Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"
Оценка 4.8

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
5 кл
28.03.2018
Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"
1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (дымковская, филимоновская, каргопольская), традициях формы и росписи. 2. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории. 3. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью. 4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Оборудование и материалы: 1. Видеофильмы «Народные промыслы», «Чуден град на Онеге», «Тайна птицы Сирин». 2. Таблицы-схемы с изображением порядка изготовления игрушек. 3. Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек. 4. Глиняные и пластилиновые модели игрушек. 5. Таблицы-иллюстрации с изображением дымковской, филимоновской, каргопольской глиняных игрушек. 6. Литературный ряд. 7. Музыкальный ряд: русские народные песни. 8. Художественные материалы.Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"
Уроки 9.docx
У р о к и   9 – 1 1   ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ Цели: 1.   Сформировать   понятие   о   народной   глиняной   игрушке,   ее   видах (дымковская, филимоновская, каргопольская), традициях формы и росписи. 2. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории. 3. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью. 4.  Развивать   творческую   и   познавательную   активность,   художественную фантазию и вкус. О б о р у д о в а н и е   и   м а т е р и а л ы : 1. Видеофильмы «Народные промыслы», «Чуден град на Онеге», «Тайна птицы Сирин». 2. Таблицы­схемы с изображением порядка изготовления игрушек. 3. Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек. 4. Глиняные и пластилиновые модели игрушек. 5.   Таблицы­иллюстрации   с   изображением   дымковской,   филимоновской, каргопольской глиняных игрушек. 6. Литературный ряд. 7. Музыкальный ряд: русские народные песни. 8. Художественные материалы. ПЛАН УРОКА 9 1.   Беседа   об   истории,   отличительных   особенностях   и   традиционных орнаментах дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек. 2. Просмотр фрагментов видеофильма. 3.   Постановка   художественной   задачи   (выполнение   эскиза   выбранной модели игрушки). 4. Практическое выполнение задания. 5. Анализ работ и домашнее задание. ПЛАН УРОКА 10 1.   Беседа   о   приемах   работы   с   пластилином   и   изготовлении   основных образцов: барышня, конь, птица. 2. Постановка художественной задачи (вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» для последующей росписи). 3. Практическое выполнение задания. 4. Анализ работ и домашнее задание. ПЛАН УРОКА 11 1.   Беседа   о   традиционных   орнаментах   дымковской,   филимоновской   и каргопольской игрушек. 2. Постановка практической задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи модели игрушки). 3. Практическое выполнение задания. Выставка работ. Ход урока 9 Б е с е д а . У ч и т е л ь . С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь   его   ребятишкам   тоже   хотелось   играть.   Но   нашлись   в   пригородах   и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» – игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы … Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй,   наибольшей   популярностью   пользуются   дымковские.   Вот   эти игрушки, посмотрите! (Демонстрация игрушек.) Дымковская игрушка Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от  древнего праздника   Свистопляски,   имеющего   глубокие   языческие   корни.   Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали   весеннее   солнце)   и   перекидывались   расписными   глиняными шариками. Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской   по   месту   происхождения.   С   высокого   берега   реки   Вятки,   на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. ДЫМКОВО     Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей.     В ней нету цвета дымного,     Что серости серей.     В ней что­то есть от радуги,     От капелек росы,     В ней что­то есть от радости,     Гремящей, как басы.     Она глядит не прянично,     Ликующе и празднично,     В ней молодость – изюминка,     В ней удаль и размах.     Сияйте, охра с суриком,     По всей земле в домах! В. Фафанов Дымковские игрушки Вначале   были   свистульки.   Всю   зиму   женщины   Дымкова   лепили   их   для ярмарки.   Из   небольшого   глиняного   шарика   с   отверстиями   свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька… Если   посмотреть   на   узор,   он   необычайно   прост:   кружочки,   прямые   и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Но мы­то, ребята, уже знаем их глубокий символический смысл?! Зато   краски   яркие­яркие:   малиновые,   красные,   зеленые,   желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10–12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро,  весело   от   такого   хоровода   красок!   Это,  пожалуй,  самая   нарядная игрушка. Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар­ птицу,   индюков,   баранчиков   в   штанишках,   нянек   и   деточек,   барышень   и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки. В настоящее время в городе Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки. Филимоновская игрушка Удивительно   красивы   и   разнообразны   глиняные   игрушки   из   деревни Филимоново   Тульской   области.   