Урок по истории "Смута"
Оценка 4.9

Урок по истории "Смута"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
6 кл
04.04.2019
Урок по истории "Смута"
Цель урока: знакомство обучающихся с национально-освободительной борьбой в период окончания Смутного времени. Задачи: образовательные: формирование навыков работы с текстом учебника и дополнительной литературой; обогащение понятийного аппарата; развивающие: развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого; формирование УУД. воспитательные: воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за своё Отечество и его героев.
Урок Смута.docx
Урок 14. Тема. Окончание Смутного времени. Цель   урока:  знакомство   обучающихся   с   национально­освободительной   борьбой   в   период окончания Смутного времени. Задачи: образовательные:  формирование   навыков   работы   с   текстом   учебника   и   дополнительной литературой; обогащение понятийного аппарата;  развивающие:  развитие   способности   учащихся   анализировать   содержащуюся   в   различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого; формирование УУД. воспитательные: воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за своё Отечество и его героев. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование урока:  ­ компьютер, экран;  ­ презентация «Окончание Смутного времени»; ­  аудиозапись «Колокольный набат», звон колокола «Благовест»; ­  карта «Смутное время в России начала XVII в.»; ­ раздаточный материал;  ­ портреты исторических деятелей эпохи Смутного времени; ­картина «Оборона Троице­Сергиевой лавры»; ­ учебник Д.Д. Данилов «История России» в 7 классе. – М.: 2013.­304с. Методы   обучения   и   формы   организации   учебной   деятельности:  проблемный,   словесный, наглядный, частично поисковый метод, работа в паре и группе, фронтальный опрос. Приемы деятельности учителя: объяснение,   рассказ,  организация  работы   учащихся   с  текстом учебника, документом, картой, обучение решению учебных проблем. Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку явлениям. Персоналии и даты: князь Д.Пожарский, К.Минин, М.Романов, патриарх Гермоген. 1610­1612 гг. – «Семибоярщина» 1611­1612 гг. – создание народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского и освобождение Москвы 1613 г. – начало правления Михаила Романова. Предметные  Метапредметные  Личностные  Планируемые образовательные результаты   в борьбе ­   определить   причины   свержения Шуйского   и   приход   к   власти «семибоярщины»,  дать   оценку   её деятельности; ­ показать роль и заслуги народного ополчения за независимость;  ­ познакомить с личностями князя Д. Пожарского и старостой К. Минина. ­  дать  оценку  значения  для  России воцарения новой династии. ­оперирование понятиями: «тушинский   вор»,   семибоярщина, ополчение.       ­ выражение своей позиции на уровне положительного   отношения   к учебному процессу; ­   принятие   и  реализация   ценностей здорового образа жизни.       оценивать Познавательные:  ­   умение   ориентироваться   в различных  источниках  информации, критически и интерпретировать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать факты; ­   формулирование   ответов   на вопросы учителя. Коммуникативные: ­   умение   продуктивно   общаться   и взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности   в   паре, группе; ­ умение принимать другое мнение; ­умение выражать свои мысли. Регулятивные: ­ умение самостоятельно определять цели   деятельности   и   составлять планы; ­   умение  самостоятельно  оценивать ситуацию и принимать решение. Организационная структура урока. Этап урока 1.Организационный 2.Актуализация знаний.   Постановка и   решение   учебной задачи. 3.Изучение   нового материала. Постановка и решение   учебной задачи.   Цель этапа, формирование УУД   Формулировка темы,   цели   и   задач урока, создание проблемной ситуации, постановка вопроса. Умение планировать учащимися   решение учебной задачи,   выстраивать алгоритм решений.   Развитие   умения работать с различными источниками (текст, схема),   извлекать   и анализировать информацию, работать   в  группах, давать   определения новым   понятиям, выступать   перед классом. Умение   работать   с картой. Работа   с   текстом учебника, документами Умение   работать   с текстом   учебника  и дополнительными источниками  Деятельность учителя Деятельность учащихся   Ученики приветствуют учителя.   