Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура
стран халифата»
Цели: - продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;
- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в
развитие мировой культуры;
- показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского
халифата
- продолжит развивать умение анализировать, сравнивать,
обобщать,
делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Сообщение темы и целей урока:
( сл. 2 ) План урока:
1 Образование.
2 Наука.
3 Литература.
4 Искусство.
5 Значение культура халифата.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
( сл. 3) В халифат входило много стран с высокой древней культурой:
Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих
странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский
язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского
языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество
людей.
( сл. 4) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо
должность, должен был получить образование. Начальные школы у
мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с
наемными учителями. Образование можно
было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и
шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были
открыты высшие
мусульманские школы — медресе.
( сл. 5) Запишем термины
Мухаммеда.
• Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках
• Мечеть – мусульманский храм
• Медресе – мусульманская школа
( сл. 6)
- Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно
больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще
всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и
дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои
произведения.
( сл. 7) - У арабских учёных существовала такая поговорка: « Важнейшее
украшение человека – знание». Как вы понимаете такие слова?
- В VIII—IX веках на арабский язык были переведены научные труды
древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много
переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде
тогда был основан « Дом Мудрости» — хранилище рукописей, где
переводили и переписывали книги. Там жили учёные, они получали
книги, жильё, денежные средства.
( сл. 8) Арабским математикам были известны труды Пифагора,
Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они
создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно
эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу
( сл. 9) В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь
сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно
вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на
небе.
( сл. 10- 11) Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных
трудов по
истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии,
минералоги, фармакологии, геологии и др. аль - Бируни владел почти
всеми науками своего времени. Он высказал гениальную догадку, что
центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг
него.
( сл. 12)
- Ребята, но не только выше названные науки получили
распространение в арабском мире. Письменная история родилась у
арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о
Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам.
Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали
историю римских, византийских и иранских правителей
( сл. 13)
- А есть ли у вас предположение, какая наука находилась в большом
почёте у арабов?
- Это была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в
путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не
только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать
в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские
путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай,
проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили
карты известных им стран и морей.
( сл. 14 - 15)
- Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый
Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень
разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик,
поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов.Особенно
прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по
медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не
умели различать.
( сл. 16-17)
- Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из
других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и
знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях.
Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко
обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен
известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в
себя предания и легенды многих народов.
( сл. 18)
- Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и
обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт,
выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого
воина, щедрого и верного данному слову
( сл. 19) Знакомство с культурой покоренных народов изменило
интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные»
вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о
любви и измене, о красоте мира и его печалях.
( сл. 20) Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—
1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга
царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против
завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.
( сл. 21) Из всех видов искусства более всего в халифате была развита
архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы,
гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира
в испанском городе Гранаде. ( сл. 22) - вид дворца
( сл. 23) В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только
местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег,
собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с
друзьями
( сл. 24) Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал,
открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где
собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали
омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью
возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн,
изящных и легких, заполняли молитвенный зал.
( сл. 25) По сравнению с христианским храмом убранство мечети
самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни
музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых
рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь;
стены расписаны изречениями из Корана.
( сл. 26) Около мечети возводили один или несколько минаретов —
высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на
молитву специальные служители.
( сл. 27) Арабские постройки богато украшали резьбой по камню,
изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали
арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся
и переплетающихся линий. Изображение людей и животных
мусульманством запрещено.
2) самостоятельная работа
• Стр. 89-90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение
культуры халифата?»
1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. 2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили
руководством для ученых средневековой Европы.
3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему
счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.
4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее
— пользоваться компасом и глобусом.
5) Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский
язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.
6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на
многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.
С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом
через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших
школ, где лекции читали видные ученые.
7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи.
Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также
мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря
арабам.
5. Подведение итога урока.
6. Домашнее задание:
• Параграф 10, записи, вопрос 7 - письменно
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура стран халифата»
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура стран халифата»
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура стран халифата»
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура стран халифата»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.