Урок по истории
Оценка 4.6

Урок по истории

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
21.04.2017
Урок по истории
Конспект урока по истории Дата: 7.04.16 Класс 5 Тема: Установление господства Рима во всем средиземноморье во 2- веке до н.э. Тип урока: комбинированный Цели: • выяснить, как Рим установил господство во всём Средиземноморье; • выяснить причины могущества и агрессии Рима по отношению к другим государствам; • развивать умение работать с историческим источником и находить нужную информацию. Оборудование: учебник, карта, атласы, иллюстрации. Основные понятия: провинция, император, триумф, диадема, триумфират. Ход урока: I. Организационный момент II. Актуализация знаний учащихся по теме «Вторая война Рима с Карфагена (218-201 гг. до н.э.» • Проверка домашнего задания: срисовать из учебника план битвы при Каннах. • Игра «Крестики-нолики» 1. Первую войну с Карфагеном римлянам не удалось выиграть (О, нет, выиграли) 2. В 218 году до н.э. Ганнибал вышел из Испании вместе с войском и направился через Альпы. (Х) 3. Переход через Альпы легко дался войску Ганнибала (О, тяжело, с большими потерями) 4. Галлы ненавидели покоривших их римлян, поэтому вступили в войско Ганнибала (Х)
урок история 5 класс.docx
Конспект урока по истории  Дата: 7.04.16 Класс 5 Тема: Установление господства Рима во всем средиземноморье во 2­ веке до  н.э. Тип урока: комбинированный Цели:   выяснить, как Рим установил господство во всём Средиземноморье;  выяснить причины могущества и агрессии Рима по отношению к другим  государствам;  развивать умение работать с историческим источником и находить  нужную информацию. Оборудование: учебник, карта, атласы, иллюстрации. Основные понятия:  провинция, император, триумф,  диадема,  триумфират. Ход урока:  I. II. Организационный момент Актуализация знаний учащихся по теме «Вторая война Рима с  Карфагена (218­201 гг. до н.э.»  Проверка домашнего задания: срисовать из учебника план  битвы при Каннах.  Игра «Крестики­нолики» 1. Первую войну с Карфагеном римлянам не удалось выиграть (О, нет,  выиграли) 2. В 218 году до н.э. Ганнибал вышел из Испании вместе с войском и  направился через Альпы. (Х) 3. Переход через Альпы легко дался войску Ганнибала (О, тяжело, с  большими потерями) 1 4. Галлы ненавидели покоривших их римлян, поэтому вступили в войско  Ганнибала (Х) 5. Битва при Каннах началась в 212 г. до н.э. (о, в 216 г.) 6. Ганнибал построил свою армию в виде полумесяца выпуклой стороной к  противнику (Х) 7.  В ходе битвы римляне сумели победить Ганнибала (О, проиграли) 8. В 202 г. до н.э.  началась битва у города Зама (Х)  9. В ходе этой битвы ( у Замы) войска римского полководца Сципиона  были  разбиты полностью (О, войска Ганнибала были разбиты) О 1 Х 4 О 7 Х 2 О 5 Х 8 О 3 Х 6 О 9 Критерии оценки: Менее 4  ­ «2»           От 5 до 6 – «3» От 7 до 8 – «4»  9  ­  « 5» III. Изучение нового материала. План: 1.Поражение Македонии. 2.Разгром Сирии и конец Македонского царства. 3.Разрушение Коринфа и Карфагена.  1. Рим, сокрушив Карфаген, стал безраздельно властвовать в Западном  Средиземноморье, но не в Восточном.  Как вы думаете, почему? Задания:  2  Покажите на карте Западное средиземноморье, где безраздельно  господствовал Рим.  Покажите Восточное Средиземноморье. Какие государства вы здесь  видите?       После распада какой державы они вновь обрели независимость?  Какое из них было самое могущественное? Римские завоевания в Восточном Средиземноморье Сирийское Македонское Египетское     В ходе трёх войн римляне подчинили себе македонян Готовясь к войне с Македонией, римляне привлекли на свою сторону греков,  провозгласив себя освободителями Эллады от македонцев. Они смогли  Война, объявленная Римом, закончилась поражением сирийского царя Антиоха Война, объявленная Римом, закончилась поражением сирийского царя Антиоха убедить Сирийского царя Антиоха не помогать Македонии. И он не осознал  той опасности, которую представлял Рим для них. В войне с Римом  Македония потерпела поражение и должно было вывести свои войска из  Греции. Но однажды на стадионе близ города Коринфа произошёл интересный случай.  Давайте  о нём прочитаем ( стр. 222 – со слов « Огромные толпы…» Таким образом, Сирийское царство на всегда лишилось своего могущества. 2. После победы над Сирией римский сенат решил подчинить себе  Македонию. Началась новая война. Исход её был решён в ожесточённой  битве. Задание: Сравните построение римского и македонского войск в бою и  сделайте вывод. Какое войско было более совершенным? Чем? 3 Удар македонской фаланги был настолько силен, что римские передовые  отряды оказались смятыми и стали отступать к холмам, находившимся возле  самого римского лагеря. Поседевший в боях римский консул впоследствии  часто вспоминал, какое страшное впечатление произвела на него атака  фаланги. Но сама стремительность удара погубила македонян. Ряды фаланги  кое­где разорвались из­за быстрого преследования ими римлян и неровностей  почвы. Консул воспользовался этим и бросил подвижные отряды в  образовавшиеся интервалы. Римляне стали нападать на македонян с флангов и с тыла, расстраивая их ряды македонский царь Персей, растерявшись, бежал с поля боя. Битва продолжалась менее часа. 20 тыс. македонян остались на  поле боя; 11 тыс. попали в плен. Римские потери были до смешного малы. В 168 г. до н.