Урок по истории России: " отмена крепостного права"
Оценка 4.7

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл
01.11.2019
Урок по истории России: " отмена крепостного права"
Данный материал составлен для проведения урока истории в 9 классе по учебнику под авторством А.В.Торкунова.. История России XIX в. М. « Просвещение» 2018 Урок RUBBISH начинается с формы поиска, на столах учеников лежат листы А4 с разным содержанием: Либеральные реформы АлександраII «Отмена крепостного права»Таблицы : Этапы закрепощения крестьян, Исторические этапы решения аграрного вопроса, Причины отмены крепостного права, документы по теме начало урока предложить учащимся оказать помощь учителю. Разобрать « мусор ксерокса при распечатки плана урока»- новая форма урока предполагает не только поиск ,но и работу по заполнению схем и таблиц
Урок отмена крепостного права-9.docx
Урок учителя истории  Галеевой.А.Р Дата проведения___________ Тема урока: « Великие реформы Александра II. Манифест об отмене крепостного права» Цели урока: – Актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70­х годов XIX века в России; продолжить  формирование представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и  итогах реформ Александра II. – Развивать навыки анализировать, обобщать исторические факты, давать оценку событиям и роли  личности в истории. ­Воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому Российского государства. – учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед  будущим. Задачи урока: ­ Сформировать представления о борьбе за крестьянскую реформу, показать ситуацию исторического  выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права; ­ Развивать важнейшие интеллектуальные умения – разрабатывать и представлять собственные проекты,  анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, делать самостоятельные выводы; Планируемые результаты: Предметные результаты: ­систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе ­ раскрывать характерные, существенные черты: реформы по отмене крепостного права ­ объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов ­ давать оценку событиям и личностям отечественной  истории Метапредметные результаты: Развивать Регулятивные УУД  ­уметь формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать  правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, высказывать свое предположение. Познавательные УУД  ­произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач. Коммуникативные УУД   ­ уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Личностные результаты ­ формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; ­ формирование мотивации к обучению и познанию;  ­ формирование уважительного отношения к иному мнению; Тип урока: комбинированный урок, применения и совершенствования знаний. Используемый учебник: А.В.Торкунова.. История России XIX в. М. « Просвещение» 2018 Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии поискового метода Стиль урока: RUBBISH Основные понятия  ­ крепостное право, барщина, оброк, Редакционные комиссии, сельские обыватели, Уставная грамота, выкупная сделка, временнообязанные  крестьяне, отрезки. Личности в истории­ Александр II, Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин Основные даты: 19 февраля 1861 года ПЛАН УРОКА 1. Предыстория отмены крепостного права. 2. Причины отмены крепостного права. 3. Подготовка крестьянской реформы. 4. Основные положения реформы. 5. Значение и последствия отмены крепостного права. Урок RUBBISH    начинается с формы поиска, на столах учеников лежат листы А4  с разным  содержанием: Либеральные реформы АлександраII «Отмена крепостного права» Таблицы : Этапы закрепощения крестьян, Исторические этапы решения аграрного вопроса, Причины отмены крепостного права,  документы по теме начало урока предложить учащимся оказать помощь учителю.Разобрать « мусор ксерокса при распечатки плана урока»  Формулировка цели урока: Значит какая  цель нашего урока? Либеральные реформы Александра II. ­ Вспомните, что такое реформа?  Франц. reforme, от лат. ­  преобразование, изменение, переустройство какой­либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.    Пути реформ?  Реформы всегда происходят “сверху”, проводятся правительством. Могут принести стране пользу. А  могут и нет. В современной России они тоже проводятся: в военной области, в здравоохранении, в  образовании. С помощью реформ правительство хочет приспособить существующую политическую  систему к новым условиям. Ход урока. 