Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».
Оценка 4.6

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
10 кл
12.05.2017
Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».
Урок по истории Отечества в 10 классе проводится в виде урока-семинара. Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности, посилен для учеников 10 класса. Учебная информация привлекательна для детей, так как находится в зоне актуальности. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию поиска и исследования учащихся.Учащиеся, работая в группах, рассматривают вопросы, связанные со сменой власти после смерти Петра I.Кратко характеризуют правителей данной эпохи, используя и анализируя работы Ключевского В.О., Костомарова Н.И., Соловьёва С.М., работы историков Платонова С. Ф., Анисимова Е. В., заполняют таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”.Разработка урока "Дворцовые перевороты XVIII века"
Попова Г.А. урок ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ.docx
Урок  по истории России в 10­го классе. Тема урока: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия». Цели урока:  организация работы учащихся по анализу работ Ключевского В.О., Костомарова Н.И.,   Соловьёва   С.М.,   работ   современных   историков   Платонова   С.   Ф., Анисимова   Е.   В.,   Интернет­ресурсов     для   сопоставления   разных   версий,   характеристик обнаруженных   в   исторических     источниках,   составление   правителям 1725­1762 гг.;  формирование   умения   самостоятельно   добывать   знания   из   разноплановых источников, высказывать критические суждения, находить нужные аргументы и примеры;  формирование ответственного отношения к учению, положительного отношения к полученным  знаниям  Задачи:  1.   Развивать   навыки   критического   мышления   при   анализе   полученного материала. 2. Формировать умения навыки работы в группе. 3. Совершенствовать учебные приёмы работы с Интернет­информацией. 4.Развивать навыки публичной презентации результатов своей работы. Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, ноутбуки с выходом в Интернет, телефоны учащихся, планшеты, печатная литература ­ работы русских и современных историков. Тип   урока:   урок   совершенствования   знаний,   умений   и   навыков   по   технологии интерактивного обучения ­ модерация и технологии критического мышления. Вид урока: урок­семинар Подготовка к уроку: Класс делится на группы. Каждая группа получает опережающее задание: вопросы для обсуждения, рекомендуемый список источников и литературы, адреса   Интернет­ресурсов.  За  неделю   до  семинара   для   каждой  группы  проводится консультация. Работают эксперты из учащихся. Каждая группа при выступлении пользуется компьютером, подтверждает свои выводы цитатами из работ историков.  Интернет   –   ресурсы,   использованные   обучающимися   при   подготовке   к семинару: http://home.comset.net/gals/index.html ­ Дом Романовых: биографии; http://rulers.narod.ru – Всемирная история в лицах; http://history.tuad.nsk.ru/ ­ История России с древнейших времен до наших дней; http://historic.ru/ ­ исторический портал;   Историк – общественно­политический журнал. http://www.historicus.ru/­   Анисимов   Е.В.В   борьбе   за   власть:   страницы   политической   истории   XVIII   века; Выдержки из текста кондиций    http://hrono.info/dokum/1700dok/1730kondicii.php  http://www.spsl.nsc.ru/history/solov/main/solovlec.htm  Соловьёв С. М.   http://bibliotekar.ru/rusKluch/70.htm Ключевский В. О.   http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostlec.htm Костомаров Н.И. Использованная при подготовке к уроку литература: Анисимов Е. В. Россия без Петра.­ СПб., 1994. АнисимовЕ.В.   Россия   в   середине XVIII века.   Борьба   за   наследие   Петра.­ М.,1986. Анисимов Е.В. Анна Ивановна.// Вопросы истории.­ 1993.­ №4, с. 30. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях  ее главнейших деятелей.­ М., 2010. Ключевский В.О. Курс общей истории.­ М., Наука, 1994. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.­ М.,1994.     Ход урока 1. Борьба за власть после смерти Петра I. ФРАГМЕНТ киноповести  режиссёра С. Дружининой. («Дворцовые перевороты. Завещание императора») ­ О каком историческом моменте идёт речь? (о смерти Петра I) Виновником нестабильности верховной власти в XVIII веке в России оказался Пётр I, который в 1722 году издал Указ  о престолонаследии, содержащий Устав «О наследии престола». ­ О чём этот Указ? (Этот нормативный  правовой акт закреплял за самодержцем право назначать себе любого преемника по своему усмотрению.)  Петр Великий управлял Россией с 1682 по 1725 гг. Но к моменту смерти Петр  I  так и не успел   высказать   своей воли о наследнике престола. Н.