Группы   занимают свои места. Ученики   формулируют   тему урока. Ученики формулируют тему. Ученики   записывают   план   в тетрадь. Дети   отвечают   на   вопросы учителя, знакомятся   с проблемой урока.   урока  тему  Приветствие   детей.   Проверяет готовность детей к занятию и раздает необходимые материалы  к уроку.  Фрагмент   Скульптура   И.Мартоса. Набат. Сформулируйте «Окончание Смутного времени» Используя опыт учащихся,   учитель   помогает   им самостоятельно   сформулировать цель урока.  Предлагает   записать  план  урока   в тетрадях. 1. Заговор против В. Шуйского и   приход   к   власти «семибоярщины».   жизненный   2. Формирование   Первого ополчения и его итоги. 3. Роль   Второго   ополчения   в освобождении России. 4. Земский   собор   1613   г.,   его итоги. интервентов Постановка  проблемного  вопроса: «Какова   роль   народа   в   ликвидации   изгнании Смутного   времени, иностранных и   восстановлении русской государственности?». Углубление   понимания   учениками задач   урока:   «Какие   у   вас   версии, предположения   решения   проблемы, что нужно узнать, чтобы ее решить?»     К концу лета 1610  года положение России было бедственным, почему? Работа в паре. 1 –я пара для 1 группы.   2­ я пара для 2 группы. Составить вопросы для групп. (1­я   Первое Работа   по   группам  ополчение; 2­я Второе ополчение) с информацией. По плану: 1.Дата начала ополчения; 2.Причины; 3.Примеры героизма; 4.Что   особенно   потрясло,   вызвало восхищение или возмущение. Рассказ   учителя,   показывает   на Работают с текстом учебника, документов, выполняют задание.   Ученики   отвечают вопросы, делают выводы.   на Работа с картой. Умение   работать   с картой. карте. Сообщение «И.Сусанин» 1613   –   избрание   первого   царя   М. Романова. Работают   с   картами,   рисуют путь 2 ополчения. Рассказ ученика. Запись в тетради.   и 5.Решение проблемы. Обобщение знаний. 4.Физкультминутка. Принятие реализация ценностей здорового образа жизни. Выяснение,   смогли ли ученики установить   связи между   фактами; проверка   глубины понимания учащимися учебного материала, формулирование вывода.   6.Рефлексия 7.Домашнее задание. Умение осуществлять рефлексию (оценивать собственную учебную деятельность, адекватно   понимать причины успешности выполнения работы) Разъяснение методики выполнения домашнего задания. Просит   одного   из руководить зарядкой.   учеников   времени: Благовест, чем отличается от звона колокола,   прозвучавшего   в   начале урока?  Прием   «Корзина   идей»   итоги   Смутного рост национального   сознания,   новая династии,   сохранение   единства страны,   усиление   роли   Земских соборов, упадок хозяйства. Направляет на учащихся формулировку   решения   проблемы. Подводит итоги. Закрепление:  Ответить   на   вопросы   теста «Окончание Смутного времени». Взаимопроверка по образцу. «Свободный микрофон»: ­ что удалось ­ что не удалось на уроке ­ как могу применить знания урока     Положить   левую   руку   на правое плечо,  пять  круговых движений, наоборот.  Ученики отвечают на вопросы учителя,   делают   выводы   к уроку.     задание, работами, Выполняют меняются проверяют по образцу. Самостоятельно   оценивают себя. Записывают задание в дневник.   домашнее на   §3,   прочитать.   Выполнить 1. следующие задания (на выбор): 1.  Подготовить   доклады  выбранную тему: а)   «Смута­трагедия,   очищение   и возрождение России»; б)   «Подвиг   Смоленска   во   время Смуты»; в)   «Вклад   русской   православной церкви   в   окончании   Смутного времени». 2. «Смутное время».  Нарисовать   рисунок  на   тему Приложение №  Освобождение Москвы вызвало мощный патриотический подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории интервентов. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика.  Подвиг Ивана Сусанина.          Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой.                Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.        В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»),  дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин».  