Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изобра¬жениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспи¬тание любви и интереса к предмету.
Оборудование урока: для учителя - гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся - гуашь (3 цвета - желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсут¬ствии гуаши).
Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); методические таблицы, показываю¬щие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бума¬гу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.
Литературный р я д: загадки по теме.«ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА
«ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». ТРИ
ОСНОВНЫХ ЦВЕТА
Форма организации коллективной деятельности: совместноиндивидуальная, свободное
размещение на общей плоскости.
Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.
Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги
(без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к предмету.
Оборудование урока: для учителя гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся гуашь (3
цвета желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при
отсутствии гуаши).
Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия,
демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); методические
таблицы, показывающие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу;
репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы
и плоды» и др.
Литературный р я д: загадки по теме.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать друг друга (учитель и
ученики) стоя. Выкрики с места ответом не считаются, учитель спрашивает тех, кто
спокойно поднимает руку.
Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.).
II. Беседа по теме урока.
Первый урок вводный, поэтому учитель в самом начале проводит короткую беседу с
детьми. Он спрашивает детей, что они рисовали дома, чем и по чему рисовали, что им
особенно нравится рисовать и т. д.
В общих чертах необходимо ознакомить с содержанием уроков изобразительного
искусства, выявить уровень знаний, умений и навыков в этой области.
Учитель. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства,
развивать познание красоты жизни. Помогать нам в этом будет игра и 3 «мастерабрата»
(куклы) Мастер Постройки, Мастер Изображения и Мастер Украшения.1) Многоцветие мира радость. Это первое, что на этом уроке нужно усвоить и
прочувствовать детям.
2) Многоцветие мира порождено тремя основными цветами. И это для детей основное
открытие первого урока, ведь все обилие цвета осенних букетов, цветов, принесенных в
класс (да и остального в окружающем мире) может быть воссоздано на бумаге смесями
этих трех красок. Чтобы добиться многообразия цвета, «учимся быть живописцами»,
пользуясь палитрой, а не механически раскрашивая готовыми красками.
3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается
изображением, создается живописная фактура на всей поверхности листа. Дети сразу
должны уйти от «полоски снизу» (якобы земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше
всего изображать «луг сверху».
Дети учатся уже второй год, значит, некоторые знания и навыки у них уже есть, поэтому
изученное ранее надо напомнить, систематизировать. Проверить, что ученики приготовили
к уроку. Готовность к уроку это обязательное требование, которое должен выполнять
каждый ученик.
Учитель. Когда человек работает, он часто использует какиенибудь инструменты (ПК,
молоток, иглу и др.). Когда работает художник, он также использует инструменты.
Давайте назовем некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю
загадку, а ваш ответ подскажет, что это:
Черный Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш.)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. {Кисточка и краски.)
Если ей работу дашь
Зря трудился карандаш. (Резинка.)
Белый камушек растаял,На доске следы оставил. (Мел.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю
Где была пустота,
Там, глядишь, красота. (Краски, цветные карандаши.)
А также есть другие инструменты художника:
• Бумага она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают
белую бумагу в альбомах или в папках для рисования.
• Линейка преимущественно берем около 25 см, нескользкую, прозрачную, с хорошо
видимыми делениями. Лекала криволинейные линейки.
• Циркуль лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша.
• Палитра небольшой кусок доски у художников, а у нас из пластика, керамической
плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов.
• Фломастеры, маркёры используют как вспомогательный материал для контуров,
мелких деталей, обводки.
Необходимы художнику и тряпочки для промокания кистей и уборки рабочего места, а
также фартуки.
Что еще надо знать?
Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти
должны быть из натурального волоса животных, они (кисти) подразделяются на круглые и
плоские, по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть
мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений крупинок. Мелки бывают, кроме цветных,
восковые, пастельные.
Какие из этих «инструментов» есть у вас? Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся, поэтому приготовьте их к
следующему уроку (или в течение сентября), если вы хотите стать настоящими
художниками. Акварель с палитрой, альбом, кисти, карандаш, резинка наши основные ма
териалы.
Некоторые правила работы:
• аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;
• смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;
• никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т. е. в другой краске), для получения
другого оттенка или цвета используют палитру;
• нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать
опущенной в воде (искривится волос);
• карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного
нажима.
III. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и
мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе
натуры.
Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного
рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.
Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цвета», на схожесть названий
некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень сиреневый, василек
васильковый и т. п.
Можете ли вы привести еще примеры, ребята?
Рассматривая живые цветы, дети называют, какого цвета их лепестки, определяют оттенки
сплошного цвета (синезеленый, желтооранжевый, краснокоричневый).
Литературные образы. Загадка:
Разноцветные ворота
На лугу построил ктото,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно их нарисовать? (Радуга.)
А вот маленькие стихотворные сказки:
Не во сне, а наяву –
Что же здесь такого? –
Я на радуге живу
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В тёмносиней чаще,
Филин жёлтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озёрам,
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывутПод вишнёвый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости.
Т. Белозёрова
БУКЕТ
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелёк,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василёк.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздикой полевой.
Всех цветов не сосчитать в букете!
Жарко в поле, солнце ярко светит.
Девочки зовут купаться Таню,
Ей на речку хочется самой,
Но ромашка с васильками вянет.
Надо их скорей нести домой.
Надо ей бежать без остановки –
Солнышко пригрело горячо,
И ромашки светлые головки
Положили Тане на плечо.
Добежала до дому Танюшка,Бабочка за ней влетела вслед.
И теперь стоит в зелёной кружке
Первый Таней собранный букет.
3. Александрова РОМАШКИ
Рыжие макушки,
Белые рубашки.
По лесной опушке
Разбрелись ромашки.
ФИАЛКА
У фиалки нежный аромат.
И над лесом, может быть,
от этого Нежный фиолетовый закат,
Ароматный воздух фиолетовый.
В. Орлов
IV. Составление коллективной композиции.
В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а также при
хорошей подготовке детей, можно усложнить задание: за 1020 минут до конца урока
изображения цветов вырезать и приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый (цвет
ная бумага, загрунтованная). Нарисовать бабочек (развернутых), обращая внимание не на
симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить.
Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основные принципы составления
коллективных композиций. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока
не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция,
выставленная учителем в конце урока на доске, становится для них приятной
неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости,
так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым
можно украсить интерьер школы.
V. Итоги урока.
При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту
цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические
навыки.Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает
разнообразие оттенков цветов, которое получается от смешения одних и тех же красок,
обращает внимание детей на красоту большой совместной работы композиции, которая
будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.
Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и запомнить, где
можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи и фрукты).