Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"
Оценка 4.6

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
8 кл
14.08.2018
Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"
урок истории в 8 классе "Противоречия эпохи Петра". на уроке рассматриваются особенности формирования эпохи и людей в ней. личность Петра представлена с различных точек зрения. урок построен на методе проблемного обучения. используются технологии критического мышления, здоровьесбережения, моделирования. в конце урока применяется рефлексия.
Кириллова ЛА урок противоречия эпохи Петра.doc
Кириллова Любовь Александровна   учитель истории и обществознания МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная  школа имени В.П. Чкалова»  МО «Лениногорский муниципальный район»  Республики Татарстан    Тема урока: Противоречия эпохи Петра   I Тип урока: обобщающий урок, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Класс: 8 класс Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о процессе исторического развития   России   в   первой   четверти  XVIII  века,   закрепить   формирование   понятий   об исторических условиях, породивших противоречия эпохи. Задачи урока:   формировать     навыки   самостоятельной   работы,   умения   составлять сравнительную таблицу;  формировать     умения   анализировать,   сопоставлять,   обобщать   и систематизировать материал;  содействовать  формированию основных мировоззренческих идей Эпиграф   урока:  А.С.   Пушкин:   «Достойна   удивления   разность   между государственными  учреждениями  Петра  Великого и его временными  указаниями. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом.  Первые были для вечности или, по крайней мере, для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Ход урока:  Учитель: изучая историческое развитие России в конце   XVII  века, мы с вами пришли к некоторым выводам: 1. еще до правления Петра I   была осознана необходимость проведения реформ и ускорения экономического развития страны; 2. проявлялись   противоречия   формирующегося   буржуазного   пути   социально   – экономического   развития   и   состояния   дворянского   по   сути   государства. Соответственно, программа реформ созрела задолго до начала правления Петра.  Это были объективного характера предпосылки. Эффективность исторических  изменений определяется комплексом объективных и субъективных предпосылок. Ключом к нашей  теме станет кроссворд.  Выполнив  все  задания, мы  получим ключевое слово, определяющее суть всей петровской эпохи. Слово, которым Петр называл Петербург? Первый русский фельдмаршал? Крепость, взятая русскими войсками в 1696 году? Друг Петра, один из руководителей Великого  посольства? Политический   статус   Российского   государства   после   окончания   Северной 1. 2. 3. 4. 5. войны? 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Учитель Петра? Духовная коллегия, созданная в 1721 году? Река, на которой стоит Полтава? Украинский гетман изменник? Отборные турецкие войска? Человек, придумывавший новые источники дохода государства?  Гребные суда? л з п ш е р з а о е ф о р т и в о р е н ы ч п и а е т и в м а я о н о з р л о с г р а а е м е в д и з в т е м п е р и я л к а р д с п ы а б ы л р а а ь щ и к учитель: любая эпоха, любой человек желает быть в согласии с самим собой, но внешние обстоятельства, условия формирования, как эпохи, так и личности, вносят свои коррективы. Об особенностях изучаемой эпохи лучше всего нам расскажут современники Петра. Итак, мы отправляемся   в историческую портретную галерею: (историческую портретную галерею представляют учащиеся: А.Д. Меньшиков, Г.И. Головкин, Н.К.Нарышкина, Софья) Все эти люди примут участие в историческом суде, где должны будут ответить на вопросы. И, так или иначе, прольют свет на волнующие нас вопросы. 3. Исторический суд судья: Наталья Кирилловна, расскажите о своем сыне. Наталья Кирилловна: 30 мая 1672 года в первом часу ночи, в день Исаакия Далматского, родился сын. Нарекли его Петром. До этого в царской семье такого имени не было, но оно было широко распространено в России и приятно людям. В день Святых апостолов Петра и Павла (29 июня) в Чудовом монастыре произошло таинство крещения. судья: мог ли Ваш сын по законам престолонаследия занять российский престол? Наталья   Кирилловна:   нет.   От   первой   жены   Алексея   Михайловича   (Милославской) осталось   6   дочерей.   Все   были   крепки   здоровьем,   а   одна   из   них   ­   Софья,   отличалась   и большими   духовными   силами,   была   по   отзыву   ее   врача   "   великого   ума   и   самых   нежных проницательств, больше мужского ума исполненная дева". И было два сына: Федор, который сильно страдал цингой, Иоанн ­ кроме физической слабости имел и слабый ум. судья:  и   все   же   Петр   стал   наследником   российского   престола.   В   каких   условиях воспитывался Петр? Наталья   Кирилловна:   в   условиях   вражды   и   столкновения   родов   Милославских   и Нарышкиных. В 1682 году Петр был провозглашен царем. судья: Софья, могли ли Вы пережить это? Софья:   нет.   Я   жаловалась,   что   мой   брат   Иоан   старше   Петра.   На   15   мая   я   назначила стрелецкий бунт, стрельцы ворвались во дворец. Судья: Что было с Вами, Наталья Кирилловна? Наталья Кирилловна: я схватила сына и скрылась в Грановитой палате. Стрельцы бегали по покоям и искали Нарышкиных. Был убит знаменитый воевода князь Григорий Григорьевич Ромодановский,   изрублены   боярин   Иван   Максимович   Языков,   князь   Юрий   Алексеевич Долгорукий.   Целый   день   стрельцы   хозяйничали   в   Кремле.   С   помощью   стрельцов   Софья захватила власть. Учитель: все эти условия оказали влияние на дальнейшую судьбу Петра. Вот воспоминания современников: "Будучи еще 11­ летним ребенком, Петр поражал своей необычной красотой и живостью.   