1. К середине XIX века сохранилось сословное деление русского общества. Самым многочисленным, феодально­зависимым   сословием   являлось   крестьянство,   численность   которого   составляла   30   млн. человек. Крестьяне являлись главными производителями материальных ценностей, они содержали армию, бюрократический аппарат, царский двор, кормили и одевали феодалов.   Крестьянство подразделялось на несколько категорий: ­ государственные,  ­ удельные, ­ посессионные, ­ приписные, ­ церковные, ­ помещичьи. Помещичьи крестьяне ­ это собственность помещика, находятся в крепостной, т.е в личной и поземельной зависимости от помещика. За пользование землей несут повинности (барщина, оброк) в пользу помещика, а также в пользу государства ­ подушная подать. На протяжении  XVIII­XIX  веков категории зависимых крестьян в той или иной степени слились в крепостное крестьянство, которых насчитывалось 14 млн. Учитель: возможно ли закрепощение провести одним решением, одной реформой. Найдите ответ в ваших подсказках?   2. Закрепощение крестьян началось ещё в Московской Руси в1497 году при Иване III.                           Этапы закрепощения крестьян Даты Название документа Содержание документа 1497 г 1550 г 1581 г 1597 г 1649 г Судебник Ивана III. Судебник Ивана IV Указ Ивана IV о “Заповедных Введение Юрьева дня. Увеличение размеров “пожилого” Временный запрет выхода крестьян. летах”. Указ Федора Ивановича об        “ Урочных летах” Соборное уложение 5­летний срок сыска беглых крестьян. Бессрочный сыск беглых крестьян. По Соборному уложению окончательно оформилось крепостное право в общегосударственном масштабе.  Крепостное право­ это форма феодальной зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение  административной и судебной власти феодалов. К XIX в  базой  экономики являлся принудительный труд  крестьян Учитель:  если закрепощение происходило не один век, то и отмена крепостного права не могла пройти  без подготовки. Известны ли Вам реформы проводимые по крестьянскому вопросу? Заполните таблицу и сравните с эталоном.  3. Исторические этапы решения аграрного вопроса. Заполните пропуски таблицы. дата Название. 1797 г Манифест  Павла I о  трёхдневной  барщине. 1803 г. Указ о  «вольных  хлебопашцах».  Александром –  I Суть преобразований юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу  двора, государства и помещиков тремя днями в течение каждой недели и  запрещавший принуждать крестьян к работе в воскресные дни. законодательный акт российского императора Александра I, по  которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян  поодиночке и селениями с выдачей земельного участка.  За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности.  Если оговорённые обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к  помещику. Тем не менее ничто не мешало помещику отпустить крестьянина  безвозмездно — все определялось договором между крестьянином и  помещиком. Крестьян, получивших таким образом волю, называли  свободными или вольными хлебопашцами 1816­ 1819 гг 1842 г. Закон об  отмене  крепостного  права в  Прибалтике. Закон Николая  I об «обязанных крестьянах» 1837­ 1841 гг реформа П.Д.  Киселёва  государственны х крестьян 86 В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в  Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818—1819 гг. такие  же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии. По соглашению помещиков с крестьянами, утверждавшемуся  правительством, крестьяне приобретали личную свободу. За помещиками  сохранялось право вотчинной полиции. Земля оставалась в собственности  помещика, предоставлявшего крестьянам надел за «соразмерный» оброк или барщину. Ограничения власти помещиков не предусматривалось.  Заключение подобных договоров не было обязательным для помещиков.  Указ 1842 г. существенного значения не имел: из 10 млн. крепостных  до 1855 года в обязанные крестьяне было переведено 24708 душ мужского  пола. Реформа порядка управления государственными крестьянами включала:  учреждение центрального органа, открытие местных палат, прием  государственных имуществ, создание окружных, волостных и сельских  управлений. Новая система была создана для управления казенными  имуществами, попечительства над государственными крестьянами, для  заведывания сельским хозяйством. 4. Необходимость крестьянской реформы. Причины отмены крепостного права. 1.Сохранение крепостничества является тормозом экономического развития, рост отсталости России от Европы. 2.Застой сельского хозяйства, низкая доходность помещичьих имений. 3.Натуральное   хозяйство   крестьян,   низкая   покупательная   способность   препятствовала   развитию промышленности и внутреннего рынка. 