Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: Знакомство с древним государством –Двуречье.
Задачи: Формировать знания о процессе создания древнего государства на берегах рек Тигр и Евфрат;
Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, работать по карте, отвечать кратко на проблемные вопросы;
Ход урока
Мы закончили изучать историю Египта и сегодня переходим к изучению страны, которая носит название Древнее Двуречье.
Древнее Двуречье.
План:
1. Природные условия Др.Двуречья;
2. Занятия жителей Двуречья;
3. Религия и письменность Древнего Двуречья.
№1
- Подумайте почему у страны такое название – Двуречье? (м/у двух рек).
Другое название МЕЖДУРЕЧЬЕ,
Откройте с.31 учебника. Давайте взглянем на карту:
- Найдите на каре Междуречье,
- Между какими реками располагается? (Тигр и Ефрат).
Обе реки текут с севера на юг и впадают в Персидский залив. Современные государства на которых располагается Междуречье носят названия: Турция, Сирия, Ирак.
- Посмотрите по карте какая местность по берегам рек Тигр и Ефрат? (местность делится как бы на две части: на севере гористая, а на юге совсем ровная и камней там нет.)
Работа с историческими документами.
Геродот. История
Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь очень высок. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...
- Прочитаем Вопросы к документу и ответы запишем в тетрадь.
- Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодородная.)
- Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам, финиковые пальмы.)
- Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)
Вывод: Изучив документ, мы пришли к выводу:
Страна лежит между двумя большими реками — Евфратом и Тигром. Отсюда и ее название — Двуречье или Междуречье.
Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны.
Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более пяти тысяч лет назад.
Многие поселения древних земледельцев, вырастая, превращались в города — центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на суденышках, сплетенных из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.
Сохранилось Сказание о Гильгамеше (текст на глиняной табличке)
В городе Уруке жил некогда царь Гильгамёш. Решили боги испытать его силу и Послали против него могучего Энкиду — полузверя-получеловека. В единоборстве ни тот ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамёш и Энкйду Дружбу навеки.
В Двуречье нет лесов, поэтому не могло быть строительства из дерева. Дворцы, храмы, жилые дома - все сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.
Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожженный кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.
В Междуречье, как и в Египте люди верили в богов. Давайте узнаем какие боги были в этой стране. (с. 64, п.3 читаем, записываем в тетрадь.)
бог Солнца - Шамаш,
бог Луны – Син
бог воды - Эа
богиня плодородия и любви – Иштар.
Письмена на глиняных табличках.
Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанные таблички обычно обжигались в печи.
Клинообразные значки — это особое письмо Двуречья, клинопись. (Т)
В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.
Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» — он следил за дисциплиной
(с. 66 Рисунок)
Вот так проходил процесс обучения в школах Древнего Двуречья.
Теперь, откроите рабочие тетради на стр.41, выполним задание № 47.
Д/З $ 13, рабоч. Тетр. № 48.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.