Письменность и научные знания древних египтян
Оценка 4.6

Письменность и научные знания древних египтян

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
6 кл
26.02.2019
Письменность и научные знания древних египтян
План-конспект урока по всеобщей истории для 6 класса общеобразовательных организаций. Тема урока: "Письменность и научные знания древних египтян" Цели урока: Учебная: познакомить школьников с письменностью и научными знаниями древних египтян, раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки, познакомить с особенностями египетского счета. Развивающая: развивать мышление, умение работать с историческими источниками, искать и оценивать содержащуюся в них информацию. Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов. Тип урока: комбинированный. Технологии: деятельностная, частично-поисковая.
Письменность и научные знания древних египтян.docx
Конспект урока по курсу «Всеобщая история» (6 класс) Дата ________________ Тема урока:  Письменность и научные знания древних египтян.  Цели  урока:  Учебная:    познакомить   школьников   с   письменностью   и   научными   знаниями   древних египтян,  раскрыть   особенности      и   сложность   египетской   письменности,   историю   ее дешифровки, познакомить с особенностями египетского счета. Развивающая:  развивать  мышление,  умение   работать   с   историческими   источниками, искать и оценивать содержащуюся в них информацию о развитии письменности и научных знаний египтян, на примере русского и древнеегипетского алфавитов формировать умение сравнивать различные явления,  анализировать, обобщать и делать выводы,  аргументируя свои   рассуждения,   умение   излагать   и   отстаивать   свою   точку   зрения,   развивать познавательные интересы учащихся. Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов,   подвести к выводу о необходимости сохранения ценностей и традиций культуры Древнего Египта и их значимости в современном мире, воспитывать любознательность, интерес и уважительное отношение к историческому прошлому. Формируемые УУД:  познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные   цели,   работать   с   различными   источниками   информации,   давать определения   понятиям,   осуществлять   поиск   и   выделение   необходимой   информации, выполнять   операции   со   знаками   и   символами,   формулировать   существенные   признаки, отличающие письменность Древнего Египта. Личностные   УУД: деятельности, многообразия мира, уважать историю других народов.  Регулятивные УУД: развитие умения  самостоятельно определять цели своего обучения, организовывать   выполнение   заданий   учителя,   сравнивать  способ   и   результат   своих действий  с  заданным  эталоном,  выделять  и  осознавать  то, что уже  усвоено  и  что  ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.   Коммуникативные   УУД: формирование   умения   слушать   учителя   и   одноклассников, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы,   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении,   с   достаточной полнотой   и   точностью   выражают   свои   мысли   в   соответствии   с   задачами   и   условиями коммуникации.     Тип урока: комбинированный. Технологии: деятельностная, частично­поисковая. Ход урока. 1. Оргнизационный момент.  Объединение учащихся в 2 группы.  Краткий инструктаж учителя о правилах работы в группах, распределение ролей. Напоминает правила работы в группе.    2. Мотивационный этап. ­Ребята, сегодня мы приступаем с вами к изучению новой темы. Чтобы узнать ее название я вам предлагаю разгадать ребус (слайд 1, приложение 1). ­Правильно, ответ культура. С культурой, какой страны мы будем знакомиться? Молодцы! Тема, к изучению которой мы приступаем называется : «Культура Древнего Египта».    формирование   устойчивой   мотивации   к   исследовательской  эстетическое   восприятие   памятников   культуры,   понимать   культурное ­ Как вы думаете, что означает слово КУЛЬТУРА? Попробуйте сами дать определение этому понятию. Вы высказали несколько предположений. В них можно найти общее: все это связано с деятельностью человека.  Таким образом, культура – это материальные и духовные ценности, созданные людьми.  Запишите это определение в ваших тетрадях. Что же включает в себя культура?   Это письменность, архитектура, религия, живопись, литература, наука, скульптура.  . (слайды 2­8)   Тему «Культура Древнего Египта» мы будем изучать с вами несколько уроков.  