э. ­ в битве при македонском городе Пидна консул Луций  Эмилий Павел (сын героя, погибшего при Каннах) разгромил последнего  македонского царя Персея. Победители уничтожили династию македонских царей и вскоре после этого  превратили Македонию в свою провинцию (дословно ­ «побежденная  страна») ­ это завоеванная римлянами область, страна, лежащая за пределами  Италии. Существовала поговорка: «Провинция ­ это добыча рим¬ского  народа». В точном соответствии с поговоркой хозяйничанье римлян в  провинциях привело к опустошению этих стран. В честь человека, сокрушившего великую империю Филиппа и Александра  Македонского, решено было дать триумф. Рассмотрите рис. на с. 226. Торжества заняли три дня. Десятки тысяч людей, одетых в праздничные  одежды, заполнили улицы и площади Рима. Двери храмов были раскрыты, в  них вносили венки, на алтарях курились благовония. 4 Весь первый день триумфа до самого вечера двести пятьдесят разукрашенных колесниц везли захваченные у врагов произведения искусства ­ картины,  статуи. Второй день по улицам проходило множество повозок, нагруженных дорогим красивым македонским оружием. Оружие блестело на солнце, звенело,  сталкиваясь при движении. Казалось, все это оружие было беспорядочно  набросано, но в действительности специальные люди искусно уложили его.  Поверх блестящих щитов, лат лежали шлемы, поножи, колчаны со стрелами,  обнаженные мечи, и все это словно проткнуто македонскими длинными  копьями ­ сариссами. За повозками с оружием три тысячи человек несли семьсот пятьдесят  кувшинов с серебряными монетами. Кувшины были такими тяжелыми, что на  каждый требовалось четыре носильщика. За ними множество людей высоко  поднимали, чтобы все могли видеть, серебряные чаны, кубки, рога, ковши. Третий день триумфа был самым торжественным и значительным. С самого  утра по улицам двинулись трубачи, игравшие боевые марши, какими обычно  ободряли воинов на поле битвы. За ними вели сто двадцать откормленных  быков, украшенных пестрыми тканями и венками. Рога их были вызолочены.  Их должны были принести в жертву богам. После небольшой паузы появились несколько сот рабов, они несли семьдесят семь тяжелых сосудов,  наполненных золотой монетой. Рядом несли множество богатейшей золотой  утвари с пиршественных столов Персея. Завершала эту часть процессии  позолоченная колесница Персея. На колеснице грудами лежало оружие царя,  поверх сверкала дивной красоты диадема, символ царской власти. За  колесницей шли дети Персея ­ два мальчика и девочка, ­ окруженные  учителями, воспитателями, наставниками. Дети были еще слишком малы,  чтобы понимать глубину случившегося с ними несчастья. Но их  сопровождающие жалобно кричали, плакали и молили толпу о сострадании. 5 В темной одежде, подавленный горем, шел за ними Персей. Приближалась главная часть процессии, апогей триумфа. На круглой  раззолоченной колеснице, запряженной четверкой белых коней, показался  триумфатор. Эмилий Павел был одет в пурпурную тунику, расшитую,  золотыми пальмовыми ветвями. Поверх нее была наброшена пурпурная тога.  Как обычно, за спиной триумфатора государственный раб держал над головой полководца золотой венец и время от времени громко восклицал, склоняясь к  герою торжества: ­ Помни, что ты только человек! Помни о смерти! Вопрос:   Как вы думаете, что означали эти слова? (Слова раба должны были напоминать триумфатору, что счастье не постоянно, переменчиво и  сегодняшний победитель завтра может стать побежденным). Вопрос: Какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме? Каким  было бы ваше личное отношение к подобным празднествам? (Учитель обращает внимание на контраст между ликующей римской  толпой и горестными фигурами пленников. Для одних триумф ­ радость,  для других ­ унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа было  не чем иным, как показом награбленной добычи и порабощенных людей.) 3. Римляне с завистью смотрели на рост богатства Коринфа и Карфагена. В  сенате слышались призывы разрушить эти города, ценности вывезти в Рим, а  людей продать в рабство. Задание: Прочитайте п. 3 §48 о разрушении Коринфа и Карфагена.  Чем отличается III  пуническая война от двух первых? Каковы итоги римских  завоеваний На доске: 149­146 г. до н.э.: Карфаген взят и разрушен, жители перебиты и проданы в  рабство. Работа с новыми терминами.  6  Провинция ­  подвластные Риму территории.  Триумф – торжественный въезд победителя  в Рим.  Триумвират – право полководца­победителя торжественно въехать  в Рим.  Император – главнокомандующий.  Диадема – головной убор, знак царственной власти. IV. V. Закрепление изученного материала.  Вопросы в конце параграфа. Домашнее задание.  Прочитать §48  Рабочая тетрадь № 66, 67, 70.  Составьте рассказ по рисункам о том, как воевала римская  армия . VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. им установил свое господство во всем Средиземноморье. Завоеванные области стали называть провинциями. 7

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории

Урок по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017