4.Рост крестьянского протеста. 5.Крепостничество сродни с рабством, это безнравственно. 6.Осознание обществом необходимости реформы. Учитель:  что послужило поводом к отмене крепостного права? 5. Проекты решения крестьянского вопроса. После Крымской войны даже в правящих кругах осознавалась важность преобразований. Александр II стал решительным сторонником отмены крепостного права. В1857­1858   годах   царским   рескриптами   (рескрипт   Назимову)   в   губерниях   были   учреждены комитеты из местных помещиков, которые получили возможность высказать свои соображения по поводу реформы. С появлением рескрипта Назимову деятельность Секретного комитета по крестьянским делам становится открытым. Предложения с мест поступали в Редакционные комиссии, которые должны были выработать   единые   для   всей   России   “Положение   об   отмене   крепостного   права”.   Непосредственно разработкой   занимались   Я.И.Ростовцев,   Н.А.   Милютин,   Ю.Ф.   Самарин.   Члены   комиссии   найти компромиссное     решение,   примирявшее   государственные,   помещичьи   и   крестьянские   интересы. Большинство   вопросов   решались   в   интересах   помещиков.   Законопроект,   выработанный   Редакционной комиссией, поступил на рассмотрение  в Главный комитет по крестьянскому делу. После обсуждения в Государственном совете   19 февраля 1861г Александр  II  подписал “Манифест об отмене крепостного права”. 5 марта 1861 года его огласили в церквах и разослали по губерниям. Россия перестала быть “страной рабов, страной господ,” всё население стало свободным. 6.Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками (Приложение 1). Задания: 1) Проанализируйте помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков  М.П.Позена и А.М.Унковского). 2) Ответьте на вопросы:  а) Какие варианты Крестьянской реформы предлагали дворяне? б) Какой из проектов, на ваш взгляд, в большей степени отвечал интересам крестьянства?   1.  «Манифест 19 февраля 1861 года». Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками и текстом учебника. Источники:  Извлечение из  «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»,  «Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости» (Приложение 2); текст §16стр119­120  (Крестьянская реформа 1861 года»). Задания (обучающиеся получают до начала работы): 1) Прочитайте текст документов и раздел учебника  2) На основе анализа источников ответьте на вопросы: Когда был подписан Манифест об отмене крепостного права? (19 февраля 1861 года).  На какую категорию крестьян распространялся «Манифест 1861 года»? Какие права получили крестьяне по новому закону?  (личную свободу).          Что значит получить личную свободу?  (Крестьяне получили возможность решать: где и как жить, можно было жениться, не спрашивая у помещика согласия; можно было самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия).        На каких условиях освобождались крестьяне?         В результате крестьянской реформы: ­ введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими  старостами и волостными старшинами; община распределяла землю, раскладывала повинности, определяла очередность отбывания  рекрутской повинности; ­ вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.        В чьей собственности находилась земля после Крестьянской реформы 1861 года?   При каких условиях крестьяне становились сельскими собственниками (крестьянами –  собственниками)? Объясните термины: «выкупная сделка», «временнообязанные крестьяне», «выкупная ссуда»,  «выкупные платежи», «отрезки». Учитель:   даруемое лишь избранным. Почему?   Александр II стал, по выражению А. И, Герцена, «царем­освободителем». Почетное звание,  Учащиеся: при нем  было отменено  крепостное  право. Учитель:  Александр II был сторонником отмены крепостного состояния крестьян. Он говорил: «Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крестьян людей бездомных. Мы хотели избегнуть   того,   что   происходило   за   границей,   где   преобразование   совершилось   почти   везде насильственным образом». «Эта речь, ­ пишет современник, ­ поставила государя бесконечно выше всех его министров и членов совета. Отныне он приобретал себе бессмертие». ­ 7.Подведение итогов урока. Обсуждение проблемных вопросов, высказывание мнений о значении Крестьянской реформы 1861  года для дальнейшего развития российского общества.  Учитель: Итоги   крестьянской   реформы   1861г.   