Кони,   олени,   бараны,   петухи,   всадники, барыни – всех не перечесть – образуют веселый, яркий хоровод. Барыни с тонкими   талиями   щеголяют   в   колоколообразных   юбках   и   кокетливых шляпках;   грациозно   вытянул   необычно   длинную   шею   олень   с   могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит. Ученые   считают,   что   происхождение   глиняных   игрушек   связано   с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки из иссиня­черной местной глины, которая после обжига становится светлой. Желтый, красный, зеленый – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки. В   наши   дни   в   деревне   Филимоново   игрушки   делают   талантливые мастерицы,   сохраняющие   древние   народные   традиции.   Они   и   лепят,   и «обряжают»   барынь,  всадников,   петухов,   лисиц   в  яркие   красные   кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляются свой характер, своя поступь, свой голос. Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом. Каргопольская игрушка Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная   Каргопольская   земля   –   хранительница   древней   культуры, знаменита   зодчеством   изрядным,   многими   художествами   и   ремеслами. Гончарству   здешнему   насчитывают   аж   четыре   тысячи   лет.   А   там,   где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Каргопольские игрушки Тематика Каргопольских игрушек заимствована   из   народной   жизни. Мастера   создают   женские   фигурки, дедов­лесовиков, пахарей, гармонистов.   Неизменно   среди игрушек   встречаются   медведь, другие звери, птицы.   А вот Полкан – сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. В  давние  времена   люди  называли зверей своими братьями, складывали о   них   сказки,   они   же   становились героями детской игрушки. Ведь и у вас, ребята, есть любимые игрушки­зверята?! Посмотрите, какие узоры на этих игрушках! Где мастера подглядели эти узоры? Может, в поле, у полного зерен колоса,   у в лесу, может, в небе у летящей снежинки, у Солнца, у вечерней звезды… цветка лугу,   на       у   елки В   наше   время   Каргопольские   игрушки   можно   увидеть   и   в   магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом. Посмотрите, какие сюжеты выбрали мастера! Постановка задачи.      У ч и т е л ь .   А   теперь   выберите   игрушку,   которая   вам   понравилась. Сегодня   вы   выполните   ее   эскиз,   а   на   следующих   уроках   слепите   ее   и распишете. Приступайте. Практическое выполнение задания. Ход урока 10 Б е с е д а  о приемах работы с пластилином. У ч и т е л ь . Игрушки, о которых мы говорили на прошлом уроке, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила. Для   производства   дымковской   и   каргопольской   игрушек   используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных   комьев.   Отдельные   детали   собирают   и   долепливают,   используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и   обжига   игрушки   покрывают   темперными   белилами   (прежде   побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности   изделий   образуются   трещины.   Их   приходится   разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими.   Это   особенно   заметно   при   лепке   коней,   коров,   у   которых получаются очень длинные шеи. Но у нас с вами, ребята, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. А вот форму выбранной игрушки мы постараемся сохранить. Вспомним методы лепки: 1. Вытяжка. Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела – шею, руки, ноги – до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, украшают игрушку   накладными   деталями.   Посмотрите   на   схемы­таблицы.   Например, так лепят куклу­барышню. 2.   Лепка   из  пласта.   Раскатывают   пласт   толщиной   от   0,5   до   1   см,   из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке. Конь Птичка Вы можете выбрать и комбинированный метод, то есть соединить 1 и 2 способы. Практическое выполнение задания. У ч и т е л ь . А теперь можете приступать к работе. В конце урока все игрушки выбеливаются. (Хорошо использовать белую гуашь или клеевую побелку.) Ход урока 11 Постановка  задачи. У ч и т е л ь . Ребята! Сегодня мы будем расписывать свои игрушки. Внимательно   посмотрите   на   элементы   узоров,   характерные   для   той игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте и о цветовой гамме. Сколько цветов вы будете использовать для росписи дымковской игрушки? Какие? А для филимоновской? Каргопольской? (см. урок 1). У ч и т е л ь . Хорошо. Приступайте к работе. Выполнение задания. Дымковские узоры                       Филимоновская роспись                          Каргопольские орнаменты Подведение итогов. В   конце   урока   хорошо   бы   провести   выставку   детских   работ.   Можно сгруппировать работы по промыслам «Вы откуда, мастера?!» или собрать все работы   вместе,   рассмотреть   и   проанализировать,   чем   отличаются   друг   от друга «барышни», «кавалеры», кони, птицы и т. д. Выполненные   работы   используются   для   проведения   и   оформления итогового урока­праздника «Красота земли родной».

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО 5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"

Урок по ИЗО  5 класс "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА  В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. ЛЕПКА И РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018