М. Карамзин – «пигмеи спорили о наследии великана»,    «Эпоха дворских бурь», «безвременье», «послепетровская Россия»,  А. С. Пушкин ­   «Ничтожные наследники северного исполина»  «Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого ­ сплошное уголовное дело» Ф. И. Тютчев  «время засилья иностранцев» – как только не называли период 1725­1762 годов.  Выражением «эпоха дворцовых переворотов» мы обязаны Василию Осиповичу Ключевскому, который первым  дал четкое название этому отрезку времени    Тема урока «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия». Задачи  урока (учащие формулируют самостоятельно) 1) проанализировать как происходили дворцовые перевороты и кто в них участвовал;  2) дать личностную оценку деятельности правителей «эпохи дворцовых переворотов».                          (определить, какое историческое содержание несли в себе дворцовые перевороты. Разобравшись в этом, с мнением кого­то из историков вы согласитесь, а с кем­то, возможно, поспорите. Каждый  из вас выберет наиболее точное на ваш взгляд высказывание историка, и представит свои аргументы в его пользу в виде эссе (д/з).               Учащиеся класса делятся на три группы. 1.Кратко  охарактеризовать правителей данной эпохи, используя источники, заполнить таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века” 2. Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов. (телефоны, ноутбуки, печатные источники используются в работе учащихся)  Задание для первой группы: охарактеризовать правление данных правителей, заполнить таблицу, занести данные в тетрадь Преемники Петра I Фавориты,   ближайшее   окружение, временщики   Высшие управления органы Екатерина   I   (годы правления) Петр   II   (годы правления) Вопросы учащимся: 1. Какую цель преследовал А.Меншиков, предлагая на престол ЕкатеринуI  2.  Какие важные изменения произошли во внутренней политике во время  правлении Екатерины?  3. Каким образом Петр II пришел к власти?  4.   Какую   цель   преследовал   Меншиков,   предлагая   на   престол   малолетнего   Петра Алексеевича? 5. Почему планам Меншикова не суждено было воплотиться?  Вывод  Задание для второй группы: охарактеризовать правление данных правителей, заполнить таблицу, занести данные в тетрадь Преемники Петра I Фавориты,   ближайшее Высшие   органы окружение, временщики управления Анна Иоанновна (годы  правления) Иван Антонович. Регенты:  Э.И.Бирон, Анна  Леопольдовна (годы  правления) Вопросы учащимся: 1. Почему выбор «верховников» остановился на Анне?  2. Как «верховники» пытались ограничить ее власть?  3. Почему планам «верховников» не дано было осуществиться  4. По мнению историков, Анна была далека от политики, на кого она опиралась? (Анна Ивановна почти не занималась государственными делами, а поручила их своим  фаворитам, главным из которых считают Э.Бирона). 5. Назовите основные черты внутренней политики Анны Иоанновны  6.Кому наследовала престол Анна Иоанновна?  Кто  реально  управлял Россией?  7. Кто был недоволен властью Бирона и к чему это привело?  Вывод  Задание для третьей группы: охарактеризовать правление данных правителей, заполнить таблицу, занести данные в тетрадь Преемники Петра I Фавориты, ближайшее окружение, Высшие   органы временщики управления Елизавета   Петровна   (годы правления) Петр III (годы правления) Екатерина II Вопросы учащимся: 1.Что происходило в стране? Чем были недовольны русское дворянство и гвардия?  2.К чему это привело?  3.Как вы понимаете слова В.О.Ключевского «Она унаследовала энергию своего отца»? В чем состояло отличие ее правления от предыдущих правителей? 4. В результате каких обстоятельств Петр III пришел к власти?  5. Почему был свергнут Петр III, ведь он издал «Манифест о вольности дворянства», согласно которому отменялась обязанность служить и многие другие положительные указы  ФИЗМИНУТКА По окончании заслушивания, разобравшись в причинах и сущности дворцовых переворотов, учащиеся совместно с учителем делают вывод: Решающую   роль   в   дворцовых   переворотах   играла   гвардия.   Ближайшие преемники   престола   после   Петра   I   не   отличались   государственным   мышлением, поэтому   многое   зависело   от   их   непосредственного   окружения,   от   временщиков, получивших   всю   полноту   власти,   аристократических группировок за власть осложняли внутриполитическую ситуацию.   Засилье   иностранцев   у   престола,   борьба   Учащиеся   соединяют   отдельные   элементы   таблицы   в   одну,   которая   наглядно   демонстрирует все этапы эпохи дворцовых переворотов. Преемники Петра I Фавориты,   ближайшее Высшие   органы окружение, временщики управления Екатерина   I   (1725   ­ А.