К. Рылеев писал: Куда ты завел нас? — лях старый вскричал. Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. – Убейте, замучьте! — моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на русской земле! В ней каждый Отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит! Ход урока: 1 этап: Организационный момент­ 2 мин: Учитель приветствует обучающихся, настраивает на рабочее настроение. В школе прозвенел звонок, начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, руки в линию красиво. На меня вы посмотрите, и немного улыбнитесь! 2.   Актуализация.   Вступительное   слово   учителя:  Сегодня   мы   продолжим   говорить   об   эпохе Смутного времени. Назовем основные события последних этапов Смуты, определим роль народа в национально­освободительной   борьбе,   оценим   деятельность   Минина   и   Пожарского,   продолжим работать над умением работать с информацией. На   слайде   вы   видите   изображение   памятника,   работу   скульптора   Ивана   Петровича   Мартоса, изготовленную в 1818 г. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором   (храмом   Василия   Блаженного).   На   постаменте   возвышаются   фигуры   двух   людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте   из   красного   гранита   можно   увидеть   высеченную   бронзовыми   буквами   надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. За что так благодарна Россия этим людям? Что они сделали, чтобы остаться навечно в памяти русского народа? Предположите. ­Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок, совершенный во имя других.) ­ Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.) ­ Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения  к происходящему, а вместе с тем проявления  таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к  самопожертвованию.)  ­ Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если  он любит своюОтчизну) ­  Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях?  Почему?   (Смутное время) ­ Что такое Смута? (непонятное время)  Учитель: внимательно послушайте этот колокольный звон, подумайте какие чувства, эмоции он у вас страх). а) эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке (звучит колокольный звон – «Набат») б) сообщение темы, цели урока  ­ Кто готов назвать тему нашего урока? (Окончание Смутного времени). Запись.  Чем важна это тема? Изучая события, мы с вами узнаем, как закончилась Гражданская война в Российском государстве, как люди, которые болели за свою страну, смогли уберечь её от гибели и покорения, смогли изгнать иноземных захватчиков, эти события легли в основу  праздника «День согласия и единства», который отмечается в нашей стране 4 ноября, итогом Смуты стало избрание на царство молодого царя из рода Романовых, которые воцарились на русском престоле на 300 лет! Сформулируйте проблему урока. Проблемный   вопрос   урока: Какова   роль   народа   в   ликвидации   Смутного   времени,   изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности? вызывает     (тревогу, 3 этап. Изучение нового материала­ 30мин. Учитель: К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся) Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором». Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3. Поляки окружили Москву. В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским. Период правления 7 бояр вошел в историю под названием  семибоярщина.  Избрание польского королевича Владислава русским царем. Итак, мы знаем, что страшное время пришло на Русь. Ни власти, ни боеспособного войска, ни казны – ничего не было. Остался лишь русский народ с его мощным патриотическим настроем. И   первой   на   защиту   русского   государства   от   иностранных   интервентов   встала   Русская Православная   Церковь.   Игумен   Троице­Сергиевского   монастыря   Дионисий   и   монах   Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов.  Работа с картиной на с. 99. Работа с документом (в паре документы №1 и №2 в приложении прочитать и ответить на вопросы) ­ 5 мин Вопросы: 1. Какую деятельность развернул Кузьма Минин  для защиты Отечества? (Докажи свое мнение цитатой из текста) 2. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода на призыв К.