Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс
Оценка 4.7

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство +1
4 кл
25.03.2018
Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс
Познакомить детей с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; укреплять межпредметные связи.Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс
4 класс.docx
4 КЛАСС  ПЕЙЗАЖ РОДНОЙ ЗЕМЛИ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И КРАСОТА РАЗНЫХ ВРЕМЕН ГОДА Ц е л и   и   з а д а ч и :   познакомить   детей   с   разнообразием   пейзажных сюжетов;   показать   роль   искусства   в   понимании   красоты   природы;   учить определять   средства   выразительности   настроения   и   чувств   в   искусстве, рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение,   творческую   фантазию,   графические   навыки;   воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; укреплять межпредметные связи. О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, репродукции; для   учащихся  –   чертежная   или   рисовальная   бумага,   резак,   ножницы, линейка, циркуль, скрепки, клей ПВА.  З р и т е л ь н ы й   р я д :  репродукции картин А. А. Пластова «Первый снег», «Летом»,   А.   К.   Саврасова   «Грачи   прилетели»,   И.   И.   Левитана   «Март», «Золотая осень», И. И. Шишкина «Апрель», «Осень», «Перед грозой». Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   стихи   Ф.   Тютчева,   М.   Ивенсена,   А. Твардовского; сказка Г. Скребицкого «Художник Осень». М у з ы к а л ь н ы й   р я д :  запись фрагментов из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года»; А. Вивальди «Времена года».  Х о д   у р о к а I. Организационный момент.  У ч и т е л ь .  Проверь, дружок,  Ты готов начать урок? Все ль на месте,  Все ль в порядке,  Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? II. Работа по теме урока.  1. С к а з к а  о волшебниках­живописцах. У ч и т е л ь .   Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна ее природа. И на суше, и на воде, и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года. Вот как об этом рассказал писатель Георгий Алексеевич Скребицкий.  Заранее подготовленные учащиеся рассказывают сказку и демонстрируют репродукции картин русских художников­пейзажистов.  1 ­ й   у ч е н и к .   Сошлись   как­то   вместе   четыре   волшебника­живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует? И   начали   художники   друг   за   другом   разрисовывать   землю,   одевать   в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой   взялась   за   свою   волшебную   кисть   Зима,   и   земля   покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших   мягких   валенках,   ступает   тихо,   неслышно.   Чудесная   получилась картина! (А. А. Пластов «Первый снег».) 2 ­ й   у ч е н и к .  Но вот пришла Весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать. Зеленой краской чуть­чуть тронула лес – и сразу он повеселел. Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях! (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Март», И. И. Шишкин «Апрель».) 3 ­ й   у ч е н и к .  Приступило к работе жаркое Лето. «Пусть в моей картине все будет спелым, созревшим», – решило оно. Весь лес расписало Лето сочной зеленью.   На   деревьях   в   фруктовом   саду   развесило   яблоки   и   груши,   под кустиками   ягоды   разбросало,   заглянуло   на   луга   и   затеяло   там   веселый сенокос. Смотрит Красное Солнышко – и не может налюбоваться картиной Лета. (А. А. Пластов «Летом».) 4 ­ й   у ч е н и к .  Настала очередь Осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной.  Листья   осинок   разрумянила,   будто   спелые   яблоки.   А   могучий   дуб­ богатырь одела в медную кованую броню.  (И. И. Шишкин «Осень», И. И. Левитан «Золотая осень».) У ч и т е л ь .  Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Давайте рассмотрим произведения художников и народных мастеров. Они запечатлели в своих работах красоту родной природы.  Назовите   произведения   известных   русских   художников­пейзажистов. Какие чувства пробуждают в вас эти картины? (Ответы учащихся.)      У каждого времени года      Особенный запах и цвет.       Но так совершенна природа,       Что в целом ее краше нет. О. Рязанова Какова цветовая палитра представленных картин? Назовите произведения со сближенной или контрастной гаммой.  2. М у з ы к а  и художественное слово о временах года. 1) Дидактическая игра «Музыкальные загадки».  Учащиеся   слушают   музыкальные   фрагменты   из   произведения   П.   И. Чайковского   «Времена   года»   и   определяют,   о   каком   времени   года рассказывает композитор в каждом отрывке.  