Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс
Оценка 4.8

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
5 кл
20.01.2018
Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс
Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» Цель: способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.
Семья-хранитель духовных ценностей.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОНТЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект урока по учебному курсу «ОДНКНР»  в 5 классе Тема: «Семья – хранитель духовных ценностей» Конспект составлен  учителем I категории  предмета  истоки  МОУ Контеевская СОШ   Маловой Маргаритой Васильевной Контеево  1 2017 Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» Цель:  способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте,  где ребенок получает уроки нравственности Задачи: 1. Формировать представления о роли семьи в традиционных религиях России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. 2. Обучать  ведению  учебного  диалога  в  раскрытии  значения семьи в жизни людей; 3. Воспитывать   уважительное   отношение   к   семейным ценностям и традициям. 4. Организовать   совместную   деятельность   детей   по определению   основных   ценностей   семьи   в   православии   на   примере истории Петра и Февронии; 5.   Обучать  приемам  рефлексии  собственных  впечатлений  и чувств. Планируемые результаты:  ­предметные  ­ формирование  представления о семье и ее культурной роли.  метапредметные   (регулятивные   УУД,   познавательные УУД, коммуникативные УУД)   ­   определение   наиболее   эффективные   способов   достижения результата; внесение соответствующих корректив   в их выполнение на основе   оценки;   понимание   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности;  ­ поиск и отбор необходимой информации. ­   овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных стилей   и   жанров,   осознанного   построения   речевых   высказываний   в соответствии с задачами коммуникации. 2 личностные  осознание важности значения семьи, роли семьи в жизни общества. Личностно значимая проблема:    Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского    народа. Оборудование:  компьютер,   мультимедийный   проектор,   учебник   «Основы духовно­нравственной культуры народов России», 5 класс / Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков/ Вентана ­ Граф, 2015. Материалы к уроку: видеоролик «Счастливая семья», презентация «Семья – хранитель духовных ценностей», лепестки цветов,  ромашки, дом. Ход урока: 1.Организационный момент. ­ Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем  уроке. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на  парте три лепестка: оранжевый – «я готов активно работать на уроке», синий  – «я не готов к активной работе, нет настроения», жёлтый – «средняя степень  готовности, нейтральное настроение». Покажите, пожалуйста, тот лепесток,  который  соответствует вашему настроению сейчас. Вы все готовы активно  работать на уроке. Молодцы! 2.Мотивация к учебной деятельности Формулировка темы урока. Проблемная ситуация. Вашему вниманию предоставляется видеоролик. Установка:  подумать о смысле, заложенном в видеоролике. Организую беседу с детьми  Вопрос: Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать автор) Вопрос:  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема же  нашего занятия? (Слайды 1­2) 3 У вас на столах находятся цветки ромашки. Эти цветки выбраны нами не случайно. Они символизируют семью. 3.Актуализация знаний       Вхождение или погружение в тему «Семья!» У   Л.Н   Толстого   есть   замечательные   слова:  «По­настоящему счастлив   тот   человек,   который   счастлив   в   своей   семье,   в   своем доме». (Слайд 3) Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?  ­Какое определение вы бы дали понятию «семья»? ­Вспомните   качества,   которые   присущи   каждой   семье   в   вашем понимании. ­ С какими словами ассоциируется слово «Семья»? Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие  и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком  заботимся, кому желаем добра и счастья. (Слайд 4) Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем  понимании. 4.Изучение нового материала. Слово семья ­ в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей,  детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы,  а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже  напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы  получилась счастливая семья. Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом.  Семья ­ это   близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо,  трудно, если случилось несчастье ­ кто нас выслушает, поможет, успокоит,  4 даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди,  наша опора на всю жизнь. ­ А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех  членов семьи? Послушайте притчу. а) Чтение и обсуждение притчи. (Слайд 5) «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие.  Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи:  «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец  взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на  листе было написано три слова… ­ Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» (Слайд 6) ­ Как можно назвать такую семью? ­ Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи?    Почему??? А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена? (Слайды  7­14). Давным­давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с  красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали  дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда  назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на  охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду.  Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все:  дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить,  ведя общее хозяйство. Вот в таком большом доме и жила семья. 5 Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным  считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми,  помогали в доме, поле и огороде… Мы с вами говорим семья – хранитель духовных ценностей. А что такое ценность??? (Слайды  15­16) В словаре Ожегова: «Ценности – то, что человек ценит в жизни , чему он придаёт  особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза,  полезность» Это что­то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей  распасться. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым  родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды,  взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности. Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой  произрастает высаженное семечко… Что же может объединять семью?   О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить  по установившимся в ней традициям.  Прежде всего потому, что  существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни  и, главное, характеризуют семью, как коллектив.  Что такое традиция? (Слайд 17)  Традиция ­ от латинского "передача". Это слово означает  сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из  поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Ребята, а какие традиции вы можете назвать? 6 5.Первичное осмысление и закрепление изученного материла. Работа с учебником. Откроем учебники на стр.57. Что вы там видите? О какой традиции  говорит каждая иллюстрация? ­ Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них. а) Праздник – День семьи, любви и верности (Слайды  18­20) Наша страна 8 июля ежегодно отмечает – День семьи, любви и верности. Появился   он   благодаря   муромскому   князю   Петру   и   его   жене   Февронии, которые   жили   в   XIII   веке.   Эту   семейную   пару   православные   христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день ­ 25 июня (по новому стилю ­ 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято­ Троицкого монастыря в Муроме. б)Знакомство с религиозной культурой о семье. (Слайды 21­25) ­ Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры.  Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий. Откроем учебник на стр.69. Вашему вниманию предоставлены четыре  текста. Давайте посмотрим первый. О семье какой религиозной культуры он?  И т.д. о каждом.     Семья в исламской религиозной культуре. Семья в иудейской религиозной культуре.  Семья в православной культуре. Семья в буддистской религиозной культуре.  У меня на слайде  коротко описана каждая религиозная культура. Давайте  внимательно рассмотрим. 7 Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных  религиозных культурах? Что в них общего? Семья – свята для всех. Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем, Пусть будет всегда полной чашей ваш дом. Пусть дети и взрослые помнят всегда – Семья – это главное! Через года Сумейте вы счастье свое пронести, Пускай только лучшее ждет впереди! в) Чтение и обсуждение легенды(Слайды 26­27) ­ О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас  познакомитесь «Как появилась дружная семья». Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было  между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены  семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец  внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить  счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите,  какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на  семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять  следующие правила:      Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь понять каждого и, если надо, простить. Никогда не смейтесь над кем­то. Уважайте родственников. Почитайте родителей. А можно ли применить эти правила к школьной жизни??? Класс – это  дружная семья!!!. 8 6.Рефлексия (Слайд 28­30) Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам.  Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности,  о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что­то новое и интересное, то, что вам пригодится в  жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу.  Если в уроке что­то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос. – Ребята, давайте возьмем наши цветы­символы в руки. Согреем их в свих  руках. Представим, как каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его  лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте  беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к домику.  Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! 9 7. Домашнее задание. Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание:  нарисовать свою семью. 10

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Урок по курсу ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018