Минина? 3. На какие средства собиралось второе ополчение? 4. Какой налог, с какой целью был введен К. Мининым? 5. Какова роль церкви в организации национально­освободительного движения? Вопросы: 1. Назовите имя вождя, которого выбрала нижегородская община для второго ополчения? 2. Почему выбор народа пал на Д.Пожарского? 3. Куда отправились послы за Д.Пожарским? 4. Что предприняли поляки, узнав о деятельности Минина и Пожарского? 5. Поддержал ли патриарх Гермоген второе ополчение? Докажи свою точку зрения цитатой из источника. Пока двое учащихся работают с документами класс распределен на 2 группы. Работа в группах ­ 5 мин. ­ Подготовьте материал по следующим вопросам: 1.Первое ополчение.  2.Второе ополчение. План рассказа: 1. Дата начала ополчения. 2. Причины. 3.Основные силы. 4.Примеры героизма.  5. Что особенно потрясло, запомнилось, вызвало восхищение или возмущение. Выступления детей. Ответы на поставленные товарищами вопросы. Подтверждение сказанного.  Рассказ учителя, работа с картой. Учитель показывает путь движения сил Второго ополчения на Москву.  Из нижнего Новгорода войско поднялось вверх по Волге. В Ярославле был создан Совет всея земли (выдавал жалованье ополченцам, покупал оружие, одежду, продукты). В июле 1612 г. ополчение   вступило   в   Москву.   24   августа   1612   г.   проходит   главное   сражение   сил   Второго ополчения с отрядом гетмана Ходкевича, который шёл на помощь полякам. В тяжёлой схватке ополченцы одержали победу. 22 октября ополченцы взяли Кремль. Москва была спасена. Всё время в руках ополченцев находился чудотворный образ иконы Казанской божьей матери. С   освобождение   Москвы   стал   вопрос   о   восстановлении   государственности   и   избрании нового царя. В январе 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялся Земский собор. На русский престол после долгих уговоров и просьб был избран сын «тушинского» патриарха Филарета 16­летний Михаил Романов. Сам Михаил Федорович ничего не знал о своем избрании. Вместе с матерью он укрывался в Костромском уезде за стенами Ипатьевского монастыря.  Сообщение   о   Сусанине.   Какой   героический   подвиг   совершил   Сусанин?  (Героический   подвиг совершил   костромской   крестьянин   Иван   Сусанин.   Он   завёл   польский   отряд   в   непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить Михаила Романова – будущего русского царя). В России начинает своё существование новая царская династия – династия Романовых. 1613 год – избрание на престол Михаила Романова. Запись. Какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени? Обучающиеся делают вывод.  (Избрание   нового   царя   ­   Михаила   Романова,   называют   окончанием   Смуты.   Благодаря героической   борьбе   русского   народа   против   иноземных   захватчиков   была   восстановлена российская государственность.  Смутное время закончилось.) На фоне Звона колокола – благовест Скажите, чем отличается звон колокола в начале и конце урока? Какие чувства, эмоции вызывает у вас эти звоны? Почему именно такая последовательность колокольного звона в начале и конце урока? (Набат­ страх, ужас, тревога ­ пик Смутного времени, Благовест ­ окончание Смуты, изгнание интервентов, воцарение новой династии) Проблемный   вопрос   урока: Какова   роль   народа   в   ликвидации   Смутного   времени,   изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности (ответы уч­ся) Вывод: Смутное время показало, что в объединении всех народов России, в их сплочении ради великой цели есть залог успеха и процветания Родины. Главным итогом Смутного времени стало то,   что   русский   народ   смог   отстоять   национальную   независимость   и   утвердить   на   престоле национальную династию. Спасение   страны   было   главным   итогом   Смуты,   но   не   единственным,   какие   ещё   итоги   можно назвать? Итоги Смутного времени? (запись в тетради). Прием «Корзина идей». Называют. • Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства. • Новая династия. • Потеря территории. • Укрепление царской власти. • Убыль населения • Сохранения единства страны. • Усиление роли Земских соборов 4 этап: Закрепление изученного материала­ 5 мин Тестовое задание «Окончание Смутного времени».  