Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».
Оценка 4.8

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
6 кл
27.03.2018
Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».
Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.
урок в 6 классе.doc
Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси». Ф. И. О.  Ткаченко Александр Сергеевич  Место работы:   филиал МБОУСОШ №34  Должность: учитель Предмет: История Класс: 6 Тема: Культура Древней Руси. Базовый учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до  конца XVI века. Учебник для 6 класса.    Цель урока: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской  культуры IX– XII вв.    Задачи урока: 1.Развитиеоснов исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее  изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса. 2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве,  основными памятниками этого периода. 3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету,  любознательности.    Основные понятия: культура, духовная культура, материальная культура, былины, житие,  слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга.    Оборудование:альбомы, репродукции, фотографии,диск с презентацией, мультимедийный  проектор. План изучения новой темы: 1 2 3 4 5 6 Что такое «культура». Происхождение древнерусской культуры. Фольклор. Литература. Архитектура и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Ход урока: 1 1 Организационный момент. 2.Проверка домашнего задания. Контрольный тест. (Тест подготовлен по материалам Учебно­методического комплекта:       Е. В. Симонова.  Тесты по истории России. /К учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. С  древнейших времён до конца XVI века. 6 класс» (М.: Просвещение). 6 класс. Изд­во  «Экзамен», М.­ 2010). 3. Изучение новой темы. Сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Мы совершим  вертуальную экскурсию по древним городам Руси, познакомимся с великим наследием наших  предков. Предлагаю начать нашу экскурсию. Утро, пробуждается природа. Первые рассветные лучи На воротах древнего поселка Отблески оставили свои. Здесь живет народ, Высокий и красивый,­ Светлоокие и сильные мужи, Женщины, изящные, как ивы, Дети, словно крепкие дубы.    О ком идет речь в этом стихотворении? (Ответы детей). Именно славяне были нашими предками, именно о них сегодня и пойдет речь. Задание: расставьте в алфавитном порядке известные вам названия восточнославянских  союзов племен. Вятичи, Древляне, Дреговичи, Дулебы, Кривичи, Полочане, Поляне, Радимичи, Северяне, Словене ильменьские, Тиверцы, Уличи, Хорваты (белые).    Славяне за первые создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня  говорить.      А что такое культура?   (Ответы детей).    Учитель записывает на доске, учащиеся в тетради определение понятия «культура». Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.  (Подробное определение дано в поурочном планировании: С. В. Агафонов Тематическое и  поурочное планирование по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Стр. 47).    Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией своей презентации.    Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных  образцов. Каких? (Ответы детей). Культура славянских племен, культура Византии, культура  иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро­финские племена,  варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных  компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее  познакомимся с каждым из ее жанров. Фольклор Древней Руси.    Фольклор – устное народное творчество.    О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные  источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания,  обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи –  причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни. Письменные памятники донесли до нас многочисленные  предания о родоначальниках племен и княжеских династий, об основании городов, о борьбе с  чужеземцами. Летописное повествование о событиях IX–X веков практически целиком  основано на фольклорном материале. Самые знаменитые произведения древнерусского  фольклора ­ былины. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов­ богатырей. Каких воинов­богатырей вы знаете? (Ответы детей). Народную славу им принесла  защита родной земли от врагов – степных кочевников. – Какие былины вы можете назвать? (Ребята называют известные им былины).    Пословицы и поговорки в краткой, афористичной форме фиксируют многовековой опыт  обыденной жизни народа: «Из одного дерева икона и лопата»; «И скоморох ину пору плачет».  А какие пословицы и поговорки знаете вы? (Ответы детей). Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как  письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в  пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.  Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского  населения. Просвещение.    Вместе с христианством на Руси появилась литература. Церковная служба проводилась по  книгам. Духовенство и верующие должны были быть грамотными, чтобы читать молитвы.    Первую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий в 863 г. с целью  распространения христианских священных текстов.    Основными жанрами древнерусской литературы были летопись, житие, слово. Значение принятия христианства и крещения Руси 1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики. 2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам  христианского вероучения, счету. 3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских  святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей. Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень  дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшеныминиатюрами­ небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты. Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись –  «Повесть временных лет». Её составил монах Киево­Печерского монастыря Нестор в начале  XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место  в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями. Житие­литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых.  Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор. Другой, не менее известный, литератор Древней Руси ­ Иларион, первый Киевский  митрополит. Он создал произведение в жанре слова ­ «Слово о Законе и Благодати». Все  произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве. Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г.  написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и  Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги,  открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.    