вызвали   критику   со   стороны   демократической   общественности, радикалов – революционеров, представителей социалистической мысли. Поэт Некрасов так откликнулся на итоги реформы, ликвидировавшей крепостное право: Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину, Другим – по мужику. Вопрос: как вы понимаете эти строки Некрасова? А) что значит «распалась цепь великая?» Б) что значит ударила «одним концом – по барину»? В) что значит ударила «другим концом – по мужику»? РЕФЛЕКСИЯ.. Учащимся предлагается разгадать анаграммы по теме “Отмена крепостного права”. Им нужно  переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанная с изученной темой. 1. 1168 (1861 год) 2. 3. 4. 5. ООБЯЗАВРЕМЫЙЕНН (ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ) ЗРЕКИОТ (ОТРЕЗКИ) КУПВЫ (ВЫКУП) СВОАДБО (СВОБОДА) Все эти слова связаны с отменой крепостного права. 8.Домашнее задание.                                                                       Приложение 1. Помещичьи проекты Крестьянской реформы. Из записки князя П.П.Гагарина «О средствах к добровольному изменению отношений помещиков и крестьян» «… В самодержавной империи нашей свобода может только быть лично дарована крестьянам, без прав  на землю, и должна состоять в личном их ограждении от притеснений землевладельцев… Дарование помещикам права освобождать крестьян целыми селениями без условий и без земли есть  мера самая благодетельная…» Из записки полтавского помещика М.П.Позена «О мерах освобождения крепостных крестьян» «Крестьяне крепки земле, на которой теперь поселены. Из них все, поселенные на собственной  земле, пользуются ею на общем владельческом праве – бесплатно; поселенные же на чужих землях  обязываются платежом за них оброка, деньгами или работаю… Земли назначаются и отводятся не отдельно каждому лицу, а целому крестьянскому обществу,  которое разделяет участки между своими членами… Земли отводятся крестьянам в таком количестве, которое признает возможным владелец…» Из записки тверского помещика А.М.Унковского «При освобождении крестьян с землею, с отделением их совсем от помещика, т.е. уничтожением  всяких взаимных их обязательных отношений, свобода крестьян… неоспорима; помещик, получив за  крестьян с землею капитальный выкуп деньгами или облигациями, по возможности вознагражден, а  исполнение крестьянами обязанностей перед правительством обеспечивается землею, отдаваемой им в  собственность». (Источник: Хрестоматия по истории СССР/ под ред. С.С.Дмитриева. Т. 3) Приложение 2. Отмена крепостного права. Извлечение из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года «1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется  навсегда… 2.На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из  крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные,  так и по имуществу… 3.Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за  установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для  обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком, то  количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных  положениях. 4.Крестьяне за отведенный… надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных  положениях повинности: работою или деньгами… 6.Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу  помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами  соглашению… 8.Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею… не  обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли…» Из «Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» «3.Приобретение в собственность крестьянами… полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное  пользование, допускается не иначе, как с согласия помещика… 35.Приобретение в собственность усадебного и полевого надела… может производиться по требованию  одного помещика, не иначе как целым сельским обществом… 64.При приобретении крестьянами в собственность их надела… величина платежа… зависит единственно  от усмотрения договаривающихся сторон; содействие же, оказываемое при сем правительством,  заключается лишь в выдаче под приобретаемые земли определенной… выкупной ссуды… 65. В основании для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с  крестьян в пользу помещика по уставной грамоте… 113.Крестьяне, приобретшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить  в казну ежегодно… по шести копеек за рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до  погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными… 114.Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня  выдачи ссуды». (Российское законодательство Х­ХХ веков. Т.7)

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"

Урок по истории России: " отмена крепостного права"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2019