1. К. Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как руководители: А) крестьянского восстания; Б) обороны Смоленска; В) ополчения, освободившего Москву; Г) заговора бояр против Лжедмитрия I. 2. В каком году состоялся Земский собор, избравший царём Михаила Романова? А) 1611г. Б) 1612 г. В) 1613 г. 3.   1611   год   был   для   России   исключительно   тяжёлым   потому,   что   (ыберите   правильные ответы): А) Набирало силу движение, возглавляемое Болотниковым; Б) Первое ополчение потерпело поражение; В) Англия захватила северные земли; Г) Польские войска, после длительной осады, захватили Смоленск; Д) Лжедмитрий II осадил Москву; Е) Шведские отряды захватили Новгород; 4. О ком идёт речь?   Ему   принадлежат   слова:   «Не   пожалеем   ничего,   продадим   дома   свои,   заложим   жён   и   детей   и соберём казну на жалование ратным людям». После победы над врагом ему был пожалован чин думного   дворянина.   Поместье   не   дали,   но   дали   жалование   –   200   рублей   в   год.   Воздвигнуты памятники в Москве и Нижнем Новгороде. Рефлексия­ 2 мин: Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения (учащимся в начале урока были розданы листочки с методом незаконченного предложения): 1. Я узнал (а), что ________________________ 2. Я был удивлен (а) тем, что _______________ 3. Мне понравилось, что __________________ 4. Мне более всего запомнилось, что_______________ Домашнее задание. 1. §3, прочитать. Выполнить следующие задания (на выбор): 1. Подготовить доклады на выбранную тему: а)  «Подвиг Смоленска во время Смуты»; б) «Вклад русской православной церкви в окончании Смутного времени». 2. Нарисовать рисунок на тему «Смутное время». Отметки Письмо Дионисия. «Православные христиане! Господа братия! Горе нам! Пришли дни   конечной   гибели   нашей.   Погибает   наше   Московское   государство,   гибнет   и православная вера. Горе нам, горе великое, лютое обстояние! Польские и литовские люди   в   нечестивом   своем   совете   умыслили   Московское   Государство   разорить   и обратить   истинную   веру   Христову   в   латинскую   многопрелестную   ересь.   Кто   не восплачется, кто не испустит источника слез! Ради грехов наших, Господь попустил врагам   нашим   возноситься!   Горе   нашим   женам   и   детям!   Еретики   разорили   до основания богохранимый град Москву и предали всеядному мечу детей ее. Что нам творить?   Не   утвердиться   ли   нам   на   единение   и   не   постоять   ли   за   чистую   и непорочную Христову веру и за святую соборную церковь Богородицы и ее честного Успения и за многоцелебные мощи московских чудотворцев?».  Историк Н.И.Костомаров. Приглашение Пожарского стать во главе ополчения: «Он находился в своей вотчине за 120 верст от Нижнего Новгорода, и едва оправился от ран,   полученных   в   Москве   при   участии   в   первом   народном   ополчении.   К   нему прибыли нижегородского Печерского монастыря архимандрит Феодосий посадскими людьми   приглашать   его   сделаться   начальником   ополчения,   которое   затевалось   в Нижнем Новгороде. Князь Пожарский отвечал: «Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый – Козьма Минин. Ему такое дело за обычай». Нечасто в истории   Руси   не   князь   собирал   войско,   а   войско   призвало   князя.   Дальнейшие события показали, что народ не ошибся в своём выборе — Пожарский сумел стать его вождём. Голландский дипломат писал в своем докладе о князе Пожарском: «Ему предан весь народ». Так создавалось второе народное ополчение. Торговец   Кузьма   Минин.   «Не   за   свой   город,   не   за   Нижний   один,   а   за   все государство Московское подымать надо ополчение. Неужто бесчинству да насилию и конца нет? Неужто у народа русского ни силы, ни управы нет на врагов? Граждане новгородские!   Православные   люди!   Опомниться   надо,   начинать   надо   великое земское дело. По всем городам собирать ополчение дворян, по деревням и городам собирать простых ратных людей. И пойдет о нас добрая слава, и в других городах народ подымется! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем,   чтобы   нанять   войско.   Рухлядишку   свою   жалеем,   а   землю   родную   не пожалеем?   Жизнь   свою   отдадим.   