Современники   находили,   что   лицом   он   был   в   материнскую   родню.   Красота   и живость   с   течением   времени   остались,   но   раннее   развитие,   страшные   потрясения, неумеренность в трудах и потехах сильно пошатнули крепкую натуру Петра и оставили следы: голова тряслась, по лицу, случалось, проходили судороги. Быстрый и пронзительный взгляд Петра производил на людей порой неприятное впечатление." Противоречивы были и судьба и поступки Петра. Судья: Александр Данилович  Меньшиков, Вы бывший сержант Преображенского полка, сын придворного конюха, а ныне любимец Петра. Как Вы поступили с таким же простым народом ­ стрельцами, поддержавшими Софью в 1689 году. Меньшиков: Петр сурово обошелся с взбунтовавшимися   стрельцами: 30 сентября жизни лишились   201   человек.   Сам   Петр  5   стрельцам   отрубил   головы.   11  октября  повесили   144 человека, на другой день ­ 205, на третий ­ 141. 195 стрельцов повешены у Новодевичьего монастыря   перед   кельей   Софьи,   трое   из   них   ­   около   окон.   Я   лично   отрубил   головы   20 стрельцам. Царь восседал на лошади и смотрел на зрелище. Целых пять месяцев трупы не убирали с места казни. Судья:   Петр,   в   одном   из   писем   жене   Екатерине   Вы   писали:   "В   одной   правой   руке принужден держать шпагу и перо." Что это означало? Петр: Это означало, что мне приходилось быть одновременно и реформатором и воином. Я использовал все методы и силовые и мирные, чтобы вывести Россию в передовые страны. Судья: В 1700 году 21 ноября Карл  XII с торжеством вступил в Нарву. Ему было 18 лет. В Швеции   чеканили   монеты   с   изображением   Карла,   слагали   стихи.   Были   также   отчеканены медали, на которых изображали плачущего Петра. Петр, Вы плакали? Петр: Я не плакал и не бросил оружие, хотя на то были веские основания. Я с большей энергией принялся укреплять войско и крепости. Судья:  Да, Вы истинный христианин велели снять церковные колокола и отлить из них пушки. Чем это объяснить? Петр: Требованием времени. Но христианином я остался до конца дней своих. Я умирал с богом на устах. В январе 1825 года, когда болезнь усилилась, близ моей спальни я велел поставить передвижную церковь. Учитель:  такова   была   эпоха,   таков   был   Петр:   внешне   красивый   мужчина   и   человек, производящий неприятное впечатление, истинный христианин в душе и антихрист в глазах современников, воин, испытывающий больший порыв при полном поражении. 4.   Защита   иллюстраций:  учащиеся   представляют   иллюстрации,   где   отображены противоречивые черты эпохи Петра  . 5.     Исключи   лишнее   в   логическом   ряду  (проводится   в   форме   физкультминутки): рекрутский   набор,   губернии,   мануфактура,   регулярная   армия,   реформы,   буржуазная революция,   Сенат,   наемный   труд,   наемный   солдат,   империя,   коллегии,   Синод, конституция,   монарх,   кораблестроение,   республика,   Санкт­Петербург,   президент, конституционная монархия, абсолютная монархия, подушная подать, ревизия. 6. В ходе урока заполняется сравнительная таблица:    сферы жизни хозяйство общественные  отношения управление  государством военное дело культура и быт нововведения Петра  по европейскому образцу         особое   внимание   уделялось развитию мануфактур, наблюдался их стремительный рост возможность   для   незнатного человека   продвинуться   на государственной службе реформы   по   европейскому образцу, улучшившие госаппарата, устройство сделавшие   более эффективным создание   регулярной   армии   и флота с европейскими вооружением, обмундированием и уставами насаждение обычаев и культурных норм европейских его       Петр – продолжатель политики московских князей все контролировало и подчиняло своим нуждам государство все   закрепощены   государством, даже дворянство сохранение   самодержавия и   укрепление солдат – тот же крепостной, а не наемный как в Европе преобразования   затронули   лишь дворянство,   все   остальное население к европейской культуре почти не приобщалось Вывод:  созданное   Петром   новое   «регулярное»   государство   не   только   существенно повысило  эффективность  государственного  управления,  но и послужило  главным  рычагом модернизации страны. С другой стороны, платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее   укрепление   крепостничества,   временное   торможение   формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый и податный гнет на население России.  Анализируя   в   целом   преобразования   Петра,   следует   подчеркнуть,   что   реформаторская деятельность   в   основном   имела   насильственный   характер.   Что   же   касается   темпов преобразований, то они зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством.     Реформы   нередко   носили   случайный   незапланированный   характер   и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость   проведения   других,   ибо   коренная   ломка   в   одной   области,   как   правило, требовала немедленного переустройства в другой. В итоге преобразований в период царствования Петра Россия стала сильным европейским государством.   Во   многом   была   преодолена   военно­экономическая   отсталость.   Однако реформы   первой   четверти  XVIII  века   не   изменили   социально   –   экономического   и политического   строя   России.   Усилиями   Петра   было   создано   государство,   которое   можно охарактеризовать как самодержавную военно­бюрократическую монархию.

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"

Урок по истории 18 века "Противоречия эпохи Петра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018