2) Беседа по вопросам: – Какое настроение передает этот музыкальный фрагмент? –   Какие   средства   выразительности   помогли   вам   определить   название музыкального фрагмента? – К какому художественному произведению можно отнести прослушанный музыкальный отрывок? –  Какие   средства   выразительности   использовал   художник   для   передачи настроения природы каждого времени года? 3) Художественное слово о временах года.  Чтение стихотворений А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова и других поэтов, с которыми дети уже знакомы. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –  И под снежной бахромою,  Неподвижною, немою,  Чудной жизнью он блестит.  И стоит он околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован,  Весь окутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет  На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет,  Он весь вспыхнет и заблещет  Ослепительной красой.                                         Ф. Тютчев Люблю грозу в начале мая,  Когда весенний, первый гром,  Как бы резвяся и играя,  Грохочет в небе голубом.  Гремят раскаты молодые,  Вот дождик брызнул, пыль летит,  Повисли перлы дождевые,  И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный,  В лесу не молкнет птичий гам,  И гам лесной, и шум нагорный – Все вторит весело громам.  Ф. Тютчев Вот и лето подоспело – Земляника покраснела; Повернется к солнцу боком – Вся нальется алым соком.  В поле – красная гвоздика,  Красный клевер… Погляди­ка: И лесной шиповник летом Весь осыпан красным цветом… Видно, люди не напрасно Называют лето красным! М. Ивенсен Меж редеющих верхушек Показалась синева.  Зашумела у опушек Ярко­желтая листва.  Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок.  И, хвостом мелькая, белка Легкий делает прыжок.  Стала ель в лесу заметней,  Бережет густую тень.  Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень.  А. Твардовский У ч и т е л ь .  Какие чувства объединяют эти стихотворения?  У ч а щ и е с я .   Гордость   за   нашу   Родину,   восхищение   красотой   русской природы, любовь к родному краю.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а Я вышел в сад, осенний сад. (Ходьба на месте.) На ветках яблоки висят,  Качает ветер ветки. («Фонарики» и взмахи руками.) Я в руки яблоки беру – Веселые, как лето… (Потянулись вверх на носочках.) Закаты на одном боку,  А на другом – рассветы. (Наклоны туловища вправо – влево.) III.   Дидактическая   игра  «Представь   и   увидишь»   (на   развитие творческого воображения).  1) Используя свое зрительное воображение, учащиеся должны представить и описать понятия и явления.   Какого цвета доброта?  Какого цвета ветер зимой и летом?  Какого цвета смех?  Какого цвета весна?  Какого цвета острая боль?  Какого цвета радость?    Какого цвета гроза? 2)   Учитель   может   провести   эту   же   игру   в   движении:   бросает   мяч учащимся, дети ловят и дают ответ на вопрос учителя. IV. Знакомство с картиной И. И. Шишкина «Перед грозой».  1) Анализ цветовой гаммы полотна.  Дети рассматривают репродукцию картины, название не сообщается. У ч и т е л ь . Какими  красками  написано  полотно?  Что  оно  изображает?  У ч е н и к и .   На   переднем   плане   –   светлыми,   на   заднем   –   темными. Собирается гроза, но еще светит солнце. У ч и т е л ь . Представьте, что вы оказались на тропинке, изображенной на полотне, какое бы состояние вы испытали и почему?  У ч е н и к и . Тревогу, страх. Скоро начнется гроза. Bсe замерло... У ч и т е л ь . Как вы определили, что надвигается гроза?  У ч е н и к и . Это передают краски. У ч и т е л ь .  Какими     оттенками     переданы     тревога,     неспокойное состояние?  У ч е н и к и . На полотне светлые и темные краски, а контрастное сочетание всегда неспокойно. У ч и т е л ь .  Вы правы, с помощью красок мы ощущаем напряжение, но в картине это  состояние передано не только красками, но и расположением предметов. Расположение изображенных объектов называется композицией. Кто   заметил   в   композиции   предмет,   дополнительно   создающий   ощущение напряжения? У ч е н и к и . Это дерево, стоящее справа. Если его закроем на репродукции, то   перед   нами   возникнет   только   равнина,   что   создавало   бы   ощущение спокойствия. Дерево нарушает покой, вносит в картину ощущение порывов ветра, терзающих его крону. У ч и т е л ь . Перед нами картина, изображающая наступление грозы. Какое название   может   быть   у   этого   полотна?  (Дети   дают   несколько   названий, затем сравнивают их с авторским.) Вы сказали о том, что наступление грозы пугает человека. Зачем же И. Шишкин изобразил это состояние природы?  