Поищем   человека,   который   встал   бы   честно   и храбро за родную землю. Тогда и другие города­все соединятся с нами, и, Бог даст, мы прогоним врагов». После завершения своей речи Кузьма Минин вынес ларец и произнёс: «Вот моя доля. Все, что скопил, отдаю на рать». Этот поступок стал началом сбора средств «на строение ратных людей». 3. Выберите правильные ответы 1611 год был для России исключительно тяжёлым потому, что: А) набирало силу движение, возглавляемое Болотниковым; Б) Первое ополчение потерпело поражение; В) Англия захватила северные земли; Г) польские войска, после длительной осады, захватили Смоленск; Д) Лжедмитрий II осадил Москву; Е) шведские отряды захватили Новгород; Ж) с юга на русскую землю вторглись отряды крымского хана.  Проверка ответов. Учитель: Так как же России удалось избежать национальной катастрофы? Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал: Работа с учебником текст произведения «Борис Годунов»: Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой А мнением: да! Мнением народным. Вопрос: Какое событие описывает А.С. Пушкин? (Смутное время) Учитель: ­ Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение? ( потому что только единый народ может добиться процветания своего государства) ­ Какой праздник сегодня мы отмечает 4 ноября? (день народного единства) Задание: « Кто есть кто?» С помощь портретов, прикрепленные на доске учащиеся должны назвать имена исторических деятелей?­ 2 мин Работа с учебником­2 мин . ­ Прочитайте материал о Земском соборе 1613 года. (Используется документ историка  В.О.Ключевского.) Ответь на вопросы: 1. Какова была особенность Земского собора 1613 года? (Первый всесословный собор с участием  посадских и даже сельских обывателей.) 2. Почему царём выбрали Михаила Фёдоровича Романова. (На нём сошлись такие враждебные  силы, как дворянство и казачество. Учитель обращает внимание на связь с династией  Рюриковичей.) ­ Запиши краткую памятку по теме в тетрадь. Сравни с соседом по парте. Метод «Поздоровайся локтями».         Цель: снятие напряжения. Учащиеся встают, складывают руки за головой. Предлагается за определенное время поздороваться локтями с соседом по парте с правой и левой стороны.  Работа в группе. О ком из деятелей периода Смуты могли сказать: ­«боярский царь» (1) ­ «испечен в польской печке, а заквашен в Москве» (2) ­ «тушинский вор» (3) ­ «не способнейший, а удобнейший» (4) ­ «большой воевода»? (5) О ком идет речь? Какие события связаны с данными характеристиками? ­ Красавец, талантлив, полководец, патриот! Ну, чем не царь? (1) ­ Всплакнула, да и признала в…мужа своего, но тайно…(2) ­ Его звали, да отец не пустил. (3) ­ В Москву он вошел под колокольный звон, а вышел…(4) ­ Тень Грозного меня усыновила,               …         из гроба нарекла,    Вокруг меня народы возмутила    И в жертву мне Бориса обрекла…(5) Вступительное слово учителя. ­   У   нас   в   стране   есть   календарь   государственных   праздников.   Среди   относительно молодых праздничных дней есть день 4 ноября. ­ Как называется этот государственный праздник? (День народного единства) ­ Этот день стал государственным праздником с 2004 года. ­Почему именно в этот день, какие события в истории нашей страны легли в основу этого праздника, его названия? Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы. Неудачи в боевых действиях со Скопиным­Шуйским привели к резким конфликтам внутри «тушинского»   лагеря.   Польский   король   Сигизмунд   III   вторгся   в   пределы   России   и   больше   не нуждался в помощи Лжедмитрия II. В 1609 г. «Тушинский» лагерь развалился. Сам Лжедмитрий бежал в Калугу и, собрав новые силы, готовился к походу на Москву. Какие   же   новые   проблемы   встали   перед   Россией?   Что   ещё   придётся   пережить   нашему государству в этот период времени? Самостоятельная   работа. Работа   с   историческим   документом   и   ответы   на   вопросы   к тексту. Обсуждение и обобщение материала. Комментарии   учителя.   В   августе   1610   г.   «семибоярщина»   договорилась   с   гетманом Жолкевским о приглашении на русский престол сына польского короля королевича Владислава с обязательным   принятием   им   православия.   