Сегодня мы познакомимся с письменностью и научными знаниями древних египтян. ­ Ребята, а кто из вас хотел бы участвовать в археологических раскопках, найти древнюю рукопись и расшифровать ее?   (демонстрируются  слайды 9­14  о раскопках в Египте, найденных папирусах, стены храмов,   пирамид,   с   древними   египетскими   письменами.   Останавливаются   на изображении «Розеттского камня»). ­ Попробуйте самостоятельно расшифровать часть надписи на камне, найденном в Египте. Не можете?! Чтобы прочитать написанное на этом камне нужно знать письменные знаки египтян. 3. Изучение нового материала. Язык, на котором говорили древние египтяне исчез еще несколько тысяч лет назад.  В наше время жители Египта говорят на арабском языке. В Египте сохранилось много  различных памятников, густо покрытых древними египетскими письменами –  иероглифами, что в переводе означает “священное письмо” ( ученики записывают в тетради новый термин «ИЕРОГЛИФЫ») Но уже не было людей, которые умели их читать. Поэтому долго никто не знал, что означают египетские иероглифы и как их расшифровать. Посмотрите на необычный камень, изображенный на слайде.  ­ Что это за камень, когда и где был найден, какую тайну он хранит? ­ На эти вопросы нам предстоит с вами ответить в ходе урока. А   урок   у   нас   с   вами   будет   необычный.   Мы   сегодня   совершим   путешествие   в Древний Египет. Наше путешествие мы будем совершать на поезде времени. Вы знаете, что все   поезда   идут   от   станции   к   станции,   и   нам   необходимо   будет   на   каждой   станции выполнить какое – то задание, чтобы двинуться дальше.  У нас с вами 2 группы, каждая пусть по удобней устроится в своем вагоне, и мы начинаем путешествие. Станция «Кроссвордная».  ­   На   этой   станции   каждой   группе   предлагают   разгадать   кроссворд,   чтобы   посмотреть хорошо ли вы знаете историю Древнего Египта, стоит ли вас пускать в эту удивительную страну. Каждая группа получает свой конверт с заданием (задания № 1 и № 2). Учитель напоминает правила разгадывания кроссворда. ­ Все благополучно справились с заданием и мы можем продолжить путешествие. Станция «Хронологическая» Группы получают конверт с заданиями (задания № 3 и  № 4).  ­ У этих заданий есть подсказки. Все поняли их смысл? ЗАДАНИЕ № 3 Определите дату, когда был найден розеттский камень. Ответ:  1799 год. ЗАДАНИЕ № 4 Определите дату, когда удалось расшифровать египетские иероглифы. Ответ: 1821 год. Группы выполняют задание. Сообщают результаты. Теперь мы знаем не только когда был найден камень, но и то, что то, что надписи на нем  были расшифрованы. Но как? Почему этот камень называют «розеттским»? Поехали  дальше! Станция  «Шифровальная» Группы получают конверт с заданиями ( задания № 5 и  № 6).  ­ Вы получили тайнописи (криптограмму), если мы догадаемся как расшифровать ее, то    может ответы помогут нам в разгадке тайны камня. Давайте постараемся. Группы выполняют задание. Сообщают результаты. ­ Значит этот камень был найден возле села Розетта, поэтому называется «розеттским». А египетский текст на нем удалось прочитать Шампольону. Но как?  Прежде чем отправимся на следующую станцию, давайте выйдем из вагончиков и немного разомнемся. Физминутка. Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите для порядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, Вновь трудиться все начните. Теперь снова отправимся в путь. Станция «Историческая»  На   этой   станции   нам   предлагают   посмотреть   слайды   об   истории   расшифровки Шампольоном египетского текста (  слайд 15 ­18) Так как камемь был найден французскими солдатами, по приказу Наполеона его перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать французскому ученому Франсуа Шампольону только через 22 года после того, как был найден камень.   Ученый увидел, что надписи на нем делятся на три части. Сверху был текст на греческом языке, а на двух нижних – на египетском. Прочитав греческий текст, он узнал, что речь шла о царе Птолемее и царице Клеопатре. Франсуа Шампольон заметил, что что некоторые   иероглифы   заключены   в   овальные   рамки   (так   называемые   картуши).   Он предположил,   что   это,   должно   быть,   царские   имена   Птолемея   и   Клеопатры.   Под египетские   иероглифы   в   коротком   картуше   ученый   подставил   греческий   буквы, получилось   «Птолмайс».   По   сравнению   с   греческим   произношением   этого   имени «Птолемайос» в египетском не хватало буквы  е  и второго  о. Получилось, что египтяне произносили «Птолмайс». Он предположил, что в египетском языке некоторые гласные выпадают.   