Д.Меншиков,   П.А.Толстой, Верховный   тайный   совет 1727гг.) Г.И.Головкин (1726 ­ 1730гг.) Петр II (1727 ­ 1730гг) В.Л.,   В.В.Долгоруковы,   Д.М., Верховный   тайный   совет М.М.Голицыны (1726 ­ 1730гг.) Анна  Иоанновна (1730 ­ Э.И.Бирон,   А.И.Остерман, Кабинет министров (1731 1740гг.) Б.К.Миних ­ 1741гг.) Канцелярия тайных розыскных   дел   (1731   ­   1762гг.) Иван   Антонович. Б.К.Миних, А.И.Остерман Кабинет министров (1731 Регенты   ­   Э.И.Бирон, Анна   Леопольдовна (1740 ­ 1741гг.) ­ 1741гг.) Елизавета   Петровна А.Г.   Разумовский,  Восстановление   власти (1741 ­ 1761гг.) И.И.Шувалов,  М.И.Воронцов Сената (с1741г.) при Конференция высочайшем дворе (1756 ­   1762гг) Петр III (1761 ­ 1762гг.) Б.К.Миних,   М.И.Воронцов, Императорский   совет Д.В.Волков (1761 ­ 1762гг.) Екатерина  II  (1762   – Г.Орлов, Г.Потёмкин 1796 гг.) 2. Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов.  На   основе   изученных   источников   расскажите   о   расширении   привилегий российского дворянства в период дворцовых переворотов.  установите,  менялось ли положение крестьян в эпоху дворцовых переворотов? Какие данные говорят об усилении крепостного строя?           ∙  Можно   ли   говорить   о   преемственности   социально­экономической   политики самодержавия в 1726 ­ 1762гг. и петровскими  преобразованиями? Наблюдались  ли отступления от реформ Петра I? Ответ на задание для первой группы может иметь вид: Расширение прав и привилегий дворянства Отмена   указа о Право заводить Раздача казенных Основание Дворянског Монополия на Облегчение и единонаследии (1731) мануфактур ы предприятий банка   о (1754 г.) винокурение (1754 г.) сокращение сроков военной службы (Указы1727, 1732,   1736 гг.) Ответ на задание для второй группы может иметь вид: Усиление крепостничества Прикрепление навечно Расширение пожалований Подтверждение монопольного   права Возрастание   судебно­ полицейской   власти   и работников к заводам   (Указы   земли   и   крестьян участникам владения   землей   и крепостными   (Указы хозяйственной   опеки помещиков над   1736,1755 гг.) дворцовых переворотов 1730, 1740, 1758 гг.) крестьянами   (Указы 1731, 1736, 1758, 1760 гг.)                                      Ответ на задания 3 группы  Можно ли говорить о преемственности социально­экономической   политики   самодержавия   в   1726   ­   1762гг.   и   петровскими преобразованиями? Наблюдались ли отступления от реформ Петра I?                     Ответ на задание для третьей группы должен быть строго аргументированным, ибо вопрос о том, чем была вторая четверть XVIII века ­ полным отходом, замедлением или продолжением Петровских реформ является спорным.  выводы: 1. Основным результатом социальной политики стало окончательное укрепление права собственности   дворян   на   землю,   монопольного   права   владения   крестьянами, облегчение несения военной службы. 2. Внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества. 3.   Манифест   о   вольности   дворянства   (1762   г.)   должен   был   стать   логическим завершением   принятых   в   эпоху   дворцовых   переворотов   указов,   закрепляющим привилегированное положение дворян в российском обществе. Выводы. Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более ой системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских  группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. Были расширены привилегии   дворянства,   крепостное   право   достигает   своего   апогея   (т.к.   резко усилилась власть дворян над крестьянами). Укрепился абсолютизм и бюрократический аппарат.   В     целом   социально­экономическая   стабилизация   и   внешнеполитические успехи   Елизаветы     создавали   условия   для   преобразований   в   эпоху   Екатерины   II системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. Были расширены привилегии дворянства, крепостное право достигает своего апогея (т.к. резко усилилась власть дворян над крестьянами). Укрепился абсолютизм и бюрократический аппарат. В целом социально­экономическая   стабилизация   и   внешнеполитические   успехи   Елизаветы создавали условия для преобразований в эпоху Екатерины II  В   произведениях   русских   и   советских   историков Мнения   историков. (С.М.Соловьева,   С.Ф.Платонова,   Н.Я.Эйдельмана)   эпоха   дворцовых   переворотов характеризуется как значительный шаг назад в развитии русской государственности по сравнению   с   петровским   периодом.   Правители   этой   эпохи   в   исторических   трудах казались   ничтожествами   по   сравнению   с   мощной   фигурой   царя­реформатора.   