Но   против   данного   решения   выступил   патриарх Гермоген. Бояре тайно впустили в Москву поляков. В 1610 г. в Смоленск к польскому королю Сигизмунду по настоянию Жолкевского отправилось посольство от русских бояр во главе с Филаретом. Сигизмунд предъявил требования на русский престол. Вопрос классу: Что данный факт мог означать? Комментарии учителя. Посольство было арестовано и отправлено в Речь Посполитую. А в декабре 1610 г. был убит Лжедмитрий, на которого всё ещё возлагались надежды русского народа в деле спасения Отечества. Русское государство оказалось на краю гибели. Осознание этого факта привело к пробуждению сознания русского народа, который поднялся на борьбу за освобождение Отечества. ­Итак, мы знаем, что страшное время пришло на Русь. Ни власти, ни боеспособного войска,   ни   казны   –   ничего   не   было.   Остался   лишь   русский   народ   с   его   мощным патриотическим настроем. ­И   первой   на   защиту   русского   государства   от   иностранных   интервентов   встала   Русская Православная   Церковь.   Игумен   Троице­Сергиевского   монастыря   Дионисий   и   монах   Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. (Зачитать текст обращения) ­Самостоятельная работа с текстом учебника. (Слайд 15, сюжет фильма) (слайд 16) вопросы для обсуждения после просмотра фильма (слайд 17) ­Комментарии учителя. Работа с картой.  2 этап Актуализация знаний по теме «Начало Смутного времени»­ 5 мин. Метод «Занимательные вопросы». Учитель: Я задаю вопросы, вы отвечаете: Да (вы согласны)­ хлопаем в ладоши Нет (не согласны)­ поднимаем правую руку вверх и топаете ногами Вопросы: 1.Борис   Годунов   в   свое   царствование   в   Русском   государстве   много   построил   городов   и монастырей? (да) 2. В 1604г Лжедмитрий 1 предпринял первый поход на Москву? (да) 3. Мать Лжедмитрия 1 звали Елена Глинская? (нет) 4. «урочные лета» и «заповедные годы» это акты, подтверждающие отмены Юрьева дня? (да) 5. Период Смутного времени в истории России начинается именно со смерти царя Федора (да) 6. Причина народных и «голодных» бунтов заключалась в правление Бориса Годунова (нет) 7.Первым патриархом России был Филарет? (нет) 3 этап. Изучение нового материала­ 30мин Вступительное слово учителя: ­Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок., совершенный во имя других.) ­ Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.) ­ Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения  к происходящему, а вместе с тем проявления  таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к  самопожертвованию.)  ­ Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если  он любит свою Отчизну.) ­  Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях?  Почему?   (Смутное время) ­ Что такое Смута? (непонятное время) а) эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке (ответы     вызывает (звучит колокольный звон – «Набат») Учитель: внимательно послушайте этот колокольный звон, подумайте какие чувства, эмоции он у вас учащихся). б) сообщение темы, цели урока  ­ Кто готов назвать тему нашего урока? (Окончание Смутного времени.) Чем важна нам это тема в этом предмете? Изучая события, мы с вами узнаем, как закончилась Гражданская война в Российском государстве, как люди, которые болели за свою страну, Родину смогли уберечь её от гибели и покорения, смогли изгнать иноземных захватчиков, с этих событий мы начали праздновать «День согласия и единства» 4 ноября, итогом Смуты стало избрание на царство молодого царя из рода Романовых, которые воцарились на русском престоле на 300 лет! Это тема важна нам тем, что мы узнаем, как народ сплотился ради спасения своего отечества и эти события смогли повернуть ход истории нашей страны, ведь даже страшно подумать, что было бы, если бы страна не смогла выстоять? Проблемный   вопрос   урока: Какова   роль   народа   в   ликвидации   Смутного   времени,   изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности? Работа с текстом учебника и картой­ 3 мин Учитель: Предлагаю   учащимся   с   помощью   учебника   ознакомиться   с   временем   создания Тушинского лагеря и основные направления политики Лжедмитрия II. Далее, используя карту « Смутное   время   начала   XVII   века»,   рассмотрим   о   распаде   лагеря   и   последующих   действиях Лжедмитрия   II.   