У ч е н и к и .   Художник   увидел   в   нем   красоту   и   решил   передать   ее зрителям. У ч и т е л ь . Как вы считаете, красиво ли это состояние природы?  (Дети высказывают различные мнения.) И.   Шишкин   написал   свое   произведение   в   XIX   в.   Каждый   художник   в картинах старался выразить свое отношение к Родине. Все это делали по­ разному.  И.   Шишкин   писал   русские   пейзажи.   Он   показывал,   как   красива   наша природа в любое время года. Смотришь на его картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля и равнины. Так художник выразил свое отношение к своей стране. Расскажите, как он к ней относился.  У ч е н и к и . Очень любил, восхищался ее красотой. 2) Обращение к традициям и обрядам. У ч и т е л ь .   На   картине   изображено   состояние   природы   перед   грозой. Давайте   вспомним,   как   люди   в   древности   относились   к   этому   явлению природы.   Почему   они   боялись   грозы?   По   христианским   традициям   грозу воспринимали   как   кару   божью,   поэтому   всегда   крестились   при   ее наступлении.   Но,   несмотря   на   страх   перед   грозой,   люди   радовались. Наступление грозы они связывали с появлением дождя, который поливал их посевы и давал возможность им расти. В заключение дети еще раз говорят про свое отношение к полотну, про чувства, которые оно вызывает. V. Самостоятельная работа учащихся.  З а д а н и е .   Используя   бумажную   пластику,   изобразить   любимое   время года: зимний снегопад, весенние цветы, осенний листопад, насекомые летом и др.  Окружают меня кружева – Одуванчик, дрожащий едва,  Пенный гребень на гладкой волне И узор на морозном окне.  У ч и т е л ь .   Повторим   «азбуку   бумажной   пластики».   Обычная   бумага обладает большими пластическими возможностями. Это самый податливый, интересный   и   доступный   материал.   Он   легко   сгибается,   скручивается, сжимается, поддается тиснению. Бумага может быть гибкой лентой, поставленной на ребро, скрученной в спираль,   кругом,   выпуклой   или   вогнутой   формы,   жесткой   гофрированной решеткой и т. д., умеет принимать различные объемные формы.  Белоснежная   бумажная   пластика,   волшебная   игра   света   и   тени, бесконечные   творческие   возможности   и   перспективы   ее   использования заставляют   удивляться   и   искать   новые   пути   и   решения   в   создании художественных образов и сюжетов.  Учитель   напоминает   школьникам   некоторые   простейшие   приемы обработки   бумаги.   На   пояснительных   рисунках   линии   надреза   обозначены тонкой   сплошной   линией   на   лицевой   поверхности   и   штриховой   –   на оборотной. Сквозные отверстия выделены жирной линией.  Делается   произвольный   надрез   по   диагонали   и   два   надреза   с   другой стороны.   Легким   усилием   сжимаем   заготовку   к   центру,   сгибаем   по намеченным линиям (рис. 1). Складываем   по   надрезам,   таким   образом   можно   получить   «гармошку», «забор» (рис. 2). Следующие   приемы   отличаются   направлением   криволинейных   надрезов относительно   середины.   Согнув   бумагу,   получаем   вогнутую   и   выпуклую поверхности (рис. 3, 4). На рис. 5 отражен принцип создания архитектурных конструкций (дверные проемы, балконы, веранды). Выполнив круговые надрезы, делаем сквозную просечку по диаметру (рис. 6)   и   сгибаем   заготовку.   Затем   легким   нажимом   прогибаем   большой   круг внутрь, а малый – наружу.  Складывая   по   надрезам,   можно   получить   рисунок   «стиральная   доска» (рис. 7). На рис. 8–12 представлены следующие приемы обработки бумаги: – конструирование конических объемов (колеса, воронки, грибки, глазки, сердцевина цветка и т. д.; рис. 8); –   изготовление   поверхности,   образованной   двумя   пересекающимися синусоидами (спина ящерицы, крокодила; рис. 9); – выполнение сложных конструкций типа многоугольных звезд, снежинок (рис. 10); – декоративная отделка изделий (рис. 11); –   параллельные   надрезы   скручиваются   гладкой   стороной   наружу. Расправив,   получаем   волнообразную   поверхность   и   фактуру   бревенчатой стены (рис. 12).  Учащиеся работают самостоятельно над изображением любимого времени года в технике бумажной пластики.  VI. Итог урока. Выставка и оценка работ. Уборка рабочих мест.  Домашнее   задание:  прочитать   русские   народные   сказки   с   описанием русского быта; подобрать иллюстрации с изображением русской избы.

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс

Урок по ИЗО "Пейзаж родной земли" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018