В характеристику   эпохи   входили   представления   об   ослаблении   абсолютизма,   засильи иностранцев во времена обеих Анн, огромной роли гвардии в решении политических вопросов,   патриотических   мотивах   переворота   Елизаветы   Петровны.   Бироновщина трактовалась   как   особо   свирепый   режим,   сходный   с   опричниной.   В   работах современных историков (Д.Н.Шанского, Е.В.Анисимова, А.Б.Каменского) намечается отказ   от   таких   однозначных   оценок,   признание,   хотя   и   противоречивого,   развития русской   государственности. Выводы. Какое влияние дворцовые перевороты оказали на развитие России?                                 Подводя итог урока, следует обратить внимание, что эпоха дворцовых переворотов   характеризуется   расширением   и   укреплением   позиций   дворянства.     В целом,   в   эпоху   дворцовых   переворотов   частая   смена   монархов   не   влияла   на абсолютную сущность власти. Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а  тем  более  социальной  системы  общества   и сводились   к  борьбе  за власть   различных   дворянских   группировок,   преследовавших   свои,   чаще   всего корыстные   интересы.   Были   расширены   привилегии   дворянства,   крепостное   право достигает   своего   апогея   (т.к.   резко   усилилась   власть   дворян   над   крестьянами). Укрепился   абсолютизм   и   бюрократический   аппарат.   В   целом   социально­ экономическая   стабилизация   и   внешнеполитические   успехи   Елизаветы   создавали условия   для   преобразований   в   эпоху   Екатерины   II.  Были   расширены   привилегии дворянства, крепостное право достигает своего апогея (т.к. резко усилилась власть дворян над крестьянами). Укрепился абсолютизм и бюрократический аппарат. В целом социально­экономическая   стабилизация   и   внешнеполитические   успехи   Елизаветы создавали условия для преобразований в эпоху Екатерины II.  Рефлексия. О каком правителе идёт речь?  1. В.О. Ключевский писал о ней “Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца. (Елизавета)   2. Е.В. Анисимов – современный историк. “Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя­охотника уже не стало никакой”. (Петр II).  3. А.С. Мыльников – современный исследователь. “Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера, его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники   …   отмечали   такие   черты   характера   императора,   как   жажда деятельности,   неутомимость,   доброта   и   доверчивость…   Но   наряду   с   этим   они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости”. (Петр III)   4. В.И. Буганов – советский историк. “Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины “подлого” происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе ­ близость к великому человеку. Преобразователю России”. (Екатерина I) 5. Костомаров Н.И.:  "Государыня обещает сохранить верховный тайный совет в числе восьми членов, и обязуется ­ без согласия с ним не начинать войны и не заключать мира,   не   отягощать   подданных   новыми   налогами,   не   производить   в   знатные   чины служащих   как   в   статской,   так   и   в   военной   сухопутной   и   морской   службе   выше полковничьего ранга, не определять никого к важным делам, не жаловать вотчин, не отнимать   без   суда   живота,   имущества   и   чести   у   шляхетства   и   не   употреблять   в расходы государственных доходов". (Анна Иоановна) 6.   Ключевский В.О.  За её правление   увеличился экономический потенциал России, росли   города,   а   следовательно   развивалась   промышленность,   начали   складываться капиталистические   промышленные   отношения.   Вырос   международный   авторитет России. Но при этом, пытаясь удержать власть в руках дворянства, она способствовала усилению сословных противоречий, которые впоследствии вылились в крестьянскую войну.(Екатерина II). Урок завершается показом кадров видеофильма «Екатерина»   о восшествии на престол   Екатерины   II.   Учитель   должен   подчеркнуть,   что   именно   воцарением   на престол   Екатерины  II  завершается   эпоха   дворцовых   переворотов.   В   «наследство» Екатерина получила Россию в глубоком кризисе, но сумела вернуть ей былое величие, за   что   и   получила   прозвище   Великой.   Таким   образом,   учащиеся   будут   иметь представление, о чем пойдет речь на следующем уроке.   Домашнее задание:  выбрать наиболее точное на ваш взгляд высказывание историка, и представить свои аргументы в его пользу в виде эссе

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».

Урок  по истории России в 10-го классе на тему: «Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017