Учитель читает стихотворение и задаёт детям вопрос: О каком жанре культуры идет речь? Молчат гробницы, мумии и кости Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом… Он писал из года в год Про великий наш народ.                  Н.Кончаловская    О ком идет речь в данном стихотворении? (Учитель обращает внимание учащихся на  иллюстрацию «Нестор­летописец».   Целесообразно объяснить понятие ­ древнерусская  литература). Часто чтение литературных произведений сопровождалось музыкой. Основные музыкальные  инструменты – гусли и балалайка.     Физкультминутка – гимнастика для глаз.  Закрыть, открыть глаза, посмотреть вверх, вниз, вправо влево, вдаль, вблизи Архитектура Древней Руси.    С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось  обилием лесов, трудность добычи и нехваткой строительного камня. Из дерева строились не  только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы,  церкви. В связи с преимуществом деревянного строительства, многие архитектурные  памятники 10­17 вв. не сохранились. Учитель характеризует русское деревянное зодчество: ­ многоярусность строений, ­ наличие разнообразных пристроек, ­ увенчание построек теремами и башенками, ­ художественная резьба по дереву.    Каменное строительство получило определенное развитие в X­ начале XI вв., что было  связано с Крещением Руси, и преобладало в основном в церковном зодчестве. Первой  известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в  Киеве, посвящённую Успению Богородицы и заложенную князем Владимиром, сооруженную в  989­996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Первые русские  храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме  Руси – Соборе св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово­ купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как  главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и  светские церемонии, например, венчание князя на престол. В соборе была создана первая  библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.    Софийский собор в Киеве ­ шедевр древнерусской архитектуры. Древние зодчие тщательно  выбирали место для строительства. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и  ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое  впечатление производит и София Киевская. Собор расположен на высоком берегу Днепра. «Повесть временных лет» рассказывает о  закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над  печенегами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича ­ плинфы, его ряды  чередуются с толстыми слоями белой извести.    Собор ­ могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его  многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг. Софийский собор в Новгороде.    Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя  Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но  Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением  кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью,  мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений. Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры ­ скупость украшений, строгость и величественность форм.    Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства  храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются  самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в  новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева монастыря. Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней; Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке; Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.    Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных  крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под самым  главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии.    Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине­голубыми, сиреневыми,  зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами  молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержителя, в  простенках ­ изображения святых, в Центральной апсиде ­Богоматерь с воздетыми к небу  руками ­ «Оранта». .    Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую  штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на  них. Все изображения искрились, переливались разными цветами.    Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть  разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого.  Групповой портрет венчает 12 фигур.    Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые  и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской ­ единственный памятник светской  живописи.    Своеобразие этих фресок заключено в том, что наряду е изображением святых помещены  портреты княжеской семьи; в башнях ­ фрески на светскую тему. По фрескам можно  предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались играми,  охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный ковровоорнаментальный пол из  треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли  особые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и  мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием.    В православном храме всегда можно было увидеть иконы.Иконопись­это искусство  изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя  Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево­Печерского  монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых.    Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе  яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из  цветного стекла.    Художественное ремесло. Из ремёсел особенное развитие получили оружейное и ювелирное дело. Почему? (Ответы  ребят). Развитие оружейного дела связанно с тем, что жителям Древней Руси приходилось  много воевать. Победоносные войны всегда сопряжены с захватом добычи, в том числе  драгоценных металлов, камней, которые шли на изготовление украшений. Воины одаривали  ими своих жён, дочерей, матерей. Каждому хотелось, чтобы его женщина имела особенные  украшения, поэтому искусство древнерусских ювелиров отличалось особенным изяществом и  разнообразием.  На этом наша экскурсия подошла к концу. 4. Закрепление материала.      Какие новые термины вы сегодня узнали (ответы детей по очереди)?      Выполнение заданий в РТ. 5. Итог урока. Вывод: Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и  самобытностью. 6. Домашнее задание.   1 2 3 Прочитать §7, записи в тетради. Подготовиться к проверочной работе. Творческое задание: Составить экскурсию в один из древнерусских городов или  деревню.

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Урок по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018