Учащиеся   прослеживают   поход   Лжедмитрия   II   в   1608   г.   по   карте   на   стр.   25 учебника, один ученик у доски работа с настенной картой и записи в тетрадях. Учитель: К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся) Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором». Учитель.: К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся) Смоленск   был   осажден   войсками   Сигизмунда   3,   часть   польского   войска   под   командованием гетманов   Жолкевского   и   Сапеги   двинулась   из­под   Смоленска   на   Москву.   В   бою   под   селом Клушино, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским (брат царя В.Шуйского) потерпело жесткое поражение. Поляки окружили Москву. После клушинского поражения шведские войска ушли на север и в 1611 году захватили Новгород и все русское побережье Финского залива. Шведские отряды силой пытались добиться признания шведского принцаСигизмунд 3 больше не нуждался в Лжедмитрии 2 и приказал полякам прибыть из Тушина под Смоленск. В тушинском лагере начался развал. В декабре 1609 года Лжедмитрий, переодевшись крестьянином, бежал в Калугу.  У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам   письмо:   «Желаю   не   крови   вашей,—   писал   он,—   а   блага   России,   предлагаю   вам державство и гибель Самозванца». Другими словами в письме, говорилось о намерении поляков остановить напрасное кровопролитие, а предложение боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда 3 Владислава, который по их словам, охотно примет православную веру. Большая часть бояр, поколебалась в преданности царю В. Шуйскому. В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским. Период правления 7 бояр вошел в историю под названием семибоярщина. Запись в тетрадь: ­ правление 7 бояр (во главе с Ф.И. Мстиславским) в период Смутного времени. Интервенция – с лат. «вмешательство» ­ насильственное вмешательство  одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.  русским царем. Семибоярщина   Работа   с   документом   (2   –ум   учащимся   раздаются   документы   №1   и   №2   в   приложении прочитать и ответить на вопросы) ­ 5 мин Вопросы: 1. Какую деятельность развернул Кузьма Минин  для защиты Отечества? (Докажи свое мнение цитатой из текста) 2. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода на призыв К.Минина? 3. На какие средства собиралось второе ополчение? 4. Какой налог, с какой целью был введен К. Мининым? 5. Какова роль церкви в организации национально­освободительного движения? Вопросы: 1. Назовите имя вождя, которого выбрала нижегородская община длявторого ополчения? 2. Почему выбор народа пал на Д.Пожарского? 3. Куда отправились послы за Д.Пожарским? 4. Что предприняли поляки, узнав о деятельности Минина и Пожарского? 5. Поддержал ли патриарх Гермоген второе ополчение? Докажи свою точку зрения цитатой из источника. Пока двое учащихся работают с документами класс распределен на 2 группы . Работа в группах ­ 5 мин. ­ Подготовьте материал по следующим вопросам: 1.Первое ополчение.  2.Второе ополчение. План рассказа: 1. Дата начала ополчения. 2. Причины. 3.Основные силы. 4.Примеры героизма.  5. Что особенно потрясло, запомнилось, вызвало восхищение или возмущение. Выступления детей. Ответы на поставленные товарищами вопросы. Подтверждение сказанного.  Используется учебник, карта и другие источники.) Комментарии  учителя. Дискуссия ­ систематизация знаний. Дискуссия   по   документам,   на   слайде   выводятся   документы   по   которым   работали   2   учащихся (ответы детей) Дискуссия по итогам работы в группах (ответы детей) Какие поговорки вы знаете,  подходят к теме нашего урока? Предположенные поговорки: 1.Если не мы, то кто же. 2. Моя хата с краю, ничего не знаю. 3.Поют в чужую дуду.  4.Героями не рождаются, героями становятся. Физминутка: Ладонью левой руки, взявшись за правое плечо, провести 10 круговых движений. (Улучшает кровообращение) Демонстрация видео­отрывка на тему «Подвиг И.Сусанина»­3мин Дискуссия: Какой героический подвиг совершил Сусанин?

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"

Урок по истории "Смута"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2019