблемной ситуации.  Формулирование проблемы. Звучит 1 куплет песни «С чего начинается  Родина» Вопросы:  ­А с чего начинается Родина для каждого из вас? ­ Мы с вами изучаем вопросы истории нашей страны,  истории Царицына­ Сталинграда­ Волгограда, истории  слободы Николаевской.   В истории нашего края  есть вопросы, на которые до сих  пор не найдены точные ответы. Одним из таких  считается вопрос о появлении нашего села. Давайте вспомним­ где и как появлялись поселения  людей и в древности и в средневековье? Перед вами   источники, посвящённые нашему селу.  (карты высвечиваются на экране).  Какие выводы вы можете сделать, ознакомившись с  документами? Фиксирует на доске  Проблема : Почему и как  наш посёлок Путь Ильича   появился именно здесь­  в степной глубинке? II. Версии. Какие у вас версии решения данной проблемы? III. Актуализация знаний. Версии фиксируются на доске, учащиеся записывают в  тетрадь. Для того, чтобы ответить на главный вопрос урока,  давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по этому  вопросу. Сегодня мы говорим о появлении нашего села, а оно  находится на территории современной Волгоградской  области, значит, мы должны знать карту. ­Перед вами карта России. Определите  месторасположение Волгоградской области,  Николаевского района, села Путь Ильича.  ­Какие народы в древности расселялись по территории  области?  Предполагаемые ответы: страна, область, район, село. Ученики знакомятся с источниками и  Предполагаемые ответы: на перекрестках дорог; на берегах рек,  морей; у леса; у монастырей … У учащихся карты для сравнения. Высказывают предположения. Село было образовано в глубокой древности в период движения  различных племён. Село было образовано в 18 веке в период добычи соли на озере  Эльтон. Село было образовано в начале 20 века в период столыпинской  аграрной  реформы и процесса коллективизации.  Показывают  на карте область, район, село. Называют  народы, проживающие на данной территории в ­Какие  события происходят на  нашей  территории   в  середине  XVIII века, а именно с 1747 года? ­ Определите по карте волости ­ к каким изменениям в  жизни слободчан  привела Столыпинская аграрная  реформа? ­Какие крупные сельскохозяйственные единицы  появились в нашей стране в период сталинской  модернизации?    Мы решили с вами нашу проблему? Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти  решение проблемы?  Проблема : Почему и как  наш посёлок Путь Ильича   появился именно здесь­  в степной глубинке? Планирование деятельности. IV  Поиск решения проблемы (открытие  нового знания). Класс разбивается на 3 группы по 3 человека. Каждая  группа получает подборку документов и задания  к ним. различное время: сарматы; в IX веке степные просторы  заняли пришедшие с востока печенеги; в XI веке в поволжские  степи вторгаются новые племена половцев­кипчаков и т.д        Называют дату  и событие ­ 1747 год. Начинается добыча соли на  озере Эльтон. С этими событиями связан  процесс появления  солевозов­ чумаков и основание слободы Николаевской. ­  показывают на карте Николаевской волости Николаевского уезда хутора.  ­ делают вывод о появлении колхозов. Конечно, нет. Определяют, каких знаний недостаточно, где и как их добыть – предполагают, что надо изучить определённые источники. Записывают план действий в тетрадь 1. О чём молчат курганы  2. На чумацком шляхте  3.От заволжских хуторов к колхозам 1 группа. Список исторических и  археологических памятников  Николаевского района, карта расселения сарматов по территории  Саратовского  края; карта расселения монголо­татар. Воспоминания  односельчан и  В. И. Мамантова.  Историческое описание жизни сарматов. – с помощью исторических карт определить, какие племена и  народы в разное время проживали на территории нашего поселения ­оформить кластер; – на основании «Списка памятников» и воспоминаний выделить, о  чём свидетельствуют археологические памятники ( из  воспоминаний односельчан и  В.И. Мамонтова)­составить рассказ  –составить план рассказа «Сарматы на нашей территории». 2 группа ­книга Е. Малюты «История земли Николаевской» ­статья 1747­1749 год;  книга «Николаевск –на­ Волге. На рубеже веков»  статья  А.  Токарева «Николаевску­250 лет»  И.И. Шульга  « Как чумаки с Эльтона соль возили».    Монеты 1749 и 1813 годов. Рассказ В. Гура «Хлеб да соль».   1.­  на основании статьи  Токарева составить рассказ о работе  чумаков­солевозов;   2.­  Прочитав рассказ Шульги, определить назначение умётов и их расположение по чумуцкому шляхту;   3­ рассмотрев монеты и прочитав рассказы В. Гура и  «1747­1749 год»  из книги Е. Малюты «История земли  Николаевской» ­сделать вывод о возможности расселения чумаков  на нашей территории. 3 группа­ карта Николаевской волости Николаевского  уезда;  справка из Волгоградского областного архива; совхоза  « Мелиоратор»; рассказ В. Гура «Хлеб да соль»  1.По карте Николаевской волости Николаевского  уезда и  В. Гура «Хлеб да соль»  определить, чьи хутора располагались на  территории современного поселения; выписать крупные хутора.  2.Из справок  из Волгоградского областного архива совхоза  «Мелиоратор» выделить, какие колхозы были здесь V. Применение нового знания. Возвращаемся к нашим версиям. Какая версия более всего, по­вашему, повлияла на  формирование села. Поработаем с диалектом нашего местного населения. Называет слова местного диалекта ( из сборника «По  родному краю» стр. 35) В нашем музее есть предметы быта наших односельчан,  которые относятся к началу 20 века. Определите  назначение и по возможности –название: демонстрирует рубель, глечик, макитру, ночву, ступку.  VI.  Рефлексия  Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?  Подтвердились ли версии, которые мы с вами выдвинули в начале урока образованы, составить план  «Первые поселения» 3.Используя справку из архива совхоза « Мелиоратор» составить  кластер ­колхоз «Путь Ильича» Озвучивают результаты работы. Учащиеся поясняют эти слова. Поясняют  назначение этих предметов. Примерный вывод по проблеме: Мы  узнали, что наше  село хоть и  не такое старое, начало ему   было положено в XX веке, но освоение и заселение этой  территории началось намного раньше. Еще с  7 века до нашей эры наша, хоть и не богатая, но просторная  земля привлекала  племена скотоводов­ кочевников.  Работая с картой, мы узнали о  том, что здесь со своими стадами передвигались сарматы, вслед за  ними прошли другие племена. Из анализа документов и  исторических источников мы выяснили, что  сложен и опасен  был  и труд чумаков­солевозов,  которые в последующем осели  в нашей местности и основали здесь  хутора, которые в последующем были  преобразованы в колхозы.   Предлагают  свои вопросы. Чему научились?  Где пригодится то, чему научились? Какие трудности возникли? А что бы вы ещё хотели узнать о нашем селе? Конечно, к  вопросам истории нашего  села мы с вами  ещё вернёмся. А для этого предлагаю­ подобрать фотографии   «Село в 30­60 годы».  Взять интервью у старожилов:           « Жизнь в селе в 30­60 годы»  Собрав данный материал, вы на следующем уроке  сможете  выполнить проектную работу. Записывают д/з. VII. Домашнее задание.
скачать по прямой ссылке