Поняв,   как   по­египетски   пишется   имя   Птолемей,   он   расшифровал   имя Клеопатра, а затем постепенно все остальные иероглифы.    А давайте и мы попробуем проделать тоже самое. Только вместо греческих букв будем подставлять русские.  Раздает группам конверты с задание (задания № 7). Группы выполняют задание. Сообщают результаты.  Ответы:                                                     ­ Выполнив эти задания, мы получили ответы на все наши вопросы. А главное научились читать египетские иероглифы. Учитель продолжает рассказ:  Учиться  в египетских школах было очень сложно.  Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750. Не смотря на такое количество иероглифов в египетском письме некоторых гласных букв не было.  Давайте подумаем, чем это было неудобно.  Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).  К   тому   же   один   и   тот   же   иероглиф   мог   обозначать   и   звук,   и   целое   слово,   и   быть определителем­подсказкой. Выучить все  иероглифы  и научиться  писать  было  очень трудно, поэтому в египетских школах учились 15 лет. Но продолжим наше путешествие и отправимся на последнюю станцию. Станция «Научная».  Несмотря на сложность обучения ученые Древнего Египта достигли больших успехов в различных областях науки. Давайте послушаем с вами сообщение о научных и технических достижениях египтян. Выступление учащегося, получившего опережающее задание.  Вот и подошло к концу наше путешествие. 4. Рефлексия. Ребятам   по   очереди   предлагается   высказаться   одним   предложением,   выбирая   начало фразы на слайде (слайд № 19)   ­ Сегодня на уроке я узнал … ­ Было интересно … ­ Было трудно … ­ Я понял, что … ­ Теперь я могу … ­ Я научился … ­ У меня получилось … ­ Меня удивило … ­ Мне захотелось … 5. Подведение итогов работы. Собираются оценочные листы у руководителей групп. Выставление общих оценок. 6. Домашнее задание:  1. Выучить параграф 12, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Подготовить сообщение: а) о строительстве египетских пирамид и храмов; б) о египетской живописи и скульптуре. Раздаточный материал. ЗАДАНИЕ № 1 Разгадайте головоломку. П 1. 2 3. 4. 5. 6. 1. Народ, завоевавший Египет в VI в. до н.э.  2. Подводные скалы в верхнем течении Нила. 3. Основная культура земледелия в Египте. 4.   Египетский   тростник,   который   растет   на берегах Нила.  5. Каменные гробницы фараонов. 6. Принудительные работы египтян в пользу государства. ЗАДАНИЕ №  1 Разгадайте головоломку. П 1.е 2.о 3.ш 4.а 5.и 6.о р р е п р в с о н и а и ы г и р м н и ц у и н а с д ы с о т и 1. Народ, завоевавший Египет в VI в. до н.э.  2. Подводные скалы в верхнем течении Нила. 3. Основная культура земледелия в Египте. 4.   Египетский   тростник,   который   растет   на берегах Нила.  5. Каменные гробницы фараонов. 6. Принудительные работы египтян в пользу государства. ЗАДАНИЕ № 2 Разгадайте головоломку. Н 1. 2.  3.  4.  5.  6.  1.       Река,   на   берегах   которой   расположен Египт. 2.  Область в Египте. 3. Государство, завоеванное Тутмосом III. 4.   Плата   в   виде   продуктов   труда   в   пользу государства 5. египетской области. 6.   Имя   царицы   чей   скульптурный   портрет восхищает уже не одно поколение.   Управитель,   наместник   фараона   в ЗАДАНИЕ №  2 Разгадайте головоломку. Н 1.и 2. о 3. у 4. а 5. о 6. и л м и б о л а м ф е я г р р х т и т и   Государство,   завоеванное   фараоном 1.       Река,   на   берегах   которой   расположен Египт. 2.  Область в Египте. 3. Тутмосом III. 4.   Плата   в   виде   продуктов   труда   в   пользу государства 5. египетской области. 6.   Имя   царицы   чей   скульптурный   портрет восхищает уже не одно поколение.   Управитель,   наместник   фараона   в ЗАДАНИЕ № 3 Определите дату, когда был найден розеттский камень.   ЗАДАНИЕ № 4 Определите дату, когда  удалось расшифровать египетские иероглифы. ЗАДАНИЕ № 5 Расшифруйте тайнопись (криптограмму) и узнаете место, где был найден камень. 19,6,13,16,18,16,9,6,20,20,1   ЗАДАНИЕ № 6 Расшифруйте тайнопись (криптограмму) и узнаете имя ученого, расшифровавшего  египетские иероглифы  26,1,14,17,16.13,30,16,15   ЗАДАНИЕ  № 7. Попробуйте прочитать и установить в каком картуше написано   Клеопатра, а в каком Птолемей. Напишите, какой иероглиф какую букву обозначает. Разгадай ребус                                1=К                                                1=У  ,

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян

Письменность и научные знания древних египтян
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019